Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений как специфика метода трудового права
(Надъярных Е. Э.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2012, N 2)
СОЧЕТАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК СПЕЦИФИКА МЕТОДА ТРУДОВОГО ПРАВА <*>
Е. Э. НАДЪЯРНЫХ
——————————— <*> Nadyarnykh E. E’. Combination of the public and contractual regulation of the labor relations as the specificity of the method of the labor law.
Надъярных Елена Эдуардовна, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Северо-Восточного федерального университета (г. Якутск).
В своей статье автор исследует теоретический вопрос о методе трудового права. Рассматривается проблема специфичности регулирования трудовых отношений, которое является сочетанием публичных и договорных методов. Также в статье анализируется действующее трудовое законодательство.
Ключевые слова: метод правового регулирования, трудовое правоотношение, цели трудового законодательства, элементы отраслевого метода.
Author investigates theoretical question about the method of the labor law in her article. The problem of the specificity of regulation of the labor relations, which is the combination of the public and contractual methods is considered. Also valid labor legislation is analyzed.
Key words: method of regulation, labor relations, labor law purposes, the elements of the branch method.
Под методом понимаются способы воздействия норм данной отрасли на поведение людей, на регулируемые данной отраслью общественные отношения <1>. В этом смысле особый метод регулирования — важнейшая составляющая любой отрасли права и одновременно критерий для разграничения отраслей, поскольку отраслевой метод характеризует отрасль со стороны ее регулирующего воздействия на общественные отношения, и он, подобно общеправовому методу, концентрирует в себе основные юридические особенности отрасли, ее правовые свойства. ——————————— <1> Сырых В. М. Теория государства и права. М., 2001. С. 39.
С. С. Алексеев замечал, что от первичных особенностей метода — централизованного и децентрализованного регулирования — во многом зависит и комбинация способов, которая характерна для той или иной отрасли права <2>. В общей теории права традиционно выделяют два исходных, первичных метода регулирования — метод субординации (императивный) и метод координации (диспозитивный). С. С. Алексеев приводит такое деление на основе различия в правовом положении субъектов. При этом он замечает, что методы правового регулирования следует рассматривать в качестве «реальных юридических явлений, обретающих свою жизнь только в рамках отраслей права». ——————————— <2> Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1982.
Характеристика метода только с позиции централизованного и децентрализованного регулирования не позволяет выявить его специфику применительно к той или иной отрасли права. Некоторые авторы полагают, что в каждой отрасли следует выделить лишь один специфический способ, прием, который пронизывает всю правовую ткань, именно он и есть главный критерий для ее дифференциации. Характеристика отраслевого метода проявляется в целом ряде специфических черт и особенностей. Метод в отрасли — это один из классификационных признаков отрасли права. Метод правового регулирования определяется в основном его предметом, но зависит от задач, целенаправленных интересов государства, которые объективно обусловлены существующими материальными условиями жизни общества. Именно этим объясняется, что тот или иной вид общественных отношений может быть урегулирован по-разному, что правовая защита различных сторон одного и того же вида общественных отношений может быть обеспечена различными средствами. Государство определяет метод правового регулирования, посредством которого оно желает достичь поставленной цели. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Данные цели государство реализует посредством закрепления норм императивного и диспозитивного характера. Каждый из приемов имеет свою социальную значимость. Правовое регулирование любых общественных отношений, в том числе и в сфере наемного труда, осуществляется государством (как одна из задач трудового законодательства), и в этом смысле само правовое регулирование является публичным. Императивный метод — это метод властных предписаний, содержащий в себе обязывающие нормы, нормы-запреты. Такие как заключение трудового договора в силу судебного решения, обязанность работодателя отстранить работника от работы в силу ст. 76 ТК РФ, запрещение применения труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и т. д. Диспозитивность выражается через принцип свободы договора как соглашения между работодателем и работником. Трудовые отношения, возникающие на базе различных форм собственности при реализации права на труд, не могут регулироваться только в договорном порядке. Они порождены социальными условиями и требуют специфического метода регулирования. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования возникающих в процессе труда отношений. Публичный характер ограничивает волю работодателя (который в условиях рынка, основанного на частной собственности на средства производства, и вытекающей отсюда неизбежной «эксплуатации» работника и властными полномочиями по отношению к нему имеет преимущественный характер). Работодатель наделен правом принимать локальные нормативные акты, привлекать работников к материальной и дисциплинарной ответственности, устанавливать режим рабочего времени, систему оплаты труда, подходящие для организации его производства), а частично и работника (по выполнению своих обязанностей), устанавливает жесткие рамки усмотрению сторон, начиная с основания возникновения трудовых отношений, содержания трудового договора, государственных гарантий и компенсаций и заканчивая юридической ответственностью и расторжением трудового договора. Нормы права, регулирующие процесс труда, имеют ту особенность, что их применение не ставится в зависимость от непосредственного желания работников и работодателей. Вступая в трудовые отношения, субъекты должны полностью руководствоваться трудовым законодательством и применять договорные нормы только в тех рамках и на тех условиях, которые допускают нормы трудового права. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Вместе с тем государственное регулирование корректирует и поддерживает процесс договорного регулирования, которое по своему характеру менее стабильно и более гибко, нежели законодательство, «чаще пересматривается» и, соответственно, полнее отражает изменения в производстве рыночной конъюнктуры <3>. ——————————— <3> Киселев И. Я. Трудовое право в условиях рыночной экономики: опыт стран Запада. М., 1992. С. 10.
Статус коллективного договора в развитых странах чрезвычайно высок, поскольку они являются важным, а зачастую и главным источником трудового права. Весь мировой опыт экономического развития свидетельствует о том, что коллективно договорная практика является наиболее эффективным и цивилизованным методом согласования действий работников и работодателей. За последние годы по мере развития в нашей стране рыночных отношений заметно возросли роль и значение коллективного договора. Хотя он заключается и действует далеко не на всех предприятиях (его заключают в среднем 30% работодателей), из-за непонимания, зачем он нужен, вообще говоря, нужен ли. Заключение коллективного договора оказывает положительное влияние на мотивацию труда. Люди всегда трудятся с большей отдачей, если видят, что работодатель считается с их мнением и интересами, а не воспринимает их простыми винтиками в большом производственном механизме. Наличие коллективного договора — признак солидности организации, уверенно смотрящей вперед, заботящейся о своем кадровом потенциале. Ситуация на рынке труда такова, что подавляющее большинство работников не могут в одиночку добиться для себя тех условий труда, которые закрепляет для них коллективный договор. Цель коллективного договора — улучшить положение работников по сравнению с правами и гарантиями, установленными государством. Вмешательство государства в процесс правового регулирования труда определяет основные руководящие начала, позволяющие широко использовать коллективные договоры и другие локальные нормативные акты. Локальные нормативные акты выполняют функцию конкретизации правовых норм, содержащихся в трудовом законодательстве. Задача локального нормативного регулирования условий труда состоит главным образом в том, чтобы с его помощью в конечном итоге была достигнута реализация субъективных прав и юридических обязанностей субъектов трудовых правоотношений. Оно придает отношениям определенность и стабильность, устанавливая определенный правопорядок в сфере труда и норму поведения работников и работодателей. При этом осуществление прав и юридических обязанностей сторон трудового правоотношения гарантируется силой принуждения со стороны государства. Установки частного права обеспечивают формальное равенство сторон, обмен правами и обязанностями. В отличие от нормативного, индивидуально-договорный метод позволяет полнее учесть личные способности работника, персонифицировать их трудовые обязанности и тем самым поднять ответственность за их исполнение. Тесная связь между централизованными актами трудового законодательства и локальными нормативными актами, необходимость их одновременного учета как при их установлении, так и применении является одной из особенностей правового регулирования трудовых отношений в России. Также определенное место отводится отраслевому регулированию условий труда. Оно основывается, например, на содержании главы 51 ТК РФ, предусматривающей особенности регулирования труда работников транспорта. Основной причиной, вызывающей отраслевое регулирование условий труда, является особенности организации труда, технического процесса и уровень технической оснащенности организации данной отрасли экономики. Это вызывает потребность в установлении специальных норм, регулирующих условия труда работников, занятых на конкретных видах работ (это нормы, отражающие режим труда и отдыха, условия охраны труда и его оплаты). Специфика отраслевого регулирования условий труда проявляется главным образом в следующем: во-первых, посредством отраслевого регулирования едины принципы российского трудового права (обеспечение свободы в труде и занятости, обеспечение права на справедливое вознаграждение по трудовому вкладу, обеспечение права на охрану труда и др.); во-вторых, достигается единство в основных условиях труда в пределах отрасли (правила по охране труда, типовые отраслевые инструкции по охране труда, организационно-методические документы). Все эти акты должны быть подчинены единым конституционным принципам общественной организации труда, находиться между собой в определенной субординационной зависимости. В совокупности они образуют систему трудового законодательства, которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет российского трудового права. Метод правового регулирования определяет особенности возникновения, изменения или прекращения правоотношений, оказывает существенное влияние на правовое положение участников в рамках правоотношения, определяет специфику и взаимосвязь их субъективных прав и юридических обязанностей, а также обусловливает особенности защиты прав участников правоотношений. Л. С. Явич указывает пять основных признаков — элементов отраслевого метода <4>: ——————————— <4> Явич Л. С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. М., 1967. С. 89.
1) порядок установления прав и юридических обязанностей. При реализации принципа свободы труда субъекты в договорном порядке вступают в трудовые отношения путем заключения трудового договора, реализуют свои права и берут на себя определенные юридические обязанности, а также в силу прямого указания закона, который не только обязывает вступить в трудовые отношения, но и содержит заведомо определенный круг прав и обязанностей. Отсюда вытекает второй признак: 2) степень определенности предоставленных прав и автономности действий их субъектов. Ряд условий труда определяется не сторонами трудового договора, а соответствующими нормативными актами в императивной форме. Здесь проявляются особенности метода регулирования тех трудовых отношений, которые возникают именно в процессе трудовой деятельности. Привлечение к сверхурочной работе, изменение норм труда <5>; ——————————— <5> Пашерстник А. И. Метод правового регулирования трудовых отношений. М., 1972. С. 126.
3) подбор юридических фактов, влекущих правоотношение. Трудовые правоотношения возникают только из правомерного волеизъявления, юридического акта, направленного на установление трудового правоотношения, т. е. из трудового договора. Статья 16 ТК РФ определяет основания возникновения трудового правоотношения, такие как избрание на должность, избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначение на должность или утверждение в должности, направление на работу в счет установленной квоты, судебного решения, фактического допущения к работе. Данные основания можно разделить на две группы: а) юридические факты, инициаторами которых выступают работодатели. Волеизъявление претендентов на должность, их желание заключить трудовой договор в этом случае выражается путем подачи заявления о намерении участвовать в конкурсе или в выборах; б) юридические факты, порождающие обязанность работодателя заключить трудовой договор, инициаторами которых выступают третьи лица — государственные органы, которые в силу закона вправе при определенных обстоятельствах обязать работодателя заключить трудовой договор с конкретным лицом. Это направление на работу уполномоченными органами в счет установленной квоты и судебное решение о заключении трудового договора <6>; ——————————— <6> Долова А. З. Юридические факты в трудовом праве: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 83.
4) характер взаимоположения сторон в правоотношениях, в которых реализуются нормы. Юридическое равенство сторон трудового договора, с одной стороны, и подчинение работника власти работодателя — с другой. Устанавливаемое отношение трудовым договором рассчитано на длительное и полное поглощение рабочей силы лица, отдающего свой труд, и поэтому из договора возникает не только обязательственное отношение, но также отношение власти-подчинения. Современное российское трудовое законодательство устанавливает содержание хозяйской власти довольно подробно (хотя и не оперируя данной категорией). При этом регулирование хозяйской власти осуществляется по двум направлениям: — с одной стороны, законодатель, признавая хозяйскую власть неотъемлемой частью существования организации, санкционирует ее и создает ей правовое обеспечение. Это обеспечение осуществляется непосредственно — путем установления соответствующих норм законодателем или опосредованно — путем предоставления права работодателю осуществлять локальное нормотворчество; — с другой стороны, законодатель ограничивает хозяйскую власть. Ведь вступление подвластных лиц в отношения власти-подчинения порождает у них не только обязанности (подчиняться), но и определенные права, что сопряжено с известными правовыми обязанностями субъектов властвования <7>; ——————————— <7> Курс российского трудового права / Под ред. Е. Б. Хохлова. СПб., 2007. Т. 3: Трудовой договор. С. 88 — 93.
5) путь и средства обеспечения субъективных прав. Положения ст. 2 ТК РФ, как и вся система трудового права, отражают не только соответствующие основные субъективные трудовые права и обязанности, но и их юридические гарантии, выражая тем самым направленность законодательства, государственной политики в сфере труда. Способами обеспечения также являются закрепленные в ст. 21 и ст. 22 ТК РФ, корреспондирующие права и обязанности сторон трудового правоотношения. В современной науке трудового права выделяют четыре группы юридических гарантий трудовых прав и законных интересов работника: а) превентивные гарантии (запрет требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, — ст. 60 ТК РФ); б) гарантии, содействующие реализации трудовых прав работника (установление работникам продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска — ст. 115 ТК РФ); в) восстановительные гарантии (возможность восстановления работника на работе в случае признания его увольнения или перевода на другую работу незаконным — ст. 394 ТК РФ); г) гарантии-санкции (ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы — ст. 142 ТК РФ) <8>. ——————————— <8> Трудовое право России. Практикум: Учебное пособие / Отв. ред. К. Н. Гусов. М., 2011.
Положения и нормы трудового права отражают поиски оптимального соотношения рынка, частной собственности, хозяйской власти и социально мотивированных ограничений работодательских прерогатив, которые ведут к смягчению эксплуатации, уменьшению неравноправного положения лиц наемного труда. При этом государство стремится не допустить нарушения подвижного баланса между экономической эффективностью производства и социальной защищенностью наемных работников, уровнем их условий труда <9>. ——————————— <9> Киселев И. Я., Лушников А. М. Трудовое право: Учебник. М.: Эксмо, 2011. 104 с.
В целом государственная политика в области трудовых отношений должна защищать человека на рабочем месте, поскольку человеческий потенциал и его развитие составляют основу трудового потенциала страны, представляющего главное национальное достояние. Гарантированность такой защиты позволит изменить ситуацию в сфере мотивации к труду, восстановить трудовую активность, а главное — повысить эффективность индивидуального труда. Степень участия государства в экономико-социальной сфере полностью зависит от уровня развития экономических и социальных отношений в обществе, усиления (ослабления) механизма защиты прав и свобод, социальных гарантий граждан, финансовой стабильности экономики — развития финансового рынка и рынка занятости, сокращения (увеличения) темпов инфляции и т. п. В странах с рыночной экономикой доля и объем вмешательства государства в экономико-социальную сферу преимущественно имеет косвенный характер. Определение государством своевременности ухода от государственного регулирования (или, наоборот, установление государственного регулирования) должно коррелироваться с принципом соотношения публично-правовых и частноправовых начал в механизме регулирования социально-экономических отношений, от которого зависит и степень его результативности <10>. ——————————— <10> Спектор Е. И. Государственное регулирование и саморегулирование в экономико-социальной сфере // Журнал российского права. 2011. N 12. С. 64.
В современных условиях сочетание государственного и договорного регулирования затрагивает все стороны человеческого существования: соотношение свободы и несвободы, инициативу, автономию воли и пределы вторжения государства в гражданскую жизнь. Основной смысл данного сочетания заключается в том, что таким образом конституционная формула «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ) получает предметно-юридическое воплощение в отрасли трудового права, как и во всей национальной системе права.
——————————————————————