О социально-психологических аспектах коммуникативной компетентности муниципальных служащих
(Кудрина Е. А.) («Муниципальная служба: правовые вопросы», 2013, N 2)
О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ <*>
Е. А. КУДРИНА
——————————— <*> Kudrina E. A. On the socio-psychological aspects of communication competence of municipal employees.
Кудрина Елена Анатольевна, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Курской академии государственной и муниципальной службы, кандидат психологических наук.
В статье рассмотрено соотношение понятий «социально-психологическая компетентность» и «коммуникативная компетентность», показано значение социально-психологических аспектов коммуникативной компетентности для профессиональной деятельности муниципальных служащих, обозначены некоторые проблемы в уровне развития компетенций данной группы у муниципальных служащих, сформулирован ряд требований к организации обучения.
Ключевые слова: муниципальные служащие, профессиональная деятельность, социально-психологическая компетентность, коммуникативная компетентность, эффективность профессионального общения, дополнительное профессиональное образование.
The paper considers the relationship between the concepts «social-psychological competence» and «communicative competence», shows the importance of social and psychological aspects of communicative competence for professional municipal servants, some of the problems identified in the level of competence of the group from the municipal officials, made a number of require-ments for the organization of training.
Key words: municipal officials, professional activities, social and psychological competence, communicative competence, the effectiveness of professional networking, continuing professional education.
Муниципальная служба является одним из важнейших звеньев в системе российского управления. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, которые подразделяются на муниципальные должности (депутаты представительного органа местного самоуправления, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления и др.) и должности муниципальной службы (должности в органах местного самоуправления, а также в аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования). Права и обязанности муниципальных служащих, ответственность и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, а также гарантии их деятельности определяются законодательством, уставами муниципальных образований и иными правовыми актами местного самоуправления. Согласно ст. 4 Закона N 25-ФЗ к основным принципам муниципальной службы относятся среди прочих: «…5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих; 6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами». Представляется очевидным, что практическая реализация указанных принципов невозможна без эффективно организованных процессов коммуникации — как внутри самих органов муниципального самоуправления, так и во взаимоотношениях органов МСУ и отдельных служащих с населением, общественными организациями или СМИ. В свою очередь, высокий уровень организации коммуникативных процессов обеспечивается двумя основными группами условий. Во-первых, это разработка и проведение организационных мероприятий, направленных на совершенствование взаимодействия органов МСУ и их структурных подразделений друг с другом и с внешней средой, включая оптимизацию документооборота и другие меры. Во-вторых, это всестороннее развитие коммуникативной компетентности самих муниципальных служащих, которое и является предметом рассмотрения настоящей статьи. С учетом осуществляемого в последние годы курса переориентации образовательного процесса на компетентностный подход, представляется актуальным рассмотрение вопросов о конкретном содержании понятия «коммуникативная компетентность», а также о возможностях развития указанной компетентности (и отдельных ее составляющих) не только в ходе высшего профессионального образования, но и в рамках переподготовки управленческих кадров, действующих муниципальных служащих. Согласно упомянутому Закону (ст. 4) «профессионализм и компетентность муниципальных служащих» также рассматриваются как один из основных принципов муниципальной службы. Однако заложенное в законодательстве о государственной и муниципальной службе содержание терминов «профессионализм» и «компетентность» не вполне совпадает с тем содержанием, которое можно считать общепринятым в современной гуманитарной науке и образовательной практике. Так, например, согласно достаточно авторитетному комментарию к Федеральному закону N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» «профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) и за регулярно получаемое вознаграждение… Компетентность отражает объем знаний и опыт работника» <1>. ——————————— <1> Административное право: Учебник / Под ред. проф. Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2005. С. 175.
Бесспорно, и объем знаний, и опыт работы важны для эффективной профессиональной деятельности. Однако согласно наиболее распространенным научным представлениям о компетентности данное понятие не сводимо ни к опыту, ни к знаниям как таковым. Компетентностью называется «интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности, на основе использования знаний, учебного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей» <2>. У некоторых авторов компетентность определяется еще более жестко — не только как «способность», но прежде всего как «реализация способности», как систематическое эффективное решение жизненных или профессиональных задач. Но в любом случае подчеркиваются и активно-деятельностный характер компетентности, и высокий уровень мотивации работника не только к приобретению знаний, но и к их постоянному применению. Так, по мнению Ю. Г. Татура, «компетентность специалиста с высшим образованием — это проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования» <3>. ——————————— <2> Дубиненкова Е. Н. Техники подбора персонала: Искусство находить лучших. СПб.: Речь, 2007. С. 54. <3> URL: http://murzim. ru/nauka/psihologija/akmeologija/26823-modeli-kompetenciy. html.
При этом, как правило, «компетентность» работника рассматривают как совокупное обобщенное внешнее проявление более частных внутренних свойств (отдельных «компетенций»). Соответственно, профессиональная компетентность в целом рассматривается как сложная система различных видов компетентности (групп компетенций), выделяемых разными авторами по различным основаниям. Так, например, академик И. А. Зимняя предлагала в системе компетенций выделять десять ключевых компетенций, объединяемых в три группы: — «компетенции, относящиеся к самому себе как личности, субъекту деятельности…; — компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; — компетенции, относящиеся к деятельности человека» <4>. ——————————— <4> Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования // URL: http://www. eidos. ru/journal/2006/0505.htm.
С другой стороны, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС ВПО) можно представлять профессиональную компетентность для каждой профессии или специальности как определенный набор «ключевых», «базовых» и «специальных» компетенций. Эта классификация пересекается с приведенной выше, поскольку любая, например, из «специальных» компетенций (независимо от конкретной профессии) по второй классификации может быть по сфере приложения отнесена к той или иной группе по первой классификации. Поэтому при разработке образовательных программ весьма важным следует считать систематический анализ компонентов профессиональной компетентности, на основе которого и должен быть определен «удельный вес» дисциплин, направленных на развитие наиболее важных компетенций (с учетом полидисциплинарного характера формирования многих компетенций). Специфика профессиональной компетентности должностного лица сферы муниципального управления обусловлена высокой сложностью и социальной значимостью данной профессии. Основу компетентности профессионала данной сферы, безусловно, составляют развитое правосознание, готовность брать на себя ответственность в сфере профессиональных решений, сформированное экономическое мышление, профессиональная позиция в социальной среде. Указанные слагаемые компетентности муниципального служащего заложены в соответствующие учебные дисциплины — как в системе высшего профессионального образования, так и в различных формах послевузовского обучения и переподготовки. Однако, по нашему мнению, формирование ряда других компетенций, не менее важных для успешной профессиональной деятельности муниципального служащего, не обеспечено в должной мере ни объемом, ни содержанием преподаваемых дисциплин. К ним как раз можно отнести достаточно широкий круг компетенций, объединяемых понятием «коммуникативная компетентность». Значимость коммуникативной компетентности определяется в первую очередь тем, что профессиональная деятельность муниципального служащего относится к типу «человек — человек», где эффективное общение из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в профессионально значимую категорию. Более того, это не просто работник, а человек, в значительной мере олицетворяющий государственную власть и выступающий от ее лица. Его поведение воспринимается населением как пример поведения власти по отношению к народу. Поэтому на нем лежит повышенная ответственность за эффективность способов, которыми он принимает, обрабатывает и передает информацию, т. е. за владение различными средствами и технологиями общения, иными словами, за уровень его коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность является одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности муниципального служащего. Она имеет свою достаточно сложную иерархическую структуру, состоит из большого количества отдельных компетенций различной природы. Достаточно полным и общим можно считать, например, такое описание коммуникативной компетентности, данное Н. В. Муравьевой: «Составляющими коммуникативного опыта будем считать совокупность представлений о путях и способах, действиях и инструментах обеспечения кооперации в общении, достижения коммуникативной цели (или некой совокупности подобных целей), реализации выбранной коммуникативной роли. Эту совокупность назовем коммуникативной компетенцией, а наличие такого опыта у конкретной личности — коммуникативной компетентностью» <5>. ——————————— <5> Муравьева Н. В. Язык конфликта. М., 2002 // URL: http://www. expertizy. narod. ru/books/lang/0005.htm.
Некоторые подходы к отграничению коммуникативной компетентности от смежных областей (например, психологической компетентности, социально-психологической компетентности, лингвистической компетентности и др.) были представлены ранее автором <6>. Согласно данной позиции, например, термин «социально-психологическая компетентность» конституируется содержательно, т. е. отнесение к данной группе личностных свойств и поведенческих паттернов той или иной конкретной компетенции определяется прежде всего содержанием знаний, умений, навыков или убеждений, т. е. их соотнесенностью с предметом научной социальной психологии. При этом область применения данных компетенций, конкретная сфера человеческой практики значения не имеет. Аналогичным образом — по содержанию — конституируются юридические, экономические и другие группы компетенций. ——————————— <6> Волохова Н. В., Кудрина Е. А., Новикова Т. П., Устинович Е. С. Модельный подход к компетентности государственного служащего в условиях модернизации государственного управления: Монография. Курск: Деловая полиграфия, 2011. С. 42 — 62.
Напротив, термин «коммуникативная компетентность» конституируется областью применения, т. е. связанностью на практике с многообразными процессами человеческой коммуникации. При этом «происхождение» и предметное содержание конкретных компетенций, квалифицируемых как коммуникативные, могут быть весьма различными. В число традиционно рассматриваемых и в теории, и в практике коммуникативных компетенций по праву входят и социально-психологические (по содержанию) компетенции, и лингвистические (языковая, грамматическая, риторическая и др.), и психофизиологические, и вообще любые человеческие возможности, так или иначе способствующие повышению эффективности и улучшению качества общения (коммуникации) во всех сферах жизнедеятельности. Подчеркнем, что коммуникативная компетентность является универсальной (в силу универсальности самого процесса человеческой коммуникации) и общезначимой, однако значимость ее для профессиональной деятельности конкретного специалиста прямо зависит от роли общения в его профессии. Поэтому для муниципального служащего она может считаться критически важной, и ее формирование должно занимать существенное место в учебном плане подготовки или переподготовки госслужащих. Далее, коммуникативная компетентность носит принципиально междисциплинарный характер и не может быть полностью сформирована в рамках какой-либо одной учебной дисциплины. Тем не менее, поскольку проблематика человеческого общения относится прежде всего к предметной области психологического знания (социальная психология, психология личности и др.), развитие коммуникативной компетентности муниципальных служащих не представляется возможным без достаточно объемного изучения дисциплин психологического характера — при условии, разумеется, адекватной организации учебного процесса. Свидетельством объективной желательности увеличения объема преподавания психологических дисциплин можно считать высокий интерес аудитории — и студентов очной формы обучения, и особенно тех, кто получает дополнительное образование, — к практически ориентированному психологическому знанию о процессах коммуникации, стремление освоить соответствующие приемы и технологии. Еще одно подтверждение актуальности данной проблематики и потребности в корректировке ряда образовательных программ — эмпирически зафиксированный недостаточно высокий уровень развития коммуникативной компетентности у значительного числа государственных и муниципальных служащих. По результатам проведенного автором тестирования <7>, у обследованных служащих представляется недостаточной выраженность некоторых существенных компетенций, соотносимых с коммуникативной компетентностью, в частности: ——————————— <7> Балобанова Т. Н., Кудрина Е. А., Кучеренко А. В., Соломатина Т. В., Шульгина Д. Н. Развитие коммуникативной компетентности государственных и муниципальных служащих: Монография. Курск: Издательство КАГМС, 2012. С. 52 — 74.
— ряда социально-перцептивных навыков (умения понимать смысл различных поведенческих проявлений, а также дифференцированности восприятия в общении); — готовности и умения осознавать и корректировать собственную коммуникативную установку (зачастую негативно окрашенную); — владения базовыми навыками конструктивного и эффективного общения. Опыт работы с различными по возрасту, социальному статусу и профессиональному составу аудиториями показывает также острую необходимость проработки таких компонентов коммуникативной компетентности, как осознание и снятие внутренних барьеров, мешающих эффективной коммуникации; получение и передача обратной связи во многих ситуациях профессионального общения; установление и развитие контакта; выявление манипуляций в общении и противодействие манипуляциям. Однако эффективное развитие каждой из перечисленных компетенций, входящих в структуру коммуникативной компетентности, требует соответствующей работы в рамках учебного процесса, причем не только на уровне сообщаемых знаний, но и на уровне практического освоения, изменения и расширения реального поведенческого репертуара. Для этого в учебном процессе необходимо иметь достаточно времени, чтобы показать: — типичные, легко узнаваемые проблемы профессионального и повседневного общения — рассматриваемые как ограничения, возникающие из-за недостаточного уровня развития определенных коммуникативных (в том числе социально-психологических или общепсихологических по содержанию) компетенций; — возможность осознания и достаточно достоверной оценки уровня развития ключевых компетенций указанного вида; — реальную эффективность их применения в повседневной практике — точнее, «прирост эффективности» общения с их применением по сравнению с обычным, стихийно сформированным общением; — возможность управления развитием этих компетенций. Далее, важные компоненты коммуникативной компетентности (основанные, в свою очередь, на ключевых моментах психологической культуры в целом и социально-психологической грамотности) следует представлять, если так можно выразиться, не в виде «точки», а в виде биполярной «шкалы». На одном полюсе этой шкалы находится некомпетентность (низкая сформированность данной компетенции), на втором — компетентность (высокая сформированность), а между ними — собственно путь развития, стратегия перехода, которую слушателю предстоит найти и реализовать. Такое обучение будет эффективным, если обучающимся (независимо от конкретной формы обучения) будут убедительно продемонстрированы — причем на практике, в специально моделируемых на занятиях учебных коммуникативных ситуациях: — конкретные поведенческие признаки (проявления) недостаточного уровня развития определенных социально-психологических компетенций, т. е. исходное положение, причем желательно на примерах из собственного опыта общения обучающихся; — конкретные поведенческие признаки (проявления) высокого уровня развития определенных социально-психологических компетенций, т. е. желаемое положение; — способы обучения, т. е. стратегия перехода от исходного положения к желаемому, доступная для самостоятельного применения обучающимися, в том числе и после завершения обучения. Необходимы разработка и внедрение специальных образовательных программ (с элементами тренинга) для дополнительного профессионального образования, позволяющих целенаправленно развивать указанные компетенции, входящие в структуру коммуникативной компетентности муниципальных служащих. Особое внимание следует обратить на выработку способов оценки достигнутых результатов, поскольку традиционные способы (а также большинство разрабатываемых в последние годы тестов) направлены преимущественно на проверку знаний, но не позволяют предположить, какими будут практические действия специалиста в реальной профессиональной деятельности.
——————————————————————