Комментарий к Федеральному закону о службе в таможенных органах Российской Федерации
(Ноздрачев А. Ф.) («Право и экономика», NN 2, 3, 1998)
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ О СЛУЖБЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
/»Право и экономика», N 2, 1998/
А. Ф. НОЗДРАЧЕВ
Ноздрачев Александр Филиппович Доктор юридических наук, профессор. Специалист в области административного права, государственного управления. Родился 4 февраля 1940 г. в г. Ставрополь. Окончил юрфак МГУ. С 1965 г. работает во ВНИИСЗ — сегодня Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, руководитель отдела. С 1980 г. занимается преподавательской деятельностью. Публикации: «Административное право». / Учебное пособие. Изд. 1 — 1992. Изд. 2 — 1997; «Государственное использование и правовое регулирование». 1980. Соавтор более 20 коллективных монографий.
Значение и общая характеристика Федерального закона от 21 июля 1997 года
Федеральный закон Российской Федерации «О службе в таможенных органах Российской Федерации», принятый Государственной Думой 18 июня 1997 года, одобренный Советом Федерации 4 июля 1997 года и подписанный Президентом Российской Федерации 21 июля 1997 года <*>, с 1 сентября 1997 года вступил в силу, за исключением пункта 6 статьи 41 (о ежемесячной надбавке к окладу по занимаемой должности сотруднику таможенного органа, имеющему право на пенсию и оставленному с его согласия на службе в таможенных органах), который вводится в действие с 1 сентября 1998 года. ——————————— <*> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3586.
Этот Федеральный закон представляет собой единый систематизированный законодательный акт, определяющий правовые, экономические и организационные основы прохождения службы гражданами Российской Федерации в таможенных органах. В нем впервые закрепляется важное положение (ст. 1) о том, что служба в таможенных органах является особым видом государственной службы Российской Федерации. С юридической точки зрения до принятия Закона существовала противоестественная ситуация, когда сотрудники таможенных органов, будучи представителями государства и от его имени обеспечивая контроль и оформление грузов, транспорта, физических лиц, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, а также взимание таможенных платежей и их поступление в федеральный бюджет, формально не имели статуса государственных служащих. Поэтому так остро ощущалась потребность в законодательном закреплении положения сотрудников таможенных органов в государстве, в определении порядка прохождения ими службы. Закон устанавливает (гл. II) порядок поступления на службу в таможенные органы и содержит систему положений, наиболее полно отвечающих требованиям, предъявляемым к их сотрудникам. По Закону работникам таможенных органов предоставлена большая самостоятельность в выполнении своих служебных обязанностей, обеспечивается высокий престиж их профессии. В соответствии с Законом внедряется контрактная система государственной службы в таможенных органах — заключение письменного договора о службе между гражданином Российской Федерации и соответствующим таможенным органом. Предусмотрено (гл. III) введение для сотрудников таможенных органов специальных званий, аналогичных офицерским званиям в российской армии, — от прапорщика до генерал — полковника таможенной службы Российской Федерации. Цель — стимулировать работников таможенных органов, повысить их авторитет. С введением новых званий открываются более широкие возможности в распространении на таможенников льгот и компенсаций, предусмотренных в Российской Федерации для офицерского состава. В Законе закреплены (гл. V) страховые гарантии, медицинское обслуживание, социально — бытовое и пенсионное обеспечение, материальная компенсация в случае гибели (смерти) сотрудника и т. д. Закон содержит комплекс мер по материальному и моральному стимулированию сотрудников. В свою очередь, Закон предъявляет к сотрудникам таможенных органов повышенные требования (гл. IV). За нарушения служебной дисциплины на них могут налагаться дисциплинарные взыскания, вплоть до увольнения из таможенных органов. Новый Закон создает все необходимые юридические и организационные условия для обеспечения высокого качества работы таможенных органов Российской Федерации и повышения роли таможенной службы в реализации внешнеэкономической политики российского государства.
Понятие и принципы службы в таможенных органах
Термин «служба в таможенных органах» или «таможенная служба» употребляется в различных значениях. Нередко под «таможенной службой» подразумевают всю совокупность таможенных органов, учреждений, организаций <*>, структурное подразделение таможенных органов, например службу таможенной охраны и другие. ——————————— <*> Российское таможенное право. / Учебник. Отв. ред. Б. Н. Габричидзе. — М., С. 133.
В других случаях термином «таможенная служба» обозначается организация государственной службы в таможенных органах <*>. ——————————— <*> Габричидзе Б. Н., Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. — М., 1993. С. 10.
Некоторые авторы предлагают применять этот термин в широком смысле слова, имея в виду под «таможенной службой» совокупность таможенных органов, таможенную полицию, иные звенья и структуры, непосредственно участвующие в осуществлении таможенного дела, правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия приема на государственную службу в таможенных органах. В узком смысле: таможенная служба — это вид государственной службы, а также порядок и условия ее прохождения в таможенной полиции и учреждениях таможенного профиля <*>. ——————————— <*> Там же. С. 11.
В Федеральном законе «О службе в таможенных органах» под таможенной службой (или службой в таможенных органах) понимают особый вид государственной службы граждан Российской Федерации (далее — граждан), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий таможенных органов лицами, находящимися на должностях в таможенных органах. Возникает вопрос об определении круга таможенных органов, прохождение службы в которых считается государственной службой. Следует ли к их числу относить лишь ГТК России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом Российской Федерации, либо включать сюда и подведомственные ему органы, организации и предприятия? Возможность создания ГТК России территориальных органов непосредственно вытекает из статьи 78 части 1 Конституции РФ, где указано, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать собственные территориальные органы. Таким образом, поскольку РТУ (региональные таможенные управления) РФ, таможни РФ, таможенные посты РФ создаются для осуществления полномочий исполнительной власти в таможенной сфере, их правомерно рассматривать в качестве федеральных органов исполнительной власти, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать службой в таможенных органах. Сущность полномочий таможенных органов состоит в том, что они имеют право принимать общеобязательные решения. Властные полномочия таможенных органов находят свое воплощение в компетенции конкретного таможенного органа, закрепленной в соответствующем нормативном правовом акте. Государственная служба в таможенной сфере осуществляется также в организациях и на предприятиях, подведомственных ГТК России (далее — таможенные организации), но только теми должностными лицами, которым в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года, присвоены специальные звания. Граждане, находящиеся на службе в таможенных органах и в таможенных организациях, которым присвоены специальные звания, являются сотрудниками таможенных органов. Служебные отношения сотрудников таможенных органов и таможенных организаций регулируются законодательством о государственной службе Российской Федерации. Не считается службой работа в таможенных органах и таможенных организациях по трудовым и гражданско — правовым договорам (контрактам), заключенным в соответствии с трудовым и гражданским законодательством. Граждане, занимающие должности, предусмотренные штатными расписаниями для технического обеспечения деятельности таможенных органов и таможенных организаций, являются работниками. Перечень указанных должностей определяется председателем ГТК России. Трудовые отношения работников таможенных органов и таможенных организаций регулируются законодательством Российской Федерации о труде. На работников таможенных органов и таможенных организаций не распространяется действие законодательства о государственной службе Российской Федерации, за исключением отдельных норм о социальных и медицинских гарантиях. Служба в таможенных органах и организациях является федеральной государственной службой, находится в ведении Российской Федерации и финансируется за счет средств фонда развития таможенной системы Российской Федерации, формируемого из источников, установленных таможенным законодательством Российской Федерации и предусмотренных федеральным бюджетом. Служба в таможенных органах и таможенных организациях построена в соответствии с общими принципами организации государственной службы в Российской Федерации. Эти принципы закреплены в Конституции РФ, Таможенном кодексе РФ (далее — ТК РФ), Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» <*>, в Федеральном законе «О службе в таможенных органах» и ряде других федеральных законодательных актов. Суммарно принципы государственной службы в Российской Федерации определены в статье 5 Федерального закона об основах государственной службы в Российской Федерации. Они же и являются основными принципами таможенной службы. ——————————— <*> СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990.
Служба в таможенных органах основывается на принципе верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении сотрудниками таможенных органов должностных обязанностей и обеспечении их прав. Применительно к каждому сотруднику таможенных органов требование данного принципа означает, что он должен защищать верховенство Конституции РФ и федеральных законов. Отказ или уклонение от совершения действий, предписанных федеральными законами, влекут за собой установленную законом ответственность сотрудников таможенных органов. Служба в таможенных органах основана на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности сотрудников признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В конечном счете данный принцип определяет смысл и содержание служебной деятельности сотрудников таможенных органов. Для организации таможенной службы важное значение имеет принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. В соответствии с принципом разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами таможенная служба относится к федеральной государственной службе и находится в ведении Российской Федерации. В статье 10 Конституции РФ закреплен фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. В соответствии с данным принципом таможенная служба относится к государственной службе в органах исполнительной власти. Согласно статье 32 части 4 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Исходя из данной конституционной нормы таможенная служба основана на принципе равного доступа граждан к службе в таможенных органах в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Требования к кандидату на должность в таможенном органе обуславливаются исключительно характером должностных обязанностей. В Федеральном законе об основах государственной службы (ст. 5, п. 1, пп. 6) закреплен принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации. В таможенной службе важны два аспекта обязательности решений. Во-первых, речь идет об обязательности решений вышестоящих в порядке подчиненности таможенных органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для сотрудников нижестоящих таможенных органов и должностных лиц. Во-вторых, речь идет об обязательности для сотрудников приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий. Условием обязательности решений вышестоящих таможенных органов и руководителей является соответствие законодательству. Согласно Федеральному закону об основах государственной службы (ст. 5, п. 1, пп. 7) государственная служба основывается на принципе единства основных требований, предъявляемых к государственной службе. Единство таможенной службы обеспечивается единой системой таможенных органов и едиными задачами и функциями данной системы. Единые служебные требования предъявляются к сотрудникам таможенных органов всех уровней. Деятельность по обеспечению исполнения полномочий таможенных органов является высококвалифицированной профессией. Вот почему таможенная служба основывается на принципе профессионализма и компетентности сотрудников. Этот принцип обязывает работников таможенных органов владеть правилами и процедурами таможенной деятельности, знать свои права и обязанности, активно и в полной мере осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством и должностными положениями и инструкциями. Таможенная служба основывается на принципе гласности. В ТК РФ (разд. XI) в нормативной форме закреплена обязанность должностных лиц предоставлять информацию о принимаемых решениях, действиях, бездействии таможенных органов, информацию о таможенном законодательстве и т. д. В развитие норм ТК РФ принято Положение об информировании и консультировании по таможенным вопросам, утвержденное Приказом ГТК России от 15 мая 1995 года. Таможенная служба основывается на принципе ответственности сотрудников за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Подготовка или принятие некачественного решения является частным случаем ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником таможенного органа возложенных на него обязанностей — это должностное преступление. За свою деятельность сотрудники могут нести дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность. Таможенная служба основывается на принципе внепартийности, отделения религиозных объединений. Взаимоотношения между сотрудниками таможенных органов и политическими партиями и религиозными объединениями строятся на принципах свободы убеждений (ст. 29 Конституции РФ) и свободы совести (ст. 28 Конституции РФ). Из этого вытекает, что лица, находящиеся на таможенной службе, пользуются свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; свободой принадлежности к политическим партиям; правом выдвигать свою кандидатуру на выборах от любой политической партии. Вместе с тем принцип внепартийности не допускает создания в таможенных органах каких-либо политических партий, общественных движений и объединений, преследующих политические цели. При исполнении служебных обязанностей сотрудники таможенных органов не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, а обязаны действовать в соответствии с правовыми актами. Таможенная служба основывается на принципе стабильности кадров. Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения необходимы как в интересах таможенных органов, так и в интересах их сотрудников, и они должны быть гарантированы.
Должности и специальные звания в таможенных органах
Под должностью в таможенных органах понимается юридически установленный для одного лица объем функций и правомочий по реализации компетенции соответствующего таможенного органа. Каждая должность в таможенных органах содержит точно отграниченную от других основную функцию, выполняемую сотрудниками по данной должности. Наименование каждой должности в таможенных органах представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и общность в системе функций таможенных органов. Например, наименование должности — помощник (экономический советник) председателя ГТК России — отражает следующие моменты: это государственная должность федерального государственного служащего; ее назначение — обеспечение деятельности члена Правительства Российской Федерации; уровень — главная государственная должность в таможенных органах; замещается в порядке назначения. Правовой статус должности в таможенном органе содержит перечень всех видов работ сотрудника по данной должности, с указанием на конечные результаты, которые сотрудник должен достигать всякий раз, при выполнении каждой своей функции. Эти вопросы являются предметом регламентации положений и должностных инструкций. Все должности в таможенных органах являются государственными должностями федеральной государственной службы. Они учреждаются в таможенных органах в распорядительном порядке актами компетентных органов или уполномоченных должностных лиц. Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются председателем ГТК России. Перечень должностей сотрудников таможенных органов высшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации. Лицам, назначенным на соответствующие должности в таможенных органах, присваиваются специальные звания. Порядок присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов устанавливается Президентом Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания сотрудников таможенных органов: — прапорщик таможенной службы; — старший прапорщик таможенной службы; — младший лейтенант таможенной службы; — лейтенант таможенной службы; — старший лейтенант таможенной службы; — капитан таможенной службы; — майор таможенной службы; — подполковник таможенной службы; — полковник таможенной службы; — генерал — майор таможенной службы; — генерал — лейтенант таможенной службы; — генерал — полковник таможенной службы; — действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации. Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы. Младший состав: прапорщик таможенной службы; старший прапорщик таможенной службы. Средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы; лейтенант таможенной службы; старший лейтенант таможенной службы; капитан таможенной службы. Старший начальствующий состав: майор таможенной службы; подполковник таможенной службы; полковник таможенной службы. Высший начальствующий состав: генерал — майор таможенной службы; генерал — лейтенант таможенной службы; генерал — полковник таможенной службы; действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации. Специальные звания присваиваются сотрудникам таможенных органов в соответствии с занимаемыми должностями. Они подразделяются на первое и очередные. Первое специальное звание сотруднику таможенного органа младшего состава и очередные специальные звания до капитана таможенной службы включительно присваиваются начальниками таможенных органов, которым такое право предоставлено председателем ГТК России. Первое специальное звание сотруднику таможенного органа, назначенному на должность среднего начальствующего состава или старшего начальствующего состава, и очередные специальные звания от майора таможенной службы до полковника таможенной службы присваиваются председателем ГТК России. Специальные звания от генерал — майора таможенной службы и выше присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению председателя ГТК России. Гражданин, назначенный на должность в таможенном органе, не позднее двух месяцев со дня присвоения ему первого специального звания принимает Присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий сотрудника таможенного органа Российской Федерации неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, защищать экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, добросовестно исполнять свои должностные обязанности» (Федеральный закон от 21 июля 1997 г., ст. 19). Сроки выслуги в специальных званиях. Присвоение специальных персональных званий сотрудникам таможенных органов осуществляется в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании. При этом очередное специальное звание, соответствующее занимаемой должности, присваивается сотруднику таможенных органов в день истечения срока его службы в предыдущем звании. В настоящее время действуют следующие сроки выслуги сотрудников таможенных органов в специальных званиях младшего состава, среднего начальствующего состава: прапорщика таможенной службы — пять лет; младшего лейтенанта таможенной службы — один год; лейтенанта таможенной службы — два года; старшего лейтенанта таможенной службы — два года; капитана таможенной службы — три года; майора таможенной службы — четыре года; подполковника таможенной службы — пять лет. Сроки выслуги в специальных званиях старшего прапорщика таможенной службы, полковника таможенной службы и выше не установлены. Очередное специальное звание сотруднику таможенных органов может быть присвоено и до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании, но не выше специального звания, соответствующего занимаемой должности, как поощрение за добросовестное исполнение должностных обязанностей. Очередное специальное звание сотруднику таможенных органов может быть присвоено по истечении срока выслуги в специальном звании за особые заслуги на одну ступень выше специального звания, соответствующего занимаемой должности. Сотруднику таможенных органов, имеющему ученую степень или ученое звание, также может быть присвоено очередное звание на одну ступень выше специального звания, соответствующего занимаемой должности, до полковника таможенной службы включительно. Очередное специальное звание сотруднику таможенного органа может быть присвоено до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании или на одну ступень выше специального звания, соответствующего занимаемой должности, не более двух раз в течение всего периода его службы в таможенных органах. Федеральным законом от 21 июля 1997 года (ст. 12, п. 13) запрещено устанавливать иной порядок присвоения специальных званий. Порядок представления документов к присвоению специальных званий сотрудникам таможенных органов установлен указанием ГТК России от 17 марта 1995 года. Представление к присвоению очередного специального звания сотрудника таможенных органов, который имеет дисциплинарное взыскание (кроме объявленного устно) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения им служебной дисциплины, не производится соответственно до снятия дисциплинарного взыскания либо прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или окончания служебной проверки. Начальник таможенного органа, необоснованно задержавший представление сотрудника таможенных органов к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную ответственность. При необоснованной задержке представления к присвоению очередного специального звания сотрудник таможенного органа имеет право на компенсацию положенных видов довольствия, которые он получил бы при своевременном присвоении указанного специального звания.
/»Право и экономика», N 3, 1998/
Права и обязанности сотрудников таможенных органов
Права сотрудников таможенных органов — это специальные служебные права, предоставленные им для успешного осуществления служебной деятельности в таможенных органах. Права государственных служащих, установленные федеральным законом об основах государственной службы (ст. 9) на общих основаниях принадлежат и сотрудникам таможенных органов. Некоторые права сотрудников таможенных органов предусмотрены в ТК РФ (разд. XIV), в обобщенном виде права сотрудника таможенного органа закреплены в статье 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года. Конкретные служебные права сотрудника таможенных органов определяются должностной инструкцией. Сотрудники таможенных органов имеют следующие права, относящиеся к существу служебной деятельности. Право на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности сотрудника по занимаемой в таможенном органе должности, означает право: на ознакомление с правилами внутреннего распорядка в таможенном органе, должностными инструкциями, положениями, уставами, правилами работы с информацией и т. д.; требовать от начальника таможенного органа четкого письменного закрепления своих служебных прав и обязанностей; знать критерии качества работы и условия продвижения по службе. Право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей означает не только право сотрудника таможенного органа запрашивать и получать необходимую информацию, но и наличие соответствующей обязанности у государственных органов, юридических и физических лиц, вступающих в отношения с таможенными органами, представлять эту информацию. Право посещения в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей организаций независимо от форм собственности. Порядок и условия такого посещения организаций сотрудниками таможенных органов пока не установлен. Право на принятие решений и участие в подготовке решений в соответствии с должностными обязанностями означает право сотрудника: участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности таможенного органа в целом и его подразделений, выступать с обоснованной критикой неправильных действий других сотрудников и должностных лиц, вносить соответствующие предложения. Начальники таможенных органов обязаны создавать условия для реализации указанного права сотрудников, обеспечивать гласность и объективность в оценке деятельности таможенного органа и служебной деятельности сотрудников. Право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенных органах обеспечивает реализацию конституционного права сотрудников на равный доступ к таможенной службе. Сотрудник имеет право принимать участие в конкурсе, независимо от того, какую должность в таможенном органе он занимает в момент его проведения. Право на продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации. Продвижение по службе в таможенных органах имеет две формы: продвижение по должности и специальным званиям. В результате первой формы сотрудник может продвигаться по службе либо в пределах своей квалификационной группы должностей (например, в пределах 1-й группы — младший состав), либо на должности вышестоящих классификационных групп (например, должности 2-й группы — средний начальствующий состав). Право на продвижение в этом случае реализуется при наличии вакантной должности в таможенном органе. В результате второй формы меняется специальное звание сотрудника без перевода на иную должность в таможенном органе, но с увеличением денежного довольствия. При этом необходима минимальная выслуга лет при профессиональной ценности сотрудника или максимальная выслуга лет при учете только самой выслуги. Преимущественное право на продвижение по службе имеют сотрудники с более высокими результатами работы, более длительным стажем работы в таможенных органах и с более высоким уровнем квалификации и т. д. Право на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание ГТК России. Право сотрудников на переподготовку следует понимать широко. Оно принадлежит всем сотрудникам таможенных органов, независимо от занимаемых должностей и присвоенных персональных званий. Сотрудники таможенных органов наделены также правами, сопутствующими их служебной деятельности. Это следующие права на: ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений; проведение по требованию сотрудника служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; объединение в профессиональные союзы; участие в собраниях сотрудников таможенных органов; применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в случаях и в порядке, предусмотренных главой 61 ТК РФ; пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет. Обязанности сотрудников таможенных органов — это установленные правовыми актами для обязательного постоянного исполнения функции и правомочия по занимаемой должности. Сотрудник таможенных органов выполняет свои обязанности в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством, присягой и контрактом. При исполнении служебных обязанностей сотрудник таможенных органов находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. Под исполнением обязанностей по занимаемой должности сотрудником таможенных органов понимается: исполнение указанных обязанностей в течение установленного служебного времени или сверх этого времени, если такой режим службы вызван служебной необходимостью; участие во всех служебных мероприятиях (сборы, учения, соревнования и др.), проводимых в таможенном органе; следование к месту службы и обратно, нахождение в служебной командировке; действия по защите жизни, здоровья, чести и достоинства личности, а также обеспечение собственной безопасности в связи с исполнением должностных обязанностей; нахождение в положении заложника в связи с исполнением должностных обязанностей; нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно. Общие обязанности сотрудников таможенных органов, как и государственных служащих других государственных органов, закреплены в Федеральном законе об основах государственной службы (ст. 10). Общие обязанности сотрудника таможенного органа закреплены в статье 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года. Обязанность обеспечивать соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных законов — непреклонное требование, предъявляемое ко всем государственным служащим. Выполнение этой обязанности сотрудником таможенных органов означает, что он должен исполнять свою должность в духе конституционных принципов. Обязанность обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан обязывает сотрудников таможенных органов исполнять законы, имеющие непосредственное отношение к правам и свободам граждан; осуществлению мер по охране прав и свобод граждан в таможенной сфере. Для сотрудников таможенных органов высшее значение имеет следование конституционному требованию, состоящему в том, что права и свободы граждан являются непосредственно действующими. Обязанность исполнять приказы, распоряжения, указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей означает, что сотрудники таможенных органов обязаны выполнять все приказы начальников таможенных органов, за исключением заведомо незаконных. Однако все распоряжения сотрудник таможенных органов выполняет под свою личную ответственность за правомерность своих действий. В случае сомнения в правомерности полученного им для выполнения приказа он обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом начальнику таможенного органа. Если начальник таможенного органа подтверждает приказ или распоряжение в письменной форме, сотрудник таможенных органов обязан его выполнить, за исключением заведомо незаконного. Обязанность своевременно рассматривать обращения означает, что каждый сотрудник таможенных органов в пределах своей должностной компетенции должен в установленные таможенным законодательством сроки рассматривать обращения граждан, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций и принимать по ним решения. Обязанность соблюдать правила внутреннего распорядка в таможенном органе является важной, поскольку в указанных правилах устанавливаются основные обязанности сотрудника в конкретном таможенном органе. Данной обязанностью охватывается также требование по соблюдению должностных инструкций, правил работы со служебной информацией и т. д., в которых регламентируются специальные обязанности сотрудников таможенных органов. Обязанность поддерживать уровень квалификации означает, что каждый сотрудник должен профессионально обеспечивать задачи и функции таможенных органов. Он должен отвечать требованиям, вытекающим из назначения и содержания занимаемой им должности. Обязанность хранить государственную и иную охраняемую законом тайну. При оформлении на должность, связанную с необходимостью доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, сотрудник таможенных органов обязан пройти процедуру допуска. Допуск сотрудников к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Под иной охраняемой законом тайной понимается служебная, профессиональная тайна. Разглашение государственной тайны образует состав уголовного преступления, административного или дисциплинарного проступка или гражданско — правового деликта.
Правоограничения сотрудников таможенных органов
Правоограничения сотрудников таможенных органов — это установленные законом запреты на осуществление несовместимых со статусом сотрудника таможенных органов действий или состояний. Состав ограничений прав государственных служащих, установленный в Федеральном законе от 21 июля 1997 года (ст. 7 п. 2), является обязательным для сотрудников таможенных органов. Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью означает, что сотрудник не может одновременно занимать другую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях и в организациях; быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Сотрудникам таможенных органов разрешено заниматься оплачиваемой педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Запрет заниматься предпринимательской деятельностью означает, что сотрудники таможенных органов не вправе лично или через доверенных лиц заниматься на постоянной основе выполнением работ или вложением средств в предприятия с целью получения личного дохода. Сотрудники таможенных органов, имеющие акции, а также имущественные доли (паи) в уставном капитале коммерческих организаций, обязаны передавать их в доверительное управление под гарантию государства. Граждане при поступлении на службу в таможенные органы, а также сотрудники таможенных органов обязаны ежегодно представлять в органы Государственной налоговой службы РФ сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Запрет состоять членом органа управления коммерческой организации означает, что сотрудник таможенного органа не вправе состоять членом любого органа управления коммерческой организации. Сотрудник таможенного органа может состоять членом органа управления коммерческой организации лишь при выполнении специальных заданий по определению председателя ГТК России. Запрет быть поверенным или представителем по делам третьих лиц означает, что сотрудник таможенного органа не вправе представлять чьи-либо интересы в таможенных органах. Выполнение представительских функций несовместимо с правовым статусом сотрудников таможенных органов. Запрет использовать в неслужебных целях средства материально — технического обеспечения включает в себя также запрет для сотрудников таможенных органов на использование в неслужебных целях финансовых средств, любого другого государственного имущества, а также служебной информации. Такого рода деяния сотрудников таможенных органов противоречат их статусу и всегда влекут применение дисциплинарных взысканий, вплоть до увольнения от должности. Запрет получать гонорары за публикации и выступления касается публикаций и выступлений в качестве сотрудника таможенных органов. Разрешается получение гонораров за выступления и публикации, не связанные со служебной деятельность сотрудника таможенных органов. Запрет получать от физических и юридических лиц подарки означает, что сотрудники таможенных органов не вправе получать любые вознаграждения от физических и юридических лиц: имущественные ценности, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей. Сотрудники таможенных органов вправе принимать символические подарки, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ). Запрет принимать иностранные награды означает, что сотрудники таможенных органов не вправе принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций. Признание каких-либо заслуг лица, находящегося на службе в таможенных органах РФ, иностранным государством ставило бы такого сотрудника весьма в двусмысленное положение. Запрет выезжать в служебные командировки за границу за счет средств юридических и физических лиц означает для сотрудников таможенных органов запрет получать на указанные цели средства как от российских, так и иностранных лиц. Сотрудники таможенных органов не вправе выезжать за границу и по личным делам за счет принимающей стороны либо за счет российских лиц. Запрет не распространяется на служебные командировки за границу сотрудников таможенных органов в соответствии с международными договорами и на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти и государственными органами иностранных государств. Запрет организовывать забастовки и участвовать в их проведении имеет для сотрудников абсолютный характер. Основополагающий Федеральный закон, регламентирующий забастовки «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года <*> (ст. 17), устанавливает прямой запрет участвовать в забастовках работникам правоохранительных органов, к которым относятся и таможенные органы. ——————————— <*> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4557.
Запрет использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений означает, что сотрудники таможенных органов не вправе: создавать партийные организации в таможенных органах; заниматься агитацией программ и задач политических партий и общественных объединений при исполнении служебных обязанностей; использовать свое служебное положение для сбора средств на какие бы то ни было политические кампании; использовать должностные полномочия в интересах политических партий и общественных объединений. Аналогичные требования предъявляются к сотрудникам таможенных органов и в отношении религиозных объединений.
Прохождение службы в таможенных органах
Под прохождением службы в таможенных органах имеется в виду совокупность юридических фактов, вызывающих изменения служебно — правового положения сотрудников таможенных органов. К ним относятся: поступление на службу в таможенные органы, заключение контракта, прохождение по конкурсу, назначение на должность, присвоение специального звания, служебное аттестование, перемещение по службе и др. Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (далее — контракт). Уровень профессионального образования для поступления на службу в таможенные органы зависит от должности, на которую зачисляется сотрудник. Общие квалификационные требования к стажу и опыту работы по специальности регламентируются Указом Президента РФ от 30 января 1996 года «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы» <*>. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством РФ. ——————————— <*> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 533.
При поступлении на службу в таможенные органы гражданин представляет: личное заявление на имя руководителя таможенного органа; документ, удостоверяющий личность, т. е. паспорт; трудовую книжку; документ о профессиональном образовании, выданный образовательным учреждением, имеющим государственную аккредитацию; справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении; медицинское заключение о состоянии здоровья, выданное медицинским учреждением по месту обслуживания гражданина; автобиографию; листок по учету кадров установленной формы. Сведения и документы, представленные гражданином при поступлении на службу в таможенные органы, подлежат обязательной проверке в порядке, предусмотренном федеральным законом. При установлении в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на службу в таможенные органы, руководитель таможенного органа обязан в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу письменно проинформировать его о причинах отказа в приеме на службу в таможенные органы. Гражданин, не согласный с решением об отказе, вправе обжаловать его в вышестоящий таможенный орган или в суд. Гражданин не может быть принят на службу в таможенные органы и проходить службу в таможенных органах в случаях: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего службе в таможенных органах; отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности таможенного органа, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья и сестры, родители и дети супругов) с сотрудником, если их служба в таможенном органе связана с непосредственной подчиненностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; отказа от представления сведений о доходах и имуществе, принадлежащем гражданину на праве собственности. Должности в таможенных органах замещаются путем заключения индивидуальных контрактов, по конкурсу, а также посредством назначения на должность. Испытательный срок для лиц, поступающих на службу в таможенные органы, может устанавливаться продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня профессиональной подготовки и должности, на которую они поступают. Цель испытания — проверка профессиональной пригодности. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания. Продолжительность испытательного срока указывается в контракте и приказе о назначении на должность. Испытательный срок может быть сокращен по решению начальника таможенного органа, назначившего указанного гражданина на должность. Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника таможенных органов в соответствии с занимаемой должностью и условиями контракта. В испытательный срок не засчитывается время нахождения в отпуске и время его отсутствия на службе в связи с болезнью. Решение о соответствии или несоответствии стажера замещаемой должности должно быть принято уполномоченным на то должностным лицом таможенного органа до истечения испытательного срока. При этом издания приказа об окончательном назначении на должность не требуется. Контракт о службе в таможенных органах заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника с соблюдением требований законодательства. Перечень должностей сотрудников таможенных органов, при заключении на которые контракт заключается вышестоящими таможенными органами, определяется председателем ГТК России. Порядок заключения контракта и типовая форма контракта устанавливается председателем ГТК России. В контракте предусматривается ответственность сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Контракт заключается на срок от одного года до десяти лет. Контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия. Поступление на службу в таможенные органы на конкурсной основе предусматривается для создания условий равного доступа граждан к службе в таможенных органах и профессиональном отборе претендентов. Перечень должностей в таможенных органах, которые могут занимать граждане на конкурсной основе, а также условия проведения конкурса определяет председатель ГТК России в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время общие правила проведения конкурса установлены в Указе Президента РФ «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы» от 29 апреля 1996 года <*>. ——————————— <*> СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2115.
Назначение на должность производится приказом начальника соответствующего таможенного органа в порядке, предусмотренном законодательством о службе в таможенных органах. Приказ о назначении на должность объявляется сотруднику под расписку. В нем указывается должность в таможенном органе, на которую принят сотрудник, а также дата начала исполнения обязанностей по этой должности. Председатель ГТК России назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Заместители председателя ГТК России назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ. На сотрудника таможенного органа с его согласия на срок до трех месяцев может быть возложено исполнение обязанностей по должности, назначение на которую производится приказом начальника вышестоящего таможенного органа. Служебная аттестация. Для определения служебного соответствия сотрудника таможенных органов предъявляемым требованиям производится аттестация. Аттестация сотрудников таможенных органов проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Досрочная аттестация сотрудника таможенных органов может быть проведена по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа. Сотрудники таможенных органов аттестуются при представлении к государственной награде РФ; при представлении к назначению на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоящую должность или в другую службу (подразделение) таможенных органов, а также при увольнении по служебному несоответствию, за грубое нарушение либо систематические нарушения дисциплины, а также за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника таможенных органов. Порядок проведения аттестации сотрудников таможенных органов определяется положением, утверждаемым председателем ГТК России. Перемещение по службе. Перемещение сотрудника таможенных органов производится: — на высшую должность — в порядке продвижения по службе с согласия сотрудника таможенных органов; — на равнозначную должность — с согласия сотрудника таможенных органов либо для более целесообразного использования сотрудника с учетом его деловых, личных качеств и профессиональной подготовки, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту; — на другую должность в том же таможенном органе, в другой таможенный орган в той же местности или на службу в другую местность (перевод по службе) — по инициативе начальника таможенного органа с согласия сотрудника таможенных органов, если иное не оговорено в контракте; — на нижестоящую должность: при сокращении штатов, в случае невозможности перемещения на равнозначную должность, с согласия сотрудника таможенных органов; по состоянию здоровья — в соответствии с медицинским заключением; по личной просьбе; по служебному несоответствию в аттестационном порядке — с согласия сотрудника таможенных органов; — при поступлении на учебу с освобождением от занимаемой должности, а также при назначении на должность после окончания учебы; — при привлечении сотрудников таможенных органов к выполнению специальных заданий; — в порядке прикомандирования к органам государственной власти РФ и организациям. Перемещение по службе сотрудника во всех случаях оформляется приказом начальника соответствующего таможенного органа с указанием основания перемещения. Во всех случаях перемещения сотрудника по службе ему обеспечивается работа по основной или родственной специальности либо в соответствии с имеющимся опытом, а при необходимости использования сотрудника на должности по новой для него специальности перемещению должна предшествовать его профессиональная переподготовка. При проведении организационно — штатных мероприятий (ликвидация таможенного органа, сокращение численности или штата сотрудников таможенного органа) сотрудник может быть освобожден от занимаемой должности с зачислением с его согласия в распоряжение начальника таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия. До истечения указанного срока решается вопрос о трудоустройстве данного сотрудника. Перемещение сотрудника на службу в другую местность, в том числе в связи с передислокацией таможенного органа, допускается только с его согласия, если иное не предусмотрено контрактом. Переезд и перевозка имущества сотрудника и членов его семьи к новому месту службы осуществляется за счет средств ГТК России. Сотрудник имеет право бронировать на время службы в другой местности занимаемое им жилое помещение в домах государственного и муниципального жилищных фондов в соответствии с законодательством РФ. При этом сотруднику таможенных органов и членам его семьи по новому месту службы предоставляется служебное жилое помещение либо выплачивается денежная компенсация расходов на наем жилого помещения. Порядок привлечения сотрудников таможенных органов к выполнению специальных заданий по выявлению, предупреждению и пресечению контрабанды и иных правонарушений в сфере таможенного дела, а также особенности выполнения указанных специальных заданий сотрудниками таможенных органов определяются председателем ГТК России. Прикомандирование сотрудников таможенных органов для исполнения должностных обязанностей к органам государственной власти РФ и организациям, независимо от форм собственности, может быть произведено с их согласия председателем ГТК России. Порядок и условия прикомандирования сотрудников таможенных органов, а также особенности прохождения службы прикомандированных сотрудников таможенных органов определяются Президентом РФ. Сотрудник таможенных органов, допустивший нарушения должностных обязанностей, может быть временно, не более чем на один месяц, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного довольствия. Решение об отстранении указанного сотрудника от исполнения должностных обязанностей принимает начальник таможенного органа, назначивший указанного сотрудника на должность, или начальник вышестоящего таможенного органа.
Служебная дисциплина в таможенных органах
Служебная дисциплина в таможенных органах означает соблюдение сотрудниками таможенных органов установленных федеральным законодательством, присягой, контрактом о службе, а также приказами председателя ГТК России, начальников таможенных органов порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении предоставленных им прав. Начальник таможенного органа несет ответственность за состояние служебной дисциплины среди подчиненных. Его права, обязанности и ответственность по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются Дисциплинарным уставом таможенной службы. Начальник таможенного органа обязан: создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации сотрудников; воспитывать у сотрудников чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей; обеспечивать точность и объективность в оценке служебной деятельности сотрудников; уважать честь и достоинство сотрудников; не допускать протекционизма в работе с кадрами, преследования сотрудника по личным мотивам или за критику недостатков в деятельности таможенных органов. Поощрения. За добросовестное исполнение служебных обязанностей к сотрудникам таможенных органов могут применяться следующие поощрения: объявление благодарности, премирование; награждение ценным подарком; награждение почетной грамотой ГТК России; награждение нагрудными знаками «Почетный таможенник России», «Отличник таможенной службы»; досрочное присвоение очередного специального звания; награждение именным оружием; присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности. В качестве поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания. Награждение именным оружием осуществляется по решению коллегии ГТК России. Указанное решение объявляется приказом председателя ГТК России. Сотрудники таможенных органов могут быть представлены председателем ГТК России к государственным наградам РФ, почетным званиям РФ. Дисциплинарные взыскания. За нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии (на основании решения аттестационной комиссии); увольнение из таможенных органов. Поощрения и дисциплинарные взыскания применяются начальниками таможенных органов в пределах предоставленных им прав. Поощрения и взыскания объявляются приказами. Благодарность, замечание, выговор могут быть объявлены устно. О поощрении или дисциплинарном взыскании сотруднику объявляется лично под расписку. Права, обязанности и ответственность начальников таможенных органов по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий будут установлены Дисциплинарным уставом таможенной службы, утверждаемым Президентом РФ. Его подготовка предусмотрена Федеральным законом от 21 июля 1997 г. (ст. 30). Порядок наложения дисциплинарного взыскания. До наложения взыскания от сотрудника, допустившего дисциплинарный проступок, должно быть истребовано письменное объяснение. Отказ сотрудника дать объяснения не является препятствием к применению дисциплинарного взыскания, если факт отказа подтвержден документом. В случае необходимости проводится служебное расследование по факту дисциплинарного проступка с вынесением заключения по результатам расследования. Дисциплинарное взыскание должно быть наложено непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца с того дня, когда начальнику таможенного органа стало известно о совершенном проступке, и в случаях проведения служебного расследования, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении, соответственно, со дня окончания расследования, рассмотрения судом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения. В месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания не засчитывается время болезни сотрудника или нахождения его в отпуске. За каждый случай нарушения служебной дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Однако если неисполнение (или ненадлежащее исполнение) по вине сотрудника возложенных на него служебных обязанностей продолжалось, допустимо применение к нему нового дисциплинарного взыскания, вплоть до увольнения из таможенных органов. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется сотруднику, подвергнутому взысканию, под расписку. Взыскание приводится в исполнение немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету. Взыскание, наложенное на сотрудника приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово — хозяйственной деятельности позднее двух лет со дня совершения нарушения служебной дисциплины, а также во время болезни сотрудника или в период его нахождения в отпуске или в командировке. В указанные сроки не включается время: нахождения сотрудника в отпуске (любом, предоставляемом в соответствии с законодательством, дополнительном, учебном и т. д.), болезни, производства по уголовному делу или об административном правонарушении. Сотрудник таможенных органов, к которому применено дисциплинарное взыскание, вправе обжаловать его начальнику вышестоящего таможенного органа, вплоть до председателя ГТК России и (или) в суд.
Условия службы в таможенных органах
К условиям службы в таможенных органах относятся: внутренний распорядок, продолжительность служебного времени, отпуска; денежное и материальное обеспечение; государственное личное и дополнительное социальное страхование; льготы, гарантии и компенсации (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. Гл. V). Внутренний распорядок в таможенных органах устанавливается их начальниками исходя из особенностей деятельности этих органов в строгом соответствии с типовыми правилами внутреннего распорядка в таможенных органах, утверждаемых председателем ГТК России. Продолжительность служебного времени сотрудников таможенных органов определяется на основе продолжительности еженедельного рабочего времени, установленного законодательством РФ о труде. Для сотрудников таможенных органов правилами внутреннего трудового распорядка устанавливается пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также продолжительность ежедневного рабочего времени. Порядок учета служебного времени определяется председателем ГТК России. Для сотрудников таможенных органов, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени. Перечень должностей сотрудников таможенных органов, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, а также продолжительность сокращенного служебного времени устанавливаются Правительством РФ. В необходимых случаях сотрудники таможенных органов могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. В этих случаях им предоставляется компенсация в виде дополнительных дней отдыха в порядке, установленном законодательством о труде РФ. При сменной работе устанавливается одинаковая продолжительность дневной, вечерней и ночной смен. Сотрудник имеет право на компенсацию при выполнении им дополнительных обязанностей за время отсутствующего сотрудника. Виды отпусков с сохранением денежного довольствия. Сотрудникам таможенных органов предоставляются следующие отпуска: очередной ежегодный отпуск; краткосрочный по личным обстоятельствам; по болезни; дополнительный (за выслугу лет в таможенных органах, за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, по другим основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 21 июля 1997 года); социальный (по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком и другие, установленные законодательством РФ). Продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях. При определении продолжительности очередного ежегодного отпуска праздничные нерабочие дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней не включаются. Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, за исключением случаев увольнения сотрудников таможенных органов, не использовавших свой очередной ежегодный отпуск и дополнительные отпуска. Сотруднику оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска (лечения) и обратно в пределах территории РФ. При этом продолжительность отпуска увеличивается на количество дней, необходимое сотруднику для проезда к месту проведения отпуска и обратно. Денежное довольствие сотрудника таможенных органов состоит из: оклада по занимаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию; надбавок за выслугу лет, ученую степень; ученое звание; стоимости продовольственного пайка, если он не выдается в натуральном виде. Оклад по занимаемой должности и оклад по присвоенному специальному званию составляют оклад месячного денежного содержания сотрудника таможенных органов. Сотруднику таможенных органов ежегодно оказывается материальная помощь в размере двух окладов месячного денежного содержания. Сотрудник таможенных органов обеспечивается продовольственным пайком. Норма выдачи продовольственного пайка или размер денежной компенсации продовольственного пайка, если он не выдается в натуральном виде, определяется Правительством РФ. Обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета подлежат жизнь и здоровье сотрудника таможенных органов. Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования определяется договором между ГТК России (или уполномоченным на то соответствующим таможенным органом) и государственной страховой организацией или другими страховыми организациями, имеющими лицензию на осуществление обязательного государственного личного страхования. Обеспечение жилым помещением. Сотруднику таможенных органов, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома по установленным нормам предоставляется по месту жительства органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством РФ. Бесплатное медицинское обслуживание сотрудникам предоставляется в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов. Члены семей сотрудников таможенных органов также имеют право на бесплатную медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов. При отсутствии по месту службы или месту жительства сотрудника таможенных органов таких учреждений медицинская помощь оказывается им беспрепятственно и бесплатно в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения в объеме, предусмотренном территориальной программой обязательного медицинского страхования. Сотрудники таможенных органов и члены их семей имеют право на санитарно — курортное лечение в санаториях, пансионатах, домах отдыха и на туристических базах ГТК России. Сотрудникам таможенных органов ежегодно при предоставлении очередного отпуска выплачивается денежная компенсация в размере шести минимальных размеров оплаты труда. Согласно федеральному законодательству сотрудникам таможенных органов предоставляются и другие льготы, гарантии и компенсации.
Прекращение службы в таможенных органах
Основаниями для прекращения службы в таможенных органах являются: увольнение из таможенных органов; прекращение гражданства РФ; признание сотрудника в установленном порядке безвестно отсутствующим; смерть (гибель) сотрудника таможенных органов. Сотрудники таможенных органов могут быть уволены со службы по следующим основаниям: — по собственному желанию, до истечения срока контракта; — по достижении предельного возраста, установленного Федеральным законом от 21 июля 1997 г.; — по выслуге срока службы, дающего право на пенсию; — по окончании срока службы, предусмотренного контрактом; — в связи с проведением организационно — штатных мероприятий; — в связи с переводом в другой государственный орган; — в связи с избранием депутатом федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов РФ; органов местного самоуправления; — по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной негодности к службе в таможенных органах; — по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности к службе в таможенных органах; — по служебному несоответствию в аттестационном порядке; — за однократное грубое либо систематические нарушения служебной дисциплины. Перечень грубых нарушений служебной дисциплины, а также определение понятия «систематические нарушения служебной дисциплины» будут даны в Дисциплинарном уставе таможенной службы; — в связи с осуждением за преступление на основании вступившего в законную силу приговора суда; — в связи с прекращением гражданства РФ. Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по достижении предельного возраста, в связи с проведением организационно — штатных мероприятий, по состоянию здоровья или по болезни, по служебному несоответствию, за нарушения служебной дисциплины, в связи с осуждением за преступление и в связи с прекращением гражданства РФ осуществляется по инициативе начальника соответствующего таможенного органа. Не допускается увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника таможенного органа в период нахождения сотрудника в отпуске или в период болезни. Сотрудники таможенных органов ставятся в известность о предстоящем увольнении начальниками таможенных органов не позднее чем за два месяца до увольнения, за исключением сотрудников, увольняемых в связи с признанием аттестационной комиссией не соответствующим занимаемой должности; за однократное грубое нарушение либо систематические нарушения служебной дисциплины, а также в связи с осуждением за преступление на основании приговора суда; в связи с прекращением гражданства РФ. Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, осуществляется по инициативе сотрудника таможенного органа или с его согласия. Возрастные ограничения для службы в таможенных органах. Сотрудники таможенных органов вправе состоять на службе в таможенных органах до достижения ими возраста: младший состав и средний начальствующий состав (от прапорщика до капитана таможенной службы включительно) — 50 лет; старший начальствующий состав (от майора до полковника таможенной службы включительно) — 55 лет; высший начальствующий состав (от генерал — майора до действительного государственного советника таможенной службы РФ) — 60 лет. Сотрудники таможенных органов — женщины по своему желанию могут состоять на службе в таможенных органах на пять лет меньше установленного срока. Срок пребывания на службе в таможенных органах сотрудников, достигших предельного возраста, может быть продлен председателем ГТК России до пяти лет. Сотрудники таможенных органов, умершие, погибшие, безвестно отсутствующие и лишенные специального звания, исключаются из списков сотрудников таможенных органов в порядке, определяемом председателем ГТК России. В случае несогласия с решением об увольнении из таможенных органов или о переводе на другую сотрудник вправе обжаловать это решение начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд в месячный срок со дня вручения ему копии соответствующего приказа либо со дня получения письменного уведомления об отказе в восстановлении в должности на службе в таможенных органах. Решение о восстановлении сотрудника таможенного органа на службе в таможенных органах, принятое начальником вышестоящего таможенного органа и (или) судом, подлежит исполнению немедленно. Восстановление на службе в таможенных органах осуществляется путем назначения уволенного сотрудника на занимаемую ранее должность либо с его согласия на равнозначную ей должность. Сотруднику таможенных органов, восстановленному на службе, время со дня его увольнения до восстановления в таможенных органах засчитывается в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для присвоения очередного специального звания, выплаты процентной надбавки за выслугу лет и назначения пенсии. Сотруднику, незаконно или необоснованно перемещенному по службе, уволенному из таможенных органов, выплачивается полагавшееся ему денежное довольствие по должности, с которой он был уволен, и по специальному званию, в котором он состоял, со дня увольнения до дня восстановления в таможенных органах. Начальник таможенного органа, принявший решение об увольнении из таможенных органов или переводе по службе сотрудника таможенных органов с нарушением закона или задержавший исполнение решения о восстановлении на службе в таможенных органах указанного сотрудника, несет ответственность в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года. Сотруднику, уволенному со службы в таможенных органах в связи с осуждением за преступление, а затем реабилитированному в установленном порядке, возмещение причиненного ущерба осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Пенсионное обеспечение, выплаты и льготы увольняемым. Пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях, по норме и в порядке, которые установлены Законом РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей» <*>. Порядок исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий сотрудникам таможенных органов и членам их семей с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством РФ. ——————————— <*> ВВС РФ. 1993. N 9. Ст. 328.
Сотрудникам таможенных органов, увольняемым со службы с правом на пенсию, выплачивается единовременное пособие, а при увольнении без права на пенсию — выходное пособие в размерах, определяемых законодательством РФ. За сотрудниками таможенных органов, уволенными со службы с правом на пенсию и имеющими выслугу 20 лет и более, а также за членами их семей сохраняются социально — бытовое обеспечение и медицинское обслуживание, предусмотренное Федеральным законом от 21 июля 1997 года. За ними сохраняется право на обеспечение бесплатной медицинской помощью в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов, а также на санаторно — курортное лечение в санаториях, организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах ГТК России. При этом указанным сотрудникам ежегодно выплачивается денежная компенсация в установленных размерах, независимо от того, приобретена путевка или нет. Время нахождения сотрудников на службе в таможенных органах засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности. Сотрудникам, уволенным из таможенных органов и поступившим на работу или учебу не позднее трех месяцев после увольнения, не считая времени переезда к месту постоянного жительства, время службы в таможенных органах засчитывается в непрерывный трудовой стаж при назначении пенсий и пособий по государственному социальному страхованию. Сотрудникам таможенных органов, уволенным со службы в таможенных органах с правом на получение пенсии, разрешается ношение форменной одежды. За ними сохраняются специальные звания с добавлением слова «в отставке».
Управление службой таможенных органов
Под управлением службой понимается деятельность в таможенных органах по исполнению установленных требований о прохождении службы сотрудниками в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года. Общий контроль за прохождением и соблюдением условий службы в таможенных органах осуществляют Президент РФ, председатель Государственного таможенного комитета РФ и начальники таможенных органов. Структурными подразделениями, осуществляющими функции управления таможенной службой, являются кадровые службы таможенных органов. Они комплектуются специалистами — сотрудниками таможенных органов, имеющими соответствующее профессиональное образование. К числу основных функций кадровых служб таможенных органов относятся: — обеспечение реализации кадровой политики в таможенных органах; — подбор и расстановка кадров таможенных органов, проведение аттестации сотрудников таможенных органов; — оформление решений начальников таможенных органов, связанных с прохождением службы в таможенных органах, ведение личных дел сотрудников таможенных органов, учет численности сотрудников таможенных органов и формирование штатных расписаний; — организация проведения воспитательных и профилактических мероприятий в таможенных органах, а также деятельности службы психологов таможенных органов; — консультирование сотрудников таможенных органов по вопросам прохождения службы, обеспечение их правовой защиты, взаимодействие по этим вопросам с профессиональными союзами сотрудников таможенных органов; — организация и осуществление инспектирования таможенных органов, а также непосредственный контроль за прохождением службы в таможенных органах; — организация и контроль профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов. Надзор за соблюдением законодательства РФ о службе в таможенных органах осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. За нарушение законодательства РФ о службе в таможенных органах, несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты сотрудников таможенных органов виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
——————————————————————