Трудовое право как социальная технология
(Жильцова Ю. В., Останина С. В.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2011, N 4)
ТРУДОВОЕ ПРАВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ <*>
Ю. В. ЖИЛЬЦОВА, С. В. ОСТАНИНА
——————————— <*> Zhil’tsova Yu. V., Ostanina S. V. Labor law as a social technology.
Жильцова Юлия Владимировна, доцент кафедры трудового права Уральской государственной юридической академии, доцент, кандидат юридических наук.
Останина Светлана Валерьевна, доцент кафедры философии и социологии Уральской государственной юридической академии, кандидат философских наук.
Социальная технология — это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности. Право также является социальной технологией. На примере отрасли трудового права можно увидеть, как с помощью права реализуются политические, экономические и социальные цели. Как социальная технология право ограничено применением только одного метода — метода правового регулирования. В связи с этим его реализация достигается государственным принуждением, а также методами общественного воздействия.
Ключевые слова: социальная технология, трудовое право, метод правового регулирования.
Social technology — an activity which is achieved as a result of the goal and object of change. Law also is a social technology. On the example of labor law can be seen how with law instruments the political, economic and social objectives are realized. As a social technology law is limited by only one method — the method of legal regulation. In this regard, its implementation is achieved by state coercion, as well as methods of social influence.
Key words: social technology, labor law, the method of regulation.
Социальные технологии пронизывают все сферы деятельности: от социологии и педагогики до экономики и менеджмента. В данном случае интерес будет представлять рассмотрение возможностей и ценности социальных технологий в трудовом праве в аспекте передачи профессионального опыта и формирования правосознания. Начнем рассмотрение данного вопроса с определения понятия «технология». Технология — это синтез древнегреческих слов techne — «умение, мастерство» и logos — «знание, учение». Таким образом, в самом простом определении «технология» — это мастерство, искусство, умение делать «искусственные» вещи и овладение необходимыми для этого знаниями. «Иначе говоря, технология — это умение воздействовать на предмет в какой-либо деятельности, где техника — это способы и действия, помогающие точно, быстро, рационально достигать избранных целей» <1>. Под термином «технология» понимают такие особенности современного производства, как расчленение производственного процесса на определенные этапы и последовательно сменяющие друг друга операции, а также стандартизацию и унификацию производственной деятельности людей. Благодаря этому технологизация обеспечивает повышение эффективности. Право как таковое также может быть представлено как технология регуляции социальной деятельности. ——————————— <1> Капитонов Э. А. Социология XX века. История и технология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 205.
Отметим, что не каждая деятельность может быть названа технологической. Технологичной может быть названа только деятельность, соответствующая ряду условий. Во-первых, процесс деятельности должен обладать определенной сложностью для разделения на самостоятельные этапы; во-вторых, необходимо наличие средств осуществления деятельности для достижения максимального результата при минимальных затратах. И в-третьих, обязательным условием является координация и поэтапность действий, направленных на достижение заданного результата, при однозначности выполнения операций, включенных в технологическую цепочку. Итак, «технология — это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели» <2>. Технология — это алгоритм определенного вида деятельности. Выступая в подобном качестве, технология позволяет при необходимости воспроизводить процесс человеческой деятельности в различных условиях и тиражировать его. Технология выполняет следующие необходимые функции: регулирует и направляет ход процесса в нужное русло; контролирует деятельность субъекта соответствующими стандартами, правилами, нормами, техническими условиями; гарантирует достижение заданных свойств, при соблюдении соответствующих условий; обеспечивает рациональность самого процесса деятельности» <3>. Будучи необходимым элементом любой человеческой деятельности, технология отвечает на методологический вопрос «как это сделать?». ——————————— <2> Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1996. С. 268. <3> Капитонов Э. А. Указ. соч. С. 206.
Термин «социальные технологии» входит в систему социального знания в 70-е годы XX в. Первоначально он обозначал систему специализированных средств и методов, использующихся в социальной инженерии и создающих возможности для рациональной деятельности <4>. ——————————— <4> Там же. С. 204.
Одним из первых исследователей к вопросу формирования социальных технологий обратился К. Поппер, определяя социальные технологии как способ применения теоретических выводов в практических целях. Он выделил следующие преимущества технологий: учет возможных отрицательных последствий; осторожность и постепенность в преобразованиях; постоянный контроль за их протеканием; возможность своевременно ликвидировать непредвиденные последствия, собственных действий; возможность корректировки деятельности субъекта по осуществлению изменений <5>. Все это имеет непосредственное отношение и к реализации норм трудового права. ——————————— <5> Кузнецова Л. П. Основные технологии социальной работы. Владивосток, 2002. С. 6.
Особый вклад в разработку социальных технологий с точки зрения философии внесли Н. Стефанов и М. Марков. Рассматривая сущность социальных технологий, Н. Стефанов приходит к выводу, что «…социальная технология — это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности… Социальная технология — это предварительно определенный ряд операций, направленный на достижение некоторой цели или задачи» и выделяет в процессах социальной технологии несколько процедур: «1. Определение цели, которая должна быть реализована в результате применения данной технологии; 2. Построение системы критериев для выбора возможных вариантов; 3. Обозначение круга возможных вариантов; 4. Выбор оптимального варианта; 5. Внедрение избранного варианта» <6>. ——————————— <6> Цит. по: Иванов В. Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. URL: http://www. i-u. ru/biblio/archive/ivanov_in-novazionnie/01.aspx.
М. Марков рассматривает социальную технологию в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов, действий и т. п. по формированию общественных явлений, и как технологизацию этих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур <7>. ——————————— <7> Там же.
Итак, можно выделить главные признаки технологизации — это разграничение, разделение, расчленение процесса определенной деятельности на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы и операции. Смысл указанной процедуры заключается в точном определении требований, предъявленных к субъекту, действующему по данной технологии. И второй признак любой технологии — это поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата. Последовательность и порядок исполнения действий основываются на внутренней логике функционирования и развития данного процесса. При этом у субъекта деятельности всегда остается возможность «вмешаться» в объективный ход процессов, изменить их порядок, установить ту или иную последовательность и темп процедур или операций в зависимости от изменяющихся обстоятельств. Таковы признаки и функции социальных технологий. По сути, право можно рассматривать как социальную технологию; более того, право и является социальной технологией. На примере отрасли трудового права можно явственно увидеть, как с помощью права реализуются политические, экономические и социальные цели. Если рассматривать трудовое право как социальную технологию, то, прежде всего, нужно определиться с его целью. Для этого необходимо обратиться к декларированным в ст. 1 Трудового кодекса РФ целям трудового законодательства, которыми являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Исходя из целей, основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Необходимо отметить, что реализуется социальная технология в праве особыми методами, а именно методами правового регулирования. В теории трудового права метод раскрывается через следующие критерии <8>. Характер установления и приобретения прав и возложения обязанностей. В трудовом праве они отличаются следующими особенностями: сочетанием централизованного и локального регулирования, нормативного и договорного способов установления условий труда, а также наличием норм общего и специального действия. ——————————— <8> Трудовое право России / Под ред. С. Ю. Головиной, М. В. Молодцова. М.: Норма, 2008. С. 28 — 34.
Юридическое положение субъектов права и степень свободы их действий. Особенностью юридического положения субъектов трудовых отношений, с одной стороны, является их равноправие, которое выражается в принципе свободы труда, а именно при заключении трудового договора, с другой стороны, трудовые отношения основаны на подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка работодателя, а также законных распоряжений работодателя. Степень свободы субъектов трудового права определяется наличием императивности и диспозитивности в трудоправовых нормах. Способы защиты прав и обеспечения исполнения обязанностей. Согласно ст. 352 ТК РФ устанавливается четыре способа защиты трудовых прав работника: самозащита, защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, судебная защита. Как социальная технология право ограничено применением только одного метода — метода правового регулирования; в связи с этим возникает проблема эффективности права. В рамках трудового права проблема эффективности той или иной нормы стоит крайне остро. Важнейшей задачей трудового права исторически являлось снижение социальной напряженности, именно это и проявляется в современной задаче трудового права: оптимальное согласование интересов работника и работодателя. Следовательно, эффективность норм трудового права является проблемой государственной. Можно привести некоторые нормы трудового права, которые являются неэффективными. Так, согласно ст. 64 ТК РФ незаконный отказ в приеме на работу может быть обжалован в суд. Суд вправе вынести решение о заключении трудового договора. Цель данной нормы: запрещение незаконного отказа в приеме на работу и восстановление нарушенных прав. Но насколько реализация данной нормы служит указанным целям? Обращаясь в суд, лицо, которому отказано в приеме на работу, обязано доказать дискриминационные или иные незаконные мотивы в отказе в приеме на работу, что на практике довольно сложно; более того, сложно представить, каким образом будут складываться трудовые отношения, которые со стороны работодателя возникнут не добровольно, а принудительно. Также законодательно не решен вопрос, как быть в случае, если на данную работу уже принят другой работник: каковы должны быть действия работодателя. В результате данной нормы цель трудового права, которая заключается не только в защите интересов работника, но и работодателя (ст. 1 ТК РФ), не достигается. Работодатель принуждается к заключению трудового договора, а работник, даже добившись заключения трудового договора с ним, не может полностью реализовывать свой потенциал, как правило уже из-за предвзятого к нему отношения. Целесообразнее было бы ограничиваться материальной ответственностью работодателя в отношении такого несостоявшегося работника, а именно взысканием материального ущерба в размере заработка, который потенциальный работник мог бы получить (включая оклад, тарифную ставку, районные коэффициенты и т. п.) с момента отказа в приеме на работу до принятия решения судом незаконном отказе в приеме на работу. Как социальная технология право не всегда может быть вариативным. На примере трудового права можно сделать вывод, что по особо социально значимым вопросам нормы трудового законодательства носят императивный характер. К таковым можно отнести законодательное закрепление оснований прекращения трудового договора, привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности. Вместе с тем в вопросах социального партнерства нормы носят более диспозитивный характер (например, содержание коллективного договора определяется сторонами, ст. 41 ТК РФ носит рекомендательный характер). Вариативность трудового права проявляется в двух аспектах. Во-первых, в возможности улучшения условий труда работника в индивидуально-договорном порядке. А во-вторых, как содержание дифференциации правового регулирования, что, например, проявляется в возможности установления в трудовом договоре дополнительных оснований его прекращения с некоторыми категориями работников: руководитель организации, надомники, работники, заключившие трудовой договор с работодателями — физическими лицами, работниками религиозных организаций и некоторыми другими. В связи с тем, что, как у социальной технологии, в праве отсутствуют иные методы, чем правовые, его реализация достигается государственным принуждением, а также методами общественного воздействия. Исходя из этого, одним из аспектов и задач права как социальной технологии является формирование правосознания. Чему в настоящее время уделяется недостаточно внимания. Правосознание работодателей и работников определяется различными ценностями и интересами, нуждающимися в согласовании в рамках корпоративной культуры организации и общественного правосознания в целом. Зачастую правовой нигилизм возникает как следствие бесправия и незащищенности работника в ситуации трудового спора с работодателем. К проблемам современного правосознания, изменения правосознания обращаются философия и психология. Но реальные изменения возможны только в практической сфере, на уровне позитивного права.
——————————————————————