Тепло ли тебе, потребитель?

(Матиящук С.) («ЭЖ-Юрист», 2014, N 3) Текст документа

ТЕПЛО ЛИ ТЕБЕ, ПОТРЕБИТЕЛЬ?

С. МАТИЯЩУК

Светлана Матиящук, доктор юридических наук, доцент, г. Новосибирск.

Если отсутствует установленная в законном порядке схема теплоснабжения, организация, не обладающая статусом единой теплоснабжающей организации, не обязана заключать договор поставки тепловой энергии с другой теплоснабжающей организацией в соответствии с нормами ГК РФ о публичном договоре. Но это лишь одна из позиций, выработанных судами. Расскажем и о других, существующих в противоречивой судебной практике.

Коллизии судебных подходов

В судебной практике первая позиция основывается на том, что вопрос о понуждении организации, не обладающей статусом единой теплоснабжающей организации, к заключению договора на поставку тепловой энергии должен разрешаться с учетом необходимости соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности на рынке тепловой энергии (подп. 5 и 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении). В случае если единая теплоснабжающая организация в установленном законом порядке уполномоченным органом не определена, к правоотношениям сторон подлежат применению общие нормы о публичном договоре. При этом необходимо учитывать утвержденную регулирующим органом схему тарифного регулирования деятельности участников спора <1>. ——————————— <1> Постановления ФАС ЗСО от 09.10.2012 по делу N А70-12695/2011; ЗСО от 26.12.2012 по делу N А27-19889/2011; ЗСО от 14.12.2012 по делу N А27-6786/2012.

В соответствии со второй позицией на основании положений ст. ст. 426, 539 ГК РФ и ст. 15 Закона о теплоснабжении у теплоснабжающей организации отсутствует обязанность заключить с другой теплоснабжающей организацией договор энергоснабжения, который является публичным только для единой теплоснабжающей организации. Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что отсутствует техническая возможность исполнения договора, поскольку истец имеет опосредованное присоединение к источнику тепловой энергии, вследствие чего не может быть определена точка поставки тепловой энергии <2>. ——————————— <2> Постановление ФАС ВВО от 08.06.2012 по делу N А11-1374/2011.

В 2010 году Законом о теплоснабжении внесены серьезные изменения в договорное регулирование отношений, связанных со снабжением потребителей тепловой энергией. В частности, на смену договору энергоснабжения пришли договор теплоснабжения, договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, договор поставки тепловой энергии и др. Тем самым изменена система субабонентских отношений, закрепленная в § 6 главы 30 ГК РФ, которая была заимствована из советского права. И как следствие, для заключения договора теплоснабжения (равно как и договора поставки энергии) теперь не имеет никакого значения, опосредованно или непосредственно присоединены энергопотребляющие установки потребителя к источнику тепловой энергии.

Публичный или нет?

На практике очень часто возникает вопрос: подпадают ли под действие договора теплоснабжения отношения, связанные с приобретением тепловой энергии с целью возмездной передачи ее потребителям, у другой теплоснабжающей организации? Регламентация этих отношений осуществляется с использованием договора поставки тепловой энергии (мощности), который является разновидностью договора теплоснабжения. При этом договор поставки энергии носит публичный характер только в отношении единой теплоснабжающей организации, на остальные случаи распространяется принцип свободы договора. Необходимо учитывать, что создается единая теплоснабжающая организация только при определенных условиях. Статья 12 Закона о теплоснабжении закрепляет возможность отказа от регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, другими словами, закрепляется возможность формирования некоей конкурентной среды на рынке тепловой энергии. В случаях когда состояние рынка тепловой энергии не соответствует определению естественной монополии, например при наличии нескольких теплоснабжающих организаций в одной системе теплоснабжения, может быть осуществлен переход в состояние конкурентного рынка тепловой энергии, то есть применение свободных (нерегулируемых) цен на тепловую энергию. Для защиты интересов населения одной из таких теплоснабжающих организаций должен быть присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Особенности статуса единой теплоснабжающей организации

Пунктом 7 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, установлены критерии определения единой теплоснабжающей организации, к которым относятся: — владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; — размер собственного капитала; — способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения. Для определения указанных критериев уполномоченный орган при разработке схемы теплоснабжения вправе запрашивать у теплоснабжающих организаций соответствующие сведения. В ходе проводимых преобразований на рынках электрической и тепловой энергии понятие «энергоснабжающая организация» стало родовым по отношению к вновь создаваемым субъектам, осуществляющим производство и (или) реализацию энергии. К числу последних на рынке тепловой энергии относится единая теплоснабжающая организация, а на розничных рынках электрической энергии — гарантирующий поставщик. И единая теплоснабжающая организация, и гарантирующий поставщик представляют собой особую сбытовую коммерческую организацию, обязанную заключить договор с любым обратившимся к ней потребителем либо лицом, действующим от имени и в интересах потребителя, но при условии нахождения энергопотребляющих установок потребителя в данной системе энергоснабжения. Целью создания единой теплоснабжающей организации и гарантирующего поставщика является обеспечение надежного и бесперебойного снабжения энергией населения, объектов жизнеобеспечения и стратегических объектов в необходимом им объеме и т. п. (ст. 15 Закона «О теплоснабжении»). При этом необходимо учитывать, что согласно ст. 2 Закона «О теплоснабжении» присвоение статуса единой теплоснабжающей организации осуществляется на основании соответствующего решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или на основании соответствующего решения органа местного самоуправления. Вместе с тем к иным энергосбытовым организациям относятся коммерческие организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности реализацию произведенной или приобретенной энергии. В отличие от деятельности единой теплоснабжающей организации их деятельность не подлежит детальной регламентации государством. Основная цель создания этих субъектов — содействовать определенной конкуренции в секторе сбыта энергии (свобода договора, нерегулируемые (свободные) цены на тепловую энергию и т. п.). Судебная практика показывает, что нередки случаи, когда регулирующий орган по предложению теплосетевой организации, которая не осуществляет выработку энергии, принимает решение об утверждении для нее тарифа на тепловую энергию. Соответственно она обращается к теплоснабжающей организации, не обладающей статусом единой теплоснабжающей организации, с требованием о понуждении заключить договор поставки теплоэнергии <3>. При разрешении подобных споров суды исходят из того, что производство и поставка тепловой энергии являются основным видом деятельности теплоснабжающей организации, договор поставки теплоэнергии при условии отсутствия утвержденной в установленном законом порядке схемы теплоснабжения является публичным. ——————————— <3> Постановления ФАС ЗСО от 09.10.2012 по делу N А70-12695/2011; ЗСО от 26.12.2012 по делу N А27-19889/2011; ЗСО от 14.12.2012 по делу N А27-6786/2012.

Рассматриваемый подход содержит ряд изъянов. Присвоение статуса единой теплоснабжающей организации осуществляется только в административном порядке и при условии возможности формирования некоей конкурентной среды в определенной системе теплоснабжения. А утверждение тарифов на тепловую энергию для сетевой организации, которая не осуществляет выработку энергии, противоречит самой идее разделения субъектов теплоэнергетики по видам деятельности (производство, передача и сбыт). Такая ситуация может привести к тому, что любая сетевая организация, не владеющая на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, сможет претендовать на получение статуса теплоснабжающей организации и предъявлять требование о понуждении заключить договор поставки тепловой энергии, который в силу прямого указания закона является публичным только в отношениях с единой теплоснабжающей организацией. Учитывая изложенное, можно сделать следующий вывод: если единая теплоснабжающая организация в установленном законом порядке уполномоченным органом не определена, к правоотношениям сторон подлежат применению общие нормы о публичном договоре только при условии возможности формирования некоей конкурентной среды в определенной системе теплоснабжения.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *