Медицинское освидетельствование претендента на должность судьи. Комментарий к статье 4.1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»

(Нехаев В. В., Нехаева Т. Г.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ПРЕТЕНДЕНТА НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 4.1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 26.06.1992 N 3132-1 «О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 января 2006 года

В. В. НЕХАЕВ, Т. Г. НЕХАЕВА

Нехаев Виктор Викторович, доктор исторических наук, профессор.

Нехаева Татьяна Геннадьевна, кандидат исторических наук, доцент, арбитражный заседатель Арбитражного суда Тульской области, член Квалификационной коллегии судей Тульской области.

Рецензент:

Конорев Игорь Алексеевич, председатель Тульского областного суда.

Статья 4.1. Медицинское освидетельствование претендента на должность судьи

Комментарий к статье 4.1

1. Совет судей Российской Федерации Постановлением от 26 декабря 2002 года N 78 утвердил Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, в соответствии со ст. 4.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Также было решено просить Министерство здравоохранения Российской Федерации разработать совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и утвердить порядок предварительного медицинского освидетельствования претендентов на должность судьи. Порядок предварительного медицинского освидетельствования претендентов на должность судьи на настоящий момент не утвержден. Вместе с тем утверждение какого-либо специального порядка проведения медицинского освидетельствования не предусмотрено федеральным законодательством. Однако поскольку понятие «предварительное медицинское освидетельствование» также не определено, следует данный порядок установить, внеся соответствующие поправки в законодательство об охране здоровья граждан. Перечень вводится в действие с момента его официального опубликования в Российской газете, то есть действует с 24.01.2003 <1>. ——————————— <1> Российская газета. N 13. 24.01.2003.

2. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, включает в себя следующие заболевания: 1. Сирингомиелия и сирингобульбия. 2. Заболевания нервной системы с преимущественным поражением экстрапирамидных структур с выраженными двигательными расстройствами. 3. Заболевания нервной системы с преимущественным поражением пирамидной и мозжечковой системы. 4. Боковой амиотрофический склероз. 5. Дегенеративные заболевания с преимущественным нарушением когнитивных функций (болезнь Альцгеймера, Пика и др.). 6. Эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии. 7. Рассеянный склероз. 8. Диффузный склероз (лейкоэнцефалит Шильдера и др.). 9. Нервно-мышечные заболевания со стойкими нарушениями функции. 10. Инсульт, последствия со стойкими двигательными и чувствительными нарушениями и расстройствами высших психических функций. 11. Болезни эндокринной системы со стойкими нарушениями функции: — Синдром врожденной йодной недостаточности; — Врожденный гипотириоз с диффузным зобом; — Врожденный гипотериоз без зоба; — Тиреотоксикоз с диффузным зобом тяжелой формы с эндокринной офтальмопатией III — IV степени; — Инсулинозависимый сахарный диабет 1 типа, тяжелой формы, лабильного течения; — Акромегалия средней тяжести и тяжелая форма, активная фаза и гипофизарный гигантизм; — Болезнь Иценко — Кушинга средней тяжести и тяжелая форма, синдром Нельсона; — Крайняя степень ожирения, сопровождаемая альвеолярной гиповентиляцией; — Тотальный гипопитуитаризм, тяжелая форма, лабильное течение; — Гипофизарный нанизм; — Новообразования эндокринных органов со стойким нарушением функции. 12. Доброкачественные новообразования с выраженными нарушениями функции центральной нервной системы. 13. Гемобластозы: — Эритремия с постэритремической миелоидной метаплазией селезенки; — Хронический миелолейкоз в фазе акселерации и бластного криза; — Хронический лимфолейкоз, сопровождающийся стойкой анемией; — Лимфогрануломатоз (за исключением практически выздоровевших); — Острый лейкоз (за исключением практически выздоровевших); — Множественная миелома (2 — 3 стадии); — Гемофилия; — Болезнь Вилли — Бранда; — Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (при неэффективной спленэктомии); — Болезнь Рандю — Ослера (при геморрагическом синдроме); — Наследственные тромбоцитопатии (при наличии геморрагий). 14. Геморрагические диатезы. 15. Хронические заболевания сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения III ст. 16. Ишемическая болезнь сердца: частые приступы стенокардии (ФК III — IV). 17. Гипертоническая болезнь III стадии. 18. Заболевания сердца, сопровождающиеся нарушениями ритма: — Дисфункция синусового узла, А — В блокады с ЧСС менее 50 в 1 минуту или сопровождающиеся обморочными состояниями; — Пароксизмальная желудочковая тахикардия, желудочковая экстрасистолия (III — IV по Лауну); — Удлинение интервала QT на ЭКГ более 440 миллисекунд. 19. Аневризмы и расслоение любых отделов аорты и артерии. 20. Ревматоидный артрит всех стадий. 21. Системная красная волчанка, хронические формы всех стадий. 22. Системная склеродермия, периферическая и висцеральная формы, прогрессирующий системный склероз всех стадий. 23. Выраженные формы хронического гепатита с явлениями печеночной недостаточности 2 — 3 ст. 24. Цирроз печени с явлениями портальной гипертензии. 25. Семейный диффузный полипоз толстой кишки с диаррейным синдромом и частыми кровотечениями. 26. Болезнь Крона и др. неспецифические колиты с частыми обострениями и повторными кровотечениями. 27. Хронические болезни почек с явлениями хронической почечной недостаточности (ХПН) 2 — 3 ст. 28. Нарушение вестибулярной функции, в том числе Болезнь Меньера. 29. Стойкое снижение слуха любой этиологии одно — и двустороннее (восприятие шепотной речи менее 3 метров) при невозможности его улучшения электроакустической коррекцией (подбор слуховых аппаратов до уровня восприятия шепотной речи не менее 6 метров). 30. Отсутствие зрения. 31. Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. 32. Алкоголизм, наркомания, токсикомания. 3. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 февраля 2002 года N 61 «Об утверждении формы документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи». Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации N 3295 от 15 марта 2002 года и опубликован в Российской газете N 54 от 27 марта 2002 года. Данным актом утверждена учетная форма N 086-1/у «Медицинское освидетельствование претендента на должность судьи». Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации поручено обеспечить введение во все подведомственные учреждения учетной формы N 086-1/у «Медицинское освидетельствование претендента на должность судьи». Врачебное заключение о профессиональной пригодности — пригоден или непригоден — дается в соответствии с Перечнем заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержденным решением Совета судей Российской Федерации. Приказ не оговаривает перечень лечебных учреждений, имеющих право заполнения вышеуказанной формы и порядок прохождения освидетельствования. Пункт 3 Приказа предусматривает, что Департамент организации и развития медицинской помощи населению Минздрава России обеспечит методическое руководство по заполнению данной медицинской документации. Информации о наличии данного методического руководства не имеется. 4. При обращении за медицинской помощью и ее получении, гражданин имеет право в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (пункт 6 части 1 статьи 30 «Права пациента») на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме установленных законом случаев. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина допускается, в частности, по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством (п. 3 ч. 4 ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан). Так как действующим законодательством иные субъекты, в том числе квалификационные коллегии судей или органы Судебного департамента, не названы в числе субъектов, которым могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну, указанная информация учреждениями здравоохранения им предоставлена быть не может. Судебная практика: смотри Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. Март 2006. N 3. С. 27. Вопрос 24. С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях. Кандидат на должность судьи добровольно проходит медицинское освидетельствование и передает информацию о себе официальным лицам. Тем не менее лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 61 «Врачебная тайна»). 5.1. В соответствии со статьей 21 «Охрана здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности» Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 в целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры. Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан не пригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд. Часть 3 статьи 21 предусматривает, что перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации и пересматривается не реже одного раза в пять лет. 5.2. Следует отметить, что в целях реализации статьи 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года N 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» к основным задачам федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы отнесено: проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты; изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности. В число выполняемых Бюро функций входит проведение освидетельствования граждан для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и их реабилитационного потенциала. Таким образом, основным направлением деятельности медико-социальной экспертизы признано установление степени ограничения способности к трудовой деятельности, но отнюдь не пригодности по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности как это предусмотрено статьей 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1. Более того, в соответствии с пунктом 8 федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы для осуществления своих полномочий имеют право направлять граждан, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, в том числе реабилитационные, в целях уточнения клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей. 5.3. Приказом Минздрава Российской Федерации от 16.03.1999 N 83 «О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну» утвержден Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Следует отметить, что Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 «О государственной тайне» (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 2 июня 1999 года N 1796 <2>), соответствует пунктам 31 и 32 вышеуказанного Перечня заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. ——————————— <2> Опубликован в Российской газете. N 113 от 17.06.1999.

5.4. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 877 «Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров» утвержден Перечень работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров. Обязательному медицинскому освидетельствованию для выявления ВИЧ-инфекции при поступлении на работу и при периодических медицинских осмотрах подлежат следующие работники: а) врачи, средний и младший медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с лицами, инфицированными вирусом иммунодефицита человека, имеющие с ними непосредственный контакт; б) врачи, средний и младший медицинский персонал лабораторий (группы персонала лабораторий), которые осуществляют обследование населения на ВИЧ-инфекцию и исследование крови и биологических материалов, полученных от лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека; в) научные работники, специалисты, служащие и рабочие научно-исследовательских учреждений, предприятий (производств) по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов и других организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека. Таким образом, государственные служащие Российской Федерации, а также судьи не включены в данный Перечень. 5.4.1. В соответствии со статьей 6 «Ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности» Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд. Часть 2 вышеуказанной статьи предусматривает, что Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, утверждается Правительством Российской Федерации и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений. 5.5.2. Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для указанных в прилагаемой к Постановлению таблице работ и видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально. Дополнительные противопоказания и исследования приведены в графе 2 (например: эпилепсия и синкопальные состояния, алкоголизм, наркомания, токсикомания). Периодичность освидетельствований — не реже одного раза в пять лет. Общие лабораторные и функциональные исследования: электроэнцефалография. 5.5.3. Пунктом 2 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» предусмотрено, что к участию в оказании психиатрической помощи допускаются врачи-психиатры, иные специалисты и медицинские работники, имеющие специальную подготовку и необходимую квалификацию. Подтверждение квалификации, а также ее повышение проводятся в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации. Вопрос о допуске медицинских работников к участию в оказании психиатрической помощи решается руководителем психиатрического и психоневрологического учреждения или частнопрактикующим врачом-психиатром в соответствии с действующим законодательством. 5.5.4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено осуществлять организационно-методическую работу по вопросам, связанным с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности. Правила определяют порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности. Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением не реже одного раза в 5 лет. Работник для прохождения освидетельствования представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника, предусмотренные Перечнем. Одновременно работником предъявляется паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность. Освидетельствование работника проводится в срок не более 20 дней с даты его обращения в комиссию. В целях освидетельствования комиссия вправе запрашивать у медицинских учреждений дополнительные сведения, о чем работник ставится в известность. Комиссия принимает соответствующее решение в течение 10 дней после получения дополнительных сведений. При прохождении освидетельствования работник может получать разъяснения по вопросам, связанным с его освидетельствованием. Комиссия принимает решение простым большинством голосов о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности (работы в условиях повышенной опасности), указанного в направлении на освидетельствование. Решение комиссии (в письменной форме) выдается работнику под роспись в течение 3 дней после его принятия. В этот же срок работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику. В случае несогласия работника с решением комиссии оно может быть обжаловано в суде. 5.5.5. Вышеуказанные документы не включают в себя должности судей и судебной системы. Однако психические заболевания соответствуют пунктам 31 и 32 Перечня заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. 6. Высокий уровень требований к профессиональной подготовке, морально-нравственным и иным личным качествам лиц, претендующих на должность судьи, определяет необходимость использования современных методов изучения личности. В связи с этим вопрос использования методов психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи является чрезвычайно актуальным. 6.1. Для того чтобы выяснить, насколько пригодны методы психологической науки при отборе кандидатов на должность судьи, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации провел эксперимент по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи <3>. ——————————— <3> По имеющейся информации эксперимент продолжается.

В ходе эксперимента, проведенного в 11 субъектах Российской Федерации, органы судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, председатели судов и судьи выразили одобрение использованию психодиагностики при отборе кандидатов на должность судьи. С помощью судей удалось определить наиболее важные качества личности, которыми должен обладать судья. Результаты психодиагностического обследования более 300 кандидатов на должность судьи подтвердили предположение о том, что часть претендентов не обладают объективно необходимыми личными качествами для работы в качестве судьи. В ходе эксперимента удалось отработать механизм взаимодействия органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации со специализированными учреждениями, проводящими психодиагностическое обследование личности, и квалификационными коллегиями судей. Президиум Совета судей Российской Федерации в своем Постановлении от 26 июля 2002 года постановил признать целесообразным организацию экспериментального использования методов психодиагностического обследования при изучении личности претендентов на должность судьи в управлениях (отделах) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с учетом имеющихся возможностей и местных условий, а также предложить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации решить вопросы организационно-методического обеспечения экспериментального использования методов психодиагностического обследования при изучении личности претендентов на должность судьи (Российская юстиция. 2002. N 10). 6.2. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 147 «Об организации экспериментального использования методов психодиагностического обследования при изучении личности кандидата на должность судьи» в соответствии с Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 июля 2002 года N 41 «О результатах эксперимента по психодиагностическому обследованию кандидатов на должность судьи и перспективах использования методов психодиагностики в кадровой работе» было принято решение об организации в 2003 году в субъектах Российской Федерации с учетом имеющихся возможностей и местных условий экспериментального использования методов психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи и утверждены Рекомендации по экспериментальному использованию методов психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи. Пунктом 4.3 Приказа начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации поручено в ходе проведения психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи обеспечить неукоснительное соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Данный Приказ существенным образом затрагивает конституционные права граждан и вместе с тем — не опубликован официально, не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации. В документе отмечается, что члены квалификационных коллегий судей, оценивая личность кандидата, как правило, опираются лишь на свой жизненный опыт и знание людей. Поэтому, предполагается, что результаты обследования помогут им в более точной и научной оценке. Заметим, что последнее — научность — отнюдь не бесспорно, не говоря о законности. Экспериментальное использование методов психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи проводится в целях: — получения и доведения до квалификационных коллегий судей дополнительной информации о личности кандидата, в том числе о латентной психической патологии; — прогнозирования успешности последующей работы в должности судьи; — получения информации, необходимой для разработки критериев профессионального отбора; — определения оптимального набора методик для проведения психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи; — подбора и установления взаимодействия с учреждениями и специалистами, способными обеспечить проведение квалифицированного психодиагностического обследования. Основными задачами психодиагностического обследования является: — выявление среди кандидатов на должность судьи лиц с нервно-психической неустойчивостью или находящихся в состоянии дезадаптации <4>; ——————————— <4> Дезадаптация — нарушение приспособления организма человека к изменениям окружающей среды, проявляющееся в неадекватных психических, физиологических реакциях.

— оценка психологической пригодности кандидатов на должность судьи для выполнения функций по осуществлению правосудия; — выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества <5>. ——————————— <5> Вещества, вызывающие привыкание и зависимость при их систематическом приеме (алкоголь, наркотические вещества, лекарственные средства и другие).

Принципы психодиагностического обследования: добровольность; научность; объективность; конфиденциальность. Для оценки качеств и характеристик личности кандидатов рекомендуется использовать следующие факторы, достаточно точно описывающие структуру поведенческих характеристик: профессионализм; интеллектуальность; конфликтность; лидерство; работоспособность; доступность; самоконтроль; морально-нравственные качества. Следует отметить, что изучение данных характеристик личности отличается от поставленных целей обследования: спорно отнесение сюда «профессионализма» и сама возможность определить профессионализм вообще с помощью психодиагностического обследования. Или же морально-нравственные качества? Как можно их определить с помощью предлагаемых тестов или собеседования. Ни одна машина или тест не способны на подобное, да и психолог тоже. Возможно определить зоны (сферы) напряжения, и не более того. Поэтому следует откорректировать перечень качеств и характеристик личности. Для проведения психодиагностического обследования рекомендуется тестовая батарея, которая включает в себя: — MMPI (допускается использование русскоязычных версий: СМИЛ, адаптированный Собчик Л. Н., вариант теста MMPI; ММИЛ — версия Березина Ф. Б. и др.); — интеллектуальные тесты: краткий отборочный тест или прогрессивные матрицы Дж. Равена; — цветовой тест Люшера; — клиническую беседу с кандидатом по результатам тестирования. В случае необходимости дополнительно могут быть использованы и другие тесты. К сожалению, в документе не говорится, но специалисты знают, что самое главное в данном обследовании — клиническая беседа с кандидатом по результатам тестирования. Тем более, что специально подготовившийся соискатель должности судьи может «обойти» предложенные тесты. Кроме того, в любом случае их следовало бы адаптировать для судейской должности. На наш взгляд, представлялось бы оправданным использование полиграфа и дактилоскопического обследования кандидата на должность судьи. Судебный департамент рекомендует проводить обследование на базе центров психологической диагностики (ЦПД) Министерства внутренних дел Российской Федерации, однако не исключается использование для этих целей других медицинских, научных или образовательных учреждений. При этом необходимо уделить особое внимание наличию у специалистов-психологов, привлекаемых для выполнения этой работы, достаточной квалификации. Необходимо урегулировать вопросы оплаты данного обследования, поскольку эта работа не входит в круг обязанностей сотрудников и их рабочее время, занимая немало времени. Следует отметить, что квалификация во многом определяется опытом работы с данными тестовыми батареями, поэтому такая размытость в субъектах — и «других медицинских, научных или образовательных учреждений» вызывает, по крайней мере, удивление. Даже алкогольное освидетельствование граждан проводится по нормативно утвержденной и многократно апробированной методике специалистами, прошедшими специальное обучение, в лечебных учреждениях, имеющих на данный вид деятельности специальную лицензию. Ведь речь в данном случае идет об отборе на должность судьи и члены квалификационных коллегий субъектов Российской Федерации не все знакомы с тонкостями и спецификой психологических исследований прислушиваются к результатам обследования либо учитывают его результаты. Поэтому проводить его могут лишь специалисты высшей квалификации, а не рядовых учебных заведений либо поликлиник. Перечень их следует согласовать с федеральным органом управления в сфере здравоохранения, а лучше проводить только на базе центров психологической диагностики (ЦПД) Министерства внутренних дел Российской Федерации, издав соответствующий межведомственный приказ, зарегистрированный в Минюсте России. Каждое лицо, подавшее заявление о рекомендации его на вакантную должность судьи, должно быть проинформировано об использовании методов психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи, условиях и порядке проведения исследования. В первую очередь гражданину должно быть разъяснено, что психодиагностическое обследование проводится на добровольных началах, а информация, полученная в его результате, является конфиденциальной и будет носить справочный характер для членов квалификационной коллегии судей при рассмотрении вопроса о даче рекомендации к назначению обследуемого на должность судьи, а не носить обязательный характер для состава квалификационной коллегии судей как основание к отказу в даче рекомендации к назначению. При выдаче направления на психодиагностическое обследование кандидату должен быть разъяснен порядок прохождения обследования. Кандидат, давший согласие на прохождение психодиагностического обследования, заполняет бланк соответствующего заявления, после чего ему выдается направление установленного образца. Каким образом авторы эксперимента видят возможность отказа кандидата от участия в данном эксперименте и как эта информация будет преподнесена членам квалификационной коллегии, не оговаривается. Оформление результатов психодиагностического обследования кандидатов осуществляется путем заполнения протокола психодиагностического обследования и составления развернутой характеристики личности обследуемого. Лицо, проводившее обследование, по желанию кандидата информирует его о результатах. Вся информация о результатах психодиагностического обследования кандидатов на должность судьи хранится в делах соответствующей квалификационной коллегии судей в условиях, обеспечивающих ее конфиденциальность. Не отрицая необходимость проведения психодиагностического обследования, следует заметить, что его нужно: — перевести в законное русло; — широко обсудить в научной среде; — распространить на действующих судей (тем самым создав всеобщность участия и исключив узкокорпоративные моменты его проведения). 6.3. В Постановлении Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 86 «О психологическом обеспечении судебной деятельности и использовании методов психодиагностического обследования личности кандидата на должность судьи» отмечается: «Назрела потребность в проведении специальных социально-психологических, медико-психологических и психофизиологических исследований, в результате которых должны быть выявлены факторы, негативно влияющие на психику и организм судьи, выработаны конкретные рекомендации по их устранению или снижению отрицательного воздействия… Решение задач психологического обеспечения судебной деятельности и профессионального психологического отбора кандидатов на должность судьи невозможно без создания в судебной системе и системе Судебного департамента психологической службы, эффективная деятельность которой позволит поднять на качественно новый уровень работу по сохранению здоровья судей» (Российская юстиция. 2003. N 5). Представляется оправданным в целях охраны здоровья судей распространить предлагаемые процедуры не только на претендентов на должность судьи, но и на действующих судей. Специфические условия труда судей, работа которых связана с информационным, эмоциональным стрессом, психическим напряжением, способствуют развитию заболеваний, ведущих к преждевременной утрате ими профессиональной трудоспособности. Существующая система медицинского обслуживания действующих судей решает задачи сохранения их здоровья не в полной мере. В связи с этим большое значение приобретает вопрос совершенствования работы по профилактике и выявлению заболеваний, психологической и психофизиологической коррекции отрицательной динамики профессиональной работоспособности у судей. Ряд министерств и ведомств Российской Федерации имеют соответствующие, финансируемые из федерального бюджета службы (МВД, Минобороны, Минобразование, Минюст, МЧС и другие), которые доказали свою эффективность. На создание аналогичной службы направлены проекты Положения о психологической службе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Программы создания системы психологического обеспечения профессиональной деятельности судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции Российской Федерации в период 2004 — 2006 годов. 6.4. Поэтому необходимы меры по обеспечению комплексного подхода к профилактике, диагностике и лечению заболеваний, возникающих у судей в связи с их профессиональной деятельностью. В целях реализации данных положений в Постановлении Совета судей Российской Федерации от 28 ноября 2003 года N 111 «О проекте Федерального закона и иных правовых актов, направленных на создание правовой базы для психологического обеспечения судебной деятельности и улучшение работы по сохранению здоровья судей» отмечается целесообразность внести дополнение в пункт 5 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», создающее правовую основу для организации работы по проведению ежегодной диспансеризации. С экономической точки зрения лечение выявленных заболеваний на ранних стадиях требует существенно меньших затрат, чем лечение этих же болезней в запущенных формах. Кроме того, решено одобрить проекты Положения о психологической службе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Программы создания системы психологического обеспечения профессиональной деятельности судей и работников аппаратов судов общей юрисдикции Российской Федерации в период 2004 — 2006 годов и предложить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации рассмотреть в установленном порядке вопрос об их утверждении и реализации. 7. На основании вышеизложенного в плане совершенствования действующего законодательства предлагается: во-первых, по аналогии со статьей 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 внести дополнение в комментируемую статью в части защиты прав претендентов на должность судьи; во-вторых, ввести периодичность пересмотра перечня заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Например, предлагается внести в Перечень ВИЧ-инфекции; в-третьих, в целях охраны здоровья судей, испытывающих на себе колоссальные психические и иные нагрузки, предупреждения профессиональных заболеваний ввести периодические медицинские осмотры судей. Реализация данного предложения позволит не только своевременно выявлять негативные изменения в здоровье судей, но и оперативно принимать меры профилактического и лечебно-восстановительного характера; в-четвертых, установление непригодности по состоянию здоровья к назначению на должность судьи возложить на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы; в-пятых, проведение всякого рода психологических обследований претендентов на должности судей проводить только после законодательного урегулирования данной проблемы и широкой общественно-научной дискуссии. Таким образом, представляется оправданным изложить комментируемую статью следующим образом: «Статья 4.1. Медицинское освидетельствование претендента на должность судьи и обязательные медицинские осмотры 1. Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения, в том числе реабилитационных, по месту жительства или работы претендента. В случае установления оснований, препятствующих назначению на должность судьи в соответствии с Перечнем заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, а также исполнению обязанности судьи, учреждение здравоохранения выдает направление на проведение медико-социальной экспертизы. Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан не пригодным по состоянию здоровья к назначению на должность судьи по результатам медико-социальной экспертизы. Такое решение принимается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с Перечнем заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, а также исполнению обязанности судьи и может быть обжаловано в суд. Правила прохождения медицинского освидетельствования претендента на должность судьи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. 2. Судья проходит обязательный медицинский осмотр не реже одного раза в пять лет в лечебно-профилактических учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения, в том числе реабилитационных. Правила прохождения обязательного медицинского осмотра судьи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и Советом судей Российской Федерации. В случае установления оснований, препятствующих исполнению обязанности судьи в соответствии с Перечнем заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, а также исполнению обязанности судьи, учреждение здравоохранения выдает направление на проведение медико-социальной экспертизы. Решение о признании не пригодным по состоянию здоровья к исполнению обязанности судьи принимается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и может быть обжаловано в суд. 3. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность, а также исполнению обязанности судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и пересматривается в том же порядке не реже одного раза в пять лет. 4. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность, а также исполнению обязанности судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения».

Научный аппарат

Список правовых актов

1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». 3. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». 4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации». 5. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». 6. Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР». 7. Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». 8. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». 9. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 // Российские вести. 09.09.1993. N 174. 10. Закон Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». 11. Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». 12. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности». 13. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 N 877 «Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров» // Собрание законодательства РФ. 11.09.1995. N 37. Ст. 3624. 14. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». 15. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» // Собрание законодательства РФ. 27.12.2004. N 52 (часть 2). Ст. 5478. 16. Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». 17. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 марта 1999 года N 83 «О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 1999 г. N 1796) // Российская газета. N 113. 17.06.1999. 18. Приказ от 21 февраля 2002 года N 61 Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении формы документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации N 3295 от 15 марта 2002 года) // Российская газета. N 54. 27.03.2002. 19. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 147 «Об организации экспериментального использования методов психодиагностического обследования при изучении личности кандидата на должность судьи» // Судебная система Российской Федерации. М., 2004. С. 406 — 412.

Список судебных актов

1. Европейская хартия о статусе судей. 2. Кодекс судейской этики, утвержден VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года // Российская юстиция. 2005. N 1 — 2; Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2005. N 2. 3. Постановление Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 июля 2002 года // Российская юстиция. 2002. N 10. 4. Постановление Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 86 «О психологическом обеспечении судебной деятельности и использовании методов психодиагностического обследования личности кандидата на должность судьи» // Российская юстиция. 2003. N 5. 5. Постановление Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 78 «Об утверждении Перечня заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи» // Российская газета. N 13. 24.01.2003. 6. Постановление Совета судей Российской Федерации от 28 ноября 2003 года N 111 «О проекте Федерального закона и иных правовых актов, направленных на создание правовой базы для психологического обеспечения судебной деятельности и улучшения работы по сохранению здоровья судей» // Документ опубликован не был.

——————————————————————