Механизмы финансовой поддержки изобретательства и рационализаторства в научно-технической сфере России
(Железный В. Б.) («Имущественные отношения в Российской Федерации», 2013, N 2)
МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА И РАЦИОНАЛИЗАТОРСТВА В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ РОССИИ
В. Б. ЖЕЛЕЗНЫЙ
Валерий Борисович Железный, проректор негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Международная академия оценки и консалтинга» по научно-исследовательской деятельности, вице-президент Российского общества оценщиков, кандидат экономических наук (г. Москва).
Автором статьи анализируются причины, препятствующие активному участию научно-исследовательских и инженерных кадров России в создании новых и совершенствовании используемых технологий. Рассматриваются способы мотивации более активного участия инженерно-технических специалистов, являющихся авторами (но не правообладателями) результатов научно-технической деятельности (РНТД), в инновационном процессе. Предлагаются и обосновываются действенные механизмы стимулирования авторов к разработке РНТД и дальнейшему участию в их коммерциализации. В частности, автор статьи считает целесообразным осуществлять материальное стимулирование авторов РНТД как в процессе создания, так и при коммерциализации прав на РНТД. Определение величины материального вознаграждения предлагается проводить по представленной автором методологии.
Ключевые слова: инновационный проект, интеллектуальная собственность, ИС, результаты научно-технической деятельности, РНТД, коммерциализация РНТД, авторские права на ИС, исключительные права на ИС, инвестиционная стоимость.
Financial support mechanism of invention and innovation in scientific and technological areas in Russia V. B. Zheleznyi
The author analyzes the causes that prevent the active participation of research and engineering staff of Russia in the creation of new and improved technologies used. Discusses how to motivate greater participation of engineering professionals, is the author (but not owners) of the results of scientific and technical activities (R & D results), in the innovation process. Proposed and justified effective mechanisms to encourage the authors to develop R & D results, and continue to participate in their commercialization. In particular, the author considers it appropriate to implement incentives sponsors R & D results in the process of creation and the commercialization rights to the R & D results. Determination of the remuneration proposed to take on the methodology provided by the author.
Key words: innovative design, intellectual property, IP, the results of scientific and technological activities, R & D results, commercialization of R & D results, the copyright of the IP, the exclusive rights to the IP, investment value.
Мировой финансовый кризис показал со всей очевидностью, что Россия нуждается в кардинальном обновлении своего технологического уклада, что, в свою очередь, требует интенсификации процессов развития инновационной деятельности. Волатильность цен на основные сырьевые продукты существенно ограничивает возможности перспективного планирования экономического развития, в том числе планирования приходной и расходной частей федерального и региональных бюджетов. При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что объекты инноваций создают конкретные люди и одним из условий активизации инновационных процессов в экономике становятся стимулы к созданию большого количества объектов инноваций людьми, способными реализовать свой интеллектуальный потенциал в какой-либо области и стимулируемых к этому в рамках осуществления государством промышленной политики. Во второй половине XX века в создании и развитии теории и технологии технического творчества наша страна находилась на самых передовых рубежах в мире. Правда, существовавшие в то время законодательные и нормативные акты (служебные изобретения являлись государственной собственностью) слабо стимулировали творческих людей к деятельности в этом направлении, поскольку вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения были по большей части мизерными. В настоящее время Россия эти позиции утратила, но, несмотря на это, потенциальных изобретателей и рационализаторов в стране немало. В последнее время реализуется комплекс мер, стимулирующих осуществление инновационной деятельности студентами вузов и малыми предприятиями, работающими в научно-технической сфере. В первую очередь это различного рода субсидии из региональных бюджетов (в том числе с использованием целевых трансфертов из федерального бюджета), упрощение процедуры создания малых инновационных предприятий при вузах и научно-исследовательских институтах в соответствии с существующей законодательной базой. Этот комплекс мер рассчитан на поддержку правообладателей прав на результаты научно-технической деятельности (далее — РНТД) (в подавляющем большинстве случаев это юридические лица). В существующей ситуации большое число инженерно-технических специалистов государственных и частных промышленных предприятий, не являющихся правообладателями, но являющихся авторами РНТД, теряют всякий интерес к изобретательской и рационализаторской деятельности, не видя заинтересованности руководителей своих предприятий, не получая консультативной поддержки и не понимая механизмы получения материального вознаграждения за свой интеллектуальный труд. То же самое относится к разработке и реализации рационализаторских предложений. Авторское право является неотчуждаемым, неимущественным правом. Вследствие этого автор РНТД (не являющийся правообладателем прав на них) в принципе не имеет возможность получить иное, нежели авторское вознаграждение, в процессе передачи правообладателем на возмездной основе каких-либо прав на РНТД третьим лицам. Для вовлечения авторов РНТД (изобретателей и рационализаторов) в процесс инновационной деятельности необходимы прозрачные механизмы различных форм финансовой поддержки авторов как со стороны государства (субъекта Федерации), так и со стороны предприятий, являющихся их работодателями и правообладателями прав на РНТД. Система финансовой поддержки изобретателей и рационализаторов в регионе в принципе должна иметь многоуровневый характер. Можно выделить три таких уровня: 1) уровень субъекта Федерации; 2) уровень муниципального образования; 3) уровень отдельного предприятия промышленности. Формы финансовой поддержки изобретателей и рационализаторов в промышленности со стороны государства (субъекта Федерации) целесообразно реализовать на уровнях субъекта Федерации и муниципальных образований. Механизмы финансовой поддержки деятельности изобретателей и рационализаторов со стороны государства (субъекта Федерации) имеют прямую и косвенную формы. К прямым формам государственной финансовой поддержки изобретателей и рационализаторов за счет бюджетных средств могут быть отнесены следующие: — создание и совершенствование инфраструктуры оказания консультативной поддержки изобретателям и рационализаторам; — создание и совершенствование инфраструктуры оказания поддержки изобретателям и рационализаторам в части обучения их основам коммерциализации прав на РНТД. Косвенной формой государственной финансовой поддержки изобретателей и рационализаторов является формирование механизмов предоставления налоговых и иных льгот предприятиям, оказывающим поддержку изобретателям и рационализаторам на своем уровне. Основные формы финансовой поддержки изобретателей и рационализаторов со стороны предприятий, являющихся их работодателями и правообладателями прав на РНТД, также можно разделить на прямые и косвенные. Прямой формой является выплата авторам РНТД и рационализаторам авторского вознаграждения в тех случаях, когда осуществляется процесс коммерциализации прав на РНТД или внедрение рационализаторского предложения. Предприятие является правообладателем РНТД: 1) в силу оформления охранных документов на РНТД от имени предприятия (служебные изобретения, полезные модели и ноу-хау, созданные авторами в процессе выполнения служебных обязанностей); 2) на основании получения этих прав в результате внесения прав на РНТД в уставный или складочный капитал предприятия; 3) в силу приобретения исключительных прав на РНТД по договору их переуступки. Основной формой коммерциализации интеллектуальной собственности в научно-технической сфере является ее использование в качестве объектов инновационных проектов. Успешное осуществление инновационных проектов на основе использования прав на РНТД для создания новой (изобретения, полезные модели, ноу-хау) или усовершенствованной (в основном рационализаторские предложения) технологии невозможно, за редким исключением, без участия в этом процессе авторов РНТД. Ни в описании самих РНТД, ни в конструкторской документации не излагаются все особенности и тонкости создания технологии, известной только авторам. Заинтересовать авторов РНТД в участии в инновационном проекте с использованием прав на эти РНТД можно различными способами. Косвенной формой поддержки изобретателей и рационализаторов со стороны предприятия является вовлечение авторов в процесс осуществления инновационного проекта инновационным предприятием специально созданным предприятием, которому принадлежат права на РНТД. В этом случае обеспечение моральной и материальной заинтересованности физических лиц — авторов РНТД, а также их прямого участия в осуществлении инновационного проекта может быть обеспечено: — посредством привлечения авторов к осуществлению инновационного проекта по трудовым соглашениям с инновационной компанией; — посредством заключения между предприятием-разработчиком — собственником прав на РНТД и авторами соглашения о том, что на любом этапе до завершения инновационного проекта авторы имеют право приобрести определенную долю пакета акций (долей в уставном капитале) инновационной компании, принадлежащего собственнику прав на РНТД, по номинальной цене этих акций. В том случае, когда инновационный проект реализуется на предприятии, являющемся одновременно работодателем авторов и правообладателем прав на РНТД, используется прямая форма стимулирования авторов РНТД — выплата им авторского вознаграждения. Итоговый размер авторского вознаграждения зависит от результативности проекта. Следовательно, чтобы вести переговоры с авторами о величине авторского вознаграждения, необходимо хотя бы приблизительно количественно определить в денежном выражении эффект планирующегося к осуществлению проекта. Сделать это возможно, используя методологию оценки инвестиционной стоимости прав на РНТД (эффекта инновационного проекта) с применением различных методов доходного подхода, поскольку, как правило, рыночная стоимость прав на РНТД не может быть определена. При этом методология расчета величины авторского вознаграждения должна быть единой для всех предприятий. Одним из возможных механизмов определения величины авторского вознаграждения является ее определение на основе предварительной оценки стоимости и потенциальной коммерческой привлекательности прав на РНТД. Согласно существовавшим во времена СССР нормативам (см. [2 — 4]) авторский коллектив получал до 15 процентов от суммы экономического эффекта, который давало изобретение или рационализаторское предложение. Эта величина была определена на основе статистической обработки большого массива величин выплат и может служить ориентиром для расчета величины авторского вознаграждения, однако необходимо иметь в виду следующие соображения: — суммарное вознаграждение авторского коллектива можно принять равным 15 процентам от стоимости прав на РНТД (эффекта инновационного проекта), но полностью эту сумму авторы могут получить только после доведения прав на РНТД до промышленного освоения; — в соответствии с мировой практикой в лучшем случае только один инновационный проект из пяти оказывается относительно успешным, поэтому сумма вознаграждения авторского коллектива, выплачиваемая сразу после формирования прав на РНТД, используемых в инновационном проекте, не должна превышать 20 процентов от предварительной стоимости прав на РНТД; — оставшуюся часть вознаграждения авторы смогут получить только по завершении проекта, то есть после доведения прав на РНТД до промышленного освоения и получения запланированного результата. Инновационный проект — особая разновидность инвестиционного проекта, понимаемого как сложная система взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники. Для определения инвестиционной стоимости интеллектуальной собственности (прав на РНТД) используется метод преимущества в прибыли в модификации дисконтирования денежных потоков (шаг — один год), поскольку применяемая в инновационном проекте технология будет проверена рынком только на последних стадиях осуществления инновационного проекта или после его завершения. Расчет методом преимущества в прибыли требует определения денежных потоков по годам, горизонта расчета, ставки дисконтирования и величины постпрогнозной стоимости интеллектуальной собственности. Денежные потоки по годам рассчитываются на основе виртуального бизнес-плана проекта, составленного по итогам маркетинговых исследований (см. табл. 1).
Таблица 1
Виртуальный бизнес-план (все величины исчисляются в тыс. руб.)
Год Параметр 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й
Объем реализации
Себестоимость выпуска
Прибыль до налогообложения
Затраты на создание серийного производства
Денежный поток
Срок осуществления реальных инновационных проектов — от трех (краткосрочные) до десяти (долгосрочные) лет. Для виртуальных инновационных проектов в этой методологии используется средний формализованный горизонт расчета, равный семи годам. Еще одним основанием для использования семилетнего горизонта расчета является обоснованное предположение о том, что в течение семи лет либо наступит крах инновационного проекта, либо его результаты в подавляющем большинстве случаев будут проданы первоначальным инвестором стратегическому инвестору. Вследствие этого затраты на создание нового производства в большом объеме и объем реализации продукции будут иметь совершенно другие значения. Следовательно, имеются все основания предполагать, что в постпрогнозный период стоимость прав на РНТД равна нулю. Для определения стоимости прав на РНТД предполагается, что формализованные ставки дисконтирования (R) принимают линейно изменяющиеся значения, зависящие от уровня разработки и степени готовности технологии с использованием прав на РНТД. Эта величина меняется от 70 (идея технологии, подтвержденная результатами теоретических исследований) до 40 процентов (опытная партия конечной продукции). Этот диапазон ставок дисконтирования принят в соответствии с данными доклада о величинах требуемой инвесторами доходности вложений на венчурный капитал компании QED Research, Inc. «Report on venture Capital Financial Analysis», опубликованного в 1987 году <1>. ——————————— <1> См.: Материалы мастер-класса «Оценка стоимости нематериальных активов: практический подход», проведенного Джеем Э. Фишманом — управляющим директором компании Financial Research Associates 13 — 15 апреля 2007 года в городе Москве.
С большой долей вероятности можно утверждать, что ситуация в области вовлечения в хозяйственный оборот прав на РНТД в США в 1987 году примерно соответствует сегодняшним российским реалиям. Значения величин ставок дисконтирования (R) в зависимости от уровня разработки и степени готовности технологии с использованием прав на РНТД и коэффициентов приведения величин денежных потоков к дате начала инновационного проекта приведены в таблице 2.
Таблица 2
Коэффициенты приведения величин денежных потоков в зависимости от величины ставки дисконтирования
Уровень подтверждения R, Год применимости технологии % 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й
Идея, подтвержденная результатами теоретических 70 0,5882 0,3460 0,2035 0,1197 0,0704 0,0414 0,0244 исследований
Результаты лабораторных 65 0,6061 0,3673 0,2226 0,1349 0,0818 0,0496 0,0300 исследований
Макет конечной продукции 60 0,6250 0,3906 0,2441 0,1526 0,0954 0,0596 0,0373
Эскизная конструкторская и технологическая 55 0,6452 0,4162 0,2685 0,1732 0,1118 0,0721 0,0465 документация
Экспериментальный образец конечной 50 0,6667 0,4444 0,2963 0,1975 0,1317 0,0878 0,0585 продукции
Опытный образец конечной 45 0,6897 0,4756 0,3280 0,2262 0,1560 0,1076 0,0742 продукции
Опытная партия конечной 40 0,7143 0,5102 0,3644 0,2603 0,1859 0,1328 0,0949 продукции
В результате использования значений денежных потоков по годам на основе данных виртуального бизнес-плана проекта и соответствующей ставки дисконтирования рассчитывается инвестиционная стоимость прав на РНТД (эффект виртуального инновационного проекта). С целью предварительного отбора РНТД для осуществления инновационного проекта на их основе необходим механизм, снижающий риски получения отрицательных результатов, то есть механизм определения экономической осуществимости потенциальной коммерческой привлекательности прав на РНТД. Потенциальная коммерческая привлекательность прав на РНТД определяется в результате расчета эффекта виртуального инновационного проекта с их использованием, то есть в результате определения инвестиционной стоимости прав на РНТД. Вывод о целесообразности использования прав на РНТД в качестве объекта реального инновационного проекта основывается на соответствии прав на РНТД двум критериям — экономическая осуществимость технологии и потенциальная коммерческая привлекательность технологии, созданной на их основе. Экономическая осуществимость технологии — это подтверждение того, что существуют источники финансирования, достаточные для доведения технологии до промышленного освоения, выпуска и реализации на рынке новой или усовершенствованной продукции. Потенциальная коммерческая привлекательность (рентабельность) технологии определяется на основании расчета, во сколько раз предварительная стоимость прав на РНТД (эффект виртуального инновационного проекта на базе использования прав на РНТД) превышает совокупные затраты всех видов на осуществление этого проекта. Коммерчески привлекательными являются права на РНТД, коммерческая рентабельность которых по крайней мере положительна, но много лучше, если она превышает единицу. Величина рассчитанной инвестиционной стоимости прав на РНТД (эффект виртуального инновационного проекта) является базой для расчета величины авторского вознаграждения.
Литература
1. Федеральный закон от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». 2. Постановление Совета Министров Союза ССР от 24 апреля 1959 года N 435 «Об утверждении Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях и Инструкции о вознаграждении за открытия, изобретения и рационализаторские предложения». 3. Закон СССР от 31 мая 1991 года N 2213-1 «Об изобретениях в СССР». 4. Закон СССР от 10 июля 1991 года N 2328-1 «О промышленных образцах».
——————————————————————