Согласно российскому праву переход прав кредитора к другому лицу не требует согласия должника, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом или договором. Однако при этом должнику направляется уведомление о такой уступке, чтобы он осуществлял исполнение новому кредитору
Кто должен направить такое уведомление: новый или бывший кредитор? По отношению к кому должно быть исполнено обязательство, если должнику поступило два уведомления (об уступке и об отзыве уведомления) от бывшего кредитора и не поступало каких-либо уведомлений от нового кредитора?
Ответ: Хотя законодательство четко не определяет, от какого лица должно направляться должнику уведомление об уступке права требования долга, согласно судебной практике достаточным является уведомление должника именно бывшим кредитором.
При наличии двух уведомлений (об уступке и об отзыве уведомления) от бывшего кредитора и отсутствии каких-либо уведомлений от нового кредитора должник должен считаться не уведомленным об уступке прав требования новому кредитору и исполнить обязательство по отношению к первоначальному кредитору.
Обоснование: Вопросы перехода прав кредитора к другому лицу регулируются гл. 24 «Перемена лиц в обязательстве» и гл. 43 «Финансирование под уступку денежного требования» Гражданского кодекса РФ.
По ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий. В этом случае исполнение обязательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору.
Согласно ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.
В соответствии со ст. 830 ГК РФ должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получил от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж.
По просьбе должника финансовый агент обязан в разумный срок представить должнику доказательство того, что уступка денежного требования финансовому агенту действительно имела место. Если финансовый агент не выполнит эту обязанность, должник вправе произвести по данному требованию платеж клиенту во исполнение своего обязательства перед последним.
Таким образом, законодательство четко не определяет, от какого лица должно следовать должнику уведомление об уступке.
Следовательно, обе стороны — новый и бывший кредитор могут делать такие уведомления должнику.
Однако судебная практика считает, что уведомление только нового кредитора может быть недостаточным.
В п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 120 «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что достаточным доказательством является уведомление должника цедентом о состоявшейся уступке права (требования) либо представление должнику акта, которым оформляется исполнение обязательства по передаче права (требования), содержащегося в соглашении об уступке права (требования).
На этом основании в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 N 14548/11 было отмечено, что если первоначальный кредитор оспаривает факт перехода права, то в отсутствие уведомления от цедента либо акта по передаче права (требования) по договору об уступке права (требования) уведомление должника цессионарием (новым кредитором) не является доказательством состоявшейся уступки права требования и риск возможных последствий исполнения обязательства ненадлежащему лицу должен нести должник.
Ни гл. 24, ни гл. 43 ГК РФ не рассматривают ситуаций, когда должник получает несколько уведомлений в рамках уступки и эти уведомления противоречат друг другу.
Некоторые объяснения, что делать в таких ситуациях, дает судебная практика.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 14.02.2012 N 13253/11 был рассмотрен вопрос о получении должником от бывшего кредитора уведомления об уступке с последующим предоставлением должнику таким бывшим кредитором недостоверной информации относительно уступки денежного требования (направление ему письма об отзыве уведомления об уступке) при условии отсутствия каких-либо уведомлений со стороны финансового агента о приобретении им прав требования к заводу.
Суд указал, что при наличии двух уведомлений (об уступке и об отзыве уведомления) от клиента и отсутствии каких-либо уведомлений от финансового агента должник должен считаться не уведомленным об уступке прав требования финансовому агенту. В таком случае исполнение должником обязательства первоначальному кредитору (клиенту) признается исполнением надлежащему кредитору и прекращает обязательство должника. При этом новый кредитор (финансовый агент) вправе требовать неосновательно полученное от прежнего кредитора (клиента).
А. Ю.Буркова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
01.10.2012
——————————————————————