Вправе ли налоговый орган истребовать документы о конкретной сделке вне рамок налоговой проверки?

Ответ: Если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы у участников сделки, располагающих документами об этой сделке, вне рамок налоговой проверки.

Обоснование: Статьей 31 Налогового кодекса РФ определен комплекс прав налоговых органов, при этом данный перечень не является исчерпывающим, поскольку налоговые органы осуществляют также и иные права, предусмотренные НК РФ.

Статья 93.1 НК РФ, предусматривающая право налоговых органов истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках, устанавливает два случая истребования у налогоплательщика, в отношении которого не проводится выездная либо камеральная проверка, документов либо информации:

1) истребование у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), этих документов (информации) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

2) истребование информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения таких документов (информации) (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Из приведенных пунктов ст. 93.1 НК РФ можно сделать вывод, что в любом случае налоговый орган вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания.

Из п. 2 ст. 93.1 НК РФ следует, что требовать у налогоплательщика копию договора, акта, первичных документов по сделке налоговые органы вправе.

Пунктами 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ установлен порядок истребования документов и/или информации.

В силу п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

Из буквального понимания ст. 93.1 НК РФ можно сделать вывод, что требование о предоставлении информации должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) и по какой конкретно сделке.

В законодательстве не разъясняется, в каких случаях возникает такая обоснованная необходимость. Однако в абз. 2 п. 3 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в поручении обязательно указывается мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость истребования.

Можно предположить, что законодатель связывает необходимость истребования информации с проведением конкретного мероприятия налогового контроля.

Суды подходят к этому вопросу по-разному.

Часть судов приходит к выводу, что отсутствие в поручении (требовании) обоснования необходимости истребования информации является достаточным основанием для того, чтобы не исполнять требование (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 N Ф03-5016/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008(6766-А75-14), Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2009 N 09АП-7537/2009-АК).

В то же время некоторые суды полагают, что обоснованная необходимость может и не быть связана с проведением каких-либо мероприятий налогового контроля (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 N А26-1964/2007).

Таким образом, если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки, располагающих информацией об этой сделке. Подобный вывод сделан в Определениях ВАС РФ от 13.02.2013 N ВАС-17200/12, от 18.01.2013 N ВАС-17802/12.

Минфин России в Письме от 02.05.2007 N 03-02-07/1-209 указал, что информация о конкретной сделке может содержать данные о сторонах сделки, ее предмете и условиях совершения.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что при истребовании документов (информации) по конкретной сделке:

— налоговики вправе истребовать какие-либо документы;

— они могут запросить информацию не о деятельности налогоплательщика вообще, а только по конкретной сделке. При этом контролеры вправе истребовать сведения как у контрагента, так и у любого другого лица, у которого, по мнению налогового органа, есть какие-либо документы (информация) о сделке;

— требование о предоставлении информации о сделке в обязательном порядке должно содержать сведения, позволяющие ее идентифицировать;

— запросить информацию вне мероприятий налогового контроля возможно в случае возникновения обоснованной необходимости;

— могут быть затребованы необходимые сведения о конкретной сделке неограниченное количество раз.

Кроме того, стоит отметить, что до внесения изменений в п. 2 ст. 93.1 НК РФ, то есть до 30.07.2013, на практике налоговики истребовали не только информацию, но и документы. При этом судебная практика была противоречива. Часть судов исходила из неправомерности истребования документов в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2008 N Ф04-3684/2008(6766-А75-14)).

В то же время существовали и противоположные судебные решения (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2009 N А43-11865/2009-37-292, от 19.10.2009 N А43-8766/2009-40-141).

Т. В.Липкина

ООО «ИК Ю-Софт»

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

03.06.2014

——————————————————————