Иностранные работники в торговле: мигранты до четверти штатного состава, экспаты — добро пожаловать!

(Щур Д. Л.) («Торговое право», 2012, N 10)

ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ В ТОРГОВЛЕ: МИГРАНТЫ ДО ЧЕТВЕРТИ ШТАТНОГО СОСТАВА, ЭКСПАТЫ — ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Д. Л. ЩУР

Щур Д. Л., генеральный директор Агентства стратегических инициатив (ООО), кандидат экономических наук.

В конце 2012 года федеральная власть услышала обращения торговой отрасли и разрешила работать в продовольственных магазинах иностранным гражданам в пределах допустимой доли от общей численности. Однако условием такой либерализации миграционного законодательства стало введение требований к работающим в отрасли иностранным работникам о владении русским языком. В статье рассматриваются принятые и планируемые нововведения в этой сфере.

Ключевые слова: торговля, допустимая доля, иностранные работники, хозяйствующие субъекты, владение русским зыком, высококвалифицированные специалисты, приоритетные профессионально-квалификационные группы.

Одним из своих достижений 2012 года торговая отрасль в лице крупных торговых сетей и профильного регулятора — Минпромторга России — называет повышение допустимой доли иностранных работников, используемых торговыми компаниями, с 0 до 25%. Минтруд России в отличие от своего предшественника — Минздравсоцразвития России — услышал аргументы отрасли, и результатом диалога, продолжавшегося с 2007 года, стало разрешение торговым операторам, осуществляющим розничную торговлю, использовать труд иностранных работников. В 2012 году Правительство РФ впервые зафиксировало возросшую потребность торговли в иностранных работниках, увеличив квоту в такой приоритетной профессионально-квалификационной группе, как «Продавцы, демонстраторы товаров, натурщики и демонстраторы одежды» (Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 N 1137 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2013 год» <1>) (табл. 1). ——————————— <1> СЗ РФ. 12.11.2012. N 46. Ст. 6345.

Таблица 1

2008 2009 2010 2011 2012 2013

Постановление Правительства РФ

от от от от от от 29.12.2007 07.11.2008 28.11.2009 12.11.2010 03.11.2011 03.11.2012 N 984 N 834 N 961 N 895 N 892 N 1137

29389 чел. 23499 12337 10928 7159 8265

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 N 1243 «Об установлении на 2013 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации» <1> в соответствии с пунктом 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» <2> на 2013 год допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды деятельности в сфере розничной торговли и в области спорта, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (табл. 2). ——————————— <1> СЗ РФ. 10.12.2012. N 50 (ч. 6). Ст. 7061. <2> СЗ РФ. 29.07.2002. N 30. Ст. 3032; 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7645.

Таблица 2

N Вид деятельности Код ОКВЭД Допустимая п/п доля иностранных работников, в процентах от общей численности используемых работников

1 Розничная торговля алкоголь — 52.25.1 25 ными напитками, включая пиво

2 Розничная торговля 52.31 0 фармацевтическими товарами

3 Розничная торговля в 52.62 0 палатках и на рынках

4 Прочая розничная торговля 52.63 0 вне магазинов

5 Прочая деятельность в 92.62 25 области спорта

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 1243 хозяйствующим субъектам, осуществляющим указанные в таблице 1 виды деятельности, предписано до 01.01.2013 привести численность используемых иностранных работников в соответствие с установленной допустимой долей, руководствуясь требованиями трудового законодательства Российской Федерации. Данное положение означает, что если по состоянию на дату принятия Постановления Правительства РФ у хозяйствующего субъекта работали иностранные граждане, то их доля в общей численности должна быть приведена в соответствие с установленной допустимой долей. То есть часть иностранных работников, превышающая допустимую долю, подлежит увольнению в порядке, установленном пунктом 12 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ. Пункт 2 Постановления Правительства РФ N 1243 не может толковаться как норма, обязывающая хозяйствующего субъекта принять на работу иностранных граждан до достижения установленной допустимой доли. В соответствии с пунктом 3 Постановления Минтруду России поручено давать разъяснения по применению данного Постановления. Поскольку по сравнению с предыдущим правовым регулированием допустимой доли иностранных работников изменился только процент, причем для «цивилизованных» форматов торговли, утвержденное Приказом Минздравсоцразвития России от 01.02.2012 N 71н разъяснение о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1086 «Об установлении на 2012 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации» <1> сохранит свою силу. ——————————— <1> СЗ РФ. 02.01.2012. N 1. Ст. 131.

Область распространения квоты

Согласно данному разъяснению Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1086 «Об установлении на 2012 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта на территории Российской Федерации» акт, принятый Правительством РФ об установлении допустимой доли иностранных работников, распространяется на всех иностранных работников, находящихся на территории Российской Федерации на законных основаниях, и не содержит норм, дающих право для выделения части иностранных работников (по каким-либо признакам, в том числе высококвалифицированных специалистов), на которых действие данного Постановления не будет распространяться. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный работник — это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. Поэтому на иностранных граждан, временно и постоянно проживающих в Российской Федерации, действие Постановления Правительства РФ об установлении допустимой доли иностранных работников не распространяется. Согласно разъяснению хозяйствующие субъекты, заявившие при государственной регистрации виды экономической деятельности, указанные в таблице, в отношении которых допустимая доля установлена в размере 0%, не вправе привлекать и использовать иностранных работников независимо от их профессии (специальности). Это означает, что хозяйствующие субъекты, заявившие при государственной регистрации виды экономической деятельности, для которых допустимая доля установлена в размере 25%, вправе привлекать иностранных работников в пределах установленной доли, независимо от того, осуществляют ли они указанные виды деятельности или нет. Отрасль, воспринявшую установление допустимой доли иностранных работников в торговле до 25% как «оттепель», ждут огорчения.

Новые требования

В соответствии с Федеральным законом от 12.11.2012 N 185-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 27.2 Закона Российской Федерации «Об образовании» <1> к иностранным гражданам, работающим в сфере торговли, предъявляются новые требования. ——————————— <1> СЗ РФ. 19.11.2012. N 47. Ст. 6396.

В силу дополненной редакции пункта 7.6 статьи 13.1 Федерального закона если новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) предусматривает осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в сфере розничной торговли или бытового обслуживания, то данный иностранный гражданин должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком в установленном порядке. Непосредственно требование о владении иностранным гражданином русским языком на уровне не ниже базового уровня закреплено в пункте 8.1 названной статьи Федерального закона. Согласно пункту 8.2 этой же статьи при обращении за получением разрешения на работу в сферах розничной торговли или бытового обслуживания иностранный гражданин подтверждает владение русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком одним из следующих документов: 1) сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку, выданным в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяющим, что иностранный гражданин владеет русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком; 2) документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства и признаваемым на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 27.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании», с нотариально удостоверенным переводом данного документа об образовании на русский язык, если в данном документе об образовании имеется запись об изучении его обладателем курса русского языка, или документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства и признаваемым на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 27.2 Закона РФ «Об образовании», с нотариально удостоверенным переводом данного документа об образовании на русский язык и со свидетельством о признании данного документа об образовании на территории Российской Федерации, если в данном документе об образовании имеется запись об изучении его обладателем курса русского языка; 3) документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 01.09.1991; 4) документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории Российской Федерации с 01.09.1991.

Исключение из правил

Подтверждение владения русским языком для получения разрешения на работу в указанных сферах не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным языком, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Документы, указанные в пунктах 1 — 4, не могут быть представлены в электронном виде. В соответствии с пунктом 8.5 новой статьи порядок учета, хранения и проверки сведений, содержащихся в указанных документах, должен быть установлен ФМС России. Как следует из нового пункта 6.1 статьи 27.2 Закона РФ «Об образовании», если в документе иностранного государства об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), признаваемом на территории Российской Федерации в установленном порядке, имеется запись об изучении его обладателем курса русского языка, то такой документ подтверждает владение его обладателем русским языком на определенном уровне, необходимом в соответствующем случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Остается добавить, что указанные нововведения вступили в силу с 01.12.2012. Поскольку закон обратной силы не имеет, вступившие в силу нормы Федерального закона не распространяются на трудовые отношения, возникшие до указанной даты. Принятые на работу до 01.12.2012 в магазины и дома быта иностранные граждане не должны проходить тесты и сдавать экзамены; введение нового правового регулирования не влечет последствия для выданных до указанной даты разрешений на работу. Всего месяц Правительству РФ понадобилось для того, чтобы опять «охладеть» к отрасли и начать обсуждать новые ограничения.

Новые запреты

27.12.2012 на заседании Правительства РФ был одобрен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», направленный на совершенствование порядка привлечения иностранных работников к трудовой деятельности». Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающих для работодателя и заказчика работ запрет на привлечение иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли. Законопроектом также предусматривается запрет на установление для высококвалифицированных специалистов и членов их семей квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, а также допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов, так и на всей территории Российской Федерации. Учитывая обычную практику внесения проектов законодательных актов в Государственную Думу РФ, данный законопроект отправится в законодательный орган в январе 2013 года.

Перспективы

Хозяйствующим в сфере торговли субъектам, планирующим применение труда иностранных граждан в 2013 году, также следует принять во внимание, что в ноябре — декабре 2012 года в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» были внесены и другие изменения, касающиеся порядка оформления вида на жительство, привлечения высококвалифицированных специалистов, выдачи разрешения на работу и др. (Федеральные законы от 12.11.2012 N 186-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О беженцах» и статью 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» <1>, от 30.12.2012 N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьи 18.9 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» <2>, от 30.12.2012 N 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» <3>). ——————————— <1> СЗ РФ. 19.11.2012. N 47. Ст. 6397. <2> СЗ РФ. 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7640. <3> СЗ РФ. 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7645.

——————————————————————