Право на труд как основное социально-экономическое право граждан и обязанность граждан трудиться в советских конституциях

(Васьков П. В.) («Социальное и пенсионное право», 2007, N 3)

ПРАВО НА ТРУД КАК ОСНОВНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО ГРАЖДАН И ОБЯЗАННОСТЬ ГРАЖДАН ТРУДИТЬСЯ В СОВЕТСКИХ КОНСТИТУЦИЯХ

П. В. ВАСЬКОВ

Васьков П. В., аспирант кафедры государственного права Северо-Западной академии государственной службы.

Первой советской конституцией, в которой была выделена отдельная глава об основных правах и обязанностях граждан, стала Конституция СССР 1936 г. <1> (гл. X, ст. 118 — 133). Основные права и свободы граждан в этой конституции закреплялись в следующем порядке: право на труд (ст. 118), право на отдых (ст. 119), право на материальное (социальное) обеспечение (ст. 119), право на образование (ст. 120), свобода совести (ст. 124), свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 125), право на объединения (ст. 126), право на неприкосновенность личности (ст. 127), право на неприкосновенность жилища и тайну переписки (ст. 128), право убежища иностранным гражданам, «преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу» (ст. 129). Таким образом, в первую очередь в гл. X Конституции СССР 1936 г. были перечислены социально-экономические права граждан, первым из которых провозглашалось право на труд. В принципе таким же образом были закреплены основные права и свободы граждан в гл. 7 последней советской конституции — Конституции СССР 1977 г. <2> Первым среди всех основных прав провозглашалось право на труд (ст. 40), затем — право на отдых (ст. 41), право на охрану здоровья (ст. 42), право на материальное (социальное) обеспечение (ст. 43), право на жилище (ст. 44), право на образование (ст. 45) и т. д. Как видно, право на труд в советских конституциях — это основное право, возглавляющее систему как социально-экономических прав граждан, так и вообще всех прав граждан, предусмотренных конституцией. ——————————— <1> См.: Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1936. 6 дек. <2> См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1977. N 41. Ст. 617.

Само право на труд в ст. 118 Конституции СССР 1936 г. было закреплено следующим образом: «Граждане СССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством». Более подробно это право было закреплено в ст. 41 Конституции СССР 1977 г.: «Граждане СССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей». Право на труд в советских конституциях предполагало вытекающие из него две обязанности. Во-первых, считалось, что раз гражданину принадлежит право на труд, то государство несет морально-политическую обязанность предоставить ему работу. Всеобщей юридической обязанностью для социалистических организаций становится обязанность принимать граждан на работу <3>. Во-вторых, из права на труд вытекала обязанность граждан трудиться. О. В. Смирнов по этому поводу писал, что без обязанности трудиться «субъективное право на труд, провозглашенное и закрепленное в Конституции СССР, было лишено всякого смысла» <4>. ——————————— <3> См.: Смирнов О. В. Природа и сущность права на труд в СССР. М., 1964. С. 13. <4> Там же. С. 16.

Идея всеобщности труда впервые была высказана в произведении Томаса Мора «О наилучшем устройстве государства», более известном под названием «Утопия». Свою дальнейшую разработку идея всеобщности труда нашла в произведениях Морелли «Кодекс природы» (1755), где в форме «священного закона» высказывалась обязанность каждого гражданина содействовать общественной пользе сообразно своим силам, дарованию и возрасту <5>. Отсюда выводился более поздний лозунг: от каждого — по его способностям <6>. После установления Советской власти 31 декабря 1917 г. была введена обязательная трудовая повинность по очистке железнодорожных путей и улиц городов от снежных заносов для населения, проживающего на расстоянии не далее 10 верст от железной дороги. Однако никаких санкций за уклонение от этой повинности еще не устанавливалось <7>. Всеобщая трудовая повинность предусматривалась также в одном из проектов декрета «О проведении в жизнь национализации банков и о необходимых в связи с этим мерах», который был представлен на обсуждение бюро ВСНХ в середине 1917 г. самим В. И. Лениным. В проекте устанавливалось, что граждане обоего пола в возрасте от 16 до 55 лет обязаны выполнять те работы, которые будут назначаться местными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов или другими органами Советской власти <8>. ——————————— <5> См.: Морелли. Кодексы природы. М.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 202. <6> См.: Пашков А. С., Хрусталев Б. Ф. Обязанность трудиться по советскому праву. М., 1970. С. 4. <7> См.: Сборник законов и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1918. Вып. 1. С. 115. <8> См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. М.: Издательство политической литературы, 1976. Т. 35. С. 157.

Впервые на конституционном уровне обязанность всех граждан трудиться была закреплена в ст. 18 Конституции РСФСР 1918 г. следующим образом: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан республики и провозглашает лозунг «Не трудящийся да не ест» <9>. Обязанность всех граждан РСФСР, кроме лиц старше 50 лет и малолетних, была установлена в первом советском Кодексе законов о труде (КЗоТ) 1918 г. <10>. Обязанность трудиться в текущем законодательстве нередко порождала возможность реализации других конституционных прав граждан. Так, в соответствии с Декретом от 5 октября 1918 г. вводились трудовые книжки, в которых ежемесячно делались отметки о выполняемой работе. Трудовая книжка была признана единственным документом, удостоверяющим личность. Только трудовая книжка давала право на получение продовольственных карточек. Кроме того, только при наличии трудовой книжки граждане имели право переезда как по территории России, так и в пределах каждого отдельного поселения <11>. Таким образом, обязанность трудиться была увязана с правом на свободу передвижения. ——————————— <9> СУ РСФСР. 1918. N 51. Ст. 582. <10> СУ РСФСР. 1918. N 87 — 88. Ст. 905. <11> См.: Пашков А. С., Хрусталев Б. Ф. Указ. соч. С. 22.

В 1931 г. Президиум ЦИК СССР принял постановление о том, что бывшие кулаки могут быть восстановлены во всех гражданских правах и получить право избирательного голоса, «если они покажут на деле честными и добросовестными тружениками» <12>. В ст. 12 Конституции СССР 1936 г. было установлено: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, то не ест». Обязанность трудиться предполагала принятие мер по укреплению трудовой дисциплины. Появился ряд общесоюзных нормативно-правовых актов, посвященных этим вопросам, в том числе и откровенно уголовно-репрессивного характера. Так, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» за уход с работы без уважительной причины и за опоздание на работу свыше 20 минут устанавливалась уголовная ответственность. Кроме того, руководство организаций и предприятий за уклонение от предания суду прогульщиков и других нарушителей дисциплины, а также за принятие на работу лиц, которые укрываются от судебной ответственности, сами могли подвергнуться судебной ответственности как за должностное преступление <13>. ——————————— <12> СЗ СССР. 1931. N 44. Ст. 298. <13> Ведомости Верховного Совета СССР. 1940. N 20.

Уголовным кодексом РСФСР 1960 г. была установлена ответственность за ведение в течение длительного времени «иного паразитического образа жизни» (ст. 209), под которым понималось длительное, более четырех месяцев подряд или в течение года в общей сложности более четырех месяцев, проживание совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда <14>. Иными словами, этот состав преступления называли тунеядством. В ст. 60 гл. 7 Конституции СССР 1977 г. «Основные права и обязанности граждан СССР» было установлено: «Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР — добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества». Лишь в начале 1990-х годов в новых политических и социально-экономических условиях, при становлении рыночной экономики обязанность трудиться утратила свое значение. Законом РСФСР от 5 декабря 1991 г. была отменена уголовная ответственность за тунеядство <15>. В Конституции Российской Федерации 1993 г. право на труд трактуется принципиально иным образом. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1), а принудительный труд запрещен (ч. 2). Конституционная обязанность трудиться в такой трактовке права на труд исключается. ——————————— <14> См.: Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / Отв. ред. Ю. Д. Северян. М., 1984. С. 428. <15> Российская газета. 1991. 25 дек.

——————————————————————