Обеспечение жильем увольняемых военнослужащих и военная служба в преддверии увольнения
(Чаленко А. Ю.)
(«За права военнослужащих», 2006)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ УВОЛЬНЯЕМЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
И ВОЕННАЯ СЛУЖБА В ПРЕДДВЕРИИ УВОЛЬНЕНИЯ
А. Ю. ЧАЛЕНКО
Чаленко А. Ю., подполковник юстиции, соискатель ученой степени кандидата юридических наук Военного университета.
Давно уже стал привычным справедливый запрет на увольнение военнослужащих «по льготным основаниям» без обеспечения жилыми помещениями, введенный Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Данная норма обеспечивает социальную защищенность определенной категории военнослужащих, подлежащих увольнению, и, бесспорно, обоснованна и справедлива. Однако в настоящее время законодательно установлены некоторые способы обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, порядок реализации которых не определен. В силу этого при определенных условиях реализация права на обеспечение жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, при увольнении зачастую на практике не просто затруднительна, а вообще в настоящее время не реальна. В своей взаимосвязи некоторые законодательно установленные нормы, при отсутствии четко отлаженного порядка их исполнения и надлежащего финансирования, ставят перед командирами неразрешимые задачи при планировании и ведении кадровой работы. Имеют место случаи, когда данную ситуацию небезуспешно используют недобросовестные военнослужащие, так называемые экстремисты права, с целью, далекой от добросовестного пользования законодательно предоставленным правом. К примеру, рассмотрим одну из таких ситуаций.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: обеспечение жильем военнослужащих — граждан Российской Федерации, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Причем выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства лишь по желанию военнослужащих в последний год военной службы.
Если военнослужащий желает получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы и при этом не желает участвовать в программе «Государственные жилищные сертификаты», его обеспечение жильем осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья. Возникает справедливый вопрос: каков механизм данного обеспечения?
Приведу выдержку из рекомендаций Управления по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации от 22 июня 2005 г. исх. N 155/3/1395 по поводу порядка обеспечения жильем увольняемых военнослужащих:
«Обеспечение военнослужащих, увольняемых с военной службы, жильем по избранному месту жительства рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1) Военнослужащим — гражданам, имеющим общую продолжительность военной службы 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, обеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для приобретения жилого помещения по избранному постоянному месту жительства выдается государственный жилищный сертификат.
Включение в списки и выдача сертификатов указанным военнослужащим будет производиться после внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года N 522 (но ведь законодательно установлено время обеспечения жильем «при увольнении», как же быть со сроком увольнения? — Прим. авт.).
2) Военнослужащие — граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечиваются жилыми помещениями по избранному постоянному месту жительства за счет строительства и приобретения жилья.
Приобретение жилья осуществляется только в рамках программы «Государственные жилищные сертификаты».
Однако законодательно закреплена позиция, при которой обеспечение жильем увольняемых военнослужащих при перемене ими постоянного места жительства путем выдачи государственных жилищных сертификатов является одним из способов обеспечения жильем, следовательно, не исключается и право выбора другого способа жилищного обеспечения — за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья. На практике же реально использовать другой порядок не представляется возможным. Вот и остаются командиры в рассмотренном нами случае перед неразрешимой задачей: как в срок принять решение о дальнейшем прохождении военной службы военнослужащими, подлежащими увольнению либо имеющими право уволиться и изъявившими такое желание, если при этом указанные военнослужащие желают получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы, но отказываются принимать участие в программе «Государственные жилищные сертификаты»?
Описанная выше ситуация усугубляется зачастую тем, что военнослужащие, подлежащие увольнению, но вынужденные проходить военную службу вследствие необеспечения жилыми помещениями, самоустраняются от выполнения служебных обязанностей, обусловленных прохождением военной службы, как правило, отказываются подписывать контракт о прохождении военной службы, становятся в оппозицию командованию, подрывая боеготовность воинских частей, авторитет командиров и начальников. При этом данная категория военнослужащих полагает, что в отсутствие контракта командиры не вправе отдавать им приказания, давать какие-либо поручения, а они перестают быть субъектами воинских правоотношений, в том числе и дисциплинарной ответственности.
Ошибочность данного мнения отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе Францына В. В. от 30 сентября 2004 г. N 322-О. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда, на таких военнослужащих в полной мере распространяются все нормы о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих, установленные законодательством, в том числе и дисциплинарной. Следовательно, при невыполнении военнослужащим служебных обязанностей, обусловленных прохождением военной службы, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания в объеме, предусмотренном Дисциплинарным уставом, в том числе и досрочное увольнение. Последнее само по себе снимает вопрос об обеспечении жильем до момента исключения из списков личного состава воинской части, так как запрет на увольнение без обеспечения жилыми помещениями распространяется на военнослужащих, увольняемых по строго определенным основаниям — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Конечно, данная позиция автора не является бесспорной. Возникает вопрос: каковы в описанной ситуации будут основания увольнения? Ответ: в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта. А если срок предыдущего контракт истек, но следующий контракт не подписан? В данных обстоятельствах мнение автора следующее: если срок очередного контракта истек, военнослужащий отказывается подписывать следующий контракт, но при этом ни одна из сторон не изъявила намерения расторгнуть правоотношения по поводу прохождения военной службы (командование — путем издания приказа об исключении из списков личного состава воинской части после обеспечения жильем, а военнослужащий — путем согласия уволиться без предоставления жилья), ранее заключенный контракт о прохождении военной службы (срок которого истек), необходимо считать продленным на неопределенный срок — до обеспечения военнослужащего жилым помещением.
Не противоречит данным выводам и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в описанном выше Определении. Военнослужащий, не подписывающий следующий контракт о прохождении военной службы, но не дающий согласие на увольнение без обеспечения жильем, признан проходящим военную службу в добровольном порядке до обеспечения его жильем, а в соответствии с п. 2 ст. 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» именно добровольность поступления гражданина на военную службу закрепляется в контракте о прохождении военной службы. С учетом такой позиции увольнение «в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта» при отказе военнослужащего исполнять служебные обязанности, определенные военной службой, обоснованно.
——————————————————————