Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Комментарий к статье 4 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»

(Нехаев В. В., Нехаева Т. Г.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 4 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26.06.1992 ГОДА N 3132-1 «О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 ноября 2006 года

В. В. НЕХАЕВ, Т. Г. НЕХАЕВА

Нехаев Виктор Викторович, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор по кафедре экономических теорий и права.

Нехаева Татьяна Геннадьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры правовых дисциплин, арбитражный заседатель Арбитражного суда Тульской области, член Квалификационной коллегии судей Тульской области.

Рецензент:

Гришин С. П., первый проректор Нижегородской правовой академии, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист РФ, член Высшей квалификационной коллегии судей РФ <*>. ——————————— <*> Мнение рецензента не совпадает с некоторыми оценками и выводами авторов.

Аннотация

В комментарии к статье 4 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» анализируются требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи, приводится судебная практика, а также практика Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, мнения ученых и практиков.

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

Комментарий к пункту 1 статьи 4

1. В. Яковлев, доктор юридических наук, профессор, считает: «Качественный уровень правосудия в решающей степени зависит от кадрового состава судей, их профессиональной подготовки, добросовестности и ответственности» <1>. В силу статьи 119 Конституции Российской Федерации претендовать на судейскую должность имеет право гражданин Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; при этом федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Данные положения Конституции Российской Федерации находят свою конкретизацию в комментируемой статье Закона о статусе судей. ——————————— <1> Яковлев В. На очереди — обеспечение доступности и повышение качества правосудия // Российская юстиция. 2001. N 11.

Установив в статье 119 Конституции РФ и статье 12 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» единство статуса всех судей Российской Федерации, законодатель предусмотрел различие между ними только в полномочиях и компетенции, тем самым подчеркивая, что требования к претендентам на должность судьи являются неделимыми как для мирового судьи, так и для судей высших судебных органов России. Конституция Российской Федерации и федеральные законы содержат формальные требования к кандидату на должность судьи, касающиеся гражданства, возраста, образовательного ценза и стажа работы. Согласно статье 119 Конституции судьями могут быть только граждане Российской Федерации не моложе 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. «Посылками к выводам, установленным в нормах права, вероятно, рассматривались законодателем совокупности обстоятельств, характеризующих пределы достижения минимального жизненного опыта члена общества при получении им минимальных профессиональных навыков, с одной стороны, и потребность в замещении вакантных мест судей для обеспечения функционирования судебной власти в государстве — с другой. Указанные обстоятельства в их соотношении, паритете между собой и образуют неопровержимую презумпцию, положенную в основу приведенных выше квалификационных требований» <2>. ——————————— <2> Фетисов А. К. Неопровержимые презумпции в праве России // Юрист. 2005. N 6.

2. Согласно принципу 10 «Квалификация, подбор и подготовка» Основных принципов независимости судебных органов (приняты на седьмом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, проходившем в г. Милане с 26.08.1985 по 06.09.1985, и одобрены Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 13.12.1985 N 40/146) лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права. Любой метод подбора судей должен гарантировать от назначения судей по неправомерным мотивам. При подборе судей не должно быть дискриминации в отношении данного лица по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения…» <3>. ——————————— <3> Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 325 — 329.

Следует отметить, что «наше законодательство даже не раскрывает понятие «кандидат на должность судьи». Неясно, кандидат в судьи — это человек, лишь решивший стать судьей либо прошедший какой-то путь к судейскому креслу, или, наконец, это человек, чья фамилия включена в проект указа Президента РФ о назначении судей? Статус кандидата в судьи необходимо законодательно легализовать — видимо, кандидатом нужно считать человека, сдавшего в суд все необходимые документы и написавшего все нужные заявления: о допуске его к сдаче квалификационных испытаний, о согласии на проведение в отношении него и его родных проверки и т. д. По логике, лишь с момента признания человека кандидатом в судьи в отношении него можно проводить проверочные мероприятия», — отмечал ранее М. Клеандров, председатель арбитражного суда Тюменской области, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор <4>. ——————————— <4> Клеандров М. Нужен Федеральный закон о проверке кандидатов в судьи // Российская юстиция. 2000. N 11.

Таким образом, данный акт дает международно-правовое обоснование внести в Закон о статусе судей дополнение в требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, — «моральную безупречность». 3. Европейская хартия о статусе судей (принята в г. Лиссабоне 10 июля 1998 г.) в пункте 3.2 предусматривает, что «статус определяет положения, в которых предшествующая деятельность кандидата или деятельность, осуществляемая его близкими, является препятствием ввиду сомнений, которые она может законно и объективно вызывать в отношении беспристрастности или независимости, при назначении в суд». Это означает, что российское законодательство должно исчерпывающе содержать ограничения для назначения судьей, продления его полномочий либо основания для досрочного прекращения судейской деятельности в случаях, когда его близкие родственники занимаются деятельностью, могущей вызвать сомнения в отношении его беспристрастности или независимости. С учетом того что согласно пункту 2.1 кандидат на должность судьи не может быть отстранен от отбора «по причине своей половой, этнической или социальной принадлежности, или из-за своих философских, или политических взглядов, или из-за своих религиозных убеждений» во взаимосвязи с положениями вышеуказанного пункта 3.2, предшествующей деятельностью кандидата может быть таковая, которая наносила бы ущерб его репутации, нарушала бы Уголовный кодекс Российской Федерации. Причем даже при погашенной судимости следует предусмотреть в Законе иные точно названные исчерпывающим образом случаи, например «систематическое взаимодействие либо принадлежность к организованному преступному сообществу либо террористической организации». 4. Судьей может быть только гражданин Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство (подданство) иностранного государства. В соответствии со статьей 6 «Двойное гражданство» указанного Закона гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей. Статья 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности действующий судья, приобретает гражданство (подданство) иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации. В статье 16 Федерального закона Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе. Е. А. Мартынов, председатель судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда, член Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, отмечает, что «такое же ограничение следовало бы установить в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий <5>. Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одному государству — Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса». Положения российского законодательства подтверждаются международным опытом: согласно принципу 10 «Квалификация, подбор и подготовка» Основных принципов независимости судебных органов при подборе судей требование о том, чтобы кандидат на должность судьи был гражданином соответствующей страны, не должно рассматриваться в качестве дискриминационного» <6>. ——————————— <5> Мартынов Е. А. Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе // Вестник ВККС РФ. 2005. N 6. С. 10. <6> Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 325 — 329.

5. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи, устанавливаются Конституцией Российской Федерации: необходимый возраст — 25 лет и образование — высшее юридическое; стаж работы по юридической профессии — 5 лет. Европейская хартия о статусе в пункте 2.2 предусматривает, что «статус предусматривает условия, при которых гарантируется через требования, связанные с получением дипломов или наличием опыта работы, способность к специфическому исполнению судебных функций». Комментируемая статья содержит такие требования. 6. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи, менялись в нашей стране с ее развитием. Так, Закон СССР от 25 декабря 1958 года «Об утверждении основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» в статье 29 «Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и народные заседатели» устанавливал, что «судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин СССР, обладающий избирательным правом и достигший ко дню выборов 25 лет». То есть требования к образованию не предъявлялись. Закон СССР от 4 августа 1989 года «О статусе судей в СССР» в статье 8 «Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и народные заседатели» устанавливал, что «народным судьей может быть избран гражданин СССР, достигший ко дню выборов 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет и сдавший квалификационный экзамен. Судьями вышестоящих судов могут быть избраны граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, в том числе, как правило, не менее двух лет в качестве судьи». Заметим, что сегодня данный вопрос — замещение вышестоящей должности при условии стажа работы в суде низшей инстанции — обсуждается вновь. По Закону об арбитражном суде 1991 г. было установлено, что судьями арбитражного суда могли быть избраны граждане РСФСР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. «Конечно, выборы эти были сродни выборам депутатов по Конституциям 1936 и 1977 гг.: «выбиралась» на одно место единственная из предложенных кандидатур (хотя практика знает и альтернативные выборы арбитражных судей и руководителей арбитражных судов, но их было всего несколько)», — отмечает М. И. Клеандров, член-корреспондент Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор, судья Конституционного Суда Российской Федерации <7>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Клеандрова «Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее» включена в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2006. —————————————————————— <7> Клеандров М. И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М., 2005.

Комментарий к части 2 пункта 1 статьи 4

Комментируемая статья говорит и о дополнительных требованиях, корреспондируя норме Основного закона. Эти требования согласно части 1 пункта 1 статьи 4 Закона устанавливаются федеральными конституционными законами, а также федеральными законами. Часть 2 пункта 1 статьи 4 Закона в числе прочих требований называет иной стаж работы по юридической профессии и возраст, отличные от конституционной нормы. Насколько это законоположение конституционно? На наш взгляд, законодатель в вышеприведенной норме Конституции назвал базовые требования: возраст — 25 лет, высшее юридическое образование, 5-летний стаж работы по юридической профессии. Дополнительные требования на то и дополнительные, что они дополняют базовые, но не изменяют их. Согласно словарю С. И. Ожегова, дополнительный — являющийся дополнением к чему-нибудь, добавочный. Часть 2 пункта 1 статьи 4 Закона повышает базовые конституционные требования, меняет их по содержанию, наполнению. Хотя подобные «дополнения» как бы вполне логичны и не вызывают в обществе неприятия. Представляется, что дополнительные требования — это все же сдача экзамена на должность судьи, стажировка на должность судьи, безупречная репутация, проведение проверочных мероприятий и так далее, что также вполне логично для замещения должности судьи, но в Основном законе прописано быть не может.

Комментарий к части 3 и части 4 пункта 1 статьи 4

В. В. Ершов, ректор Российской академии правосудия, председатель Экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи при Высшей квалификационной коллегии судей РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, отмечает, что «на практике больше всего проблем возникает в связи с документами, подтверждающими высшее юридическое образование, наличие стажа работы по юридической специальности и отсутствие заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи» <8>. ——————————— <8> Ершов В. В. Экзаменационные комиссии: большой потенциал и серьезные проблемы // Вестник ВККС РФ. 2005. N 6. С. 13 — 15.

В соответствии со статьей 6 Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональным образовании» от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ возможны различные ступени высшего юридического образования. Квалификационные коллегии обычно полагают, что бакалавр не может быть судьей. Министерство образования и науки РФ занимает противоположную позицию. Было бы, конечно, желательно, чтобы судьями становились наиболее подготовленные выпускники вузов — «специалисты» с 5-летним или «магистры» с 6-летним образованием. В. В. Ершов абсолютно прав в том, что поскольку согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, а не правоприменителями, то данный спор корректно с позиции Конституции РФ и международного права может быть разрешен только в федеральном законе. То есть в Законе о статусе судей. Еще одна проблема связана со стажем работы по юридической специальности. На практике возникают многочисленные спорные вопросы, можно ли отнести ту или иную работу к юридической специальности. В силу отсутствия необходимых нормативных правовых актов Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации вынуждены по существу вырабатывать правовые положения, регулирующие данные отношения. В этой связи возникает важный теоретический и практический вопрос: может ли Высшая квалификационная коллегия судей РФ вырабатывать правовые положения, ограничивающие права граждан — претендентов на должности судей? Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ ответ очевиден: права граждан могут быть ограничены только федеральным законом. В этой связи предлагаю дополнить Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» примерным перечнем юридических профессий, безусловно засчитывающихся у претендентов на должность судьи в стаж, например юрисконсульт, преподаватель правовых дисциплин в вузе и т. д. Во-вторых, в Федеральном законе необходимо выработать легальное толкование оценочного понятия «юридическая профессия», которое позволяло бы членам экзаменационных комиссий принимать аргументированные правовые решения в спорных случаях, когда претендент на должность судьи занимал иные должности, прямо не отнесенные Федеральным законом к юридической профессии <9>. ——————————— <9> Там же. С. 14.

1. Стаж работы по юридической профессии. Исчисление юридического стажа предусмотрено комментируемым пунктом Закона. Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с Инструкцией о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 1997 г. N 1250) в стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти — законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование <10>. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами. ——————————— <10> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. N 4.

«Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии». Фактически ВККС РФ данную норму не применяет, хотя логично было бы ходатайствовать перед ВС РФ, ВАС РФ и Минюстом об ее отмене. Для органов юстиции и судебных органов (общей юрисдикции), нотариата, адвокатуры, судебной экспертизы и других учреждений юстиции такой перечень установлен Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной Приказом Министра юстиции СССР от 19 марта 1980 г. N 2. В стаж работы по юридической профессии включается также работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике. Время исполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) суда также засчитывается в стаж работы по юридической профессии. Примечание: в настоящее время это присяжные и арбитражные заседатели. Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы. При этом учитывается работа на территории как Российской Федерации, так и других республик бывшего Союза ССР. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения. 1.1. В связи с этим вполне обоснованной представляется позиция С. Гришина, первого проректора Нижегородской правовой академии, кандидата юридических наук, члена Высшей квалификационной коллегии судей РФ: «Для будущей судейской деятельности этот стаж имеет тот же смысл, что и возраст претендента, наличие у него российского гражданства и высшего юридического образования. Стаж работы по юридической профессии нельзя воспринимать как обретение претендентом определенных навыков и умений, которые позволяют ему с первых же дней работы исполнять свои функциональные обязанности на высоком профессиональном уровне. Вполне возможно, что в конкретной судебной практике этот опыт окажется совершенно не востребованным. Потому-то нормативное требование о стаже работы по юридической профессии и носит условный характер. Он всего лишь условие для допуска претендента к участию в конкурсном отборе. И в этом отношении дознаватель из управления государственной противопожарной службы и помощник нотариуса имеют абсолютно одинаковые шансы на участие в конкурсном отборе. Другое дело, что квалификационная коллегия судей отдаст предпочтение тому, кто, по ее мнению, в большей степени обладает качествами, необходимыми для осуществления правосудия» <11>. ——————————— <11> Гришин С. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи // Российская юстиция. 2003. N 12.

2. Впервые в Закон была включена норма о зачете в стаж работы по юридической профессии времени работы в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Так, Г. Н. Колбая, судья Верховного Суда СССР в отставке, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, отмечает: «Государственная кадровая политика в области правосудия изначально должна быть ориентирована на то, чтобы по возможности именно состоявшиеся ученые-юристы привлекались в судьи, хотя понятно, что абсолютного знака равенства между ученым-юристом и хорошим судьей поставить невозможно» <12>. ——————————— <12> Колбая Г. Н. О научном обеспечении судебной реформы // Журнал российского права. 2005. N 6.

3. Наличие высшего юридического образования. 3.1. Диплом государственного образца. Следует отметить, что все нижесказанное относится к лицам, получившим высшее юридическое образование, начиная с 2003 — 2004 годов, так как до этого периода фактически действовал порядок выдачи дипломов государственного образца советского периода — государственная аккредитация вузов и специальностей в нынешнем виде не существовала! Право на занятие в государственной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему предоставляется только лицу, получившему высшее профессиональное образование в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, и подтвержденное документом государственного образца. Согласно п. 16 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» права образовательного учреждения (независимо от его правового статуса) на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. Из приведенной нормы Закона следует, что права обучающихся в образовательных учреждениях в полной мере могут быть реализованы только после получения этим учреждением государственной аккредитации. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в своих разъяснениях от 15 — 18 июля 2002 года отметила, что претендент на должность судьи должен представить в квалификационную коллегию судей в подтверждение юридического образования диплом государственного образца высшего учебного заведения, в котором аккредитована специальность «Юриспруденция» или «Правоведение». В бланке диплома о высшем профессиональном образовании не содержится отметки об аккредитации этих специальностей. В нем содержится только отметка о том, что диплом является документом государственного образца. Е. А. Мартынов, председатель судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда, член Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации далее также замечает: «Следовало бы предусмотреть обязанность для кандидатов на должность судьи представлять не только диплом, подтверждающий наличие у них высшего юридического образования, но и заверенные копии документов, подтверждающих прохождение высшим учебным заведением, выдавшим диплом, государственной аккредитации непосредственно по специальности «Юриспруденция» <13>. ——————————— <13> Мартынов Е. А. Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе // Вестник ВККС РФ. 2005. N 6. С. 10 — 12.

На наш взгляд, стоит обсудить все стороны проблемы, прежде чем принимать окончательное решение: во-первых, на претендента возлагаются дополнительные обременения, связанные со сбором подобных документов, выдача которых выпускнику вуза не предусмотрена законодательством об образовании; во-вторых, не решаются следующие вопросы: — какой орган заверяет данные документы (если нет доверия диплому, то, какое доверие будет к заверенной вузом ксерокопии государственной аккредитации), — а если претендент изъявит желание стать судьей через 10 — 20 — 30 лет после окончания вуза (ведь вуза уже может и не быть или он может быть реорганизован, при этом где возможно получить и каков сам механизм получения документов об аккредитации специальности); в-третьих, государственную аккредитацию большинство вузов прошли впервые фактически с 2003 — 2005 года. То есть российский Закон об образовании от 10.07.1992 N 3266-1, предусмотревший возможность создания негосударственных вузов, а также обязательность государственной аккредитации для признания дипломов о высшем образовании для всех вузов (п. 16 ст. 33), в этой части в полном объеме начал выполняться спустя десятилетие. Причина — значительные организационно-правовые сложности. Поэтому Постановлением Госкомвуза РФ от 30.11.1994 N 6 «Об утверждении Временного положения о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ от 20.01.1995, регистрационный N 781) все государственные вузы были признаны имеющими государственную аккредитацию впредь до ее прохождения в установленном порядке (п. 4) <14>. Приказами Госкомвуза позднее признавались прошедшими госакредитацию и вновь образованные вузы, а также негосударственные вузы (например, Приказ Госкомвуза от 07.08.1995 N 1134). Аналогичные решения-подтверждения выносились Министерством образования РФ: Приказ от 21.03.1995 N 133 «О признании аккредитованными образовательных учреждений системы Министерства образования Российской Федерации», Приказ от 25.01.1996 N 27, — причем с регистрацией в Минюсте РФ. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2002 N ГКПИ02-18 абзац второй пункта 4 вышеуказанного Постановления Госкомвуза признан незаконным и не подлежащим применению <15>. В соответствии с этим Приказом Минобразования РФ от 14.03.2002 N 863 п. 4 вышеуказанного Постановления Госкомвуза был признан утратившим силу. ——————————— <14> Фактически прекратило действие. <15> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. 13 мая. N 19.

Отсюда возникает вопрос, а как быть с периодом до этого: будут ли признаваться дипломы выпускников вузов, которые не прошли государственную аккредитацию, действуя строго в рамках правового поля того времени? В равной степени эта проблема касается и всех без исключения государственных вузов и миллионов выпускников, обучавшихся в них и получивших дипломы с 1992 г. до даты фактического прохождения государственной аккредитации. Очевидно, что строго формальный подход привел бы к массовым нарушениям прав российских граждан, не виноватых в бездеятельности государственных органов и принятии ими незаконных решений. Вывод: не стоит обязанности государства по контролю за высшими учебными заведениями, прохождением ими государственной аккредитации, порядком изготовления и выдачей дипломов государственного образца возлагать на самих граждан. В любом случае претендент на должность судьи сдает квалификационный экзамен, который и должен стать действенным механизмов проверки «подлинности» юридических знаний и в известном смысле государственного статуса диплома кандидата. 3.2. Бакалавр, дипломированный специалист или магистр? Статья 6 Федерального закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает три ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист и магистр, установив разные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования: соответственно не менее чем четыре года, пять и шесть лет. Министерство образования РФ, основываясь на толковании статьи 7 Федерального закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», как следует из письма от 1 сентября 2003 года N 14-52-1018ИН/15, полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право н а занятие должности судьи» <16>. ——————————— <16> Бюллетень Минобразования РФ. N 11. 2003.

Однако, по мнению ряда судей, с такой позицией трудно согласиться, исходя из статуса судьи и характера его деятельности. Она связана с применением и толкованием огромного числа правовых актов. Судья должен свободно ориентироваться в действующем законодательстве и должен быть готов к рассмотрению любых правовых споров в области гражданского, семейного, трудового, уголовного права, включая процедурные вопросы, а также вопросы доказательственного права. Такой уровень знаний человек не может получить на первой ступени высшего профессионального образования, так как срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации бакалавра составляет всего четыре года, что явно недостаточно при осуществлении правосудия судьей по гражданским, уголовным и административным делам. Углубленное изучение разных отраслей права осуществляется только на последующих ступенях высшего профессионального образования при подготовке дипломированного специалиста и магистра, и поэтому только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции лицо может претендовать на занятие должности судьи. Данной позиции придерживается и Высшая квалификационная коллегия судей РФ, давая разъяснения в январе 2003 года и 18 марта 2004 года по данному вопросу, подтвержденное в Обзоре практики рассмотрения дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей: степень бакалавра не дает права на занятие должности судьи <17>. ——————————— <17> Обзор практики рассмотрения дел об оспаривании решений квалификационных коллегий судей // Вестник ВККС РФ. 2005. N 6. С. 21.

Вместе с тем следует прислушаться и к мнению В. Юдина, председателя Арбитражного суда Иркутской области, заслуженного юриста Российской Федерации: «С подобной постановкой вопроса трудно согласиться, так как предпосылка о том, что невозможно подготовить хорошего специалиста в области права за четыре года, беспочвенна, о чем свидетельствует существовавшая в свое время практика подготовки специалистов юридическими институтами и частично, в конце 60-х годов, юридическими факультетами университетов. По имевшимся в то время программам основной (базовый) курс обучения длился фактически три года, а четвертый год обучения в основном был посвящен производственной (преддипломной) практике. Указанные программы не без основания исходили из того, что юридическое мировоззрение, мышление более активно формируется у студентов не в учебных аудиториях, а при прохождении хорошо организованной практики и применении на практике полученных знаний. По нашему мнению, при отборе кандидатов на должности судей приоритет следует отдавать не тому, в каком вузе и какую ступень высшего профессионального образования получил кандидат, а прежде всего умению лица, претендующего на должность судьи, применять на практике полученные знания, умению правильно разобраться в конфликтной ситуации, социальной зрелости, деловым и этическим качествам кандидата на должность судьи» <18>. ——————————— <18> Юдин В. Проблемы отбора кандидатов на должности судей и помощников судей // Юридический мир. 2005. N 11.

«Однако положение, когда вопрос о трактовке понятия «высшее юридическое образование, необходимое для занятия должности судьи», законодательно не урегулирован, не может сохраняться долго, так как такая неопределенность дает основания для сомнения в обоснованности заключений квалификационных коллегий судей, отказавших в рекомендации на должность судьи ввиду отсутствия у претендента высшего юридического образования требуемой ступени» <19>. ——————————— <19> Мартынов Е. А. Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе // Вестник ВККС РФ. 2005. N 6. С. 11.

Вместе с тем часть 2 пункта 7 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гласит: квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Таким образом, данный Закон исчерпывающим образом «закрывает» правовую проблему. Тем не менее с точки зрения целесообразности следует согласиться с тем, что следовало бы в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить положение, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение». Срок исчисления данного требования следует вести с момента внесения изменений в Закон для лиц, получивших образования после введения его в действие. 4. Формы и сроки получения высшего юридического образования. 4.1. В. В. Ершов отмечает, что достаточно часто у членов экзаменационных комиссий возникают обоснованные сомнения в юридической чистоте документа, подтверждающего наличие у претендента высшего юридического образования, поскольку некоторые вузы нарушают обязательные требования к высшему юридическому образованию, установленные Госстандартом, определившим обязательные дисциплины и минимальную продолжительность обучения по ним. Характерен следующий запрос экзаменационной комиссии: «При предоставлении одним из претендентов диплома о высшем юридическом образовании (которое было вторым высшим) выявлено, что претендент был зачислен в апреле 2000 г. на 1 курс заочного отделения юридического факультета Алтайского государственного университета с условием самостоятельной сдачи экзамена за 1 семестр 1999/2000 учебного года. В июне 2002 г. в связи с выполнением программы 3-х годичного обучения ему выдан диплом по специальности «юриспруденция». Т. е. фактически обучение вместо 3-х лет длилось 2 года. Университет не имеет лицензии на право ведения образовательной деятельности в форме экстерната. При таких обстоятельствах можно ли признать данный диплом документом, подтверждающим высшее юридическое образование?». В подобных спорных случаях, думаю, целесообразно обращаться с соответствующими запросами не в Экзаменационную комиссию при Высшей квалификационной коллегии судей РФ, не имеющую компетенции давать обязательные ответы на данные вопросы, а в Министерство образования и науки РФ <20>. ——————————— <20> Ершов В. В. Экзаменационные комиссии: большой потенциал и серьезные проблемы // Официальный сайт Верховного Суда Российской федерации: http://www. supcourt. ru.

Следует отметить, что пункт 2 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает, что сроки освоения образовательной программы высшего или послевузовского профессионального образования определяются высшим учебным заведением в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и соответствующим государственным образовательным стандартом. Согласно пункту 33 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. N 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», срок освоения образовательной программы высшего и послевузовского профессионального образования по очной форме обучения устанавливается в соответствии с государственным образовательным стандартом. Так, согласно пункту 4.6 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 940 <21>, действовавшего ранее, допускалось осуществлять обучение по основным профессиональным образовательным программам на всех уровнях высшего профессионального образования в сокращенные сроки (относительно нормативных сроков обучения) с учетом предшествующего образования обучающегося. Нормативный срок устанавливался только для очной формы обучения для лиц, получавших высшее образование на базе среднего общего образования. При этом допускалось получать высшее образование в сокращенные сроки с учетом предшествующего образования (пункт 4.6). ——————————— <21> Утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2005 N 36.

Государственные образовательные стандарты профессионального образования, согласно Правилам разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.01.2005 г. N 36, утверждаются не реже 1 раза в 10 лет. Государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются с учетом актуальных и перспективных потребностей развития науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе профессионального образования, и при участии работодателей или объединений работодателей, а также представителей научных сообществ. Отметим, что данное положение действует с 27 января 2005 года <22>. ——————————— <22> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2005 г. N 36 «Об утверждении Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования» // Российская газета. N 14. 27.01.2005.

Соответственно, предложения о минимальной ступени образования для замещения должности судьи «специалист» могут быть учтены в том числе и в рамках подготовки нового Государственного образовательного стандарта профессионального образования по юридическим специальностям. И судейское сообщество может принять участие в данной работе, обеспечив соответствие законодательства об образовании и практики. Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам, а также в случае сочетания различных форм обучения при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования могут увеличиваться на срок до 1 года по сравнению со сроками обучения по очной форме на основании решения ученого совета высшего учебного заведения. Решением ученого совета высшего учебного заведения может сокращаться срок обучения в высшем учебном заведении лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней, а также лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу высшего профессионального образования за более короткий срок. Условия освоения указанными лицами основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки определяет федеральный орган управления образованием (не определены. — Авт.). То есть этот срок может быть менее установленного. В целях реализации п. 33 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации Приказом Министерства образования Российской Федерации от 13 мая 2002 г. N 1725 «Об утверждении условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки» утверждены Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки <23>. Вузом могут реализовываться сокращенные и ускоренные программы высшего профессионального образования. ——————————— <23> Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 августа 2002 г. N 3693. Опубликовано: Российская газета. N 156. 21.08.2002.

Сокращенная программа высшего профессионального образования может реализовываться как ускоренная (сокращенная ускоренная образовательная программа высшего профессионального образования). В соответствии с пунктом 13.1 срок освоения сокращенных программ подготовки специалистов и бакалавров по очной форме обучения для лиц, имеющих высшее профессиональное образование с профилем, не соответствующим получаемому образованию, рекомендуется устанавливать не менее 3 лет. В соответствии с пунктом 13.2 срок освоения сокращенных программ по очной форме обучения для лиц, имеющих высшее профессиональное образование соответствующего профиля, рекомендуется устанавливать не менее 2 лет. Для лиц, имеющих диплом бакалавра и желающих продолжить образование по специальности высшего профессионального образования соответствующего профиля без перерыва в обучении, срок освоения программы подготовки специалистов по очной форме обучения рекомендуется устанавливать не менее 1 года. При обучении на вечерней и заочной форме рекомендуется увеличивать по сравнению с очной формой до 6 месяцев (п. 16). Таким образом, в любом случае срок в 1, 2 или 3 года носит рекомендательный характер и устанавливается для каждого студента индивидуально (п. 6.1). Вуз самостоятельно принимает решение о сроках такого обучения. Причем речь не идет об экстернате! Приведем следующий пример. Лицо имеет высшее образование — квалификация «учитель истории, обществоведения, советского права», специальность 2108 «история» с дополнительной специальностью «советское право», полученное в СССР. Является кандидатом исторических наук, доцентом по кафедре правовых дисциплин государственного вуза, звание доцента по кафедре правовых дисциплин присвоено Министерством образования Российской Федерации, преподает правовые дисциплины. Автор опубликованных научных работ в области права. Вопрос: может ли данное лицо при получении второго высшего образования по специальности «Юриспруденция» претендовать на сокращенную программу обучения и получить второе высшее — юридическое — образование, например, за один год? На наш взгляд, ответ очевиден. Конечно, может и это не противоречит законодательству об образовании. Или следующая ситуация: гражданин, даже не имея высшего юридического образования, согласно российскому законодательству может получить ученую степень кандидата либо доктора юридических наук. А теперь вопрос: кандидат либо доктор юридических наук, без базового высшего юридического образования решил получить его, например, чтобы стать судьей, так наличие такого образования для судьи обязательно, поскольку прямо предусмотрено Конституцией России. В этом случае тоже нужно учиться 3 года? Ответ также очевиден и он в пользу более коротких сроков обучения. Именно поэтому законодательство об образовании и носит рекомендательный характер для подобных случаев. 4.2. Нередко при рассмотрении вопросов квалификационные коллегии судей отдают предпочтения претендентам, обучавшимся в высшем учебном заведении очно. Мотивировка при этом — лицо получает более качественное образование. Следует отметить, что данное утверждение более чем не бесспорно: любое обобщение всегда есть абстракция, а не казус. Качество образования зависит от многих факторов: уровня самого вуза, преподавательского состава, личности студента и так далее. Общеизвестно, что оценки и цвет диплома не взаимосвязаны с умственными способностями, тем более моральными качествами человека. На то и существует квалификационный экзамен на должность судьи, чтобы проверить профессиональный уровень претендента на соответствие судейской должности, а не то, какие «корочки», какого вуза, сколько часов по той или иной дисциплине и какие отметки он имеет. В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» формы обучения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат — отличаются только объемом обязательных занятий педагога со студентами, а не объемом полученных знаний! Причем подчеркнем еще раз, что допускается сочетание различных форм получения высшего юридического образования. Кроме того, пункт 8 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает, что «перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации». Правительство Российской Федерации в утвержденный Перечень никогда не включало такие направления подготовки (специальности), как «Юриспруденция» или «Правоведение». И следовательно, с точки зрения закона очно-заочная (вечерняя), заочная формы обучения или экстернат для высшего юридического образования равнозначны по статусу и сути. 4.3. Отвечая на вопросы о наличии высшего юридического образования Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации рекомендует обращаться к Классификатору направлений и специальностей <24>. ——————————— <24> Вестник ВККС РФ. 2004. N 3. С. 28.

Согласно Классификатору направлений и специальностей, утвержденному Приказом Госкомвуза от 05.03.1994 N 180 <25>, введена специальность 021100 — юриспруденция, при освоении которой может быть одновременно присвоена квалификация учитель при соответствующих условиях. Конкретные квалификации устанавливаются государственными образовательными стандартами. Приказ Минобрнауки России от 12.01.2005 N 4 «Об утверждении направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» относит специальность «юриспруденция» уже к разным направлениям: 0305 — гуманитарные науки (квалификация «юрист») и 0504 — образование и педагогика (квалификация «учитель права»). В Советском Союзе дипломы содержали иные коды специальностей и их наименования. ——————————— <25> Утратил силу.

В этой связи следует крайне осторожно решать вопрос о наличии высшего юридического образования у претендента, поскольку федеральное законодательство не урегулировало данную проблему. 5. Правила подсчета юридического стажа. Ни Конституция РФ, ни федеральные конституционные законы, ни федеральные законы не содержат правил о подсчете стажа по юридической профессии, если работа по ней имела место до получения высшего юридического образования. Так, при рассмотрении в кассационном порядке дела об оспаривании решения Квалификационной коллегии судей Амурской области об отказе гражданину Рыбину в рекомендации на должность судьи районного суда Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ (Определение от 21.02.2003 N 59-Г03-1) пришла к выводу о том, что работа на должности, требующей юридического образования, до момента получения лицом юридического образования должна включаться в стаж, необходимый для назначения на должность судьи <26>. ——————————— <26> Вестник ВККС РФ. 2005. N 5. С. 49 — 51.

С таким подходом не согласился Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 13.10.2004, указавший следующее: время работы на должностях, требующих юридического образования, может включаться в стаж работы по юридической профессии лишь при условии, если гражданин в период работы на указанной должности имел среднее специальное юридическое образование, неполное высшее или высшее юридическое образование <27>. Иными словами первоначально гражданин должен получить юридическое образование (среднее специальное, неполное высшее или высшее) <28>. Представляется, что данная проблема с правовой точки зрения разрешена неокончательно. ——————————— <27> Вестник ВККС РФ. 2006. N 1 (7). С. 21 — 22. <28> На наш взгляд, здесь явное противоречие — законодательство требует наличия высшего юридического образования, но не среднего.

Председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации Кузнецов В. В. в выступлении на VI Всероссийском съезде судей также обратил на это внимание: «Президиум Верховного Суда Российской Федерации согласился с позицией квалификационных коллегий: такой стаж должен исчисляться с момента наступления двух условий — получения претендентом юридического образования и занятия должности, требующей наличия такого образования» <29>. ——————————— <29> Кузнецов В. В. Справедливость выносимых решений прежде всего зависит от профессионализма и независимости представителей третьей власти // Закон. 2005. N 3.

Следует принять во внимание и то, что в соответствии с рекомендациями, одобренными комиссией при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов на заседании 5 апреля 2002 г., допускается включать в стаж работы на должностях, требующих юридического образования, периоды трудовой деятельности лиц, имеющих среднее юридическое образование, и лиц, получивших неполное высшее юридическое образование после успешного окончания второго курса вуза. «Но жизнь всегда шире законодательных формулировок, а в России тем более. В нашей стране и раньше, и сейчас многие должности государственных и муниципальных служащих, требующие юридического образования, в реалии занимают люди, такового вообще не имеющие, либо закончившие юридический колледж и получившие таким образом среднее юридическое образование, либо обучающиеся сейчас в вузе по юридической специальности (притом что немало лиц с высшим юридическим образованием по специальности не работает). ВККС РФ дала официальное разъяснение (изложено в ее разъяснении от 18 июля 2002 г.), несколько отличающееся от одобренных комиссией 5 апреля 2002 г., в соответствии с которым допускается включать в стаж работы на должностях, требующих юридического образования, периоды трудовой деятельности лиц, имеющих среднее юридическое образование, и лиц, получивших высшее юридическое образование, а также неполное высшее юридическое образование при наличии об этом документа установленного образца. А для совмещающих учебу в юридическом вузе с работой на требующих юридического образования должностях, указанных в Законе о статусе судей, стаж, согласно разъяснениям ВККС РФ, начинает исчисляться после успешного окончания того курса, после которого вузом в соответствии с его уставом выдается документ установленного образца о неполном высшем юридическом образовании и при этом учитывается только образование, полученное претендентом в учебном заведении, имеющем государственную аттестацию. И это необязательно после второго курса, например, в Институте государства и права Тюменского госуниверситета документ установленного образца о неполном высшем образовании по специальности «юриспруденция» выдается студентам: дневной и заочной формы обучения — после второго курса; сокращенной формы обучения — после первого курса на базе высшего и среднего специального образования», — отмечает М. И. Клеандров <30>. ——————————— <30> Клеандров М. И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М., 2005.

В этом плане показательна позиция Конституционного Суда Российской Федерации. Так, Верховный Суд Российской Федерации в своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации утверждал, что наличие юридического образования является необходимым условием для замещения должностей, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», и, следовательно, стаж работы на должностях, требующих юридического образования, следует исчислять для кандидата на должность судьи с момента получения им высшего юридического образования <31>. При этом Верховный Суд Российской Федерации полагал, что именно такой подход к исчислению стажа работы по юридической профессии, необходимого для назначения (избрания) на должность судьи, содержится в пункте 1 Разъяснений и рекомендаций Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (приняты на заседании Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации 15 — 18 июля 2002 года), которые являются обязательными для квалификационных коллегий судей при отборе кандидатов на должности судей и применяются на практике <32>. ——————————— <31> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года N 214-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке соответствия Конституции Российской Федерации ряда положений пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 6. <32> Разъяснения и рекомендации Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации не являются обязательными для квалификационных коллегий судей, а носят рекомендательный характер.

Это утверждение, однако, не основано на содержании названного акта. Так, в соответствии с его пунктом 1 «при решении вопроса об исчислении стажа работы по юридической профессии, необходимого для назначения (избрания) на должность судьи (для судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — не менее 10 лет, для судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального суда округа — не менее 7 лет, для судей других судов и мировых судей — не менее 5 лет (пункт 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции от 15 декабря 2001 года), следует иметь в виду, что допускается включать в стаж работы на должностях, требующих юридического образования, периоды трудовой деятельности лиц, имеющих среднее юридическое образование, и лиц, получивших высшее юридическое образование, а также неполное высшее юридическое образование (при наличии подтверждающего документа установленного образца). Для совмещающих обучение в юридическом вузе с работой на требующих юридического образования должностях, указанных в этом Законе, стаж начинает исчисляться после успешного окончания того курса, после которого вузом в соответствии с его уставом выдается документ установленного образца о неполном высшем юридическом образовании. При этом учитывается только образование, полученное претендентом в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию». В Разъяснениях и рекомендациях также отмечено, что Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов от 27 декабря 1996 года после принятия Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» действует в той мере, в какой она не противоречит указанному и другим федеральным конституционным и федеральным законам. Согласно пункту 5 Инструкции в спорных случаях окончательное решение о стаже работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения. Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации, по сути: во-первых, признал позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в запросе, необоснованной; во-вторых, стаж работы на должностях, требующих юридического образования, следует исчислять для кандидата на должность судьи не только с момента получения им высшего юридического образования, но и с момента получения им среднего либо неполного высшего юридического образования; в-третьих, в спорных случаях окончательное решение о стаже работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения; в-четвертых, вопрос о том, возможно ли исчисление юридического стажа при работе на должностях, на которых оно необходимо, но при фактическом его отсутствии, не являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда по существу. 6. Юридические профессии. Ответ на этот вопрос дан в комментируемой норме Закона. Это все перечисленные профессии, для которых требуется юридическое образование, а также время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. Вместе с тем следует учитывать нижеследующее. Так, Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93, утвержденный Постановлением Госстандарта от 30.12.1993 N 298, введен в действие с 1 января 1995 г., включает в себя составную группу 242 «специалисты в области права» <33>. Специалисты в области права изучают юридические проблемы, разрабатывают проекты законов, дают консультации клиентам, занимаются адвокатской практикой или руководят судебным рассмотрением дел. В их основные обязанности входит: разработка проектов законов и правовых документов; консультирование клиентов по правовым вопросам; подготовка материалов о различных правонарушениях для передачи в арбитраж, следственные и судебные органы; составление юридических документов и контрактов, актов имущественно-правового характера; защита дел в суде или поддержание обвинения; руководство судебным рассмотрением дел и вынесение приговоров. В некоторых случаях представители этой профессиональной группы могут осуществлять руководство другими работниками. ——————————— <33> Москва. Издательство «Стандарт», 1995.

Составная группа 242 «специалисты в области права» состоит из 3-х базовых групп. Базовая группа 2421: «Юристы». Юристы проводят исследования по проблемам юриспруденции, подготавливают проекты законов, осуществляют защиту и обвинение в суде и консультируют по различным правовым вопросам. Их обязанности включают: проведение исследований в области юридических теорий, методологий и принципов, трактовку их применительно к существующему законодательству; консультирование представителей власти по юридическим проблемам, разработку проектов законов, подготовку постановлений правительства; консультирование клиентов по различным аспектам гражданского и уголовного права, организации собственного дела и т. д.; выступление в качестве обвинителя от имени государства в уголовных делах; защиту обвиняемых в суде; ведение в суде дел истца или ответчика; составление юридических документов; выполнение родственных по содержанию обязанностей; руководство другими работниками. Примеры профессий, входящих в данную базовую группу: адвокат; юрист (законоведение); юрист (уголовное право). Базовая группа 2422: «Судьи». Судьи проводят судебные заседания, слушают дела и выносят приговоры. Их обязанности включают: организацию и проведение судебных заседаний согласно установленным правилам; ведение дел, выслушивание истцов, ответчиков, обвинителей, защитников, свидетелей обвинения и защиты; определение прав и обязанностей сторон, ознакомление присяжных (в случае, когда дело ведется присяжными) с особенностями законодательства; вынесение и объявление приговора; выполнение родственных по содержанию обязанностей; руководство другими работниками. Примеры профессий, входящих в данную базовую групп: арбитр; судья; член суда. Базовая группа 2429: «Специалисты в области права, не вошедшие в другие группы». В эту базовую группу входят специалисты, осуществляющие методическое руководство правовой работой на предприятиях, в учреждениях, организациях, оформление юридических актов, проведение следствия. Их обязанности включают: осуществление методического руководства правовой работой на предприятии, в учреждении, организации, оказание правовой помощи структурным подразделениям и общественным организациям; участие в разработке документов правового характера; подготовку материалов о хищениях, растратах, недостачах, выпуске некачественной продукции и других правонарушениях для передачи их в арбитраж, следственные и судебные органы; учет и хранение находящихся в производстве следственных и арбитражных дел; ведение справочно-информационной работы по законодательству и нормативным актам, учет и внесение изменений и дополнений в действующие нормативные акты; консультирование по административным, хозяйственным и другим юридическим вопросам; засвидетельствование, оформление разного рода юридических актов (договоров, завещаний, доверенностей и т. п.); проведение следствия по гражданским и уголовным делам; выполнение родственных по содержанию обязанностей; руководство другими работниками. Примеры профессий, входящих в данную базовую группу: нотариус; следователь; следователь по особо важным делам; юрисконсульт. При решении вопроса о юридических профессиях следует учитывать и Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов <34>. Он введен в действие с 1 января 1996 г. Разработан взамен Общесоюзного классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Всего в Классификатор внесены восемь категорий судей и двадцать одна категория иных работников судебной системы Российской Федерации. Наименование иных должностей, которые можно отнести к юридическим: главный юрист, юрисконсульт, юрисконсульт (средней квалификации), следователь, следователь (средней квалификации), следователь по особо важным делам, советник (в области права), стажер исследователь (в области права), судебный пристав и т. д. ——————————— <34> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 367 (далее — Классификатор).

Кроме того, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37, включает в себя такие должности, как начальник юридического отдела, юрисконсульт. При этом следует обратить внимание на то, что понятия «занятия», «профессия», «должность» различны в вышеназванных документах. И в заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на приведенный выше взвешенный подход С. Гришина, который в большей степени соответствует духу и букве закона.

Комментарий к пункту 2 статьи 4

1. Дополнительные требования в соответствии со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» касаются только возраста и стажа работы по юридической профессии. По смыслу приведенной диспозитивной нормы, федеральный законодатель наделен достаточно широким усмотрением в установлении квалификационных требований к судье: конституционный термин «дополнительные требования» означает, что ему предоставлена возможность закреплять как требования, в Конституции Российской Федерации не упоминаемые (как это сделано, например, в статье 8 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»), так и иные повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией Российской Федерации требования <35> (именно таким образом этот термин интерпретируется в пункте 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»). ——————————— <35> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года N 214-О по запросу Верховного Суда Российской Федерации; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 37-О // Вестник КС РФ. 2006. N 3.

Законодатель, исходя из конституционно-правового статуса судей (статьи 119 — 122 Конституции Российской Федерации), предопределенного тем, что они осуществляют публично-правовые задачи судебной власти, вправе предъявлять к судьям особые квалификационные требования как к представителям судебной власти, включая специальные требования к кандидатам на должности судей, порядку назначения на должность, пребывания в должности и прекращения полномочий, а потому нормы, формулирующие квалификационные требования к судьям, сами по себе не могут приводить к нарушению конституционных прав граждан. Положения комментируемого пункта содержатся в пункте 1 статьи 4 относительно возраста и стажа работы по юридической профессии на различные судейские должности и суды Российской Федерации. Однако законодатель в комментируемом пункте еще раз повторил конституционную норму, тем самым дав возможность еще большего расширительного толкования конституционного термина «дополнительные требования», наполняя его новым и новым содержанием, например: «и в иных федеральных законах», помимо Закона о статусе судей. Подобное «и в иных федеральных законах» представляется, на наш взгляд, вряд ли оправданным с точки зрения размывания конституционных норм по различным, зачастую не взаимосвязанным, противоречивым законам. Такие дополнительные требования должны быть оговорены только в конституционном федеральном законе. Так, по-мнению Конституционного Суда Российской Федерации, прерогативой федерального законодателя, который, учитывая особенности правовой природы и статуса конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, их место в судебной системе Российской Федерации, как они закреплены Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (статьи 4 и 12, часть 4 статьи 13, часть 2 статьи 17, статья 27), может в федеральном законе установить повышенные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, касающиеся в том числе возраста и стажа работы по юридической профессии, либо предоставить соответствующее правомочие законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации <36>. ——————————— <36> Определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 37-О // Вестник Конституционного Суда РФ. N 3. 2006.

2. Вместе с тем наличие только двух дополнительных требований вряд ли является достаточным. Следует согласиться с Е. А. Мартыновым, который считает: поскольку одной из основных задач вышестоящих судов является проверка законности и обоснованности принимаемых нижестоящими судами актов, для этого требуется не только хорошее знание законов, но и знание специфики, опыт рассмотрения определенных категорий дел. Особенно это касается уголовных дел, когда судья вышестоящего суда должен понять, почему нижестоящий суд принял или отверг то или иное доказательство, почему избрал именно такую меру наказания. В этой ситуации заслуживает внимание предложение о том, чтобы на должность судьи, начиная с судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, могло претендовать только лицо, которое проработало на должности судьи нижестоящего суда определенный срок, в частности, не менее трех лет. Эта мера только повысит авторитет вышестоящих судебных органов в глазах действующих судей и будет в полной мере способствовать профессиональному росту судьи, даст возможность проверить кандидата на реальной работе. Вместе с тем это правило не должно быть определяющим для высших судебных органов. Одной из задач, стоящих перед Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, является регулирование, определение развития судебной практики, дача разъяснений по ее вопросам. Для решения этих задач требуются глубочайшие познания в конкретных областях права, и поэтому следовало бы предусмотреть возможность назначения на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации лиц, обладающих высокой квалификацией в области права, что и осуществляется в Высшем Арбитражном Суде, а в последнее время и в Верховном Суде Российской Федерации. При этом для таких лиц возможно было бы предусмотреть зачет в стаж работы в должности судьи времени работы по юридической профессии, но связанной только с научной или преподавательской деятельностью. 3. Закон содержит только формальные требования к лицам, претендующим на должность судьи, но уровень осуществления правосудия и доверия к органам правосудия зависит не только от квалификации судьи, правильности разрешения дела, но и от морального облика судьи. Безответственное и недостойное поведение судьи подрывает доверие общественности ко всему судейскому сообществу, вызывает неуважение к судебным актам, которые выносятся от имени государства. От судьи граждане ожидают не только знания закона, но и порядочности, честности, вдумчивости, уравновешенности, объективности и неподкупности. И поэтому личностные качества претендента на должность судьи должны быть в центре внимания при отборе кандидата на должность судьи. Причем это требование особенно актуально в условиях фактического решения российским государством проблемы материального обеспечения судей. Так, в настоящее время средняя зарплата судей составляет 59200 рублей в месяц, с июня 2006 года увеличится еще на 3,2 процента, а в 2007 году ожидается новое повышение на 7,5 процентов <37>. ——————————— <37> Куликов В. Верховный Суд меняет крышу // Российская газета. 2006. 21 июня. N 131. С. 2.

Но ни Конституция Российской Федерации, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи. Складывается парадоксальная ситуация: судьей может стать любое лицо, отвечающее законодательно закрепленным требованиям, и только после назначения на должность к нему могут быть предъявлены требования по соблюдению Кодекса судейской этики. Только Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержит указание на личностные требования к кандидату в судьи и самостоятельную ответственность за их нарушение. В нем в статье 8 указывается, что судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин с безупречной репутацией и в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, его полномочия могут быть прекращены. К сожалению, Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» таких конкретных норм не содержит. Вместе с тем минимальные требования, установленные данной статьей, сами по себе не препятствуют назначению на должности судей лиц, имеющих продолжительный юридический стаж, признанную высокую квалификацию в области права, необходимый жизненный опыт и безупречную репутацию <38>. ——————————— <38> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 37-О // Вестник КС РФ. 2006. N 3.

Учитывая, что статус судей в Российской Федерации един, следовало бы указанные нормы закрепить и в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». На основании вышеизложенного предлагается изложить пункт 1 статьи 4 Закона в следующей редакции: 1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами. Следует внести в статью также следующие дополнения: 1. Лицо, имеющее в том числе гражданство (подданство) другого государства или других государств, не может участвовать в конкурсном отборе на должность судьи или исполнять полномочия судьи. 2. Кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование. Высшим юридическим образованием признается образование, полученное в соответствии с требованиями, установленными законодательством Союза ССР или подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальностям «Юриспруденция», «Правоведение» или «Правоохранительная деятельность» в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. В спорных случаях решение о соответствии образования принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

——————————————————————