Вопросы реализации процедур государственного контроля, надзора за соблюдением трудового законодательства

(Филатова А. В.) («Трудовое право», 2007, N 9)

ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ, НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

А. В. ФИЛАТОВА

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее — Закон N 134-ФЗ) урегулированы основные вопросы проведения мероприятий контрольно-надзорного характера. При этом в части 3 статьи 1 Закона N 134-ФЗ перечисляются те сферы, где не применяются соответствующие положения, сфера трудового законодательства в данный перечень не включена. Соответственно, осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства регулируется Законом N 134-ФЗ, что подразумевает соблюдение основных требований, например таких, как обязанность проводить проверку на основании распоряжения, в присутствии представителя организации, составлять акт по окончании проверки, а также соблюдать другие положения и ограничения. Необходимо отметить, что в случае если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. Так, в соответствии со статьей 360 Трудового кодекса РФ порядок проведения проверок должностными лицами и органами Федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ и иными нормативными правовыми актами. К международным актам, регулирующим порядок инспектирования организаций, надо отнести Конвенцию 1947 г. МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» и Протокол 1995 г. к этой Конвенции, ратифицированные Россией. Основные нормативные положения указанных актов устанавливают элементы процедуры проверок и предусматривают полномочия государственных инспекторов труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектировать на всей территории Российской Федерации любых работодателей, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц. В частности, на основании статьи 7 Закона N 134-ФЗ мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Однако в перечне положений, которые должны содержаться в распоряжении, не установлено, кем оно выдается и за чьей подписью <1>. ——————————— <1> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ) // Российская газета. 2001. 11 августа.

Вновь принимаемыми административными регламентами, например действующими при соблюдении санитарного законодательства, данный пробел попытались восполнить следующим образом: мероприятия по надзору проводятся на основании соответствующего распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Службы или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Службы <2>. ——————————— <2> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 января 2007 г. N 62 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства» // Российская газета. 2007. 21 февраля.

Результатом анализа нормативно-правового материала, регулирующего государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства, является постановка следующих проблем. Во-первых, как отмечено выше, необходимо четко установить, кем выдается распоряжение (приказ) и за чьей подписью. Что требует внесения соответствующих изменений в статью 7 Закона N 134-ФЗ, которая гласит: «В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются: номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; наименование органа государственного контроля (надзора); фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по контролю; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; дата начала и окончания мероприятия по контролю». Однако объективно распоряжение должно содержать следующие положения: — либо утвержденный план проверок (для плановых мероприятий), либо другие основания, предусмотренные законодательством (для внеплановых мероприятий); — номер и дату распоряжения о проведении мероприятий по надзору; — наименование территориального органа Службы или указание на то, что мероприятие по надзору осуществляется Службой; — должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которому поручается проведение проверки, а в случае назначения комплексной проверки — должности, фамилии, имена и отчества руководителя проверки и должностных лиц, входящих в состав группы; — наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество должностного лица, индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначаются мероприятия по надзору, а также его юридический адрес и адрес его фактического местонахождения; — цель, задачи, предмет и конкретные вопросы проведения мероприятий по надзору; — сроки начала и окончания проведения мероприятий по надзору; — подпись руководителя (заместителя руководителя) Службы или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Службы, утвердившего распоряжение, с указанием его фамилии. При этом важна и дальнейшая детализация данного вопроса в административных регламентах путем закрепления соответствующих полномочий в отношении руководителя (заместителя руководителя) Службы или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа исполнительной власти. Во-вторых, требует уточнения соотношение таких правовых актов управления, как распоряжение и приказ, и упорядочение соответствующих норм права. Так как в качестве основания проведения мероприятий по контролю, надзору в Законе N 134-ФЗ фигурирует «распоряжение (приказ)», а в других нормативных правовых актах, в том числе и в Трудовом кодексе N 197-ФЗ, указано только «распоряжение». Важно определить, что подразумевается под приказом, и если распоряжение — индивидуальный правовой акт управления разового применения, то приказ, например Приказ Министерства или Службы, применяется многократно, и там не указываются конкретные исполнители. А соответственно, невозможна замена распоряжений приказами. В-третьих, ситуация осложняется с учетом соотношения положений Закона N 134-ФЗ и Трудового кодекса N 197-ФЗ, где в статье 357 установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении контрольно-надзорной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц (индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и т. д.). То есть наличие распоряжения не является обязательным элементом данного вида процедуры? Однако, согласно статье 11 Закона N 134-ФЗ, должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны: 1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований; 2) соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 3) проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном статьей 8; 4) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю; 5) не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 6) предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию; 7) знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю; 8) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованных ограничений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; 9) доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ. В рамках нормативно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности должна быть учтена необходимость представления не только удостоверения инспектора труда, но и распоряжения, в рамках требований статьи 7 Закона N 134-ФЗ. В настоящее время Федеральная служба по труду и занятости обладает функциями по контролю и надзору и функциями по оказанию государственных услуг, а Федеральная служба по финансовым рынкам реализует правоприменительные функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). При этом действующие нормативно-правовые акты в целом не решают выше поставленных проблем <3>. ——————————— <3> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // Российская газета. 2004. 8 июля; Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» (в ред. Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 767) // Российская газета. 2004. 6 июля.

А соответствующие административные регламенты, содержащие контрольно-надзорные процедуры, не приняты. За исключением Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 21 ноября 2006 г. N 06-130/пз-н «О разграничении полномочий по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами», который еще более подчеркивает общую отрицательную тенденцию. В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная инспекция труда, выступая как единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. В рамках компетенции Федеральная инспекция труда реализует государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Так, внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. Соответственно, трудовая инспекция осуществляет контроль по двум направлениям — проверяет все документы по трудовым отношениям и связанные с охраной труда в виде проверок, подразделяющихся на: плановые и повторные; целевые, комплексные и тематические; совместные. Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: — в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц; — запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; — изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; — расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; — предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; — направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда; — выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда; — запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда (в том числе требованиям технических регламентов) средств индивидуальной и коллективной защиты работников; — составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; — выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве (статья 357 ТК РФ). Следует еще раз упомянуть о том, что проверяющий должен предъявить распоряжение о проведении мероприятия по контролю и служебное удостоверение, но не любому представителю юридического лица или представителю индивидуального предпринимателя, а именно руководителю или уполномоченному должностному лицу и самому индивидуальному предпринимателю. С другой стороны, законодательство запрещает проведение мероприятия по контролю лицом, не указанным в распоряжении о проведении мероприятия по контролю, и четко в рамках поставленных в распоряжении задач. На действия должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю устанавливаются следующие ограничения: 1) они не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица. Соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора) закреплено в законодательстве в качестве одного из основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора); 2) они не вправе осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей. Согласно части 1 статьи 13 Закона N 134-ФЗ, должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители имеют право непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 3) не вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изъятия оригиналов документов, относящихся к предмету проверки. Предмет проводимого мероприятия по контролю в соответствии с частью 1 статьи 7 ФЗ N 134-ФЗ должен быть указан в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю; 4) не вправе требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами; 5) не вправе распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. По результатам мероприятия по контролю составляется акт установленной формы. Форма акта по результатам мероприятия по контролю устанавливается нормативным правовым актом органа государственного контроля (надзора). В акте должны быть указаны сведения, соответствующие сведениям, указанным в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю: 1) номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; 2) наименование органа государственного контроля (надзора); 3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю; 4) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводилось мероприятие по контролю. Важно вносить сведения не только о дате и времени составления акта, но и о дате и времени начала и окончания мероприятия по контролю. Фиксируются также фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавшего при проведении мероприятия по контролю, и сведения о выявленных нарушениях или об отсутствии таковых. Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители имеют право ознакомиться с результатами мероприятий по контролю и отразить в акте факт своего ознакомления, согласия, несогласия с ними или с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора). В случае отказа указанных лиц ознакомиться с актом делается соответствующая запись в акте об отказе в ознакомлении. Акт должен быть подписан должностным лицом (лицами), осуществившим мероприятие по контролю. К акту могут прилагаться акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений подлежит передаче юридическому лицу, либо вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку, либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора). Права лиц при проведении мероприятий по контролю, в отношении которых они проводятся, выражаются в возможности: 1) непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; 2) получать информацию, предоставление которой предусмотрено ФЗ и иными нормативными правовыми актами. На основании статьи 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах; 3) знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора); 4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Необходимо отметить, что результатом проведения контрольно-надзорных мероприятий не обязательно является привлечение лица к административной ответственности, так как статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено право освобождать виновных от ответственности по причине малозначительности нарушения и ограничиться устным замечанием. Например, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Должностные лица инспекции труда, осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, могут и снизить размер административного наказания (штрафа), с учетом смягчающих обстоятельств (статья 4.2 КоАП РФ), перечень которых не является исчерпывающим. Например, в связи с тем, что нарушение совершено впервые; совершено вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; имеет место раскаяние лица, совершившего административное правонарушение и др. Порядок обжалования действий и решений государственных инспекторов труда предусмотрен в судебном <4> и административном <5> порядке. ——————————— <4> Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Российская газета. 1993. 12 мая. <5> Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 5 мая; Парламентская газета. 2006. 11 мая; СЗ РФ. 2006. N 19. Статья 2060.

Под «действием» понимаются любые действия уполномоченных органов или должностных лиц, которые повлекли за собой определенные правовые последствия для гражданина. Действиями может быть причинен вред как материальным, так и нематериальным благам гражданина — его чести, достоинству, деловой репутации. В свою очередь, как «решения», подлежащие обжалованию, воспринимаются действия, которые облечены в определенную официальную форму путем издания письменного документа, обладающего соответствующими реквизитами и имеющего определенную юридическую силу. Например, решения оформляются в виде постановления, распоряжения, официального письма, инструкции, приказа и т. д. В отличие от действий, которые, будучи оконченными, тем самым прекращают нарушение прав либо свобод гражданина, решения объективно создают длящуюся ситуацию нарушения прав гражданина. К решениям, принимаемым инспекторами труда, относятся протоколы, определения и постановления по делу об административном правонарушении. В Кодексе РФ об административных правонарушениях определен порядок обжалования определений и постановлений по делу, при этом обжалование протоколов об административном правонарушении им не предусмотрено, в свою очередь, возможны замечания к протоколу, которые учитываются при рассмотрении дела об административном правонарушении. В силу норм Кодекса РФ об административных правонарушениях дела <6> об административных нарушениях находятся в подведомственности мировых судей (статья 23.1) и Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда (статья 23.12). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени данных органов вправе: ——————————— <6> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 19-ФЗ) // Российская газета. 2001. 31 декабря; 2007. 14 февраля.

1) главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители; главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации; главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда; руководители структурных подразделений Федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда; 2) руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда); начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда. Важное значение для практического применения в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий в сфере труда имеет положение статьи 25.5 КоАП РФ, где закреплено, что допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении защитник и/или представитель с момента составления протокола об административном правонарушении или с момента административного задержания. Защитником выступает адвокат, полномочия которого удостоверяются ордером, а полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, то есть представителя, — доверенностью, оформленной (нотариально или в простой письменной форме) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. С учетом изложенных проблемных аспектов реализации процедур государственного контроля, надзора за соблюдением трудового законодательства необходимы скорейшее внесение соответствующих изменений в действующее федеральное законодательство и разработка административных регламентов исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований трудового законодательства и внутренней организации деятельности Государственной инспекции труда, направленных на устранение противоречий и создание эффективной практики применения.

——————————————————————