Налоговые органы Республики Беларусь

(Андрощук В. В.) («Финансовое право», 2009, N 3)

НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В. В. АНДРОЩУК

Андрощук В. В., соискатель кафедры финансового права Высшей школы экономики.

Статья посвящена налоговым органам Республики Беларусь. Автором уделено внимание истории и этапам создания, полномочиям, функциям и задачам, структуре налоговых органов Республики Беларусь. Рассмотрены виды налоговых проверок, проводимых ИМНС РБ. Действующая в Республике Беларусь налоговая система сформировалась к середине 1990-х гг. Впоследствии в нее вносились изменения, связанные с появлением и отменой некоторых видов налогов, изменениями в налоговом законодательстве. В состав налоговой системы республики входят 24 платежа, имеющие налоговый характер. Из них регулярно исчисляются и уплачиваются семь платежей: налог на добавленную стоимость, сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги, местный налог (на инфраструктуру города) <1>. ——————————— <1> Сообщение агентства новостей БелТА // Электронный ресурс: http://www. belta. by.

Для снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения стабильности налоговой системы продолжается совершенствование налогового законодательства. Основными направлениями налоговой реформы являются упрощение налоговой системы, расширение налоговых баз, сокращение видов налогов и упорядочение льгот. Вносятся изменения в методику расчета и уплаты налогов. За период 2005 — 2007 гг. были полностью отменены 17 налоговых платежей, упростилась система налогообложения малых и средних предприятий. В 2009 г. намечено снижение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, установление единых ставок налога с продаж товаров в розничной торговле и налога на услуги в размере 5%, исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Планируется пересмотреть систему налогообложения средств, направляемых предприятиями на выплату заработной платы. В настоящее время ими уплачиваются четыре вида налогов: НДС, налог на прибыль, подоходный налог, отчисления в Фонд социальной защиты населения <2>. ——————————— <2> Сообщение агентства новостей БелТА // Электронный ресурс: http://www. belta. by.

С 2009 г. намечено перейти на плоскую шкалу взимания подоходного налога с физических лиц, установив по нему единую ставку на уровне 12%. При этом для недопущения роста налоговой нагрузки на население будут увеличены стандартные налоговые вычеты отдельным категориям граждан <3>. ——————————— <3> Интервью министра финансов Республики Беларусь Андрея Харковца // Электронное издание «Ежедневник». 18.08.2008. С. 1 // Электронный ресурс: http://www. ej. by.

Налоговый контроль призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах. Он осуществляется уполномоченными органами государства посредством проведения ими конкретных контрольных действий, регламентированных законодательством. Одним из направлений совершенствования налогового контроля является модификация его форм и методов, методологии проведения налоговых проверок. Использование информационных технологий позволяет автоматизировать прием налоговых расчетов и увеличить процент камеральных проверок в числе контрольных мероприятий, что означает переход от механической контролирующей деятельности к аналитической работе, от пополнения бюджета за счет санкций и штрафов к превенции возможных налоговых нарушений. Основные положения налогового законодательства закреплены в Конституции РБ и Налоговом кодексе РБ, действующем с 1 января 2004 г. Дополнительные разъяснения по налоговому законодательству даются в декретах, указах и распоряжениях Президента Республики Беларусь, а также в постановлениях Правительства РБ и нормативных правовых актах республиканских органов государственного управления, местного управления и самоуправления.

История и этапы создания налоговых органов РБ

Появление новых субъектов негосударственной формы собственности повлекло за собой необходимость изменения в структуре органов финансового контроля республики. В мае 1990 г. Постановлением Совета Министров БССР от 02.04.1990 N 78 была создана Государственная налоговая служба в системе Министерства финансов БССР, в составе Главной государственной инспекции Минфина БССР и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.1992 N 485 «Вопросы укрепления налоговой службы» в Главной государственной налоговой инспекции создано Управление налоговых расследований и его подразделения в государственных налоговых инспекциях республики. Указом Президента Республики Беларусь от 17.10.1994 N 150 Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов была переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете министров РБ и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств. Указом Президента Республики Беларусь от 11.01.1997 N 30 Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете министров РБ была преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, который вошел в систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству РБ. Указом Президента Республики Беларусь от 11.02.1998 N 71 Главное управление налоговых расследований, входящее в состав Государственного налогового комитета, преобразовано в Государственный комитет финансовых расследований РБ. Указом Президента Республики Беларусь от 03.08.1999 N 456 при Государственном налоговом комитете РБ создан Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий. Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 N 516 Государственный налоговый комитет преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Этим же Указом Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий был реорганизован в Департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам без прав юридического лица. С 16 августа 2004 г. Департамент преобразован в Управление контроля за подакцизными товарами Главного управления организации контрольной деятельности <4>. ——————————— <4> Официальный сайт Министерства по налогам и сборам РБ // Электронный ресурс: http://www. nalog. by.

Полномочия налоговых органов Беларуси

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, который финансируется за счет средств республиканского бюджета, имеет расчетный счет в банке, печать и гербовые бланки. Министерство осуществляет государственную политику в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, табачных изделий и сырья, их рекламой. МНС координирует деятельность в этой сфере и других республиканских государственных органов <5>. ——————————— <5> Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь (в ред. Постановления Совмина от 12.11.2007 N 1498) // Электронный ресурс: http://www. pravo. by.

Комитет государственного контроля следит за соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных бюджетных фондов. За Министерством финансов Республики Беларусь закреплена функция контроля за доходной частью бюджета. Департамент финансовых расследований Комитета госконтроля занимается проведением дознания и предварительного следствия по делам о налоговых нарушениях. Департаментом разрабатываются и осуществляются меры по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах. Государственный таможенный комитет реализует контрольные мероприятия по проверке правильности исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов и сборов при ввозе товаров на таможенную территорию республики и их вывозе за границу. Деятельность МНС регламентируется следующими нормативными актами: — Конституция Республики Беларусь; — Закон Республики Беларусь от 02.02.1994 «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь»; — Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 N 1592; — Положение об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденное Постановлением МНС Республики Беларусь от 28.12.2001 N 136 <6>. ——————————— <6> Официальный сайт Министерства по налогам и сборам РБ // Электронный ресурс: http://www. nalog. by.

МНС обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации налоговой политики государства. Для проведения налоговой проверки инспекторы МНС имеют право доступа на территорию или в помещение плательщика, проверки у должностных лиц удостоверяющих личность документов, вправе они и истребовать необходимые для исчисления и уплаты налогов бухгалтерские документы и иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика. Контролируется соблюдение кассовой дисциплины, оборот наличных средств в кассе предприятия и у подотчетных лиц, хранение ценных бумаг и другого имущества. В рамках установленного законодательства представители органов МНС могут производить личный досмотр сотрудников налогоплательщика и находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств. В рамках взаимодействия и сотрудничества инспекции МНС могут направлять запросы в иные государственные органы и организации на получение дополнительной информации о плательщике. Органы МНС обеспечивают меры по взысканию в установленном порядке неуплаченных сумм налоговых платежей. В целях скорейшего погашения задолженности органами МНС приостанавливаются операции плательщиков по их счетам в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях и накладывается арест на имущество должника. Свидетельством эффективности принимаемых мер служит статистика Министерства по налогам и сборам РБ: общая сумма задолженности организаций и физических лиц республики по платежам в бюджет на 01.07.2008 составила 96,9 млрд. руб., что по отношению к 01.01.2008 меньше на 52,6 млрд. руб., или на 35,2% <7>. ——————————— <7> Официальный сайт Министерства по налогам и сборам РБ, сообщение пресс-центра МНС // Электронный ресурс: http://www. nalog. by.

В целях налогового контроля, согласно Постановлению Совета Министров РБ от 20.01.2004 N 48, МНС вправе создавать налоговые посты, основными функциями которых является контроль за соответствием объемов сырья (материалов), поступивших для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, фактическим объемам, произведенным из этого сырья (материалов) товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Работники постов проводят сверку соответствия фактических остатков товаров, находящихся в складских и иных помещениях плательщика, данным его учета и отчетности <8>. ——————————— <8> Электронный ресурс: http://www. pravo. by.

В период с 2004 по 2006 г. МНС вводились государственные налоговые посты на пяти предприятиях страны, в настоящее время действуют три поста: на ОАО «Мозырьский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Нафтан» и ООО «ТД «Ждановичи» <9>. ——————————— <9> Официальный сайт Министерства по налогам и сборам РБ // Электронный ресурс: http://www. nalog. by.

Под особым контролем налоговых органов находятся производство и оборот алкогольной и табачной продукции. Юридическими лицами представляются декларации об объемах производства и оборота данных видов подакцизных товаров. Полученные данные анализируются и обобщаются для последующей выработки предложений по вопросам усиления контроля и регулирования в этой сфере. Инспекции МНС организовывают проверки соблюдения требований к маркировке и упаковке алкогольной продукции и табачных изделий, наличия и достоверности документов, подтверждающих легальность происхождения и соответствия продукции нормативной, технической и технологической документации. В случае несоответствия алкогольной продукции и табачных изделий требованиям стандартов, технических условий и других нормативных документов инспекции МНС имеют право приостанавливать или запрещать их реализацию. При установлении фактов нарушения законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при производстве и обороте алкогольной продукции и табачных изделий МНС вправе налагать арест на такую продукцию и изделия. Материалы проверок впоследствии передаются правоохранительным и другим органам государственного управления в соответствии с их компетенцией. По сообщениям пресс-центра МНС, в первом полугодии 2008 г. было выявлено 2979 правонарушений в сфере производства и оборота подакцизных товаров. Из теневого оборота изъято подакцизной продукции в целом на 2,8 млрд. руб. В соответствии с решениями судебных органов в доход государства обращено подакцизной продукции (с учетом остатков, арестованных в прошлом году) на сумму 2314,3 млн. руб. К административной ответственности судебными и налоговыми органами привлечено 2338 лиц на сумму 4086,9 млн. руб. <10>. ——————————— <10> Официальный сайт Министерства по налогам и сборам РБ // Электронный ресурс: http://www. nalog. by.

Департаментами МНС обобщается практика применения нормативных правовых актов по государственному регулированию производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий и разрабатываются предложения по их совершенствованию. В отношении нарушителей законодательства органами МНС принимаются решения об аннулировании специальных разрешений (лицензий) на производство и оборот алкогольной продукции и прекращении действия специального разрешения (лицензии) на розничную торговлю алкогольными напитками. Злостные нарушители могут быть представлены к процедуре ликвидации. Для контроля установленного порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций в деятельности предприятий торговли и сервиса МНС проводит контрольные закупки товарно-материальных ценностей и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг. В отношении физических лиц, имеющих задолженности по налоговому законодательству, МНС вносит в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь до ее погашения <11>. ——————————— <11> Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь (в ред. Постановлений Совмина от 12.11.2007 N 1498) // Электронный ресурс: http://www. pravo. by.

Официальная позиция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по налоговому законодательству и вопросам налогообложения отражена в периодическом издании — журнале «Налоги Беларуси», в котором содержатся комментарии, аналитические материалы, ответы на проблемные вопросы, а также другая информация в сфере налогообложения.

Функции и задачи налоговых органов РБ

Основной функцией МНС является обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами. Налоговые инспекции МНС ведут государственный реестр плательщиков, государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта. Органы МНС ведут регистрацию кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, применяемых для приема наличных денежных средств. В пределах своей компетенции подразделения МНС контролируют функции агентов валютного контроля. На инспекции МНС возложены функции по учету изъятого, арестованного ими имущества, подлежащего обращению в доход государства, и контролю за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от его реализации. Законодательство к функциям МНС также относит контроль за игорным бизнесом, целевым использованием иностранной безвозмездной помощи, проведением рекламных игр. Инспекции МНС обеспечивают соблюдение положений законодательства: — о расчетах между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; — о маркировке товаров контрольными знаками; — о ведении кассовых операций; — об обязательной продаже иностранной валюты; — об осуществлении посреднической деятельности при продаже товаров; — об обращении нефтяного жидкого топлива. Департаменты МНС проводят разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства, о декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств. Министерством издаются нормативные правовые акты, разрабатываются и утверждаются формы налоговых деклараций (расчетов), отчетов и других документов. Инспекции МНС рассматривают в пределах своей компетенции предложения, заявления и жалобы, поступившие от организаций и физических лиц. Министерством проводится анализ отчетных данных, результатов проверок, проводимых инспекциями, и разрабатываются предложения по совершенствованию деятельности инспекций МНС. МНС осуществляет процедуры внутреннего контроля и проводит проверки деятельности инспекций МНС, принимает меры к устранению выявленных недостатков, заслушивает отчеты руководителей инспекций МНС об их деятельности, оказывает методическую и практическую помощь. Министерство планирует и распределяет ассигнования на содержание инспекций МНС, контролирует их использование. Кадровой службой МНС проводится подбор, расстановка кадров для налоговых органов, решаются вопросы их подготовки и переподготовки. МНС осуществляет мероприятия по созданию и внедрению информационных систем, средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов. Министерство осуществляет деятельность, направленную на унификацию налогового законодательства в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации, подготавливает проекты налоговых соглашений с другими государствами, осуществляет связи с их налоговыми службами для обмена опытом <12>. ——————————— <12> Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь (в ред. Постановлений Совмина от 12.11.2007 N 1498) // Электронный ресурс: http://www. pravo. by.

Проверки, проводимые ИМНС РБ

В соответствии с законодательством налоговыми органами проводятся налоговые проверки и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц. В процессе проведения проверок устанавливается законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также факт соблюдения иного законодательства. В целях сокращения числа проверок одного и того же плательщика налоговые органы совмещают проведение налоговой проверки с проверкой финансово-хозяйственной деятельности. Предметом налоговой проверки является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций (расчетов), регистров налогового учета, а также других необходимых документов и сведений, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком налогов, а также исполнение иных требований налогового законодательства. По основанию назначения налоговые проверки делятся на плановые и внеплановые, планирование и назначение которых осуществляется в соответствии с порядком и решениями Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь. По видам налоговые проверки делятся на камеральные и выездные. В свою очередь, выездные налоговые проверки могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими и встречными. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании налоговых деклараций (расчетов), документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, других документов, связанных с налогообложением, а также документов и сведений о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа, в том числе о его государственной регистрации. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения плательщика путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете операций с последующим сравнением с налоговыми декларациями (расчетами), представленными ранее налоговому органу. Выездная налоговая проверка может быть комплексной или тематической. Тематические выездные налоговые проверки проводятся для изучения причин образования задолженности по налогам, а также выявления имущества и активов плательщика для обращения на них взыскания образовавшейся задолженности по налогам, сборам, пеням. Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете проверяемого плательщика финансово-хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими плательщиками, в отношении которых проводятся налоговые проверки. Проведение встречных выездных налоговых проверок осуществляется путем сопоставления разных экземпляров одного и того же документа, записей или данных по содержанию с соответствующими записями, документами и данными, находящимися у других плательщиков, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы. Рейдовая налоговая проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности плательщика, направленная на оперативное выявление нарушений актов законодательства непосредственно в момент их совершения. Данный вид проверок применяется в отношении плательщиков, чья хозяйственная деятельность непосредственно связана с приемом наличных денежных средств при реализации товаров и оказании услуг <13>. ——————————— <13> Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. N 166-З; Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. N 124 (в редакции Постановления МНС от 31.01.2008 N 17); Электронный ресурс: http://www. pravo. by.

За истекшее полугодие 2008 г. оперативно-рейдовыми подразделениями налоговой службы Беларуси проведено свыше 18,7 тыс. рейдовых проверок, в ходе которых из теневого оборота изъято товарно-материальных ценностей и денежных средств на сумму 17,0 млрд. руб., в том числе с применением метода контрольной закупки — около 9 тыс. проверок <14>. ——————————— <14> Информация Главного управления учета налогов и ведомственного контроля МНС РБ // Электронный ресурс: http://www. nalog. by.

При проведении проверок финансово-хозяйственной и иной деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц выявляется соблюдение ими установленного законодательством порядка: — обязательной продажи части валютной выручки; — выдачи лицензий и осуществления лицензионных видов деятельности; — расчетов между субъектами предпринимательской деятельности; — обращения нефтяного жидкого топлива в Беларуси; — правил ведения кассовых операций; — производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта; — производства и оборота табачного сырья и табачных изделий; — маркировки товаров контрольными знаками; — получения, предоставления и целевого использования иностранной безвозмездной помощи, международной технической помощи; — учета и использования бланков строгой отчетности. В первом полугодии текущего года налоговыми органами Беларуси проведено 50,3 тыс. проверок, в том числе 40,7 тыс. проверок субъектов предпринимательства. Проверками было охвачено 10,2% состоящих на учете в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей, нарушения выявлены у 74,4% проверенных субъектов предпринимательской деятельности, по результатам контрольных мероприятий в бюджет поступило 87,4 млрд. руб. <15>. ——————————— <15> Информация Главного управления учета налогов и ведомственного контроля МНС РБ // Электронный ресурс: http://www. nalog. by.

За последние годы число проверок, совершаемых налоговыми органами, сократилось в несколько раз. Это обусловлено как повышением ответственности налогоплательщиков, так и пересмотром взглядов руководства МНС на эту проблему (инспекторы направляются в основном на заведомо проблемные предприятия). В настоящее время 70% проверок являются результативными <16>. ——————————— <16> Сообщение агентства новостей БелТА // Электронный ресурс: http://www. belta. by.

Специалисты и кадровая политика МНС РБ

Штатная численность налоговых органов республики по состоянию на начало 2008 г. составляла 9405 человек, из них 196 человек были заняты в центральном аппарате министерства. Остальные специалисты работают в 157 инспекциях МНС, расположенных в г. Минске, областях (семь инспекций) и по районам, городам, районам в городах (150 инспекций). Подготовка специалистов для налоговой службы осуществляется в Белорусском государственном экономическом университете, Академии управления при Президенте Республики Беларусь, на экономических факультетах других учебных заведений республики. Повышение квалификации кадров осуществляется на базе учебных учреждений при учебных заведениях республики. Работники налоговой службы ежегодно отмечают свой профессиональный праздник «День работников налоговых органов» во второе воскресенье июля. За высокие показатели в труде сотрудники налоговых органов награждаются нагрудным знаком Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь «Выдатнiк падатковай службы», почетной грамотой Министерства по налогам и сборам и поощряются объявлением благодарности министра по налогам и сборам. МНС возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь. Министр по налогам и сборам руководит деятельностью МНС, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МНС задач и функций, за состояние дел в руководимой им сфере государственного управления. Министр утверждает структуру и штатное расписание Министерства и налоговых инспекций в пределах установленной численности работников и расходов на его содержание. Министр по налогам и сборам информирует Совет Министров РБ об основных направлениях деятельности налоговых органов и вносит в Совет Министров РБ проекты нормативных правовых актов по вопросам своей компетенции. Министр отвечает за вопросы межгосударственных отношений в области налоговой политики, взаимодействия с Национальным собранием РБ, Администрацией Президента Республики Беларусь, Советом Министров РБ, Комитетом государственного контроля, правоохранительными органами, другими органами госуправления, осуществляет общее руководство идеологической работой. В рамках деятельности МНС министр курирует Управление организационно-кадровой политики, Управление финансирования, бухгалтерского учета и отчетности, отдел информационно-разъяснительной работы. Осуществлять руководство министру помогают четыре заместителя, назначаемые и освобождаемые от должности Советом Министров РБ по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Первый заместитель министра курирует вопросы методологии учета поступления налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды, взыскания задолженности по ним, применения ответственности за нарушение. К сфере полномочий первого заместителя министра относятся вопросы применения трудового законодательства, организации работы с резервом кадров, подготовки и повышения квалификации сотрудников, профилактики и предупреждения коррупционных проявлений в налоговых органах. Заместитель министра по налогам и сборам отвечает за вопросы налогообложения физических лиц, декларирования доходов, имущества и источников денежных средств. Другой заместитель министра занимается вопросами методологии, координации и организации работы инспекций МНС по контролю за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, за приемом наличных денежных средств, использованием бланков строгой отчетности. Под руководством заместителя министра разрабатываются вопросы государственной политики в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий, юридического обеспечения деятельности налоговых органов. Еще один заместитель министра по налогам и сборам курирует вопросы методологии налогообложения организаций, международных налоговых отношений, интеграционного сотрудничества с государствами СНГ и другими зарубежными странами <17>. ——————————— <17> Официальный сайт Министерства по налогам и сборам РБ // Электронный ресурс: http://www. nalog. by.

Подразделения МНС

В систему Министерства по налогам и сборам входят инспекции МНС, а также государственные организации, подчиненные МНС, согласно перечню, утверждаемому Советом Министров РБ. Министерство по налогам и сборам и налоговые инспекции образуют систему налоговых органов. В свою очередь, в структуру МНС входят главные управления, управления и отделы. Управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения является самостоятельным структурным подразделением МНС, в состав которого входит отдел контроля и делопроизводства и административно-хозяйственный отдел. Важное место в системе налогового контроля республики занимает Главное управление методологии налогообложения организаций, состоящее из Управления косвенного налогообложения и Управления прямого налогообложения и прочих налогов и сборов. Управление обеспечивает методологическое и организационное применение законодательства о прямом и косвенном налогообложении организаций. Управлением разрабатываются предложения по упрощению налоговой системы, проводится работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников подведомственных инспекций. Главное управление налогообложения физических лиц состоит из управления налогообложения индивидуальных предпринимателей и управления налогообложения граждан. В состав Главного управления международного налогового сотрудничества входят управление международных налоговых соглашений и управление налогообложения внешнеэкономической деятельности. Главное управление учета налогов, отчетности и взыскания платежей состоит из: — управления учета налогов, отчетности и взыскания пла тежей; — отдела ведомственного контроля; — отдела по рассмотрению жалоб плательщиков; — отдела экономического анализа. Основными задачами Управления информационных технологий являются планирование и организация работ по разработке и внедрению автоматизированных информационных систем (АИС) и рабочих мест, а также определение перспективных направлений в автоматизации налоговых органов. Главное управление организации контрольной деятельности состоит из Управления организации контрольной работы, Управления контроля за подакцизными товарами и Управления оперативно-рейдовой работы. Управление организационно-кадровой политики обеспечивает кадровую политику по подбору, выдвижению и расстановке руководящих кадров и специалистов налоговых органов в соответствии с их профессиональными, деловыми и моральными качествами, формирование резерва руководящих кадров и организацию работы с ним. Юридическое управление МНС состоит из экспертно-правового отдела и отдела исковой работы и систематизации законодательства. Управление финансирования, бухгалтерского учета и отчетности занимается обеспечением финансирования Министерства и инспекций за счет средств республиканского бюджета. Управление контролирует соблюдение финансовой дисциплины, целевое и эффективное использование бюджетных средств, ведет учет имущественного и финансового положения МНС. Отдел информационно-разъяснительной работы организует информационное обеспечение деятельности министерства, формирует в общественном сознании положительный имидж сотрудников налоговых органов. Отдел проводит и координирует разъяснительную работу с плательщиками в сфере налогообложения. Сотрудники отдела готовят материалы для средств массовой информации, выступления по радио и телевидению, проводят пресс-конференции, брифинги и другие встречи со СМИ. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов, выработки решений по ним в МНС образуется коллегия в составе министерства (председатель коллегии), заместителей министра, а также руководителей структурных подразделений центрального аппарата МНС, представителей общественных объединений МНС и других работников налоговых органов. Численность и персональный состав коллегии утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. Решения коллегии обязательны для исполнения всеми инспекциями МНС, их структурными подразделениями и проводятся в жизнь постановлениями министерства либо приказами министра. В случае разногласий между министром и членами коллегии, возникших при принятии решений, министр проводит в жизнь свои решения, докладывая о них Совету Министров РБ, а члены коллегии могут сообщить свое мнение в Совет Министров РБ. Для разработки предложений о совершенствовании налоговой системы при МНС создается консультативный совет. Состав консультативного совета и положение о нем утверждаются МНС <18>. ——————————— <18> Официальный сайт Министерства по налогам и сборам РБ // Электронный ресурс: http://www. nalog. by.

——————————————————————