Продолжительность и условия предоставления отпусков без сохранения заработной платы

(Чижов Б. А.)

(«Право и экономика», 2007, N 11)

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТПУСКОВ

БЕЗ СОХРАНЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Б. А. ЧИЖОВ

Чижов Борис Алексеевич

Начальник отдела Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Специалист в области практического применения трудового и социального законодательства. Преподаватель Учебно-консультационного центра при НИИтруда (курс по трудовому законодательству и его практическому применению).

Родился 16 августа 1949 г. в Москве. В 1973 г. окончил Московский автомобильно-дорожный институт.

Автор многочисленных публикаций по вопросам применения трудового законодательства, в их числе книги «Расчеты с работниками», «Расчет отпускных и больничных», «Практика применения Трудового кодекса РФ — ответы на вопросы» и др.

У каждого работника в ходе выполнения трудовой деятельности могут возникнуть обстоятельства, когда ему необходимо не работать несколько рабочих дней (без оплаты) для решения неотложных личных вопросов. Рассмотрим, как этот вопрос решается в трудовом законодательстве.

Статья 128 Трудового кодекса РФ устанавливает, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. Перечня уважительных причин Трудовой кодекс РФ не содержит. Поэтому к причинам предоставления отпуска без сохранения заработной платы по общераспространенной практике относятся: отправление детей в лагеря, пансионаты, дома отдыха и санатории, проводы сына на службу в армию, свадьба, юбилей и др. Следует обратить внимание на слова рассматриваемой статьи: «может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы», т. е. в данном контексте работодатель рассматривает заявление работника, но не обязан его удовлетворить.

Вопрос о том, является ли причина, по которой работник просит предоставить ему такой отпуск, уважительной, решается работодателем. Он же с учетом интересов производства определяет возможность предоставления отпуска в указанное работником время, а также его продолжительность. Следует отметить, что продолжительность такого отпуска законодательством не определена и не ограничена. Она определяется на взаимоприемлемой основе по договоренности между сторонами трудового договора, т. е. между работником и работодателем.

За время отпуска без сохранения заработной платы за работником сохраняется место работы (должность). Время отпуска без сохранения заработной платы во всех случаях засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работника. Однако необходимо иметь в виду, что в стаж работы, дающий право на очередной оплачиваемый отпуск (ст. 121 Трудового кодекса РФ), время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность превышает 14 календарных дней в течение рабочего года, не включается.

Время предоставляемых по просьбе работников отпусков без сохранения заработной платы исключается из стажа на основании приказов (распоряжений) о предоставлении таких отпусков. Каждый предоставленный работнику отпуск без сохранения заработной платы должен отражаться в личной карточке работника. При «накоплении» работником (в результате суммирования) свыше 14 календарных дней отпусков без сохранения заработной платы указанные дни должны исключаться из стажа, дающего право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Специалисту кадровой службы организации целесообразно предупредить работника об этом заранее, т. е. до удовлетворения его просьбы и подписания соответствующего приказа по организации.

Вместе с тем далеко не всегда вопрос предоставления или непредоставления отпуска без сохранения заработной платы решается работодателем.

Частью 2 ст. 128 Трудового кодекса РФ определены отпуска без сохранения заработной платы, которые работодатель не может, а обязан предоставить по заявлению работника:

участникам Великой Отечественной войны — до 35 календарных дней в году;

работающим пенсионерам по старости (по возрасту) — до 14 календарных дней в году;

родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, — до 14 календарных дней в году;

работающим инвалидам — до 60 календарных дней в году;

работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников — до пяти календарных дней;

в других случаях, предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами либо коллективным договором.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (с изм. и доп.) к участникам Великой Отечественной войны относятся:

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 г. по 9 мая 1945 г.;

лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов.

Статья 4 Федерального закона «О ветеранах» содержит перечень категорий граждан, относящихся к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий:

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;

военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;

лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;

военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1951 г., а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1957 г. согласно решениям Правительства СССР;

лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 г. по декабрь 1951 г. и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;

лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.

Следует отметить, что до 31 декабря 2004 г. ст. 22 указанного Федерального закона «О ветеранах» лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии и при продолжении своей трудовой деятельности предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году.

С 1 января 2005 г. в связи с введением в действие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., стали определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

По имеющимся сведениям, в 15 субъектах Российской Федерации сохранена ранее принятая льгота по предоставлению работникам, имеющим звание «Ветеран труда», отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году.

Помимо случаев, перечисленных в ч. 2 ст. 128, непосредственно Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

женщинам по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком (ст. 256 Кодекса);

совместителю, если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы. В этом случае работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности (ст. 286 Кодекса);

лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — на время, необходимое им для проезда к месту использования отпуска и обратно (ст. 322 Кодекса).

Кроме этого, работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, в соответствии со ст. 263 Трудового кодекса РФ коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям.

При этом перенесение этого отпуска на следующий год не допускается.

Возможность предоставления отпуска без сохранения заработной платы предусматривают и некоторые другие нормативные акты.

Статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания.

Таким образом, работнику, в заявлении которого указано, что причиной просьбы о необходимости предоставления ему одного — трех дней без сохранения заработной платы является болезнь (при этом представлять каких-либо оправдательных документов не требуется), работодатель не имеет права отказать в предоставлении такого отпуска.

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения (ст. 335 Кодекса).

Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска до одного года утверждено Приказом Минобразования России от 7 декабря 2000 г. N 3570.

Данное Положение содержит ряд гарантий и ограничений, в частности:

длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это отрицательно не отразится на деятельности образовательного учреждения;

очередность и время предоставления длительного отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску, возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств и другие вопросы, не предусмотренные Положением, определяются уставом образовательного учреждения;

длительный отпуск предоставляется педагогическому работнику по его заявлению и оформляется приказом образовательного учреждения;

за педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность);

за педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов);

во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения;

педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, длительный отпуск подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок;

длительный отпуск не продлевается и не переносится, если педагогический работник в указанный период времени ухаживал за заболевшим членом семьи.

Так, в соответствии с ч. 15 ст. 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года.

Аналогичный отпуск такой же продолжительности предоставляется и муниципальным служащим в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Предоставление отпуска работнику без сохранения заработной платы, так же, как и предоставление всех других отпусков, предусмотренных законодательством, оформляется приказом (распоряжением).

Работник, находящийся в отпуске без сохранения заработной платы (например, в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет), может в любое время прервать этот отпуск и выйти на работу, предупредив об этом работодателя.

На практике возникает много вопросов о возможности направления работодателем (юридическим или физическим лицом) работников в так называемые вынужденные отпуска без сохранения заработной платы в связи с ухудшением финансово-экономического положения предприятия.

Надо заметить, что «вынужденные» отпуска без сохранения заработной платы по инициативе работодателя законодательством о труде не предусмотрены.

В соответствии с разъяснением Минтруда России от 27 июня 1996 г. N 6, утвержденным Постановлением Минтруда России от 27 июня 1996 г. N 40, отпуска без сохранения заработной платы могут предоставляться только по просьбе работников по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам.

В случае если работники не по своей вине не могут выполнять обязанности, предусмотренные заключенными с ними трудовыми договорами, то работодатель обязан оплатить время простоя в установленном законодательством порядке (см. ст. 157 Кодекса).

Следовательно, отправление работников в отпуск без сохранения заработной платы без их согласия является грубым нарушением трудового законодательства и период, когда они не работали, должен быть оплачен как вынужденный простой по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

——————————————————————