Без страха жалуйте к нам, гости!

(Дашян М.) («Бизнес-адвокат», N 7, 2002)

БЕЗ СТРАХА ЖАЛУЙТЕ К НАМ, ГОСТИ!

М. ДАШЯН

В последнее время к юристам часто обращаются граждане с такой проблемой: иностранный гражданин (обычно гражданин стран Содружества Независимых Государств) желает устроиться на работу. Вопросы проживания (пребывания) на территории Российской Федерации его не беспокоят, т. к. все необходимые документы для подтверждения легальности его положения имеются. Как правило, иностранные граждане интересуются проблемами порядка трудоустройства, ограничений при приеме на работу, а также социального обеспечения. В свою очередь, работодатели, принимающие на работу иностранцев, также интересуются вопросами трудоустройства, получения разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности, отчислений во внебюджетные фонды.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства принадлежности к гражданству другого иностранного государства. Гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации. Россияне, имеющие двойное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах или уклоняться от выполнения обязанностей, а также освобождаться от ответственности, вытекающей из гражданства РФ. Конституция РФ устанавливает, что «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г. N 5152-X (в ред. от 15 августа 1996 г.) допускает возможность установления ответных ограничений в отношении граждан тех государств, в которых ограничиваются права и свободы россиян. В случае введения чрезвычайного положения Указом Президента РФ могут устанавливаться временные ограничения пребывания на указанной территории иностранных граждан (п. б ст. 11 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ). Постоянно проживающие на территории Российской Федерации граждане других государств принимаются на работу на тех же условиях, что и российские граждане. Вне зависимости от того, постоянно проживает гражданин в России или временно, иностранным гражданам запрещено состоять на государственной службе, заниматься адвокатской практикой, сыскной деятельностью. Они не могут занимать должность нотариуса, патентного поверенного, входить в состав судовых экипажей и гражданских воздушных судов. На иностранных граждан и лиц без гражданства распространяется государственное пенсионное страхование, должен вестись индивидуальный (персонифицированный) учет. Поэтому работодатели должны уплачивать страховые взносы за иностранных граждан, постоянно проживающих в России. В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. N 1499-1 (в ред. от 1 июля 1994 г.) иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права, как и россияне в сфере медицинского страхования. Законодательство РФ о занятости распространяется на иностранных граждан. Однако работодатели уплачивают страховые взносы только за иностранцев, имеющих статус постоянно проживающих (имеющих вид на жительство). Это связано с тем, что согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (в ред. от 29 декабря 2001 г.) решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. Иностранные граждане как застрахованные лица могут выступать участниками обязательного социального страхования (ст. 6 Федерального закона РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ). Как указывалось выше, иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются с некоторыми оговорками теми же правами, что и россияне, в т. ч. и в социальном аспекте. В частности, правами на социальную помощь в государственных социальных учреждениях, оказывающих социальные услуги (Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ), социальное обслуживание (Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ), получение пособий на детей (Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883 в ред. от 14 февраля 2002 г.) и т. д. В соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ иностранные граждане могут состоять в российских профессиональных союзах при условии постоянного проживания в Российской Федерации. Исключения из данной нормы устанавливаются федеральными законами или международными договорами России. Под иностранной рабочей силой понимаются лица, не являющиеся гражданами РФ, законно въехавшие на территорию России с целью осуществления трудовой деятельности: — на условиях найма по трудовому договору (контракту) на время выполнения определенной работы; — осуществляющие профессиональную деятельность на территории России по направлению иностранных юридических лиц, реализующих в России конкретные проекты; — сотрудники представительств иностранных компаний, аккредитованных в Москве. Следует особо отметить, что на некоторых иностранных граждан не распространяется действие норм, регламентирующих порядок трудоустройства иностранной рабочей силы. В частности, к иностранной рабочей силе не относят иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации; граждан, официально признанных беженцами на территории РФ; лиц, получивших убежище и временно проживающих в РФ, а также ряд иных лиц. Например, работников дипломатических и консульских учреждений, корреспондентов и журналистов, аккредитованных в РФ. В соответствии с Указом Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. N 2146 работодатели обязаны получить в органах Миграционной службы России разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а иностранный работник — подтверждение на право трудовой деятельности. В случае если трудоустраивается иностранец, постоянно проживающий в России, или иное лицо, на которое не распространяется законодательство об иностранной рабочей силе (см. выше), трудоустройство осуществляется в порядке, предусмотренном для российских граждан. Для получения разрешения работодатель представляет в Федеральную миграционную службу: — заявление; — заключение органов исполнительной власти субъектов РФ с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы; — проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников (ст. 5 Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утв. Указом N 2146). Решение о выдаче разрешения принимается в течение 30 дней со дня подачи работодателем документов. Важно отметить, что для привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов на должности руководителей организаций или их подразделений не требуется оформления разрешения. Для получения подтверждения в Москве в отдел по привлечению и использованию иностранной рабочей силы Миграционной службы г. Москвы должны быть предоставлены следующие документы: — заявление установленной формы на имя руководителя Миграционной службы г. Москвы; — анкета установленной формы на фирму; — заполненный бланк подтверждения; — фотография работника 3/4 — 1 шт.; — платежные поручения (стоимость авиационного билета до столицы страны проживания каждого работника; оплата госпошлины); — справки из банка, налоговой инспекции; — копия паспорта и визы (оригинал предъявляется); — ходатайство о выдаче подтверждения; — копия контракта организации с каждым сотрудником (для генеральных директоров — копия протокола собрания); — регистрационное свидетельство Московской регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ; — лицензия на соответствующий вид деятельности; — устав; — учредительный договор; — договор аренды на занимаемое нежилое помещение; — штатное расписание (в соответствии с Приказом Миграционной службы Москвы «О совершенствовании системы работы с приемом документов и оформлением подтверждений на право трудовой деятельности» от 23 сентября 1999 г. N 82). Решение о выдаче подтверждения или отказе в выдаче принимается в течение 20 дней со дня предоставления документов. Причинами отказа в предоставлении подтверждения на право трудовой деятельности могут быть: — небрежно или неправильно оформленные документы; — комплект предоставленных документов не соответствует установленным правилам; — наличие в предоставленных документах недостаточной, искаженной или устаревшей информации; — установленный факт грубого нарушения иностранным работником действующего порядка трудоустройства и осуществления трудовой деятельности в РФ (Приказ Миграционной службы Москвы от 23 сентября 1999 г. N 82). Значительную роль на правовое положение иностранных граждан оказывают международные договоры. В частности, Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 г. <*> устанавливает ряд социальных гарантий в сфере пенсионного обеспечения для граждан государств — участников данного соглашения и членов их семей <**>. В частности, при назначении пенсий учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения; при переселении пенсионера в пределах государств — участников Соглашения размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством по новому месту жительства, но с обязательным соблюдением заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. ——————————— <*> Соглашение стран СНГ от 13.03.92 «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». N 3. 1992. <**> Данный документ подписан государствами — участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной. Соглашение подписано Республикой Молдова с замечанием: «Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями».

Перечислим основные Соглашения России со странами — участниками Содружества Независимых Государств: — Соглашение о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств (Москва, 27 мая 1993 г.); — Соглашение о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и республики Украина, работающих за пределами границ своих государств (Москва, 14 января 1993 г.); — Соглашение о трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации и Республики Армения, работающих за пределами границ своих государств (Ереван, 19 июля 1994 г.); — Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально — трудовых гарантий» (22 июня 1996 г. N 4). Российская Федерация имеет ряд международных договоров в данной сфере и с государствами дальнего зарубежья, например, с Польшей, Чехией, Китаем. В каждом соглашении устанавливается особый порядок трудовых отношений с работниками, гражданами стран этих государств. Для примера содержания соглашения о трудовой деятельности и социальной защите между Россией и странами СНГ обратимся к Соглашению о трудовой деятельности и социальной защите правительства России с правительством республики Украина. Соглашение распространяется на работников и членов их семей, являющихся гражданами или имеющих постоянное место жительства на территории одной из договаривающихся стран и осуществляющих трудовую деятельность на территории другой страны. Таким образом, по месту постоянного жительства работнику предоставляется право на трудоустройство на общих основаниях с гражданами соответствующей страны. Трудовой стаж (стаж по специальности, стаж, исчисляемый в льготном порядке), приобретенный на территории обоих государств, взаимно признается. В аналогичном порядке признаются дипломы, свидетельства и все иные документы государственного образца, подтверждающие уровень образования и квалификацию. Легализация не требуется и для всех документов, выдаваемых в целях реализации данного соглашения на территории каждой из сторон. В заключение добавим, что недавно Государственная Дума РФ отклонила в первом чтении два альтернативных законопроекта, касающихся привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории РФ. Один вариант предлагал установление квот на привлечение и использование рабочей силы, а также размер штрафа за нарушение порядка привлечения и использования рабочей силы. Второй законопроект предусматривал внесение в перечень условий привлечения иностранной рабочей силы нормы об отсутствии необходимой квалификации граждан РФ, желающих занять конкретное место.

——————————————————————