Процедуры, обусловленные прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации
(Куракин А. В., Савостин А. А.) («Право и политика», 2004, N 8)
ПРОЦЕДУРЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПРОХОЖДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
А. В. КУРАКИН, А. А. САВОСТИН
——————————— <*> Данная работа подготовлена при информационной поддержке компании КонсультантПлюс.
Куракин Алексей Валентинович — кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России.
Савостин А. А. — кандидат юридических наук, доцент, докторант ВНИИ МВД России.
Общая характеристика процедур в системе государственной гражданской службы. Процессуальным производством называется совокупность правил, определяющих порядок выполнения ряда последовательных действий, необходимых для реализации полномочий того или иного государственного органа. Существует два процесса рассмотрения и разрешения дел или вопросов, входящих в компетенцию государственного органа, — административный и судебный. Понятие «административный процесс» охватывает все виды процедур, применяемых государственными органами при осуществлении административной деятельности. В юридической литературе по административному праву принято деление всех административно-процессуальных производств на две обобщающие видовые группы — юрисдикционные и процедурные, отражающие процессуальную сторону деятельности соответствующих органов и должностных лиц по реализации задач и функций исполнительной власти. Виды административно-юрисдикционных производств, имеющих целью разрешение административно-правовых споров, связанных с государственной службой, применение к виновным мер юридической ответственности за совершенные проступки и правовая оценка рассматриваемых фактов: дисциплинарных, по делам о возмещении материального ущерба в административном порядке, по жалобам, связанным с государственной службой, по делам об административных правонарушениях. Виды административно-процедурных производств, представляющих собой организационные процедуры, обеспечивающие решение вопросов государственной службы, когда отсутствует административно-правовой спор: прием на государственную службу, замещение вакантной государственной должности государственной службы по конкурсу, присвоение квалификационного разряда, воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга, награждение государственной или ведомственной наградой, проведение аттестации государственного служащего и др. Процедурное производство выражается в том, что органы исполнительной власти, решая при отсутствии административного спора вышеперечисленные и иные вопросы в пределах своей компетенции, обязаны соблюдать специальные процессуальные правила. Именно отсутствие спора отличает процедурное производство в системе государственной службы от юрисдикционного. Результатом процедурного производства является не применение мер государственного принуждения, а издание индивидуальных правовых актов, с помощью которых обеспечивается нормальная работа органов управления, реализация прав государственных служащих на продвижение по службе, присвоение очередного квалификационного разряда, специального звания и др. Что касается юрисдикционных производств, то они имеют правоохранительный характер и заключаются в рассмотрении и разрешении органами исполнительной власти и их должностными лицами административно-правовых споров и в правовой оценке поведения их участников, а также в применении к виновным при негативной оценке их поведения мер государственного принуждения. В настоящей лекции будут рассмотрены наиболее крупные административные производства. Процедура приема на государственную службу. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» определяет, что право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законом для государственных служащих. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; 3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; 4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; 6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; 7) отказа от представления сведений о доходах и имуществе государственного служащего. Так, гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий в соответствии с федеральным законом ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Поступающие в органы государственной налоговой службы сведения, указанные в настоящей статье, составляют служебную тайну. Помимо этого при поступлении на государственную службу гражданин представляет: личное заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное образование; справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений об имущественном положении; медицинское заключение о состоянии здоровья; другие документы, если это предусмотрено федеральным законом. Сведения, представленные согласно настоящему Федеральному закону при поступлении гражданина на государственную службу, а также при решении вопроса о его назначении на высшую государственную должность государственной службы, подлежат проверке в установленном Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» порядке. Процедура замещения вакантной государственной должности государственной службы по конкурсу. В целях обеспечения равного доступа граждан к федеральной государственной службе, повышения профессионального уровня федеральных государственных служащих в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» Указом Президента России от 29 апреля 1996 г. утверждено Положение о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы. Конкурс на замещение старшей, ведущей, главной и высшей вакантных государственных должностей федеральной государственной службы, учреждаемых федеральными органами государственной власти или их аппаратами, иными государственными органами, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации, для исполнения их полномочий, обеспечивает право граждан Российской Федерации на равный доступ к федеральной государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой. Вакантной государственной должностью в государственном органе признается не замещенная федеральным государственным служащим государственная должность, предусмотренная в структуре аппарата государственного органа. Право на участие в конкурсе на замещение вакантной государственной должности имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, отвечающие установленным федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям, необходимым для замещения вакантной государственной должности. Конкурс проводится в государственном органе для граждан, впервые или вновь поступающих на федеральную государственную службу. Конкурс проводится в форме конкурса документов на замещение старшей государственной должности или конкурса-испытания на замещение ведущей, главной и высшей государственных должностей. Государственный служащий вправе участвовать в конкурсе по собственной инициативе независимо от того, какую должность он замещает в момент его проведения. Конкурс в государственном органе объявляется при наличии вакантной государственной должности и отсутствии резерва государственных служащих для ее замещения. Руководитель государственного органа направляет сообщение о проведении конкурса в Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе конкурса Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации публикует объявление государственного органа о приеме документов для участия в конкурсе. Оно может быть также опубликовано в органах печати, учрежденных соответствующими государственными органами, и других печатных изданиях. В объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются наименование вакантной государственной должности, требования, предъявляемые к гражданину, претендующему на замещение государственной должности, а также условия прохождения федеральной государственной службы. Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган: — личное заявление, листок по учету кадров, фотографию; — документ, удостоверяющий личность (по прибытии на конкурс); — документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию (выписку из трудовой книжки, копии документов об образовании, о повышении квалификации, о присвоении ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы); — справку из органов государственной налоговой службы о представлении сведений о его имущественном положении; — медицинское заключение о состоянии здоровья с записью об отсутствии заболеваний, препятствующих ему исполнять обязанности по соответствующей государственной должности. Перечень этих заболеваний утверждается федеральным законом. Медицинское заключение о состоянии здоровья выдается гражданину медицинским учреждением по месту его обслуживания; — другие документы, предусмотренные федеральным законом. Представленные гражданином на имя руководителя государственного органа сведения подлежат проверке в соответствии с федеральным законом. С согласия гражданина (государственного служащего) проводится процедура оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности связано с использованием таких сведений. Федеральный государственный служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя руководителя государственного органа. Государственный орган обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе. Проверка достоверности сведений, представляемых государственным служащим, изъявившим желание участвовать в конкурсе, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение высшей государственной должности. Гражданин не допускается к участию в конкурсе в случае: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) гражданина с государственным служащим, если его предстоящая федеральная государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому; утраты гражданства Российской Федерации, наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, когда доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; отказа от представления сведений о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на правах собственности, являющихся объектами налогообложения. Документы для участия в конкурсе представляются в государственный орган в течение месяца со дня объявления об их приеме. При несвоевременном или неполном представлении по уважительным причинам документов, указанных в Положении о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, руководитель государственного органа вправе перенести сроки приема документов для участия в конкурсе. Несвоевременное или неполное представление документов без уважительных причин является основанием для отказа гражданину в приеме документов для участия в конкурсе. Решение о дате, времени и месте проведения второго этапа конкурса принимается руководителем государственного органа после проверки достоверности сведений, представленных гражданами, изъявившими желание участвовать в конкурсе, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на федеральную государственную службу, он информируется в письменной форме руководителем государственного органа о причинах отказа от участия в конкурсе. Руководитель государственного органа не позднее чем за неделю до начала второго этапа конкурса сообщает о дате, времени и месте его проведения государственным служащим и гражданам, допущенным к участию в конкурсе (далее — кандидаты). При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие требованиям, предъявляемым по государственной должности, на замещение которой он был объявлен, руководитель государственного органа может принять решение о проведении повторного конкурса. Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации совместно с руководителем государственного органа организует работу по формированию конкурсной (государственной конкурсной) комиссии. Конкурсная (государственная конкурсная) комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Руководитель государственного органа привлекает к работе этой комиссии независимых экспертов. Их оценка качеств кандидата является одним из аргументов, характеризующих кандидата. В случае необходимости допускается образование нескольких конкурсных (государственных конкурсных) комиссий, в состав которых могут включаться члены Совета по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации (по согласованию). Количественный и персональный состав конкурсной (государственной конкурсной) комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем государственного органа, принимающим решение о назначении на должность или освобождении от должности соответствующих федеральных государственных служащих. Состав государственной конкурсной комиссии при проведении конкурса на замещение главных и высших государственных должностей согласовывается с Советом по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации. При проведении конкурса документов конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, о прохождении государственной службы и другой трудовой деятельности. Конкурс-испытание проводится государственной конкурсной комиссией и может включать в себя прохождение испытания на соответствующей государственной должности. Конкурс-испытание завершается государственным квалификационным экзаменом. Указанный экзамен проводится государственной конкурсной комиссией, решение которой является основанием для присвоения федеральному государственному служащему соответствующего квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга). При проведении конкурса могут использоваться не противоречащие федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей и полномочий по государственной должности, на замещение которой претендует кандидат. При оценке указанных качеств кандидата конкурсная (государственная конкурсная) комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований, предъявляемых по государственной должности, и требований должностной инструкции. Заседание конкурсной (государственной конкурсной) комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава. Решения комиссии по результатам проведения конкурса принимаются тайным или открытым голосованием простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов конкурсной (государственной конкурсной) комиссии при тайном голосовании проводится повторное, открытое голосование. При равенстве голосов членов конкурсной (государственной конкурсной) комиссии при открытом голосовании решающим является мнение ее председателя. Решение конкурсной (государственной конкурсной) комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на соответствующую государственную должность либо отказа в таком назначении. При этом в решении конкурсной (государственной конкурсной) комиссии указывается конкретный срок испытания в пределах от трех до шести месяцев для гражданина, впервые принятого на государственную должность, в том числе по итогам конкурса документов, или при переводе государственного служащего на государственную должность иной группы и специализации. Результаты голосования конкурсной (государственной конкурсной) комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами конкурсной (государственной конкурсной) комиссии, принявшими участие в ее заседании. Решение по результатам конкурса оформляется приказом (распоряжением или иным актом) государственного органа или его руководителя. Копия этого решения направляется Совету по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также вручается федеральному государственному служащему, назначенному на соответствующую государственную должность. Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Расходы по участию в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи всех видов) граждане производят за счет собственных средств. Вопросы, связанные с проведением конкурса, рассматриваются соответствующим государственным органом или в суде. Аттестационные процедуры в системе государственной службы. Аттестация в переводе с латинского переводится как свидетельство, что означает определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв, характеристика, как процесс оценивания соответствия кого-либо некоторым критериям. К определению понятия «аттестация государственных служащих» также существует разный подход, который состоит в понимании аттестации через процесс оценки результативности деятельности государственного служащего за определенный период времени, через мероприятие, проводимое в системе государственной службы для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда, как метод оценки персонала организации, где руководитель периодически оценивает эффективность выполнения должностных обязанностей с помощью стандартных критериев и как процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых качеств работника и установления степени их соответствия занимаемой должности. Обобщая вышеизложенное, необходимо сказать, что аттестация — это административно-правовая процедура по оценке профессионального соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности, направленная на совершенствование государственной службы и развитие внутреннего потенциала аттестуемого, обязывающая по итогам принять установленные законодательством административно-правовые меры, что способствует эффективному развитию профессионального и личностного потенциала кадров. Аттестация как правовой институт в системе государственной службы имеет свои принципы, цели, задачи и функции. К основным принципам аттестации относятся те, которыми руководствуются во всех государственных и муниципальных органах, в которых проводится аттестация. К их числу относятся: законность; объективность; гласность, всеобщность, беспристрастность, коллегиальность, системность и комплексность аттестации и дифференцированный подход, периодичность проведения аттестации государственного служащего, обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии, действенность аттестации. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» в ст. 24 определяет, что аттестация проводится в целях: а) определения уровня профессиональной подготовки; б) определения соответствия занимаемой должности; в) для решения вопроса о присвоении квалификационного разряда; г) совершенствования деятельности государственного органа. Вышеперечисленные цели можно дифференцировать и сказать о том, что одни цели являются контрольными, поскольку преследуют интерес государства и общества иметь в государственном аппарате высококвалифицированных специалистов, усовершенствовать систему управления, оптимально использовать кадровый потенциал. Другие цели относятся к мотивационным и преследуют личностный интерес государственного служащего, подвергающегося аттестационной процедуре, результатами которой могут стать: повышение или понижение по службе, награды и т. п. Задачи аттестации: 1) установление соответствия служащего занимаемой должности (определение уровня профессиональной подготовки); 2) присвоение квалификационного разряда. В более широком понимании аттестация решает следующие задачи: — соблюдение принципов государственной службы; — обеспечение дисциплины и законности в системе государственной службы; — формирование профессионального кадрового потенциала государственных органов; — выявление потенциальных возможностей государственного служащего с целью продвижения его по службе; — применение к государственному служащему мер ответственности и стимулирования; — обеспечение реального функционирования механизма продвижения государственных служащих по служебной лестнице; — поддержание стабильности в системе государственной службы; — стимулирование повышения квалификации и профессионализма государственных служащих. Функции аттестации государственных служащих. Аттестация имеет явные и скрытые функции. Явной функцией аттестации государственного служащего является установление факта соответствия занимаемой государственной должности государственной службы. Явными являются и возможные компоненты, связанные с проведением аттестации, — график проведения аттестации. График проведения аттестации дает возможность аттестуемому государственному служащему подготовиться к аттестации и присутствовать при ее проведении. Аттестация государственного служащего обеспечивает объективность решения об изменении или сохранении социального положения аттестуемого государственного служащего. Характеристика фиксирует сильные и слабые стороны аттестуемого государственного служащего. Латентные функции аттестации государственного служащего. Придание большого веса принятым ранее кадровым решениям, углубление знакомства с подчиненными, их возможностями и способностями, придание коллективу дополнительного стимула для улучшения работы, мотивация и стимулирование труда, планирование карьеры сотрудников и др. Организация и порядок проведения аттестации гражданского государственного служащего определен Указом Президента России от 9 марта 1996 г. «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего». Для проведения аттестации формируется аттестационная комиссия; утверждается график проведения аттестации; составляются списки федеральных государственных служащих, подлежащих аттестации; подготавливаются необходимые документы для аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Руководитель государственного органа привлекает к работе комиссии независимых экспертов. Оценка экспертами качеств федерального государственного служащего является одним из аргументов, характеризующих аттестуемого. В состав аттестационной комиссии включаются представители кадровой и юридической служб государственного органа, а также может включаться представитель соответствующего профсоюзного органа. Количественный и персональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы утверждаются руководителем государственного органа, принимающим решение о назначении на должность или об освобождении от должности соответствующих федеральных государственных служащих. В зависимости от специфики должностных обязанностей федеральных государственных служащих в государственном органе может быть создано несколько аттестационных комиссий. График проведения аттестации утверждается руководителем государственного органа и доводится до сведения каждого аттестуемого федерального государственного служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В графике указываются: наименование государственного органа, подразделения, в котором проводится аттестация; дата и время проведения аттестации; дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа. Не позднее чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв на подлежащего аттестации федерального государственного служащего, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем. Отзыв должен содержать сведения о федеральном государственном служащем. При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляются также отзыв о федеральном государственном служащем и его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации. Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого федерального государственного служащего с представленным отзывом о его служебной деятельности. При этом аттестуемый федеральный государственный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом. Аттестации не подлежат федеральные государственные служащие: а) замещающие государственную должность соответствующей группы менее года; б) достигшие предельного возраста, установленного для замещения государственной должности; в) беременные женщины; г) находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аттестация указанных федеральных государственных служащих проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска; в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), назначения на государственную должность по конкурсу и (или) сдачи государственного квалификационного экзамена, окончания повышения квалификации или переподготовки. Проведение аттестации. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого федерального государственного служащего. В случае неявки федерального государственного служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения федерального государственного служащего и в случае необходимости его непосредственного руководителя о служебной деятельности федерального государственного служащего. Аттестационная комиссия в целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым дополнительных сведений о его служебной деятельности за предшествующий период и его заявления о несогласии с представленным отзывом вправе перенести аттестацию на очередное заседание комиссии. Обсуждение профессиональных и личностных качеств федерального государственного служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. Оценка служебной деятельности федерального государственного служащего основывается на его соответствии квалификационным требованиям по замещаемой государственной должности, определении его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности. При этом должны учитываться профессиональные знания федерального государственного служащего, опыт работы, повышение квалификации и переподготовка, а также в отношении соответствующей группы должностей организаторские способности. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Решение об оценке профессиональных и личностных качеств федерального государственного служащего, а также рекомендации аттестационной комиссии принимаются в отсутствие аттестуем ого и его непосредственного руководителя открытым или тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов федеральный государственный служащий признается соответствующим замещаемой государственной должности. Проходящий аттестацию федеральный государственный служащий, являющийся членом аттестационной комиссии, в голосовании не участвует. Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение руководителя государственного органа мотивированные рекомендации о повышении федерального государственного служащего в должности, присвоении очередного квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы), о включении в резерв на выдвижение на вышестоящую государственную должность. В результате аттестации федеральному государственному служащему дается одна из следующих оценок: — соответствует замещаемой государственной должности; — соответствует замещаемой государственной должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности; — не соответствует замещаемой государственной должности. Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист федерального государственного служащего. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании и принимавшими участие в голосовании. С аттестационным листом федеральный государственный служащий знакомится под расписку. Другие документы по результатам аттестации не оформляются. Аттестационный лист федерального государственного служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв на него хранятся в личном деле федерального государственного служащего. Результаты аттестации федерального государственного служащего представляются руководителю государственного органа не позднее чем через семь дней после ее проведения. Соответствующий руководитель государственного органа с учетом результатов аттестации принимает решение: 1) о повышении федерального государственного служащего в должности; 2) о присвоении федеральному государственному служащему в установленном порядке очередного квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга); 3) об изменении федеральному государственному служащему надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы); 4) о включении федерального государственного служащего в резерв на выдвижение на вышестоящую государственную должность. Федеральный государственный служащий в случае признания его не соответствующим замещаемой государственной должности направляется на повышение квалификации или переподготовку либо с его согласия переводится на другую государственную должность. При отказе федерального государственного служащего от повышения квалификации, переподготовки или перевода на другую государственную должность руководитель государственного органа вправе принять решение об увольнении федерального государственного служащего в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Аттестационная комиссия проводит не реже одного раза в шесть месяцев государственный квалификационный экзамен для присвоения квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного, в следующих случаях: — по инициативе федерального государственного служащего без последующего перевода его на другую государственную должность; — при переводе государственного служащего на государственную должность иной группы и иной специализации; — при назначении впервые на государственную должность. Рекомендации аттестационной комиссии по результатам государственного квалификационного экзамена служат основанием для принятия соответствующим руководителем государственного органа решения о присвоении в установленном порядке федеральному государственному служащему квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга). После проведения аттестации федеральных государственных служащих издается приказ (распоряжение или иной акт) государственного органа или его руководителя, в котором анализируются результаты проведения аттестации, утверждаются мероприятия по проведению очередной аттестации и улучшению работы с кадрами. Вопросы, связанные с проведением аттестации, рассматриваются соответствующим государственным органом или в суде. Поощрительные процедуры в системе государственной службы. В статье 13 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» сказано, что различные поощрения применяются к государственным служащим за успешное и добросовестное исполнение ими своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности. Виды поощрений и порядок их применения устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Поощрение — важное средство воспитания и стимулирования служебной деятельности государственных служащих, а также укрепления законности и дисциплины в системе государственной службы нашей страны. Согласно законодательству о труде ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). За особые заслуги работники представляются к награждению орденами, медалями, нагрудными знаками и присвоению почетных званий. Указом Президента России от 6 января 1999 г. «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442 «О государственных наградах Российской Федерации» изложено в новой редакции Положение о государственных наградах Российской Федерации. В данном акте содержатся правила, касающиеся всех граждан: основания награждения, виды награждений, порядок возбуждения ходатайства о награждении, вручения наград и их ношения, статуты орденов, положения о медалях, знаках отличия и др. Ходатайства о награждении государственными наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Они возбуждаются также органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления сельских поселений, руководители предприятий, учреждений, организаций после согласования с органами местного самоуправления районов, городов направляют ходатайства о награждении государственными наградами соответствующим главам республик, главам администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов или в федеральные органы государственной власти по согласованию с соответствующими главами республик, главами администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Представления к награждению государственными наградами вносятся Президенту Российской Федерации: руководителями федеральных органов государственной власти по согласованию с соответствующими главами республик, главами администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; главами республик, главами администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов по согласованию с соответствующими федеральными органами государственной власти. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации согласовывает представления к награждению государственными наградами, направляемые органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, находящимися в соответствующем регионе, в федеральные органы государственной власти. Согласования должны быть документально оформлены до внесения представлений к награждению государственными наградами. Представления к награждению государственными наградами работников федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, военнослужащих, таможенных органов Российской Федерации, судей, работников органов прокуратуры Российской Федерации, а также гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации вносятся Президенту Российской Федерации руководителями соответствующих федеральных органов государственной власти и федеральных государственных органов. Государственные награды и документы к ним вручаются награжденным в торжественной обстановке не позднее двух месяцев со дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации о награждении. Лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации. Повторное награждение государственной наградой за новые заслуги возможно не ранее чем через три года после предыдущего награждения государственной наградой, за исключением награждения за совершение геройского подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу. Повторное награждение одноименными государственными наградами не производится, кроме награждения государственными наградами, имеющими степени, и награждения за проявленные мужество, смелость и отвагу. Дисциплинарные процедуры в системе государственной службы. В статье 14 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» сказано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение. Меры дисциплинарных взысканий могут быть применены к государственному служащему лишь при наличии доказательств совершения должностного проступка и в результате надлежащим образом возбужденного и проведенного дисциплинарного процесса. В различных статьях Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» содержится ряд важных принципов дисциплинарного процесса. Дисциплинарный процесс возбуждается лицом или органом, полномочным применять меры дисциплинарного воздействия. Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим государственного служащего на государственную должность государственной службы. Полномочия руководителя налагать дисциплинарные взыскания распространяется только на государственных служащих, непосредственно подчиненных названному органу или должностному лицу. Руководитель, полномочный налагать дисциплинарные взыскания, самостоятельно проводит дисциплинарный процесс. Руководитель, полномочный налагать дисциплинарные взыскания, обязан своевременно информировать государственного служащего о возбуждении дисциплинарного процесса и его причинах. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ составляется соответствующий акт (ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации). Государственный служащий имеет право по первому требованию знакомиться со всеми материалами служебного расследования, а также требовать приобщения своих объяснений. В целях правовой стабильности полномочный орган или руководитель обязаны закончить дисциплинарный процесс независимо от его исхода. Сроки служебного расследования законом не определены. Однако предельные сроки, в течение которых может быть наложено дисциплинарное взыскание, нормативно установлены в ст. 193 ТК РФ. В качестве основных элементов дисциплинарного процесса, как уже было отмечено, установлены два срока привлечения к дисциплинарной ответственности: срок обнаружения должностного проступка; срок совершения должностного проступка. Дисциплинарный процесс возбуждается непосредственно после обнаружения проступка. Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Временное отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей не является мерой дисциплинарного взыскания. Оно является юридическим условием объективной проверки (выяснения) всей совокупности обстоятельств, связанных с должностным проступком. Применяется временное отстранение в тех случаях, когда есть основания полагать, что исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей в период проверки факта и обстоятельств совершения должностного проступка нецелесообразно. Поэтому временное отстранение государственного служащего, совершившего должностной проступок, всегда предшествует применению мер дисциплинарных взысканий. Временное отстранение производится руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы.
——————————————————————