Зарубежный опыт постпенитенциарной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы

(Никитин А. М., Плющева Е. Л.)

(«Российская юстиция», 2013, N 8)

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ,

ОСВОБОЖДАЮЩИХСЯ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

А. М. НИКИТИН, Е. Л. ПЛЮЩЕВА

Никитин А. М., доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник НИИ ФСИН России.

Плющева Е. Л., старший научный сотрудник НИИ ФСИН России.

Лица, освобожденные от отбывания наказания, должны находиться под соответствующим контролем для успешной постпенитенциарной адаптации, а также предотвращения совершения ими новых преступлений. Опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах доказал целесообразность установления подобного контроля, например службы пробации.

Ключевые слова: зарубежное право, постпенитенциарная адаптация.

Persons released from punishment, should be under appropriate supervision on the part of the state and society for the sake of their successful post-penitentiary adaptation, and to prevent them from further crimes. Experience in fighting crime in Russia and many other countries has proved the feasibility of establishing such control, such as the probation service.

Изучение зарубежного передового опыта по применению условно-досрочного освобождения (далее — УДО) от отбывания наказания имеет для российского законодательства и правоприменения ценность с точки зрения поиска оптимальных законодательных решений.

Признается, что УДО от отбывания наказания является одним из самых эффективных и действенных способов предупреждения повторного совершения преступлений, способствующих возвращению в общество заключенного путем его планомерной и контролируемой ресоциализации. Как правило, УДО должно сопровождаться надзором, состоящим в оказании помощи и проведении контрольных мер. Характер, продолжительность и интенсивность надзора должны устанавливаться с учетом особенностей каждого конкретного дела. В течение периода УДО должна быть возможность корректировать характер, продолжительность и интенсивность надзора. Обязанности или меры по надзору не должны назначаться на период времени, превышающий неотбытую часть наказания. Обязанности и меры по надзору могут быть назначены на неопределенный срок, только если это необходимо для защиты общества и соответствует гарантиям, установленным в правиле 5 Европейских правил об общественных санкциях и мерах, пересмотренных в Рекомендации Rec (2000)22.

Лица, освобожденные от отбывания наказания, должны находиться под соответствующим контролем как со стороны органов государства, так и общества ради их успешной постпенитенциарной адаптации, а также предотвращения совершения ими новых преступлений. Опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах доказал целесообразность установления подобного контроля.

Рассматривая причинно-следственный комплекс повторных преступлений, безусловно, следует учитывать криминальные установки личности. Вместе с тем необходимо обращать внимание и на социальные факторы, оказывающие существенное влияние на формирование рецидивоопасного поведения. К ним относятся вопросы трудовой занятости лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, оказания данной категории граждан иной социальной помощи, способствующей их постпенитенциарной адаптации.

Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) Российской Федерации предусматривает целый перечень мер постпенитенциарной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Наряду с перспективой проведения специальных тренингов для осужденных в целом решение данной социально значимой задачи предполагается возложить на службу пробации, создание которой предусматривается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Трактовка службы «пробация» различается в зависимости от национальной системы уголовной юстиции. Член Совета по вопросу условно-досрочного освобождения Германии, эксперт Совета Европы Юрген Мутц считает, что: «Пробацию и пробационную деятельность не следует ограничивать только наблюдением или организацией и исполнением наказаний без изоляции от общества. Пробация в самом широком смысле охватывает любую деятельность, служащую реабилитации и реинтеграции преступника в общество. В этом смысле пробация рассматривается как элемент социальной и уголовной политики, которая должна способствовать сокращению преступности, рецидивизма и созданию более безопасного общества. Пробация — это не дополнение к системе уголовной юстиции, а необходимая и неотъемлемая часть».

Пробация (от лат. Probatio — испытание) — юридический термин, который используется в международном праве для определения названия и деятельности службы, которая исторически создавалась для организации работы с людьми, столкнувшимися с законом, осужденными, но не лишенными свободы, или освобожденными из-под стражи.

Анализируя результаты взаимодействия групп социальной защиты исправительных учреждений с заинтересованными службами на свободе, следует отметить незначительный объем обращений, по которым приняты положительные решения. По вопросу качественного состава обращений следует отметить, что органы федеральной службы занятости наиболее активно участвуют в решении вопросов трудового устройства освобождающихся (в среднем выше 50% положительных ответов на запросы).

Говоря о внедрении в исправительные учреждения информационных терминалов для оказания помощи освобождающимся в трудовом и бытовом устройстве, следует отметить, что в настоящее время такие технические устройства успешно развернуты на базе исправительных учреждений ФСИН России по республикам Хакасия, Тыва и Калмыкия, в Свердловской, Нижегородской, Ростовской, Архангельской, Белгородской, Калужской и Новосибирской областях, в Ставропольском крае.

Вместе с тем указанный положительный опыт работы в данном направлении позволяет работать только в сфере поиска подходящей для осужденных работы. К сожалению, вопрос квотирования рабочих мест в Российской Федерации для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, на федеральном уровне так и не нашел своего решения, в то время как опыт зарубежных государств свидетельствует о заинтересованности государства в предоставлении освобождающимся рабочих мест в рамках службы пробации.

Так, Минюст Великобритании призывает крупнейшие компании брать на работу больше экс-заключенных. Представители крупнейших британских компаний Virgin Group и Marks&Spencer; положительно отнеслись к инициативе властей помочь им вновь начать обычную честную жизнь.

В США до слушания дела об УДО осужденный должен подготовить план своего пребывания на свободе после УДО с указанием того, где он будет проживать, чем намерен заниматься, какой образ жизни будет вести.

Назначение службы пробации предусматривается законодательством федерации и всех штатов в качестве альтернативы лишению свободы. Зачастую пробация включается в систему наказаний, поскольку по всей строгости эта мера иногда ничем не отличается от ряда из них. Решение вопроса и применения пробации судом невозможно без предварительного изучения личности осужденного.

В Германии одна из обязанностей службы пробации заключается в предоставлении информации о поведении осужденного, грубых или неоднократных нарушениях им условий и обязанностей. Заключение службы пробации о социальных, семейных обстоятельствах, характере осужденного, а также об органах и организациях, которые смогут принять на себя задачи по трудоустройству освобожденного, весьма важно для принятия судом решений в ходе пробации. Таким образом, при постпенитенциарной адаптации осужденных сотрудник службы пробации должен одновременно помогать и контролировать.

Применение УДО по законодательству Швейцарии как одного из важных этапов исполнения наказания предоставляется после отбытия не менее 2/3 срока наказания. На испытательный срок может назначаться охранительный надзор, в котором предписываются определенные правила поведения.

Охранительный надзор оказывает моральную и материальную помощь освобожденному лицу при устройстве жизни на свободе, участвуя в его размещении и устройстве на работу. Охранительный надзор должен учитывать и то, что лица, склонные к рецидиву вследствие злоупотребления алкоголем и наркотическими средствами, а также вследствие своего физического состояния, должны помещаться в соответствующее окружение и, если это необходимо, находиться под наблюдением врача.

В Китае существует микрорайонная реабилитация, работа которой проводится в экспериментальном порядке в таких городах и провинциях, как Пекин, Шанхай, Цзяу и др. Она означает, что для наблюдения за лицом, освобождающимся из мест лишения свободы, в микрорайоне назначается специальный государственный орган, который при помощи заинтересованных общественных движений, народных организаций и социальных добровольцев занимается исправлением преступной психологии и способствует его ресоциализации. Субъектами выступают осужденные, в отношении которых назначено наказание в виде общественного надзора с отсрочкой исполнения приговора, а также лица, освобожденные условно-досрочно или по истечении срока наказания при лишении политических права.

В качестве непосредственной индивидуальной предупредительной меры следует применять институт административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно, если они совершают в течение одного года два и более административных нарушения против порядка управления, и (или) посягающих на общественную безопасность и (или) на здоровье населения.

Несмотря на принятие в Российской Федерации за последние годы мер в сфере обеспечения постпенитенциарной адаптации осужденных, без наличия единого федерального закона решить проблему в полной мере весьма сложно. Одного лишь закона об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, явно недостаточно. Именно соответствующий федеральный закон может определить обязанности всем органам исполнительной власти по работе с бывшими осужденными.

С учетом международного передового опыта основными направлениями деятельности Федеральной службы пробации России могут быть, в частности, организация работы с преступниками на стадиях до вынесения приговора, вынесения приговора к наказанию, не связанному с изоляцией от общества, исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, осуществление контроля и надзора за поведением условно осужденных, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, и оказание помощи в ресоциализации и социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Отмечается, что изучение зарубежного законодательства является необходимым условием для совершенствования отечественного законодательства, правильного понимания места и значения изучаемого института, что в целом будет способствовать более полному раскрытию его возможностей и повышению эффективности профилактики преступности условно-досрочно освобожденных.

Задачи, стоящие перед учреждениями, исполняющими наказание, по организации условно-досрочного освобождения и профилактики постпенитенциарной преступности в силу объективных обстоятельств невозможно реализовать посредством только одной уголовно-исполнительной системы. Для этого необходимо взаимодействие различных служб, подразделений УИС, МВД России, других правоохранительных структур, органов власти и управления, а также общественных организаций.

——————————————————————