Исторические аспекты возникновения авторского права

(Борисова Ю. В.) («Законность», 2012, N 3)

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

Ю. В. БОРИСОВА

Борисова Ю. В., прокурор управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры РФ.

В статье говорится о том, что первоначально авторское право не защищало интересов авторов и не способствовало появлению новых работ. Если была возможность, произведения просто перепечатывались. Существовала также система привилегий, предоставляющая лицу исключительное право на издание книг определенной тематики. Отмена монопольного права на издание произведений очевидно положительно сказалась на авторах, чьи права в течение длительного времени ущемлялись.

Ключевые слова: авторское право, привилегия, исключительное право, подделка, нарушение авторского права, юридическая защита.

The historical aspects of the beginnings of the copyright J. V. Borisova

The first copyright law was not about protecting the rights of authors, or encouraging them to produce new works. People routinely printed works when they had the chance. There had also been special privileges allowing exclusive printing of certain types of books. Dissolution of the monopoly might have been good news for long-suppressed authors.

Key words: Copyright, privilege, exclusive right, fake, copyright infringement, legal protection.

Еще в Древнем мире существовали правила, аналогичные современным: за автором закреплялось право на неприкосновенность произведения (тексты сохранялись для контроля за соответствием исполняемого текста на сцене представления авторскому замыслу), тем не менее юридическому оформлению экономической стороны творчества долгое время не придавалось особого значения. Первые документы (грамоты, патенты) охраняли лишь имущественную собственность владельцев от посягательств третьих лиц. Старейшая из дошедших до нас привилегий принадлежала правителю Темпт-Акуну I из Лилаирташа в Месопотамии (начало XVII в. до н. э.). Эта приобретенная за плату у царя грамота давала право на владение большим участком земли. Предусматривались защита собственности: «Пусть на него распространяется сень и магическая защита, и никто не должен отбирать у него поле», а также санкция к правонарушителю <1>. ——————————— <1> См.: Вишневский Л. М., Иванов Б. И., Левин Л. Г. Формула приоритета. Возникновение и развитие авторского и патентного права. Ленинград, 1990. С. 6.

Имена первых изобретателей и авторов книг неизвестны, вместе с тем считается, что первая книга появилась в Древнем Египте. Характерной чертой египетских книг является желание автора остаться в тени — он не стремится связать созданное им произведение со своим именем. Конечно, авторы существовали, но они полагали, что если припишут свой труд какому-нибудь великому деятелю прошлого — фараону, принцу или даже самому богу Тоту, то это будет лучшей гарантией долговечности их произведения. Издательское дело бурно развивалось в Александрии, где были основаны библиотека и музей, просуществовавший шесть столетий до разрушения царского дворца в 273 г. н. э. римлянами. Между тем в Александрийских библиотеках при проведении систематизации и каталогизации было установлено, что многие книги либо вообще не имели авторов, либо авторство приписывалось иным лицам. Заимствование из чужих произведений было весьма распространено. Например, согласно древним источникам по результатам проведения литературных состязаний в Александрии судья признал победителем далеко не самого лучшего писателя. Свои действия он мотивировал тем, что остальные участники представили точные копии с произведений других авторов. Впоследствии все плагиаторы были изгнаны из Александрии. Высокого уровня развития издательское дело достигло в Афинах. Уже в Древней Греции существовали понятия литературной собственности и плагиата. Так, Филострат из Александрии обвинил Софокла в заимствованиях из трагедий Эсхила, а Эсхила — в заимствованиях у Фриниха. Между тем никаких законов об авторском праве и правах издателей не было. «Если греки охотно награждали своих певцов гостеприимным приемом, то это отношение не дает еще основания видеть в нем авторское право, во-первых, потому, что оно не носило юридического характера, во-вторых, потому, что вознаграждение не всегда совпадало с принадлежностью песни самому певцу, наконец, потому, что здесь не было исключительного права распространения» <2>. ——————————— <2> Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891. С. 75.

Стоит отметить, что Древняя Греция оставила в наследство не только большое количество текстов, в том числе искаженных, но и немало мистификаций. Греческие риторы обучали учеников искусству стилизации, в результате чего появились письма Фемистокла, Пифагора, Платона и Демосфена. В одной старинной греческой рукописи найдены восемнадцать псалмов, приписываемых в те времена Соломону, которые впоследствии оказались замечательным примером стилистической подделки <3>. ——————————— <3> См.: Ланн Е. Литературные мистификации. 2-е изд., доп. М., 2009. С. 47.

Оригиналы же литературных произведений очень высоко ценились. Так, одолживший у Афин государственный экземпляр произведений трагиков Птолемей III Эвергет потерял огромный залог в 15 талантов (45 тыс. руб. золотом), не вернув оригинал <4>. ——————————— <4> См.: Вишневский Л. М., Иванов Б. И., Левин Л. Г. Формула приоритета. Возникновение и развитие авторского и патентного права. Ленинград, 1990. С. 9.

Издательское дело из Греции пришло и в Рим. Получивший вольную раб — переписчик книг становился издателем. Император Тацит издал эдикт, в соответствии с которым все библиотеки должны были иметь произведения его предка, знаменитого историка Тацита. Для изданий требовалось разрешение автора. Так, Цицерон в одном из писем задает вопрос Аттику (издателю своих произведений): «Скажи мне, ты хочешь сначала издать без моего распоряжения? Этого даже Гермодор не делал — тот, кто обычно распространял сочинения Платона…» <5>. ——————————— <5> Борухович В. Г. В мире античных свитков. Саратов, 1976. С. 185.

Однако даже у римлян, достигших высокого уровня развития права, не существовало института авторского права. В римских юридических источниках нет данных о существовании каких-либо норм в сфере интеллектуальной собственности. Сами писатели едва ли имели представление об авторском праве, о чем можно судить по следующему отрывку из Марциала. «Слух идет, Фидентин, будто ты, читая мои стихи, выдаешь их за свои; если ты хочешь оставить их за мной, я пришлю тебе их даром; если же ты хочешь, чтобы они были твоими, купи их — они уже не будут моими» <6>. ——————————— <6> Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 76.

В то же время нельзя отрицать того обстоятельства, что в Древнем Риме было много условий, способствовавших возникновению законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Римское общество было образованным, потребность в чтении была велика. Если и не существовало книгопечатания, то были иные способы воспроизведения сочинений — путем переписывания, причем оно было организовано на промышленных началах. Большое количество переписчиков создавало под диктовку одного чтеца одновременно значительное количество экземпляров. Сочинения Горация, Овидия, Марциала изготавливались в тысячах экземпляров и рассылались по империи. Однако нормы в сфере интеллектуальной собственности в римском законодательстве закрепления не получили, так как если и существовали технические и экономические условия для возникновения авторского права, то они парализовались «воззрениями на литературный труд и социальное положение автора». Именно социальное положение автора, а также отсутствие самостоятельности и независимости не способствовали установлению в его лице исключительного права на переписку. Кроме того, для римских издателей свобода переписывания была общепринята и естественна. Таким образом, римское законодательство не защищало имущественные интересы ни автора, ни издателя. Совершенно иная ситуация складывалась в Средние века. Эпоха античной культуры и высокого уровня образованности сменилась периодом всеобщего невежества и грубости: большинство графов и баронов не умели ни читать, ни писать. Даже Карл Великий в молодости не получил образования. В Англии грамотные люди были настолько редки, что они освобождались даже от смертной казни в случае совершения убийства <7>. ——————————— <7> См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 80.

Письменная литература «нашла приют» почти исключительно в монастырях: одни монахи переписывали классические произведения, другие составляли хроники. Стоимость книг в тот период была необыкновенно высока. Так, Людовик XI, желая приобрести для себя список с манускрипта арабского писателя Разеса, которым обладал медицинский факультет Парижского университета, отдал в залог манускрипта всю свою серебряную посуду <8>. ——————————— <8> См.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 83.

Изобретенное в Европе около середины XV века книгопечатание стало распространяться с необыкновенной быстротой. Если до 1460 г. насчитывалось не более 30 изданий, то за 40 последующих лет было выпущено около 40000 изданий общим тиражом до 12000000 экземпляров <9>. ——————————— <9> См.: Борухович В. Г. Указ. соч. С. 7.

Вскоре после того, как в XV веке в Италии заработал первый типографский станок, была осуществлена подделка латинских авторов. Анниус де-Витребе опубликовал в Риме сборник произведений Фабия Пиктора, Семпрониуса, Катона и других, которые якобы были найдены им в Мантуе. В то время часто находили памятники древних классиков, в связи с чем сомнений в подлинности не возникало. Только впоследствии мистификация была доказана <10>. ——————————— <10> См.: Ланн Е. Указ. соч. С. 105.

Поскольку изобретение книгопечатания совпало с возрождением интереса к классической древности, то в основном печатались классические произведения. Это обстоятельство не могло не оказать влияния на историческое развитие авторского права. Так как печатались произведения лиц, давно умерших, то не было заинтересованности в материальном аспекте распространения их сочинений. В связи с этим имущественный интерес печатания и книжной торговли сосредоточился на издателях, при этом издательство стало просто отраслью промышленной деятельности. Результатом стало то обстоятельство, что до установления защиты авторских интересов возникла необходимость охраны интересов именно издателей. Авторы же самостоятельных произведений в тот период не осознавали возможности приобретения исключительного права на воспроизведение и распространение своих сочинений. Их жалобы были в основном связаны с искажением мысли, но не с нарушением имущественных интересов. Это следует из известных слов Лютера: «Что это значит, мои дорогие типографщики, что вы так открыто друг друга грабите, воруете и подаете один другому безнравственные примеры. Разве вы уличные разбойники и воры?.. С этим злом еще можно было бы помириться, если бы только мои книги не печатались с такими ошибками и так безобразно» <11>. ——————————— <11> Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 85.

Однако именно изобретение печатного станка послужило основой становления законодательства об охране интеллектуальной собственности: возникают предпосылки появления прав издателей, защиты их от подделок. Правам авторов книг, печатавшихся издателями, правовая защита не предоставлялась. Необходимость охраны прав издателей привела к появлению привилегий, выдаваемых лицу на издание сочинений. При этом защита авторских прав была минимальна, поскольку нередко привилегии выдавались лицам, которые не являлись ни авторами, ни издателями произведения, «в уважение верности и заслугам». Первая привилегия была выдана в 1491 г. в Венеции профессору канонического права Петру Равенскому на сочинение «Phoenix». В 1484 г. Ричард III издал Указ, согласно которому иностранные типографы получали от короля привилегии и патенты на монопольное издание книг определенной тематики. В 1529 г. был опубликован список запрещенных книг, а впоследствии Генрих VIII запретил ввоз в Англию книг без специальной лицензии. В 1546 г. вышел королевский Указ, по которому любое произведение, напечатанное на территории Англии, должно было быть снабжено сведениями об именах автора и типографа, иметь дату публикации. В 1533 г. было официально зарегистрировано первое нарушение издательских прав, когда Уинкин де Уорд обнаружил, что его монополия на издание «Синтаксис» была нарушена типографом Питером Треверисом. В 80-е гг. XVI столетия группа книгопечатников, не имевших патентов, отказалась подчиняться установлению какой-либо монополии в книгоиздательском деле <12>. ——————————— <12> См.: Вишневский Л. М., Иванов Б. И., Левин Л. Г. Указ. соч. С. 21.

В XVII веке наиболее прибыльные издания на основании королевских патентов оказались закрепленными за узкой группой печатников. Кроме того, привилегии далеко не всегда были связаны с новыми авторскими произведениями или новыми изобретениями. В связи с этим привилегии тормозили экономическое развитие общества и препятствовали становлению и развитию конкурентных отношений, что не отвечало потребностям зарождающегося капитализма. Следствием изложенного стало появление в некоторых странах законодательства об отмене всех старых привилегий и о запрете выдачи новых. В отношении авторских прав закон был принят при королеве Анне Первой. Вступивший в силу в 1710 г. Статут королевы Анны содержал один из важнейших принципов авторского права: право на охрану опубликованного произведения и запрет на его тиражирование без согласия автора. Соглашение о выплате издателем гонорара литератору, которое подтвердило право автора получать деньги за свой материальный труд, впервые было заключено между С. Симмонсом и поэтом Дж. Мильтоном в 1667 г. Несмотря на развитие законодательства в сфере интеллектуальной собственности, подделки, в частности, литературных произведений в XVII — XVIII вв. оставались распространенными. Сандра-де-Куртиль считается первым профессиональным мистификатором, автором поддельных мемуаров. Едва ли известно, что А. Дюма при написании «Трех мушкетеров» много заимствовал из трехтомных мемуаров д’Артаньяна, вышедших в 1701 г. в Руане. Первый том этих мемуаров был целиком использован А. Дюма для своего романа, из двух других заимствования были менее откровенны. Автором трехтомных мемуаров д’Артаньяна был Куртиль. Он же являлся автором мемуаров Лафонтена, маркиза де-Фрэн, маркиза де-Монбрэн и многих других <13>. ——————————— <13> См.: Ланн Е. Указ. соч. С. 144.

Романы и повести Даниэля Дефо — характерные примеры литературных произведений, приписываемых «историческим анонимам». Так, один из популярнейших романов мировой литературы «Робинзон Крузо» появился в 1719 г. как мистификация. Дефо выпустил его в подражание книге капитана В. Роджерса, вышедшей вторым изданием в 1718 г. Назвав записки Робинзона подлинными воспоминаниями «моряка из Йорка», Дефо выпустил книгу, издатель которой в предисловии сообщил, что книга является описанием подлинных событий. Спустя год Дефо издал вторую мистификацию о воспоминаниях английского офицера-дворянина о своем пребывании в Германии и о гражданской войне в Англии. Как и «Робинзона», издатель приписал их историческому анониму, а во втором издании — полковнику Э. Ньюпорту, поместив его портрет на титульном листе книги. Однако были выявлены несовпадения и фактические ошибки, в результате чего подлинный автор Дефо стал известен <14>. ——————————— <14> См.: Ланн Е. Указ. соч. С. 149.

В 1729 г. Монтескье опубликовал перевод греческой поэмы в прозе в духе Сафо. В предисловии автор «Духа законов» сообщал, что поэма написана неизвестным поэтом, жившим после Сафо, и найдена им в библиотеке греческого епископа. Впоследствии Монтескье признался в мистификации <15>. ——————————— <15> См.: Ланн Е. Указ. соч. С. 179.

Вместе с тем, как только законодательство в сфере интеллектуальной собственности «окрепло», стало очевидно, что интересы правообладателей нарушаются. Например, в сфере авторского права это проявлялось в том, что страны, принадлежащие к одной языковой группе, не запрещали перепечатывания сочинений, принадлежащих авторам — гражданам другой страны. Например, Бельгия охотно пользовалась литературой Франции, США — Англии, Австрия — Германии и т. д. С целью предоставления большей защиты правообладателям, а также в связи с расширением интеллектуального и торгового сотрудничества в XIX веке стали заключаться первые международные акты, в частности, в 1886 г. в Берне принята Конвенция об охране литературных и художественных произведений.

Пристатейный библиографический список

1. Борухович В. Г. В мире античных свитков. Саратов, 1976. 2. Вишневский Л. М., Иванов Б. И., Левин Л. Г. Формула приоритета. Возникновение и развитие авторского и патентного права. Ленинград, 1990. 3. Ланн Е. Литературные мистификации. 2-е изд., доп. М., 2009. 4. Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891.

——————————————————————