Ваш работник — иностранец

(Прокофьев Ю.)

(«Коллегия», N 4, 2003)

ВАШ РАБОТНИК — ИНОСТРАНЕЦ

Ю. ПРОКОФЬЕВ

Юрий Прокофьев — Департамент внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы, и. о. руководителя.

Как известно, работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, выданного в соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Каков порядок оформления и получения этого документа?

Прежде чем приступить к разъяснению положений действующего законодательства о разрешительном порядке привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию, необходимо, чтобы читатель ясно представлял себе механизм, используемый государством для их допуска к оплачиваемой трудовой деятельности в целях обеспечения приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и осуществления общего контроля за использованием в России иностранной рабочей силы.

Во-первых, каждый работодатель, имеющий намерение принять на работу иностранных работников, должен получить соответствующее разрешение на их привлечение, определяющее максимальную численность иностранных работников, стран, из которых они привлекаются, их профессии и специальности, сроки, на которые они привлекаются, и место их работы.

Во-вторых, каждому иностранному работнику выдается индивидуальное разрешение на работу, идентифицирующее его как иностранного гражданина или лицо без гражданства, которому разрешено осуществлять трудовую деятельность на территории РФ в соответствии с полученным работодателем разрешением.

В период с 1993 по 2002 г. основным нормативным актом, определявшим порядок оформления и выдачи работодателям и иностранным работникам вышеназванных разрешений, являлся Указ Президента РФ от 16.12.1993 N 2146.

С 01.11.2002 вступил в силу ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», положения которого в основном систематизируют порядок въезда, пребывания на территории России, выезда иностранных граждан, в том числе и осуществляющих трудовую деятельность. К сожалению, с точки зрения реализации его на практике указанный Закон нельзя назвать совершенным, и, по мнению заинтересованных российских министерств и ведомств, необходимость внесения в него изменений и дополнений совершенно очевидна. В настоящее время в соответствии с поручением Правительства РФ проводится работа по разработке и межведомственному согласованию соответствующего проекта закона.

Таким образом, в практической деятельности по оформлению и выдаче разрешений ФМС МВД России руководствуется положениями вышеназванных Указа Президента РФ и Федерального закона. Применяются положения Указа, не противоречащие нормам Закона, нормы Закона, имеющие прямое действие, а также нормы Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 N 941.

Саму процедуру реализации разрешительного порядка привлечения и использования в РФ иностранных работников можно разделить на следующие этапы.

Работодатель получает оформленное в ФМС МВД России разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в порядке, установленном Указом Президента РФ N 2146, в части, не противоречащей положениям ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». К ним относятся:

— перечень категорий иностранных граждан, на которые не распространяется разрешительный порядок осуществления в РФ трудовой деятельности, установленный п. 4 ст. 13 Закона;

— положение пп. 3 ст. 36, в соответствии с которым государственная пошлина за выдачу разрешения устанавливается в размере 3000 рублей за каждого привлекаемого работника.

В случаях, когда привлекаемые работники будут въезжать на территорию РФ из иностранных государств, с которыми у России установлен визовый порядок въезда и выезда, разрешение выдается в рамках квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, ежегодно утверждаемой Правительством РФ.

Кроме того, работодатели должны представлять в пакете документов на выдачу разрешения заключение соответствующего территориального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения, в отличие от ранее представлявшихся заключений органов исполнительной власти субъектов РФ.

Перечень документов, представляемых для рассмотрения вопроса о выдаче разрешения, за исключением вышеназванного заключения (заявление в адрес руководства ФМС МВД России, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или копия паспорта физического лица, проект трудового договора с иностранным работником или копия гражданско-правового договора на выполнение работ или услуг) не изменялся и закреплен в Указе.

Технология получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников следующая.

Работодатель сдает документы на предварительную экспертизу в подразделение по делам миграции МВД, ГУВД, УВД того субъекта РФ, на территории которого предполагается использовать иностранных работников. В случае их правильного оформления в течение 5 дней документы направляются в ФМС МВД России. Установленный срок рассмотрения документов в ФМС МВД России составляет 30 дней, в случае необходимости проведения дополнительной экспертизы — до 45 дней. Оформленное разрешение может быть выдано непосредственно работодателю или его доверенному лицу в ФМС МВД России либо направляется обратно в подразделение по делам миграции для выдачи работодателю на месте.

Указанная технология на первый взгляд выглядит излишне бюрократизированной, но для ее введения есть ряд объективных причин.

Необходимо иметь в виду, что в настоящее время ФМС МВД России оформляет разрешения на привлечение иностранных работников из всех зарубежных государств, тогда как до вступления в силу Закона разрешения на привлечение работников из государств — участников СНГ оформлялись силами подразделений по делам миграции, а процент таких разрешений, как правило, составляет около 50 — 60% от общей численности всех выдаваемых. Только за 4 месяца с начала этого года было оформлено более 4 тысяч разрешений, при этом оформление не является чисто технической процедурой, а требует внимательного изучения представленных документов на предмет их соответствия действующему законодательству, их печати, сверки всех указанных в разрешении данных и т. п. Выполнение этой работы, исходя из существующего штатного расписания Департамента внешней трудовой миграции, возложено на 3 — 4 человек.

Ежемесячно поступает до 1500 пакетов документов. Нетрудно себе представить, насколько увеличится нагрузка на этих сотрудников, если документы будут поступать без предварительной экспертизы, а они, к сожалению, редко бывают правильно оформленными. Естественно, это отражается и на сроках оформления разрешений, и приходится прикладывать максимальные усилия для того, чтобы уложиться в установленные сроки.

В настоящее время подготовлен соответствующий приказ МВД России о передаче функций по оформлению и выдаче разрешений на привлечение иностранных работников из государств — участников СНГ (за исключением Грузии и Туркменистана, с которыми установлен визовый режим). Это даст возможность ускорить оформление документов в ФМС МВД России.

В обязанности работодателя входит получение для каждого привлекаемого иностранного работника индивидуального разрешения на работу.

Такие разрешения оформляются подразделениями по делам миграции МВД, ГУВД и УВД субъектов РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 941.

Комментируя положения Постановления, надо акцентировать внимание на изменениях, внесенных им в действующее до настоящего времени Положение «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы», утвержденное Указом Президента РФ N 2146. В дальнейшем, после издания всех необходимых нормативных подзаконных актов, действие Указа будет отменено.

Пункт 3 Положения устанавливает, что возраст привлекаемого иностранного работника должен быть не менее 18 лет.

Пункт 4 распространяет необходимость получения разрешения на работу на такие категории иностранных граждан, как индивидуальные предприниматели, намеренные осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также привлекаемые в качестве иностранных работников по гражданско-правовым договорам.

Пункт 5 определяет, что работодателями являются также заказчики работ (услуг) и иностранные граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, привлекающие иностранных работников.

Положение о выдаче разрешений на работу при условии внесения работодателем средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из РФ, будет применяться после принятия Правительством РФ соответствующего постановления, устанавливающего порядок внесения и возврата указанных средств.

Пункт 9 устанавливает перечень документов, которые представляются при подаче заявления. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 14 рассматриваемого Положения предусматривается, что в выдаче разрешения может быть отказано при установлении обстоятельств, предусмотренных п. 9 ст. 18 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», в частности в случае, если иностранный гражданин является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Следовательно, после утверждения Правительством РФ перечня таких заболеваний и порядка подтверждения их наличия или отсутствия при подаче заявления необходимо будет представлять соответствующую медицинскую документацию.

Пункт 18 устанавливает, что разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера. До утверждения МВД России форм бланков заявления о выдаче разрешения на работу и самого разрешения на работу, а также до изготовления бланков и отработки технологии оформления разрешения разрешение будет выдаваться на бланке ранее установленной Указом Президента РФ от 16.12.1993 формы (подтверждение на право трудовой деятельности).

Пунктом 20 определено, что за выдачу разрешения взимается государственная пошлина, размер которой в соответствии с пп. 9 п. 3 ст. 36 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» составляет 1000 рублей.

Действительно, положения Закона не предусматривают освобождения от получения соответствующих разрешений сотрудников представительств иностранных компаний и фирм, а также упрощенного порядка привлечения ключевого персонала совместных предприятий с иностранными инвестициями (до вступления в силу Закона ключевому персоналу выдавались лишь разрешения на работу без оформления предприятием разрешения на привлечение иностранных работников). По мнению Минэкономразвития России, такое положение дел может негативно отразиться на процессе вступления России в ВТО. Эту точку зрения разделяют и в Министерстве труда России. Поэтому в подготовленный МВД России совместно с другими министерствами и ведомствами проект закона о внесении изменений и дополнений в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» включены положения об освобождении от разрешительного порядка осуществления трудовой деятельности аккредитованного персонала представительств и упрощенном порядке допуска к трудовой деятельности на территории России ключевого персонала предприятий с иностранными инвестициями.

——————————————————————