Процедура добровольной реорганизации коммерческой организации

(Марков П. А.) («Право и экономика», 2011, N 11)

ПРОЦЕДУРА ДОБРОВОЛЬНОЙ РЕОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

П. А. МАРКОВ

Марков Павел Алевтинович, Судья Арбитражного суда города Москвы, доцент кафедры Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук. Специалист по гражданскому праву, арбитражному процессу. Родился 21 августа 1965 г. в г. Елабуге, Татарская АССР. В 1993 г. окончил Военный институт МО РФ. Автор многочисленных публикаций в юридической печати.

Статья посвящена актуальным вопросам правового регулирования реорганизации коммерческих организаций в российском праве. Исходя из анализа действующего законодательства, можно выделить два основных типа реорганизации: добровольную и принудительную. Признак добровольной реорганизации — договор между учредителями.

Ключевые слова: процедура; добровольный; реорганизация; коммерческая организация; принудительный; учредитель.

Procedure of voluntary reorganization of a commercial entity P. A. Markov

The article considers critical aspects of reorganization of commercial entities in Russia. The current legislation provides for two main ways or reorganization, namely, voluntary and involuntary ones. A feature of voluntarily reorganization is a contract concluded between incorporators.

Key words: procedure; voluntary; reorganization; commercial organization; involuntary; incorporator.

Исходя из анализа действующего законодательства, можно выделить два основных типа реорганизации: добровольную и принудительную. Юридические лица прекращают свою деятельность в порядке, принципы которого сходны с действующими при их создании. Различают распорядительное и добровольное основания прекращения деятельности юридического лица. Добровольным основанием считается решение органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 68 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)). К распорядительным основаниям относятся: решение учредителей (участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК РФ), решение уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК РФ), решение суда (п. 2 ст. 57, п. 2 ст. 62, ст. 65 ГК РФ). К ним примыкает реорганизация с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ; ст. 17 Закона о конкуренции). Реорганизация коммерческих организаций — одна из наиболее применяемых в деятельности компаний корпоративных процедур. Однако действующее гражданское законодательство, регулируя в самом общем виде вопросы реорганизации коммерческих организаций, не содержит четкого сценария процедуры ее проведения. В связи с этим на практике возникают проблемы в части применения тех или иных положений ГК РФ и законов об отдельных видах юридических лиц к конкретным ситуациям. Так, особенности реорганизации акционерных обществ предусмотрены ст. ст. 15 — 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО). Реорганизация акционерного общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Для слияния акционерных обществ общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, который должен содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 16 Закона об АО. При слиянии обществ акции общества, принадлежащие другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются. Взамен акций каждого общества, участвующего в слиянии, выпускаются акции вновь создаваемого общества. При реорганизации в форме присоединения также заключается договор о присоединении между присоединяемым обществом и обществом, к которому осуществляется присоединение. Договор о присоединении должен содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 17 Закона об АО. При присоединении общества погашаются собственные акции, принадлежащие присоединяемому обществу, акции присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, а также принадлежащие присоединяемому обществу акции общества, к которому осуществляется присоединение, если это предусмотрено договором о присоединении. Акции присоединяемого общества конвертируются в акции общества, к которому осуществляется присоединение. Для разделения акционерного общества общее собрание его акционеров принимает соответствующее решение, которое должно содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 18 Закона об АО. Акции реорганизуемого общества конвертируются в акции каждого создаваемого общества в соответствии с решением о разделении общества. При реорганизации в форме выделения общества общее собрание акционеров реорганизуемого общества принимает соответствующее решение, которое должно содержать сведения, указанные в п. 3 ст. 19 Закона об АО. Акции реорганизуемого общества конвертируются в акции каждого выделяемого общества в соответствии с решением о разделении общества. В зависимости от формы реорганизации, установленной в ГК РФ, можно выделить следующие основные этапы реорганизации.

Основные этапы реорганизации в форме слияния

Для того чтобы осуществить реорганизацию в форме слияния, необходимо последовательно пройти следующие основные этапы с соблюдением обязательных правил, установленных нормативными актами: общества, принимающие участие в слиянии, разрабатывают договор о слиянии; в акционерных обществах — оценка рыночной стоимости акций, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 75 Закона об АО акционеры — владельцы голосующих акций, голосовавшие на общем собрании против принятия решения о реорганизации общества или не принимавшие участия в голосовании по этому вопросу, вправе требовать выкупа обществом принадлежащих им акций. Общество выкупает акции по цене, определенной советом директоров (или органом, выполняющим его функции), но не ниже рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком (выкупная цена указывается в уведомлении о проведении общего собрания); каждое из обществ, участвующих в слиянии, принимает решение о реорганизации; проводится общее собрание участников обществ, участвующих в слиянии; уведомление налогового органа по месту учета о предстоящей реорганизации в срок не позднее трех дней с момента принятия решения о реорганизации (ст. 23 НК РФ); уведомление о реорганизации всех имеющихся кредиторов, а также публикация сообщения о реорганизации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц; государственная регистрация юридического лица, созданного в результате реорганизации, а также внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизуемых организаций; в случае если в результате реорганизации создано акционерное общество — регистрация в ФСФР эмиссии ценных бумаг; для акционерных обществ — уведомление ФСФР о реорганизации и погашении акций реорганизованных обществ [1].

Основные этапы реорганизации в форме присоединения

Основными этапами реорганизации в форме присоединения являются следующие: общества, принимающие участие в присоединении, разрабатывают договор о присоединении; каждое из обществ, участвующих в присоединении, общим собранием участников каждого общества принимает решение о такой реорганизации; утверждается договор о присоединении; общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта [2]; внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединяемых юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). При этом юридическое лицо, к которому производится присоединение, становится полным правопреемником всех прав и обязательств присоединенных организаций [3]. Государственной регистрации в этом случае подлежит не общество, к которому осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к его учредительным документам. Само же общество, к которому осуществлялось присоединение, считается реорганизованным не с момента государственной регистрации (как это имеет место при других формах реорганизации), а с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного (присоединенных) общества (обществ); уведомление налогового органа по месту учета о предстоящей реорганизации в срок не позднее трех дней с момента принятия решения о реорганизации (ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ)); уведомление о реорганизации всех имеющихся кредиторов, а также публикация сообщения о реорганизации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Важно, что требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией. В случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица (п. п. 3, 4 ст. 60 ГК РФ).

Основные этапы реорганизации в форме разделения

Основные этапы реорганизации в форме разделения следующие: в акционерных обществах — оценка рыночной стоимости акций; общее собрание участников (акционеров) реорганизуемого юридического лица принимает решение о реорганизации; уведомление налогового органа по месту учета о предстоящей реорганизации в срок не позднее трех дней с момента принятия решения о реорганизации; уведомление о реорганизации всех имеющихся кредиторов, а также публикация сообщения о реорганизации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц; в обществах с ограниченной ответственностью общее собрание участников каждого создаваемого юридического лица принимает решение об утверждении устава, учредительного договора и об избрании органов организации; государственная регистрация возникших юридических лиц и внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованной организации; для акционерных обществ — регистрация в Федеральной службе по финансовым рынкам (далее — ФСФР) эмиссии ценных бумаг каждого созданного общества, уведомление ФСФР о реорганизации и погашении акций реорганизованного общества. Детально порядок и условия присоединения определяются договором о присоединении, который подписывается соответствующими представителями от каждой организации, участвующей в присоединении [1].

Основные этапы реорганизации в форме выделения

Основные этапы реорганизации в форме выделения следующие: в акционерных обществах — оценка рыночной стоимости акций; общее собрание участников (акционеров) реорганизуемого юридического лица принимает решение о реорганизации; проводится общее собрание участников (акционеров) выделяемого юридического лица; уведомление налогового органа по месту учета о предстоящей реорганизации в срок не позднее трех дней с момента принятия решения о реорганизации; уведомление о реорганизации всех имеющихся кредиторов, а также публикация сообщения о реорганизации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц; государственная регистрация возникших юридических лиц и государственная регистрация связанных с реорганизацией изменений в учредительные документы реорганизованной организации; для акционерных обществ — регистрация в ФСФР эмиссии ценных бумаг [1].

Основные этапы реорганизации в форме преобразования

Основные этапы реорганизации в форме преобразования следующие: в акционерных обществах — оценка рыночной стоимости акций; общее собрание участников (акционеров) реорганизуемого юридического лица принимает решение о реорганизации; уведомление налогового органа по месту учета о предстоящей реорганизации в срок не позднее трех дней с момента принятия решения о реорганизации; уведомление о реорганизации всех имеющихся кредиторов, а также публикация сообщения о реорганизации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц; в ООО общее собрание участников создаваемого юридического лица принимает решение об избрании органов организации, утверждает учредительные документы; государственная регистрация возникшего юридического лица и внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованной организации; если в случае реорганизации создается акционерное общество — регистрация в ФСФР эмиссии акций [1]. Реорганизация хозяйственных обществ и унитарных предприятий осуществляется только при представлении доказательств письменного уведомления кредиторов и опубликования в органе печати сообщения о принятом решении о реорганизации (п. 5 ст. 51 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 8 ст. 29 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», п. 8 ст. 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»). В октябре 2004 г. был учрежден журнал «Вестник государственной регистрации», в котором публикуются сведения о государственной регистрации. Регистрирующий орган вправе использовать сведения, содержащиеся в указанном журнале, при осуществлении государственной регистрации. Таким образом, при регистрации реорганизации хозяйственных обществ и унитарных предприятий указанные юридические лица обязаны представлять регистрирующему органу доказательства уведомления кредиторов. Доказательства уведомления кредиторов могут быть представлены в регистрирующий орган в виде копий писем юридического лица, направленных в адрес его кредиторов, копии публикации в органе печати (в журнале «Вестник государственной регистрации»), в виде сведений, содержащихся в передаточном акте, разделительном балансе. При отсутствии указанных доказательств регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ. При отсутствии доказательств публикации сведений о реорганизации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации» регистрирующий орган также принимает решение об отказе в государственной регистрации. Несмотря на то что институт реорганизации довольно подробно освещен в действующем законодательстве, отечественные компании не спешат оформлять приобретение новых активов подобным способом. Основной причиной является необходимость соблюдения слишком запутанной процедуры, которая растягивает процесс на несколько месяцев. Первая общая проблема, на наш взгляд, — отсутствие унифицированной по организационно-правовым формам юридических лиц и формам реорганизации процедуры. Полагаем, что в настоящее время требуется унификация правил о порядке и процедуре реорганизации коммерческих организаций. Одним из ученых было отмечено, что слияние и присоединение в Законе о реорганизации ФРГ и немецкой литературе представляют как единство четырех этапов: 1) заключение договора о слиянии или присоединении (§ 4 — 7, 36, 37 Закона), 2) составление правлением отчета о слиянии или присоединении и проверка слияния или присоединения (§ 9 — 12, 36 Закона), 3) утверждение общим собранием каждого торгового общества (аналоги российских АО и ООО) договора о слиянии или присоединении (§ 13, 36 Закона), 4) регистрация слияния или присоединения (§ 16 — 20, 36, 38 Закона) [4]. При этом автор делает пояснение, что применительно к торговым (хозяйственным) обществам в Германии не выделяют в качестве самостоятельных этапов принятие совместным общим собранием акционеров сливающихся обществ устава нового общества и выборы наблюдательного совета, а при присоединении — утверждение устава общества в новой редакции; в России же не требуется составления исполнительным органом общества отчета о слиянии или присоединении и проверки слияния или присоединения [5 — 8]. Представляется, что реорганизация, так же как и ликвидация, должна четко подразделяться на этапы. При этом следует указать на необходимость самостоятельного выделения и такого этапа реорганизации, как обоснование этой процедуры. Введение правил, аналогичных содержащимся в Третьей и Шестой Директивах ЕС, позволит более эффективно защищать права не только кредиторов реорганизуемых коммерческих организаций, но и их участников.

Этапы реорганизации

Исходя из анализа этапов регистрации, которые могут быть выделены на основе законодательства, предлагаем выделять следующие этапы реорганизации: подготовительная стадия — представители или органы коммерческих организаций ведут переговоры о возможности, целесообразности и экономической эффективности реорганизации с обоснованием проведения реорганизации и доведением такой информации до всех заинтересованных лиц; стадия принятия и оформления решения о реорганизации — уполномоченные лица выносят на общее собрание участников коммерческой организации вопрос о реорганизации в конкретной форме, решают принципиальные вопросы реорганизации и обсуждают условия договоров о реорганизации; организационно-техническая стадия — уполномоченные органы разрабатывают проект договора о слиянии или присоединении, подготавливают передаточный акт или разделительный баланс, разрабатывают устав или изменения и дополнения в него, иные необходимые документы, подписывают договор о слиянии или присоединении; стадия утверждения — общее собрание участников коммерческой организации утверждает договор о слиянии или присоединении, устав общества или изменения и дополнения в него, иные необходимые документы, передаточный акт или разделительный баланс; стадия уведомления кредиторов и досрочного исполнения соответствующих обязательств — кредиторы реорганизуемого (реорганизуемых) коммерческих организаций уведомляются в установленном порядке о предстоящем изменении субъекта права и правопреемстве и реализуют свои права; регистрационная стадия — проходит государственная регистрация создания и (или) прекращения юридического лица, с момента которой по общему правилу коммерческая организация считается реорганизованной. Такое подразделение процедуры реорганизации на этапы позволит более четко применять на практике правила о защите прав как кредиторов реорганизуемых коммерческих организаций, так и участников таких юридических лиц. Утверждение передаточного акта и разделительного баланса как документов о правопреемстве не будет совпадать с принятием решения о реорганизации. Их утверждение не будет происходить до удовлетворения требований, заявленных кредиторами в определенный период времени, или, если такие требования не были заявлены, то до окончания срока, установленного для ответа на полученное письменное извещение о проводимой реорганизации. Ведь в этих документах должны быть отражены перечень передаваемого имущества, порядок и пропорции изменения, раздела имущества. Применительно к одной из форм реорганизации было указано: «Во всяком случае, слияние предполагает договор между сливающимися товариществами, который заключается их правлениями на основании постановления общих собраний» [9]. Основными документами при реорганизации являются: решение компетентного органа о реорганизации (это может быть как орган управления реорганизуемого юридического лица, так и полномочный представитель собственника); договор о слиянии или присоединении; передаточный акт или разделительный баланс; учредительные документы новых юридических лиц, изменения и дополнения в учредительные документы существующих или новая редакция таких документов; акт государственной регистрации [10]. В ГК РФ и специальных законах особое внимание уделяется передаточному акту и разделительному балансу как документам о правопреемстве. Они должны отвечать ряду обязательных требований к оформлению и содержанию, частично содержащихся в ГК РФ и специальном законодательстве о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц, частично выработанных практикой <1>. Например, недопустимо утверждение этих документов одновременно с принятием решения о реорганизации. Невозможно их утверждение до удовлетворения требований, заявленных кредиторами в определенный период времени, или если такие требования не были заявлены, то до окончания срока, установленного для ответа на полученное письменное извещение о проводимой реорганизации. В передаточном акте или в разделительном балансе должны быть отражены перечень передаваемого имущества, порядок и пропорции изменения, раздела имущества, в связи с чем составлению разделительного баланса или передаточного акта должна предшествовать инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемых юридических лиц. ——————————— <1> О содержании передаточного акта и разделительного баланса см.: Приказ Министерства финансов РФ от 20 мая 2003 г. N 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций».

В юридической литературе было отмечено, что передаточный акт и разделительный баланс вряд ли можно считать правоустанавливающими документами в том смысле, что без этих документов нет перехода соответствующего права. «Скорее, они являются доказательствами решения о распределении прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица. К правопреемникам переходят и не отраженные в этих документах и даже не выявленные на момент реорганизации права и обязанности реорганизованных правопредшественников» [11]. Более того, принимая во внимание, что состав имущества и обязательств реорганизованного юридического лица может не соответствовать составу имущества и обязательств, которые должны перейти к правопреемнику в результате реорганизации, в литературе было высказано мнение о необходимости отказаться от составления и утверждения передаточного акта и разделительного баланса, а состав передаваемых имущества и обязательств определять в договоре о слиянии (присоединении) либо в решении о разделении (выделении) [12]. Видимо, в связи с этим в проекте изменений в разд. I ГК РФ Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства на основании и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» в соответствии с разработанной на основании того же Указа Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации предложен новый подход к указанным документам. Разработчики проекта предлагают отказаться от использования понятия передаточного акта применительно к реорганизации, указав в ст. 58 ГК РФ, что при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу, а при присоединении юридического лица к другому к последнему юридическому лицу переходят права и обязанности присоединенного юридического лица. Нормы ст. 59 ГК РФ будут направлены на регламентацию содержания разделительного баланса. В работе говорилось о том, что реорганизация акционерного общества в любой форме образует сложный состав, состоящий из определенных законом и уставом общества действий различных участников данного правоотношения. Так, пункт 2 ст. 16 Закона об АО устанавливает, что общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого общества в акции нового общества. Совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, вопросы о реорганизации в форме слияния, об утверждении договора о слиянии, устава общества, создаваемого в результате слияния, и об утверждении передаточного акта. На практике и в литературе возникают вопросы о последовательности совершения вышеуказанных действий и об их характере. По одной позиции, вначале акционеры на общем собрании должны принять решение о проведении реорганизации и утвердить условия договора о реорганизации, после чего общество заключает договор о слиянии [13]. По другой позиции, поскольку выработка условий договора о присоединении не относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров, собрание не вправе решать этот вопрос. Сначала общества, участвующие в реорганизации, заключают договор о слиянии, поскольку именно такой порядок предусмотрен п. 2 ст. 16 Закона об АО [14]. Такую же последовательность действий при реорганизации, исходя из буквального толкования нормы п. 2 ст. 16 Закона об АО, предлагают некоторые комментаторы Закона об акционерных обществах [15]. Действительно, подп. 2 п. 1 ст. 48 Закона об АО, отнеся к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопроса о реорганизации общества, не раскрыл весь комплекс вопросов, решаемых при реорганизации. Некорректно сформулирована и норма Закона об АО, в которой во главу угла поставлено заключение договора о слиянии. Такой договор общество не вправе заключить прежде, чем вопрос о прекращении общества без ликвидации дел и имущества будет решен акционерами каждого общества на их общих собраниях. Существуют и частные проблемы. Например, п. 2 ст. 17 Закона об АО возлагает на совет директоров (наблюдательный совет) присоединяемого АО обязанность вынести на решение общего собрания акционеров вопрос об утверждении передаточного акта, в то время как при слиянии этот вопрос носит общий для юридических лиц характер. На наш взгляд, обществу, к которому происходит присоединение, целесообразно включать этот вопрос в повестку дня своего общего собрания акционеров, так как договор о присоединении не призван дублировать передаточный акт, подчиняющийся требованиям п. 1 ст. 59 ГК и содержащий весь комплекс обязательств реорганизуемого юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а информация об этих обязательствах должна быть представлена в полном объеме высшему органу управления АО. В связи с изложенным предлагается внести изменения в п. 2 ст. 17 Закона об АО и, исключив третье, изложить второе предложение в следующей редакции: «Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества выносит на решение общего собрания акционеров своего общества, участвующего в присоединении, вопрос о реорганизации в форме присоединения, об утверждении договора о присоединении и об утверждении передаточного акта». Учитывая наличие предварительного этапа реорганизации, выделенного выше, следует отметить, что совет директоров (наблюдательный совет), вынося на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации в форме слияния, желает получить санкцию акционеров на продолжение работы по подготовке договора о слиянии. Если акционеры изъявят желание прекратить существование общества без ликвидации дел и имущества, безусловно, на общем собрании они выскажут и свое мнение, и о тех условиях слияния, которые были достигнуты переговорщиками в ходе предварительной работы. Иной порядок лишает акционеров (особенно в крупных акционерных обществах) времени для осознания того, во что их вовлекают руководство общества и крупные акционеры. Например, в соответствии с Третьей Директивой ЕС 1978 г. до принятия общим собранием акционеров решения о слиянии составляется план слияния. Директива устанавливает перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в плане, к числу которых относится курс обмена акций. План слияния публикуется за месяц до принятия общим собранием решения о слиянии. План слияния подлежит оценке независимым экспертом, по итогам которой составляется отчет для акционеров [16]. При указанной ситуации возникают вопросы: с какого момента у общества появляется обязанность уведомить кредиторов о принятом решении о реорганизации? с какого момента у акционеров — владельцев голосующих акций появляется право требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций? Указанная обязанность общества по уведомлению кредиторов и права акционеров требовать выкупа принадлежащих им акций возникают после принятия общим собранием реорганизуемого общества решений по всему комплексу вопросов, перечисленных в п. 2 ст. 16 Закона об АО. Совет директоров (наблюдательный совет) после принятого общим собранием акционеров принципиального решения о реорганизации в форме слияния готовит проект договора о слиянии, согласовывает его условия с советом директоров (наблюдательным советом) общества (обществ), участвующего в слиянии, разрабатывает совместно с тем же органом сливающегося общества (обществ) устав предполагаемого к созданию общества и на основе полной инвентаризации общества, заключения независимого аудитора и независимого оценщика — передаточный акт. Неурегулированность отношений, связанных с документальным оформлением правопреемства при реорганизации, порождает коллизии на практике. Считаем целесообразным сохранить положения действующего законодательства о передаточном акте и разделительном балансе в силе. Данный акт вместе с учредительными и иными необходимыми документами, перечень которых установлен в ст. 14 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представляется в налоговый орган при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Учитывая, что хозяйственная деятельность юридических лиц продолжается и после принятия решения о реорганизации учредителями (участниками) юридического лица, на дату внесения в реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица данные передаточного акта могут уже не соответствовать действительности. Выходом из ситуации является составление уточненного передаточного акта (разделительного баланса) на дату завершения реорганизации с учетом произошедших изменений на основании данных бухгалтерского учета. Тем не менее, учитывая отсутствие нормативной обязанности по составлению уточненных передаточных актов или разделительных балансов, вопрос о коллизиях, связанных с датой утверждения и реального исполнения документов, оформляющих движение имущественной массы при реорганизации, остается открытым. Последствием непредставления этих документов в налоговый орган, а также отсутствия в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица является отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Таким образом, передаточный акт и разделительный баланс имеют большое значение для установления судьбы активов и пассивов, переходящих в порядке правопреемства при реорганизации. Помимо положений гражданского законодательства, Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в ст. 12 предусматривает обязательное проведение инвентаризации имущества и обязательств при реорганизации для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяются и документаль но подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок ее проведения определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49. Проводится также оценка имущества и обязательств, подлежащих включению в передаточный акт или разделительный баланс. В соответствии с существующей практикой и Методическими указаниями передаточный акт или разделительный баланс может включать следующие приложения: бухгалтерскую отчетность в составе, установленном Законом «О бухгалтерском учете», в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств реорганизуемой организации, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке; акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами перед составлением передаточного акта или разделительного баланса, подтверждающих их достоверность (наличие, состояние и оценка имущества и обязательств); первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации организаций; расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др. При этом дата утверждения в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса определяется учредителями в пределах срока проведения реорганизации, предусмотренного в договоре (решении) учредителей о реорганизации с учетом предусмотренных законодательством необходимых процедур (уведомления кредиторов (акционеров, участников) о принятом решении о реорганизации и предъявлении ими требований о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков, проведении инвентаризации имущества и обязательств и др.). Некоторые положения о порядке исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица содержатся также в ст. 50 НК РФ, в соответствии с которой обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками). Соответственно, в передаточном акте должны быть отражены также сведения о расчетах с бюджетом по всем налогам.

Специфика реорганизации

Таким образом, спецификой реорганизации, отличающей ее от создания и ликвидации коммерческой организации, является наличие обязательного имущественного правопреемства, в том числе отражаемого в разделительном балансе или передаточном акте, посредством которого осуществляется переход активов от одного юридического лица к другому. Дальнейшая судьба имущественной массы реорганизуемой организации определяется выбором той или иной формы реорганизации и подлежит обязательному документальному оформлению посредством передаточного акта или разделительного баланса, утверждаемых протоколом общего собрания учредителей (участников).

Проблема в определении правовых последствий признания недействительной регистрации реорганизации

Основной практической проблемой, которая не решена действующим законодательством Российской Федерации, является также определение правовых последствий признания недействительной регистрации реорганизации. На практике акционеры организации или регистрирующий орган могут обратиться в суд с требованием признать недействительным решение о государственной регистрации реорганизации акционерного общества. Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, а также создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Вместе с тем Закон о государственной регистрации юридических лиц не содержит положений, устанавливающих возможность и основания для признания решения о государственной регистрации реорганизации общества недействительным. Судебная практика самостоятельно ищет в рамках действующего законодательства Российской Федерации пути защиты прав истцов (кредиторов, акционеров) при разрешении данной категории дел. Поэтому вопрос об определении и законодательном закреплении правовых последствий признания недействительной регистрации реорганизации представляется наиболее сложным и требующим скорейшего разрешения. Представляется, что решать его следует исходя из принципа: мера ответственности (воздействия) должна быть соразмерна и адекватна защищаемым правам и ценностям, с тем чтобы потери всех заинтересованных лиц (кредиторов, акционеров, работников, самого общества) могли быть предотвращены или уменьшены, а нарушения должны быть столь существенными, чтобы указанные последствия выступали в качестве меры, действительно необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Варианты в определении правовых последствий признания недействительной регистрации реорганизации

Сегодня судебная практика предлагает фактически два варианта определения правовых последствий признания недействительной регистрации реорганизации. В связи с отсутствием прямого законодательного регулирования оба варианта основываются на аналогии закона. В первом варианте по аналогии используется п. 2 ст. 61 ГК РФ (ликвидация вновь созданного юридического лица), во втором — п. 2 ст. 167 ГК РФ (механизм, аналогичный двусторонней реституции). В проекте Закона о внесении изменений в ГК РФ разграничены последствия признания недействительным решения о реорганизации (ст. 60.1) и признания реорганизации корпорации несостоявшейся (ст. 60.2). В первом случае признание судом недействительным решения о реорганизации не влечет ликвидации образовавшихся юридических лиц, устанавливается лишь солидарная ответственность лиц, виновных в причинении ущерба. В случае же утраты права на участие в корпорации в результате злонамеренно проведенной реорганизации она может быть признана судом несостоявшейся по иску участника, утратившего право на участие в корпорации. При этом помимо восстановления юридических лиц, существовавших до реорганизации, прав их участников п. 3 ст. 60.2 гарантирует сохранение юридической силы сделок вновь созданных юридических лиц с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство. Из официальных разъяснений Президиума ВАС РФ, которые даны в информационном Письме от 9 июня 2000 г. N 54 «О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной», следует, что признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной. Иными словами, признавая наличие у общества правоспособности до признания его регистрации недействительной, Президиум ВАС РФ косвенно подтверждает, что регистрация должна считаться недействительной не с момента регистрации, а с момента признания ее таковой. Получается, что в случае проведения, например, реорганизации в форме разделения реорганизованное общество будет считаться прекратившим свою деятельность, а новые общества — созданными независимо от признания недействительной регистрации такой реорганизации. Можно согласиться с мнением одного из специалистов, что причины такой позиции Президиума ВАС РФ состоят в стремлении защитить интересы прежде всего кредиторов общества, государственная регистрация которого признана недействительной [17]. Однако применительно к отношениям реорганизации вывод Президиума ВАС РФ представляется безосновательным. Спорность и неоднозначность существующих точек зрения на правовые последствия недействительности регистрации реорганизации, отсутствие законодательного регулирования указанной проблемы и какого-либо официального мнения ВАС РФ по этому вопросу позволяют некоторым исследователям предположить, что законодатель вообще хотел исключить возможность оспаривания реорганизации после ее завершения [1].

Судебная практика

В то же время судебная практика свидетельствует об ином: реорганизация может быть признана недействительной в силу разных причин. Так, решение регистрирующего органа о государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с реорганизацией признается недействительным, если решение, на основании которого произведена реорганизация, принято неуполномоченным лицом. Суд исходит из того, что, если акционер (акционеры) не принимал (не принимали) решения о реорганизации, а заявление о проведении регистрационных действий и передаточный акт подписаны неуполномоченным лицом, регистрирующий орган не имеет законных оснований для регистрации реорганизации <2>. Решение регистрирующего органа о государственной регистрации реорганизации общества признается недействительным, если решение общества о реорганизации, на основании которого она была произведена, признано недействительным и документы, поданные на государственную регистрацию, подписаны неуполномоченным лицом <3>. ——————————— <2> Обзор судебной практики ФАС Московского округа «Обзор практики применения Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». <3> Постановление ФАС Уральского округа от 26 апреля 2011 г. N Ф09-1231/11-С4 по делу N А76-45308/2009.

Согласно другому делу, рассмотренному судом, реорганизация в форме присоединения не может быть признана недействительной на основании ст. 168 ГК РФ. При этом суд исходил из того, что реорганизация в форме присоединения не может быть признана недействительной по общим правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, так как реорганизация не является сделкой <4>. ——————————— <4> Постановление ФАС Уральского округа от 17 июля 2006 г. N Ф09-6200/06-С5 по делу N А50-43627/2005.

Признание договора о слиянии недействительным не является основанием для признания решения регистрирующего органа о государственной регистрации общества, созданного путем реорганизации, недействительным <5>. ——————————— <5> Постановление ФАС Поволжского округа от 20 сентября 2010 г. по делу N А12-17016/2009.

Это утверждение относится и к иным договорам о реорганизации. На практике также встречаются ситуации, когда в силу своего доминирующего положения в акционерном обществе мажоритарный акционер принимает решение о реорганизации общества в форме преобразования. Однако миноритарные акционеры не были уведомлены о проведении собрания акционеров по данному вопросу, вследствие чего они не участвовали в собрании. Согласно Закону об АО акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований данного Закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества, если он не принимал участия в собрании или голосовал против такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы (ст. 49). Однако к моменту, когда акционер узнает о принятом решении, общество может быть уже реорганизовано. В силу этого возникает вопрос: может ли акционер признать реорганизацию в форме преобразования недействительной на основании того, что он не был уведомлен о проведении собрания? По вопросу признания реорганизации в форме преобразования недействительной в связи с неучастием акционера в голосовании и неподписанием им устава и учредительного договора существуют противоположные позиции судов. Так, в некоторых решениях суды высказывают мнение, что реорганизация в форме преобразования признается недействительной, если акционер не участвовал в голосовании и не подписал устав и учредительный договор. В рамках первой позиции суды исходят из того, что, если акционер не участвовал в собрании акционеров по вопросу реорганизации и не подписал учредительный договор вновь созданного юридического лица, реорганизация в форме преобразования признается недействительной <6>. ——————————— <6> Постановление ФАС Московского округа от 3 декабря 2007 г. N КГ-А40/12457-07 по делу N А40-71444/06-144-257.

Напротив, реорганизация в форме преобразования иногда не признается недействительной, если акционер не участвовал в голосовании либо голосовал против реорганизации, не подписал устав и учредительный договор. Суды, придерживающиеся этой позиции, исходят из того, что, если акционер не участвовал в собрании акционеров по вопросу реорганизации, у него возникает единственное право — требовать выкупа принадлежащих ему акций <7>. ——————————— <7> Постановление ФАС Московского округа от 24 сентября 2007 г., 1 октября 2007 г. N КГ-А40/9740-07 по делу N А40-6751/07-134-51.

На наш взгляд, решением данной проблемы было бы введение обязательного предварительного обоснования реорганизации и обеспечение необходимой информацией участников и кредиторов реорганизуемых юридических лиц. До принятия решения о реорганизации реорганизуемая организация должна подготовить в письменной форме документ, содержащий детальное объяснение, а также юридическое и экономическое обоснование проекта решения о реорганизации, а для реорганизации в форме слияния (присоединения) — проекта договора о слиянии (присоединении), обоснование соотношения обмена (конвертации) акций (долей, паев), суммы компенсации, а также описание последствий осуществления реорганизации для участников каждой из участвующих в реорганизации организаций (далее — письменное обоснование). В письменном обосновании должны быть также описаны обстоятельства, затрудняющие оценку имущества по каждой из участвующих в реорганизации организаций. В обоснование реорганизации целесообразно указать: сведения об участниках реорганизуемой коммерческой организации, владеющих не менее чем 20% ее уставного (складочного) капитала (паевого фонда) или не менее чем 20% ее обыкновенных акций, в том числе о размере доли участника (акционера) реорганизуемой организации в ее уставном (складочном) капитале (паевом фонде), а также доли принадлежащих ему обыкновенных акций такой организации (для реорганизуемой организации — акционерного общества); сведения о доле участия государства или муниципального образования в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) реорганизуемой организации, наличии специального права («золотой акции»); сведения об ограничениях на участие в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) реорганизуемой организации; сведения о размере кредиторской и дебиторской задолженности реорганизуемой организации за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если реорганизуемая организация осуществляет свою деятельность менее трех лет, в том числе с разбивкой по кредиторам и должникам, размер задолженности которых составляет не менее 10% общего размера кредиторской и дебиторской задолженности, а также сведения о кредиторской и дебиторской задолженности перед аффилированными лицами; сведения о существенных сделках, совершенных реорганизуемой организацией за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если реорганизуемая организация осуществляет свою деятельность менее трех лет, размер обязательств по которым составляет не менее 10% балансовой стоимости активов реорганизуемой организации по данным ее бухгалтерской отчетности за соответствующий завершенный отчетный период; сведения об объявленных (начисленных) и о выплаченных дивидендах по акциям (долям в уставном капитале) реорганизуемой организации — хозяйственного общества, а также о доходах по облигациям реорганизуемой организации за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если реорганизуемая организация осуществляет свою деятельность менее трех лет, включая порядок выплаты дивидендов и иных доходов; сведения о лицах, намеревающихся предоставить обеспечение кредиторам реорганизуемой организации, а также об условиях обеспечения исполнения обязательств по обязательствам реорганизуемой организации (при наличии таких лиц) <8>. ——————————— <8> В этом перечне мы согласны с предложением разработчиков законопроекта «О реорганизации коммерческих организаций», который так и не был принят. Подробнее см.: [18].

В данном разделе можно опираться на положения Третьей и Шестой Директив ЕС. Данные положения должны быть внесены в ГК РФ в качестве самостоятельного положения о реорганизации. В случаях, если все участники коммерческой организации согласны провести реорганизацию без дополнительных вопросов, составления обоснования можно не требовать (например, если все акции (доли, паи) организации, участвующей в слиянии, принадлежат организации, с которой осуществляется слияние). Однако для соблюдения прав кредиторов такой документ все-таки лучше составить. Организацию, участвующую в реорганизации, тогда можно будет обязать по требованию кредитора представить в трехдневный срок с момента обращения для ознакомления соответствующие документы (письменное обоснование проведения реорганизации; копию договора о слиянии (присоединении), копию решения о реорганизации; копию передаточного акта; копии своих годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов, а также копии годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов всех организаций, участвующих в реорганизации).

О признании реорганизации недействительной

Ликвидация общества как своеобразная мера ответственности за нарушения требований закона при проведении реорганизации должна, во-первых, служить стимулом к соблюдению участниками гражданского оборота требований законодательства, во-вторых, применяться как крайняя и действительно необходимая мера защиты прав участников реорганизации. Поэтому с целью исключения возможности злоупотреблений с какой бы то ни было стороны следовало бы закрепить закрытый перечень процедурных нарушений, которые могут повлечь применение указанного последствия. Может возникнуть вопрос: как же быть с действительностью регистрации реорганизации при признании недействительным решения (или части решения) о реорганизации? Предпочтительным представляется следующий выход: законодательное закрепление запрета на государственную регистрацию реорганизации при наличии исков об оспаривании документов, ее оформляющих (решение о реорганизации, договор о слиянии, присоединении, часть решения, утверждающего разделительный баланс), до вступления в силу соответствующих решений суда с одновременным введением запрета на государственную регистрацию реорганизации до истечения срока исковой давности по такой категории дел [19]. Целесообразно установить, что признание недействительным решения о государственной регистрации организаций, создаваемых путем реорганизации, а также государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы организации, не влечет ликвидации организации, если иное не предусмотрено федеральным законом. Признание недействительными решения о реорганизации, договора о слиянии (присоединении), учредительных документов организации, созданной в результате реорганизации (полностью или в части), а также изменений, вносимых в них, не влечет ликвидации организации. Такой подход будет соответствовать принципу стабильности гражданского оборота и судебной практики, складывающейся в арбитражных судах.

Список литературы

1. Кафтайлова Е. В., Ручкин О. Ю., Трунцевский Ю. В. Реорганизация юридических лиц (правовые основы): Научно-практ. пособие. М.: Юрист, 2010. 2. Коломиец Е. С. Реорганизация через присоединение // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2006. N 4 (23). 3. Овчаренко М. В., Филимонов А. С., Шевченко О. Ю. Реорганизация юридических лиц. М., 2006. С. 148. 4. Долинская В. В. Реорганизация юридических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 8. 5. Becker R. Die gerichtliche Kontrolle von Massnahmen bei der Verschmelzung // AG. 1998. N 8. S. 224. 6. Krieger G. Der Konzern im Fusion und Umwandlung // ZGR. 1990. N 3. S. 519. 7. Luettige J. Das neue Umwandlungs und Umwandlungssteuerrecht // NJW. 1995. Heft 7. S. 419. 8. Schmidt K. Gesellschaftsrecht. Verlag Dr. Otto Schmidt. KG, Koeln, 1998. S. 392. 9. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. М.: Статут, 2003. Т. 1: Введение. Торговые деятели. С. 443. 10. Родионова О. М. Документальное оформление создания АО // Закон. 2004. N 9. 11. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. М., 1997. С. 140. 12. Брагинский М. И., Медведева Т. М., Тимофеев А. В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. М., 2000. С. 37. 13. Архипов Б. П. Юридическая природа фактического состава, опосредующего реорганизацию акционерного общества // Законодательство. 2002. N 3. С. 45 — 53. 14. Жданов Д. В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Лекс-Книга, 2002. С. 48, 49. 15. Блэк Б., Крэкман Р., Тарасова А. Комментарий к Федеральному закону об акционерных обществах / Под общ. ред. А. С. Тарасовой. М.: Лабиринт, 1999. С. 211, 212. 16. Директива Совета ЕЭС 78/855 от 9 октября 1978 г. о слиянии акционерных обществ // Вестник ЕС. N L 295. С. 36. 17. Аиткулов Т. Д. Некоторые аспекты правового регулирования слияний и присоединений акционерных обществ в праве Российской Федерации и ФРГ // Актуальные проблемы гражданского права. М., 2002. Вып. 4. С. 68, 69. 18. Суханов Е. А. Из практики работы Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте Российской Федерации // Вестник гражданского права. 2007. N 1. 19. Бакулина Е. В. К вопросу о судебном оспаривании реорганизации хозяйственных обществ // Хозяйство и право. 2004. N 3.

——————————————————————