Право военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, на получение жилья по избранному после увольнения месту жительства

(Быстров П. Г., Туганов Ю. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 6)

ПРАВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАН, ВЫПОЛНИВШИХ ВОЗЛАГАВШИЕСЯ НА НИХ ПО КОНТРАКТУ ОБЯЗАННОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, НА ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ ПО ИЗБРАННОМУ ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

П. Г. БЫСТРОВ, Ю. Н. ТУГАНОВ

Быстров П. Г., судья окружного военного суда в отставке.

Туганов Ю. Н., доктор юридических наук, доцент.

Авторы раскрывают право военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, на получение жилья по избранному после увольнения месту жительства.

Ключевые слова: военное право, военная служба, право военнослужащих на жилье.

The right of servicemen and citizens who laid on them by the contract obligations of military service, to receive housing on the chosen after the dismissal of the place of residence. P. G. Bystrov, Yu. N. Tuganov

In the work of the authors describe the right of servicemen and citizens who laid on them by the contract obligations of military service, to receive housing on the chosen after the dismissal of the place of residence.

Key words: military law, military service, the right of servicemen to housing.

Военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений <1>. ——————————— <1> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 — 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан».

Реализуя данное правомочие в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив, таким образом, на государство соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу ст. 1 (ч. 1), ст. 2, ст. 15 (ч. 2), ст. 59 (ч. 2) Конституции Российской Федерации <2>. ——————————— <2> Там же.

Одной из таких публично-правовых обязанностей государства является предоставление военнослужащим при увольнении с военной службы и гражданам, выполнившим возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, после увольнения с военной службы возможности реализации конституционных прав на выбор места жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации) и на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации), в системной связи с конституционным правом на получение указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, бесплатно или за доступную плату жилых помещений из государственных фондов (ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации). Прежде всего, эта обязанность государства связана, как указал Конституционный Суд Российской Федерации <3>, с необходимостью обеспечения гражданам, завершившим военную службу по контракту, возможности возвращения к месту постоянного жительства. ——————————— <3> Там же.

Однако названные взаимосвязанные конституционные права не носят абсолютного характера и могут ограничиваться федеральным законодателем исходя из финансовых, экономических и социальных условий, определяющих как рыночные цены на жилье, так и соответствующие финансовые затраты государства. Именно поэтому возникновение права на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту жительства (далее — по избранному месту жительства) Федеральный закон «О статусе военнослужащих» связывает с наличием у военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (далее — лица), гражданства Российской Федерации, определенного срока военной службы по контракту и, как правило, соответствующих («льготных») оснований увольнения. Причем правоотношения, связанные с предоставлением лицам жилья по избранному месту жительства, вышеназванный Закон регулирует дифференцированно, а именно: в зависимости от срока поступления на военную службу по контракту и от участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих <4>. ——————————— <4> См. об этом: Савин И. Г. О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 2.

Необходимо согласиться с мнением И. Г. Савина о том, что «…система жилищного обеспечения военнослужащих (существующая с 2005 г. и действующая по настоящий момент для военнослужащих, не являющихся участниками НИС) и накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих… порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в каждой из указанных систем имеют значительные различия, которые, впрочем, не вступают в противоречие с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой «государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение» <5>. ——————————— <5> Савин И. Г. Указ. соч.

Лица, поступившие на военную службу по контракту до 1 января 1998 г., обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в соответствии с требованиями абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Обеспечение указанными жилыми помещениями лиц, поступивших на военную службу по контракту после 1 января 1998 г., может производиться дополнительно и согласно нормативным положениям абз. 12 п. 1 ст. 15 названного Закона. При этом на лиц, являющихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих <6>, действие приведенных правовых норм, регулирующих обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства, в соответствии с п. 15 <7> ст. 15 названного Закона не распространяется. ——————————— <6> Действует с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». <7> Введен Федеральным законом от 8 мая 2006 г. N 66-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Особую категорию составляют уволенные с военной службы по «льготным» основаниям граждане, имеющие продолжительность военной службы в календарном исчислении не менее 10 лет и принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 г. Обеспечение жилыми помещениями этих лиц осуществляется в соответствии с требованиями п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Абзац 1 п. 14 ст. 15 данного Закона предоставляет право получения жилых помещений по избранному месту жительства лицам, поступившим на военную службу по контракту до 1 января 1998 г., только при наличии у них общей продолжительности военной службы в календарном исчислении не менее 10 лет и «льготных» оснований увольнения с военной службы — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями. Кроме того, указанным правом, в соответствии с п. 3.1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обладают и лица, имеющие указанную продолжительность военной службы и основание увольнения с военной службы — в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащих условий контракта, что подтверждено и судебной практикой <8>. ——————————— <8> Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 1н-18/99 «На военнослужащего, уволенного с военной службы в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении его условий контракта, распространяются права и льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих» для военнослужащих, уволенных в связи с организационно-штатными мероприятиями».

Формулировка абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не ограничивает формы обеспечения жилым помещением военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы. Такими формами могут быть как предоставление указанным лицам возможности приобрести жилое помещение с использованием выделяемых за счет федерального бюджета средств социальной выплаты, удостоверенной государственным жилищным сертификатом (далее — социальная выплата), так и фактическое предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма. Право выбора конкретной формы, исходя из предусмотренной п. 1 ст. 7 ЖК РФ аналогии закона в правовом единстве и взаимосвязи с правовым регулированием, установленным абз. 12 п. 1 и п. 2.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющим право выбора в сходной правовой ситуации, принадлежит указанным лицам. Наиболее широкое распространение получила форма обеспечения жилыми помещениями лиц путем предоставления социальной выплаты. Обусловлено это не только большей доступностью (в силу достаточно подробной правовой регламентации) и меньшей длительностью ожидания в сравнении с другими формами предоставления жилого помещения, но и установленным Правительством Российской Федерации более широким, чем это предусмотрено в вышеназванном Законе, кругом лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства путем предоставления указанной социальной выплаты. Согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы (далее — подпрограмма), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 <9>, право на участие в подпрограмме, наряду с указанными в вышеназванном Законе, имеют также военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам (соответственно по подп. «б» п. 1 и подп. «в» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет не менее 20 лет, состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти (подп. «а» п. 5 названных Правил). Каких-либо ограничений относительно предоставления названным лицам социальной выплаты для приобретения жилого помещения именно по избранному месту жительства Правила не содержат. ——————————— <9> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы».

Для обеспечения всех лиц, указанных как в вышеназванном Законе, так и в Правилах, жилыми помещениями по избранному месту жительства путем предоставления социальной выплаты Правила предусматривают ряд условий, в том числе признание лиц в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Согласно подп. «а» п. 19 Правил для участия в подпрограмме лица должны подать соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти, наряду с другими документами, и выписку из решения органа по учету и распределению жилья (выделено нами. — П. Б., Ю. Т.) о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), что вызывает определенные трудности. В соответствии с абз. 4 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» порядок предоставления социальных гарантий, указанных в п. 14 ст. 15 этого Закона, в том числе и обеспечения жильем лиц при перемене места жительства, определяется Правительством Российской Федерации. Действующие Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», определяют, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств — участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении не менее 10 лет и уволенные по льготным основаниям — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. «а» п. 6 указанных Правил). При этом основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в соответствии с подп. «и» п. 7 названных Правил является «избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы». Причем организация учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, согласно подп. «б» п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 была возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Постановка на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с п. п. 9 и 12 названных Правил была поручена органам местного самоуправления, а предоставлением (распределением) жилья, согласно п. 30 названных Правил, занималась администрация субъектов Российской Федерации. Однако с 1 января 2005 г. в соответствии с положениями абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») обеспечение жилым помещением лиц, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. При этом, несмотря на то, что в названные Правила вносились изменения <10> уже после 1 января 2005 г., изменений в части приведения Правил в соответствии с требованиями абз. 1 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в указанной редакции) произведено не было. ——————————— <10> Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2007 г. N 778 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Возникшая коллизия в вопросе определения легитимного органа, обязанного принимать решение о признании лиц нуждающимися в жилье при перемене места жительства, была разрешена судебной практикой следующим образом. Как следует из решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации <11>, решение о признании увольняемого военнослужащего нуждающимся в жилье при перемене места жительства принимается по месту прохождения им военной службы. Согласно данному судебному решению аналогичный порядок признания нуждающимися в жилом помещении (улучшении жилищных условий) должен действовать и в отношении граждан, уволенных с военной службы. ——————————— <11> Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N ВКПИ 09-113 по заявлению Е. // Бюллетень Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. 2009. N 4.

Другой формой реализации права указанных лиц, поступивших на военную службу по контракту до 1 января 1998 г., на жилье при перемене места жительства является фактическое предоставление жилого помещения в избранном месте жительства в собственность бесплатно либо по договору социального найма. Этот вопрос будет рассмотрен в следующей публикации.

——————————————————————