Основным видом деятельности авиакомпании является осуществление пассажирских и грузовых авиаперевозок. При осуществлении указанной деятельности организацией используются как собственные воздушные суда, так и арендованные. Для осуществления деятельности организация располагает сертификатом эксплуатанта и соответствующими необходимыми лицензиями на осуществление грузовых и пассажирских перевозок. Относится ли авиакомпания к плательщикам транспортного налога в отношении арендованных воздушных судов в соответствии со ст.357 НК РФ? Если да, вправе ли она в отношении арендованных воздушных судов применить льготу, установленную пп.4 п.2 ст.358 НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 февраля 2005 г. N 03-06-04-04/13

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты транспортного налога и сообщает следующее.

Статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 Кодекса.

Согласно п.1 ст.358 Кодекса объектом налогообложения признаются, в частности, самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными Приказом Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110 (далее — Правила), государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации является документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства.

Свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна Российской Федерации — это документ, удостоверяющий, что воздушное судно должным образом занесено в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации в соответствии с требованиями Воздушного кодекса и указанных Правил. При этом свидетельство выдается только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим право на владение воздушным судном.

Кроме того, Правилами определено, что воздушные суда подлежат государственной регистрации на эксплуатанта (лицо, представляющее документы для занесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских судов Российской Федерации).

В соответствии со ст.61 Воздушного кодекса Российской Федерации эксплуатант — это гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Таким образом, в отношении воздушных судов именно эксплуатанты, указанные в свидетельстве о регистрации гражданского воздушного судна, являются налогоплательщиками транспортного налога.

Необходимо отметить, что пп.4 п.2 ст.358 Кодекса установлено, что объектом налогообложения транспортным налогом не являются пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. При этом на транспортные средства, находящиеся в аренде, вышеуказанное положение Кодекса не распространяется.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

22.02.2005

——————————————————————