Правовая и социальная ответственность бизнеса за обеспечение безопасных условий труда работников

(Мамытов Е. Г.) («Трудовое право», 2007, N 9)

ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ

Е. Г. МАМЫТОВ

Мамытов Е. Г., начальник Управления социальных проблем труда Научно-исследовательского института труда и социального страхования, кандидат экономических наук.

Обеспечение безопасных условий и охраны труда — одна из основных обязанностей бизнеса Административная ответственность бизнеса Деятельность государственных инспекций труда в области выявления нарушений работодателями правил охраны и безопасности труда Дисквалификация работников в системе мер административной ответственности Уголовная ответственность за нарушение правил охраны труда Гражданско-правовая ответственность бизнеса Социальная ответственность бизнеса: международный и отечественный опыт

В данной статье бизнес понимается как определенная часть общества, в задачу которой входит создание и поддержание рабочих мест для производства необходимой обществу продукции или услуг. При этом создаваемые бизнесом рабочие места должны быть безопасными для здоровья и жизни каждого работника. Правовая ответственность бизнеса выражается в применении к лицам, занимающимся бизнесом, тех или иных санкций в случае, если они не выполняют требований к безопасности условий труда на рабочих местах, установленных законодательными актами различного уровня. Все виды и формы правовой ответственности бизнеса четко определены в этих актах. Правовая база ответственности за нарушение требований охраны труда закреплена в Трудовом кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном кодексе РФ, федеральных законах. Трудовой кодекс РФ нацелен на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений — работников и работодателей. Регулирование трудовых отношений включает регулирование обязанностей субъектов трудовых отношений и ответственности за их нарушение. В сфере охраны труда правовая база, определяющая обязанности работодателя и работника, закреплена в статьях 212 и 219 и ответственность (но только работника) за их выполнение — в разделе VIII «Трудовой распорядок. Дисциплина труда». Согласно ТК РФ, в обязанности бизнеса (работодателя) входит обеспечение безопасных условий и охраны труда (статья 212 Трудового кодекса РФ). Правовая ответственность бизнеса регулируется и другими кодексами — административным, уголовным и гражданским.

Административная ответственность бизнеса

Административная ответственность бизнеса за нарушение законодательства об охране труда определена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями) <1>. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 1. Статья 1, N 18. Статья 1721, N 30. Статья 3029, N 44. Статьи 4295, 4298; 2003. N 1. Статья 2, N 27. Статьи 2700, 2708, 2717, N 46. Статьи 4434, 4440, N 50. Статьи 4847, 4855, N 52. Статья 5037; 2004. N 19. Статья 1838, N 30. Статья 3095, N 31. Статья 3229, N 34. Статьи 3529, 3533, N 44. Статья 4266; 2005. Статьи 9, 13, 37, 40, N 10. Статьи 762, 763, N 13. Статьи 1077, 1079, N 17. Статья 1484, N 19. Статья 1752, N 25. Статья 2431, N 27. Статьи 2719, 2721, N 30. Статьи 3104, 3124, 3131, N 40. Статья 3986, N 50. Статья 5247, N 52. Статьи 5574, 5596; 2006. N 1. Статьи 4, 10, N 2. Статьи 172, 175, N 6. Статья 636, N 10. Статья 1067, N 12. Статья 1234, N 17. Статья 1776, N 18. Статья 1907, N 19. Статья 2066, N 23. Статьи 2380, 2385, N 28. Статья 2975, N 30. Статья 3287, N 31. Статьи 3420, 3432, 3433, 3438, 3452, N 43. Статья 4412, N 45. Статьи 4633, 4634, 4641, N 50. Статьи 5279, 5281, N 52. Статья 5498; 2007. N 1. Статьи 21, 29, 33, N 7. Статья 840, N 16. Статьи 1824, 1825, N 17. Статья 1930, N 21. Статья 2456.

В новой редакции статьи 5.27 КоАП РФ указано, что «нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестисот до пяти тысяч рублей, а на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет» <2>. ——————————— <2> Российская газета. 2007. 27 июня.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1 статьи 5.27, статьями 5.28 — 5.34, 5.44 КоАП РФ, рассматривают в пределах своих полномочий перечисленные в статье 23.12 КоАП РФ должностные лица. В связи с реорганизацией в ходе административной реформы Федеральной инспекции труда внесены изменения и уточнения в перечень должностных лиц, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. Приказом Федерального агентства по труду и занятости (Роструд) от 10 апреля 2006 г. N 60 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (зарегистрирован Минюстом России 16 мая 2006 г. N 7844) <3>. ——————————— <3> Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2006. N 6. С. 93 — 95.

Так, согласно этому Перечню, вправе составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным частью 1 статьи 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц), частью 1 статьи 19.4 и статьей 19.7 КоАП РФ: руководитель Роструда — Главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда — заместитель Главного государственного инспектора труда Российской Федерации; начальник Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, его заместители; начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, их заместители. В субъектах Российской Федерации право составлять протоколы об административных правонарушениях предоставлено руководителям государственных инспекций труда и их заместителям; начальникам отделов надзора и контроля государственных инспекций труда и их заместителям; главным государственным инспекторам труда государственных инспекций труда в субъектах РФ. Утвержденный Приказом Роструда от 10 апреля 2006 г. N 60 Перечень указывает также государственных служащих, имеющих право составлять протоколы при нарушении законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; по административным правонарушениям, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности; по другим административным правонарушениям.

Деятельность государственных инспекций труда в области выявления нарушений работодателями правил охраны и безопасности труда

В докладе «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2005 году» отмечается, что государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации в течение этого года продолжалось осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в области условий и охраны труда. В этих целях за год было проведено 147 тыс. проверок по охране труда, при которых основное внимание уделялось профилактическим мерам, направленным на сокращение и предупреждение правонарушений — основной причины несчастных случаев на производстве. Надзорно-контрольная деятельность государственных инспекций труда в сфере охраны труда осуществляется во взаимодействии с органами прокуратуры, Ростехнадзора, пожарного надзора, архитектурно-строительного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединениями профсоюзов и другими организациями. В частности, из общего числа проведенных в 2005 г. госинспекторами труда проверок по вопросам охраны труда более 55 тыс. проверок (37,4%) было осуществлено во взаимодействии с федеральными органами надзора и контроля и объединениями профсоюзов. В результате проведенных в 2005 г. проверок было выявлено около 1,45 млн. нарушений трудовых прав работников в сфере охраны труда (в 2004 г. — 1,62 млн.), в целях устранения которых работодателям выдано 148,2 тыс. предписаний. При этом в 2005 г. количество исполненных в установленные сроки предписаний составило 120,6 тыс., а удельный вес устраненных нарушений в общем количестве выявленных нарушений по вопросам охраны труда достиг 78% <4>. ——————————— <4> Доклад «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2005 году». М.: Минздравсоцразвития России, 2006. С. 54.

За допущенные нарушения трудового законодательства в 2005 г., по данным Федеральной службы по труду и законодательству, к административной ответственности привлечено (оштрафовано) более 89 тыс. работодателей и должностных лиц организаций. Общая сумма взысканных штрафов за 2005 г. составила 109,1 млн. руб. (в 2004 г. — 85,4 млн. руб.), что на 21,7% превышает значение данного показателя 2004 г. Средний размер административного штрафа — 1438 руб. (121,7% по сравнению с 2004 г.). В связи с невыполнением работодателями и должностными лицами законных требований госинспекторов труда при осуществлении надзора и контроля, а также нарушением работодателями сроков выполнения их предписаний, в соответствии с частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ в суды было направлено 2085 протоколов об административном правонарушении, на основании которых судами приняты решения о привлечении к административной ответственности 871 работодателя и должностного лица. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и охране труда лицами, ранее подвергнутыми административному наказанию за аналогичные правонарушения, в суды было направлено 916 протоколов для рассмотрения вопроса об их дисквалификации, по результатам рассмотрения которых судами было принято решение о дисквалификации 374 руководителей и должностных лиц организаций. По результатам проведенных проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по требованию госинспекторов труда работодателями было привлечено к дисциплинарной ответственности более 22 тыс. работников организаций, из них 104 работника были уволены. В целях принятия мер по устранению выявленных правонарушений в вышестоящие органы (органы государственной власти), собственникам (учредителям) было направлено более 2,7 тыс. информационных материалов о неблагополучном состоянии дел с соблюдением трудового законодательства <5>. ——————————— <5> Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2005 г. и задачах на 2006 г. в свете реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 гг.). М.: Минздравсоцразвития России, 2006. С. 71.

Дисквалификация работников в системе мер административной ответственности

В области административной ответственности бизнеса требует рассмотрения новая проблема — практическая реализация принятых нормативных актов о дисквалификации работников. Несмотря на то, что Положение о формировании реестра дисквалифицированных лиц было утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» <6>, потребовалось еще почти пять лет, прежде чем этот нормативный правовой акт получил конкретное воплощение в жизнь в виде создаваемой единой базы данных. ——————————— <6> Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Статья 4584; 2005. N 32. Статья 3323.

МВД России 22 ноября 2006 г. издало Приказ N 957 «Об утверждении Наставления по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах» (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2006 г. N 8710) <7>. Утвержденное Приказом МВД России N 957 Наставление по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц согласовано с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Данным Приказом в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу судебных постановлений судов общей юрисдикции или судебных актов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных организаций и лиц информацией о дисквалифицированных лицах функции по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц возложены на Главный информационно-аналитический центр МВД России (ГИАЦ) и информационные центры (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. ——————————— <7> Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2007. N 2. С. 99 — 111.

В современных условиях компания, решившая заключить трудовой договор (контракт) с руководителем, сможет получить точные сведения, подвергался ли он дисквалификации, направив запрос в органы МВД. Получение информации будет платным. Инструкцией МВД России предусмотрено, что органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в отношении себя информация предоставляется бесплатно. Согласно Инструкции, проверка физического лица перед заключением договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом осуществляется в ИЦ МВД, ГУВД, УВД по месту государственной регистрации юридического лица. Установлено, что запрос лица, уполномоченного заключать договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом, в отношении физического лица, с которым предполагается заключать такой договор (контракт), подается на личном приеме граждан в ИЦ МВД, ГУВД, УВД при предъявлении паспорта (иного документа, удостоверяющего личность) и должен содержать: — фамилию, имя, отчество, число, месяц и год рождения проверяемого лица; — полное наименование, место и орган регистрации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица — инициатора запроса. К указанному запросу должны быть приложены нотариально заверенные копии документов или выписки из документов, подтверждающих полномочия обратившегося с запросом лица на заключение договоров (контрактов) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом, а также квитанция о перечислении в федеральный бюджет платы за предоставление информации, содержащейся в реестре. Реестр основывается на судебных решениях о дисквалификации — запрете занимать руководящие должности в государственном органе или компании, входить в ее совет директоров или наблюдательный совет. Основаниями для включения лица в Реестр, коррекции сведений и исключения лица из реестра являются: — копия вступившего в законную силу судебного постановления суда общей юрисдикции или судебного акта арбитражного суда о дисквалификации; — копия судебного акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда о пересмотре постановления (решения) о дисквалификации; — копия вступившего в законную силу судебного акта общей юрисдикции или арбитражного суда об отмене постановления (решения) о дисквалификации; — истечение срока дисквалификации. В базе данных МВД фиксируются данные о причине и сроках дисквалификации гражданина. На основании поступивших из судов и зарегистрированных в установленном порядке документов в Реестр вносятся следующие сведения о дисквалификационном лице: — фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства; — в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения; — дата совершения правонарушения, обстоятельства его совершения и квалификация (статья Кодекса); — наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении; — срок дисквалификации; — дата начала и истечения срока дисквалификации; — наименование суда, вынесшего постановление (решение) о дисквалификации; — сведения о пересмотре постановления (решения) о дисквалификации; — основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц. В МВД России рассчитывают, что запрашивать информацию о своем потенциальном сотруднике станут не только работодатели, но и партнеры. Ведь сделка с компанией, возглавляемой дисквалифицированным лицом, может быть признана недействительной. Однако если для партнера подробная проверка лишь желательна, работодатель обязан проводить ее перед приемом менеджера на работу. В противном случае компании грозит административный штраф в крупном размере. Представители российского бизнеса с пониманием восприняли установленный порядок учета дисквалифицированных лиц. «Подобный реестр может оказаться полезным подспорьем для собраний акционеров и советов директоров компаний, — считает глава Российского союза промышленников и предпринимателей А. Н. Шохин. — Мы сейчас при РСПП создаем комитет независимых директоров предприятий и при помощи базы сможем за них полностью ручаться» <8>. При этом А. Н. Шохин опасается, что с подобными данными всегда проблема несанкционированного доступа, и очень бы не хотелось, чтобы конфиденциальная информация попадала бы в руки тех, кому она не предназначена. ——————————— <8> Таратута Ю. Дисквалифицированные кадры. МВД создает реестр запрещенных руководителей // Коммерсантъ. 2007. 2 апреля.

Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и безопасности труда

Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за нарушение правил охраны труда в статье 143. В ней предусмотрено, что нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового <9>. ——————————— <9> Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Статья 2954; 1998. N 22. Статья 2332, N 26. Статья 3012; 1999. N 7. Статья 873; 2001. N 26. Статья 2587; 2002. N 19. Статья 1793, N 44. Статья 4298; 2003. N 50. Статья 4848; 2004. N 30. Статья 3092; 2006. N 31. Статья 3452; 2007. N 1 (ч. I). Статья 46.

Установление норм ответственности за несоблюдение правил охраны труда еще не означает претворение в жизнь этих правил и эффективное воздействие на нарушителей законодательства. В настоящее время сложилась неблагоприятная ситуация с расследованием уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности труда. В 2005 г. государственными инспекторами труда было проведено 26,3 тыс. проверок по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, в ходе которых выявлено 89,7 тыс. различных правонарушений. По результатам проведенных расследований несчастных случаев на производстве в установленном порядке было направлено в органы прокуратуры 18,6 тыс. материалов для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц, по которым было возбуждено 594 уголовных дела. Осуждено судом в соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ 83 виновных лица. Государственными инспекциями труда в 2005 г. в субъектах РФ продолжалась работа по выявлению несчастных случаев на производстве, скрытых работодателями от расследования и учета. В результате осуществления этих мероприятий был выявлен и расследован в установленном порядке 2861 сокрытый несчастный случай на производстве, в том числе 79 групповых несчастных случаев, 268 несчастных случаев со смертельным исходом, 2171 тяжелый несчастный случай <10>. ——————————— <10> Доклад «О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2005 году». С. 56.

В целом ситуация такова, что действующие нормы правовой ответственности не оказывают серьезного влияния на повышение ответственного отношения к соблюдению правил безопасности труда. Для изменения данной ситуации, видимо, целесообразно внесение изменений в уголовное законодательство. Например, на основе опыта Франции целесообразно у нас предусмотреть и усилить ответственность как физических, так и юридических лиц и их руководителей. Установление такой ответственности последних может серьезно облегчить расследование дел, так как вина будет возлагаться на организацию (работодателя), а не на отдельных физических лиц. Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении органам Федеральной инспекции труда полномочий органа дознания по делам о преступных нарушениях правил безопасности труда. Ответственность предприятий за выпуск и реализацию продукции, не отвечающую нормативным требованиям охраны труда, впервые в России была введена в 1993 г. в статье 22 Основ законодательства РФ об охране труда. В Федеральном законе от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» в статье 23 «Ответственность организаций за выпуск и поставку продукции, не соответствующей требованиям охраны труда» указано, что организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Однако эта статья не включена в действующий Трудовой кодекс РФ, а Закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ утратил силу.

Гражданско-правовая ответственность бизнеса

Данные виды ответственности регулируются частью первой Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ <11>, и Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (с изменениями и дополнениями от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ, от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ и др.). ——————————— <11> Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Статья 3301; 2002. N 12. Статья 1093, N 48. Статья 4746; 2003. N 52. Статья 5034; 2004. N 27. Статья 2711, N 31. Статья 3233; 2005. N 27. Статья 2722; 2006. N 2. Статья 171, N 3. Статья 282, N 52 (ч. I). Статья 5497.

Гражданское законодательство предусматривает различные формы ответственности: возмещение убытков — статья 15, уплата неустойки — статья 330, потеря задатка — статья 381. Среди этих видов гражданско-правовой ответственности особое место занимает возмещение убытков, поскольку наиболее существенным и распространенным последствием нарушения гражданских прав являются убытки. В Гражданском кодексе РФ в статье 15 «Возмещение убытков» предусмотрены следующие положения: «1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. 2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньше, чем такие доходы». Реализация права на возмещение причиненных убытков связана, как правило, с судебными процедурами и требует предоставления доказательств о размерах ущерба. Трудовым кодексом РФ запрещено применение оборудования, не имеющего сертификата соответствия. В статье 215 ТК РФ «Соответствие производственных объектов и продукции государственными нормативным требованиям охраны труда» указывается, что «машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия». Для вывода из эксплуатации травмоопасного оборудования необходимо повысить требования к оценке травмоопасности при аттестации рабочих мест по условиям труда. Однако до настоящего времени предприятия-изготовители не несут серьезной материальной ответственности за выпуск продукции, не отвечающей требованиям охраны труда. Ответственность за выпуск оборудования, не отвечающего требованиям охраны труда, регулируется Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О защите прав потребителей». Привлечение к ответственности предполагает осуществление процедуры направления иска и его удовлетворение судом. На практике эта форма ответственности, как правило, не применяется.

Социальная ответственность бизнеса: международный и отечественный опыт

Социальная ответственность бизнеса определяется соотношением интересов государства (общества), бизнеса (предпринимателей) и наемных работников (граждан). Существуют разные точки зрения по проблеме социальной ответственности бизнеса. Одна из них состоит в том, что «бизнес есть бизнес» и его социальная ответственность ограничивается развитием бизнеса, созданием рабочих мест, получением прибыли и уплаты налогов. Бизнес обязан обеспечивать нормальные условия и оплату труда, достаточную для удовлетворения социальных потребностей. Такая точка зрения ассоциируется с теорией бизнеса Милтона Фридмана, в соответствии с которой существует единственная социальная ответственность бизнеса — использовать его возможности и осуществлять деятельность, направленную на увеличение прибыли настолько, насколько это позволяют правила ведения бизнеса <12>. ——————————— <12> Социально ответственное реструктурирование предприятий: Издание Международного учебного центра МОТ. М., 2001. С. 39.

Другая точка зрения — бизнес не только создает рабочие места и оплачивает труд, но обеспечивает и удовлетворение социальных потребностей, таких, как подготовка рабочих кадров, повышение профессионального уровня, отдых работников и их детей, предоставление лечебно-оздоровительных услуг. На практике в плановой социалистической экономике предприятия содержали на своем балансе профтехучилища, детские сады, санатории-профилактории. В сложившихся ныне условиях вне зоны интересов бизнеса оказываются экологические проблемы, решение долговременных демографических и других проблем. На современном этапе развития нашего общества утверждение, что «бизнес есть бизнес», не находит широкой поддержки, так как предпринимателями осознано, что успех развития их деятельности зависит от развития инфраструктуры, представляющей услуги образования, здравоохранения, культуры и т. д. Кроме того, бизнес использует природные и человеческие ресурсы. Следовательно, бизнес должен участвовать в решении социальных задач общества, то есть задач, выходящих за узкие рамки интересов конкретного бизнеса, и вкладывать средства, например на охрану здоровья населения и окружающей среды, в развитие профессионального образования, ликвидацию безработицы и т. п. Но масштабы вложения средств ограничены возможностями: не следует забывать, что главным условием существования и жизнеспособности предпринимательства является его экономическая рентабельность. Важной составной частью идеологии социальной ответственности бизнеса является осознание ценности человеческого труда в развивающейся «экономике знаний», идущей на смену индустриальной экономике. Уровень оплаты труда, условия и охрана труда, социальные гарантии становятся фактором конкурентной борьбы между корпорациями, а также фактором конкурентного преимущества стран в борьбе за квалифицированную рабочую силу. Требования социальной ответственности бизнеса отражают объективную необходимость его участия в обеспечении воспроизводства трудовых ресурсов. Средства бизнеса, затрачиваемые на социальные нужды, выполняют ту же функцию, что и средства, аккумулированные в фондах общественного потребления в социалистической плановой экономике. Проблема социальной ответственности бизнеса в последнее время становится предметом все большего внимания со стороны мирового сообщества. В процессе глобализации возрастает роль транснациональных корпораций (ТНК), которых в настоящее время в мире насчитывается 65 тыс., и они имеют 850 тыс. филиалов в различных странах планеты. Их капиталы превышают 3 трлн. долларов США, и на их долю приходится более половины мирового промышленного производства и объема мировой торговли товарами и услугами <13>. ——————————— <13> Международная организация труда: конвенции, документы, материалы / Сост. и авт. предисловия и вступит. статьи З. С. Богатыренко. М.: Дело и сервис, 2007. С. 80.

Однако влияние ТНК на развитие современного общества, условия труда работников весьма противоречивы. Значительные экономические потери и отрицательное влияние на здоровье работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, крупных промышленных аварий вызывают озабоченность общественности на национальном и международном уровнях. По оценкам МОТ, ежегодно в мире от неблагоприятных условий труда, несчастных случаев и заболеваний, связанных с трудовой деятельностью, погибает около 2,2 млн. работников. Почти 6 тыс. человек погибают на рабочих местах каждый день — это 1 смертельный случай каждые 15 секунд. Общее число несчастных случаев на производстве достигает 270 млн. в год. Заболеваниями, связанными с трудовой деятельностью, страдает около 160 млн. человек. В последние годы в целом, несмотря на дос тижения научно-технического прогресса, эти цифры не только не сокращаются, но и продолжают постепенно увеличиваться <14>. ——————————— <14> Международная организация труда: конвенции, документы, материалы / Сост. и авт. предисловия и вступит. статьи З. С. Богатыренко. С. 55.

Как отмечалось в докладе Всемирной комиссии МОТ по социальным аспектам глобализации, все больше глобальных корпораций превращают социальную ответственность в составную часть ведения бизнеса, разрабатывают собственные подходы к корпоративной социальной ответственности (КСО), которые отличаются друг от друга в зависимости от типа бизнеса и социальной и экономической среды. Важными вехами и точками отсчета являются Трехсторонняя декларация принципов МОТ, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (1997 г., пересмотрена в 2000 г.), Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда (1998 г.) и Руководящие принципы ОЭСР в отношении транснациональных предприятий (1976 г., пересмотрены в 2000 г.). Вопрос о социальной ответственности бизнеса активно обсуждается на многих форумах. Среди последних документов следует отметить «Заявление о корпоративной социальной ответственности» Европейской комиссии. Особенно влиятельная инициатива — Глобальный договор ООН, в котором содержится призыв к компаниям признать и содействовать претворению в жизнь девяти основных принципов, вытекающих из общепризнанных соглашений о правах человека, охране труда и окружающей среды <15>. ——————————— <15> Справедливая глобализация: создание возможностей для всех: Доклад Всемирной комиссии по социальным аспектам глобализации МОТ. Женева, 2004. С. 136.

Необходимость деятельности бизнеса в социальной сфере отражена в конвенциях и рекомендациях МОТ и в международном стандарте «Социальная ответственность 8000» (SA 8000). В круг требований по социальной ответственности компаний включены требования по безопасности труда: «Компания должна обеспечивать безопасную и здоровую производственную среду и должна принять адекватные шаги по предупреждению несчастных случаев и нанесению ущерба здоровью, связанных с работой или происходящих в процессе работы, путем минимизации, насколько это практически целесообразно, причин риска, присущих рабочей среде». Стандарт «Социальная ответственность 8000» корреспондирует с Европейской социальной хартией (пересмотренной), принятой странами — членами Совета Европы и подписанной Российской Федерацией 12 мая 2000 г., но пока нами не ратифицированной. В соответствии с Хартией государства — члены Совета Европы признают в качестве одной из целей своей политики осуществление права трудящихся на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Осознание необходимости участия бизнеса в решении социальных проблем общества проявляется в формировании моделей корпоративной социальной ответственности (КСО), которые являются формой гармонизации противоречивых экономических и социальных корпоративных и общенациональных целей. По данным МОТ, большинство (80%) международных корпоративных кодексов разработаны транснациональными корпорациями. Эти документы основаны на договоре, в котором были впервые сформулированы принципы взаимодействия общества, бизнеса и власти <16>. ——————————— <16> Денисов Э., Голованова Г. Кодексы и стандарты медицины труда // Охрана труда и социальное страхование. 2005. N 7. С. 70 — 71.

Европейская модель корпоративной социальной ответственности ориентирует бизнес на три сферы проявления инициативы — экономику, занятость и окружающую среду <17>. Согласно концепции корпоративной социальной ответственности, компании добровольно берут на себя обязанности по охране производственной и окружающей среды. Специальный семинар, производившийся Еврокомиссией и Европейским агентством по корпоративной социальной ответственности, отметил значимость этого добровольного начинания бизнеса <18>. ——————————— <17> Нещадин А., Горин Н. Общество, бизнес и власть: условия цивилизованного взаимодействия // Общество и экономика. 2005. N 10-11. С. 25. <18> Система соцстраха против производственного травматизма. Зарубежный опыт / Под общ. ред. Э. В. Петросянца. М.: НИИ проблем охраны труда, 2003. С. 173.

В российском бизнесе недооценивается важность и необходимость гармонизации социально-экономического развития. Пока шаги по развитию социально ответственного бизнеса осуществляются в основном на уровне Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты и других общественных организаций. На XIV съезде РСПП в ноябре 2004 г. была принята Социальная хартия российского бизнеса, в которой изложены основополагающие социальные принципы ведения бизнеса. В ней указано: «Мы относимся к жизни человека как к высшей ценности. Для нас нет и не может быть компромисса между здоровьем, безопасностью работника и получением прибыли. Безопасность труда и здоровье работника мы относим к ключевым приоритетам» <19>. ——————————— <19> Социальная хартия российского бизнеса // Вестник государственного социального страхования. 2005. N 2. С. 60 — 62.

Торгово-промышленная палата России (ТПП РФ) заявила о намерении взять в свои руки инициативу по развитию социально ответственного бизнеса. В этих целях разработан и апробирован Социальный стандарт ТПП РФ, который называется «Социальная отчетность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации. Методические рекомендации» <20>. ——————————— <20> Катырин С. Мы не конкурируем, а сотрудничаем // Ведомости ТПП РФ. 2005. N 8. С. 6.

Документ, разработанный ТПП РФ, не противоречит Социальной хартии российского бизнеса, он более конкретен, подготовлен с учетом базовых принципов известных международных стандартов корпоративной социальной ответственности АА-1000, разработанных Британским институтом по социальной и этической отчетности, и Стандарта, именуемого «Руководство по отчетности устойчивого развития», подготовленного в рамках Глобальной инициативы по отчетности. В Стандарте ТПП РФ учтены те требования, которые в современных условиях предъявляются к российскому бизнесу в его социально ответственном поведении со стороны государства и общества. Стандарт ТПП РФ рекомендуется использовать при подготовке предпринимательскими организациями всех форм собственности и любого правового статуса социальных отчетов — документов, в которых содержатся аналитический материал и фактические данные о выполнении социальных функций в условиях рыночной экономики. В «Социальной отчетности предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации» в числе семи тематических разделов содержится раздел социального отчета о создании безопасных условий труда. В раздел социального отчета рекомендуется включить вопросы о динамике затрат компаний на мероприятия по охране труда, решение проблем безопасности технологических процессов и сокращения травматизма в ходе обновления основных фондов и модернизации производства и др. В странах Евросоюза уже более половины фирм регулярно публикуют свои социальные отчеты, заверенные независимым аудитом, в то время как только некоторые российские компании, представляющие крупный бизнес и выходящие на западные фондовые рынки, уже начали использовать международные стандарты и, сообразуясь с ними, готовить свои социальные отчеты. Однако число таких компаний едва ли превышает одну тысячную процента от общего числа юридических лиц, зарегистрированных в России <21>. ——————————— <21> Там же.

Особенности применения Социального стандарта ТПП РФ определяются тем, что его применение — дело добровольное, и социальные отчеты могут составляться в произвольной форме, поскольку Социальный стандарт — это рекомендации методического характера. Квалифицированная методическая помощь и подтверждение достоверности отчета могут производить независимые инспекционные компании. В России уже действует АНО «Союзэкспорт», являющаяся дочерним подразделением ТПП РФ и членом Международной федерации инспекционных агентств (JFJA). Для реального повышения уровня правовой и социальной ответственности бизнеса за состояние условий и охраны труда требуется разработка механизма их постоянного соблюдения и улучшения, четкое определение прав и обязанностей работников и работодателей в этой важной сфере трудовой деятельности.

——————————————————————