Механизм обращения граждан к государственно-правовой защите прав и законных интересов в сфере трудовых правоотношений

(Глущенко П. П., Виноградова Ю. А.)

(«Адвокатская практика», 2008, N 3)

МЕХАНИЗМ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН К ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ

ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ

ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

П. П. ГЛУЩЕНКО, Ю. А. ВИНОГРАДОВА

Глущенко П. П., декан юридического факультета СПбАУЭ, профессор, доктор юридических наук.

Виноградова Ю. А., начальник учебного отдела Алтайского института экономики.

Прежде всего разберемся с понятием и назначением механизма обращения граждан к государственно-правовой защите прав, свобод и законных интересов. Под механизмом обращения к любой правозащитной деятельности, в том числе и к личной, индивидуальной, в сфере трудовой деятельности, на наш взгляд, следует понимать систему закрепленных либо не запрещенных национальными и международными законами и подзаконными актами правовых способов, методов и средств воздействия на юридических и физических лиц, от исполнения обязанностей которых зависят реализация, восстановление и защита прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых правоотношений. Как видно из определения, элементами механизма являются: система правовых способов, методов и средств, посредством которых решаются такие вопросы, как реализация, восстановление либо защита прав, свобод и законных интересов; субъекты, т. е. ее пользователи, с одной стороны, и гаранты — с другой. К гарантам относятся прежде всего государство и его органы и организации. Пользователями являются: юридические, физические лица и общественные объединения; объекты — охраняемые законами и подзаконными актами ценности морального и материального характера, по поводу которых возникают трудовые правозащитные отношения; правосубъектность субъектов, т. е. объем полномочий по отношению друг к другу (права, свободы, обязанности); правозащитное правоотношение — урегулированное законопредписаниями трудового характера взаимодействие между субъектами по поводу их прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, механизм обращения к государственно-правовой защите прав, свобод и законных интересов в сфере трудовой деятельности включает:

— юридическое закрепление всех видов гарантий в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан в трудовой сфере либо их восстановления или защиты в случае непредоставления, нарушения;

— широкую систему охраны и защиты государством, другими субъектами трудовых прав и законных интересов граждан в данной сфере, обеспечение их реального использования, борьбы с различного рода нарушениями;

— развитие общественно-политической активности граждан, их сознательного, уважительного отношения к пользованию правами, свободами и законными интересами;

— наличие государственного и общественного контроля, направленного на охрану и защиту трудовых прав, свобод и законных интересов граждан;

— знание каждым гражданином своих трудовых прав, свобод и законных интересов, и умение ими правомерно пользоваться, добиваться их реализации, восстановления и защиты в случае нарушения;

— развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права, свободы и законные интересы граждан в сфере трудовых правоотношений;

— совершенствование правозащитной деятельности, осуществляемой отдельными физическими лицами.

Раскрыв частично сущность механизма обращения к государственно-правовой защите прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовой деятельности, предпримем попытку для более полного уяснения содержания и особенностей срабатывания указанного механизма в сфере трудовых правоотношений. Содержание и особенности обращения к правовой защите в этой важной сфере общественных отношений во многом предопределены прежде всего ролью и местом в жизни каждого человека трудового законодательства, на основе которого создается личный и семейный бюджет, появляются материальные и нематериальные блага и ценности, фактически зависят будущее гражданина и его семьи в целом. Трудовые отношения одновременно могут выходить на множество прав, свобод и законных интересов граждан, как то: образование, жилье, здоровье, социальное обеспечение в силу временной либо полной нетрудоспособности, пенсионное обеспечение и т. д. и т. п.

Правовая регламентация трудовых правоотношений объемная, разновеликая система узаконенных действий ее участников, направленная на организацию и осуществление взаимоотношений между собой и соответствующими инстанциями. Узаконенная регламентация начинается с заключения трудового договора и действует до его прекращения (вне зависимости от причин). Следует подчеркнуть, что основные составные части правового регулирования трудовых правоотношений поименованы в ст. ст. 7 и 37 Конституции Российской Федерации. Так, согласно ст. 7 Конституции России подлежат правовому регулированию: установление гарантированного минимального размера оплаты труда; охрана труда и здоровья участника трудовых отношений вне зависимости от формы собственности предприятия, учреждения, организации; выплата пособий по временной нетрудоспособности и пенсий; обеспечение гарантированной социальной помощи и защиты трудовых прав и интересов граждан; основания, порядок и условия обращения работников в систему социальных служб; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, детства и отцовства (данная поддержка в основе своей входит составной частью в трудовые правоотношения).

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый гражданин наделен правом на: труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; вознаграждение за него (труд) без какой бы то ни было дискриминации; защиту от безработицы; отдых; индивидуальные и коллективные трудовые споры; забастовку; установленную законом продолжительность рабочего дня; оплачиваемый отпуск; выходные и праздничные дни. Любые отступления от содержания указанных двух статей Конституции, выходящие на трудовые правоотношения наделяют гражданина правом обращаться к социально-правовой защите (индивидуальной либо коллективной).

Результаты государственно-правовой защиты прав, свобод и законных интересов граждан, способы и формы, при этом используемые, во многом зависят от сути и содержания самих трудовых правоотношений. Действующее российское трудовое законодательство, соответствующие международно-правовые нормы, действующие в сфере трудовых отношений, и сложившаяся в России ситуация в экономике, правовой и социальной политике позволяют к числу основных направлений совершенствования трудовых правоотношений отнести следующие:

1. Установление жестких рамок дозволенного работодателю в сфере найма, оплаты, переводов, отпусков, сокращения рабочих мест, использования по назначению квот для молодых специалистов, несовершеннолетних и иных лиц, с непременным наступлением юридической ответственности, вплоть до запрета заниматься производственной деятельностью.

2. Повсеместное повышение уровня правовой культуры, прежде всего со стороны работодателей.

3. Создание независимых структур, наделенных правом контроля за обеспечением надлежащих условий труда, правильностью разрешения возникающих трудовых конфликтов.

4. Активное внедрение в трудовое законодательство норм, способных обеспечить эффективную правовую защиту трудовых прав и интересов участников малого и семейного бизнеса (к сожалению, и данная проблема с принятием нового ТК так и не решена).

5. Постоянная забота законодательной, исполнительной и судебной власти всех уровней о создании для национальных работодателей благоприятных условий в целях расширения производственных мощностей, увеличения числа рабочих мест, защиты их интересов в межгосударственных отношениях (данные жгучие вопросы также остались за пределами содержания нового ТК).

6. Недопустимость передачи частным работодателям, тем более зарубежным, оборонных производственных структур, месторождений драгоценных металлов, нефте — и газопромыслов, атомных электростанций, иных предприятий, организаций и учреждений, непосредственно связанных с обороноспособностью России, боевой готовностью ее Вооруженных Сил. Почему данное направление представлено в ряду тех, которые заявлены в качестве воздействующих на совершенствование механизма правовой самообороны в сфере трудовых правоотношений? Прежде всего потому, что без его проведения в жизнь России не стать суверенной, независимой державой, способной создать надлежащие экономические и правовые основы для трудовых правоотношений. К великому прискорбию, в настоящее время как раз наоборот — иностранные так называемые инвесторы вне конкуренции с национальными, а проблемы суверенитета национального, экономического и оборонного вовсе остались в стороне от рассмотрения нынешней законодательной, исполнительной и судебной властей.

7. Важное значение в этой сфере должно быть уделено совершенствованию прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства на предприятиях с любой формой собственности и в первую очередь на тех, где производство во многом зависит от иностранных инвесторов либо собственников. В скором времени прокуратура и прокурор будут иметь прав и возможностей для разрешения этих вопросов гораздо меньше, чем отдельно взятое физическое лицо. Нетрудно заметить, кому это на руку, кто этого страстно желает.

8. Введение в Уголовный кодекс России соответствующих статей, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение трудового законодательства (отказ в приеме на работу; отказ от введения квот для определенных граждан либо их использование не по назначению; задержка выплаты зарплаты; искусственное создание условий для банкротства предприятия; необоснованное сокращение рабочих мест; преднамеренное увольнение с работы и т. д.).

9. Ужесточение ответственности работодателей за несоблюдение техники и правил безопасности, неоснащение рабочих мест соответствующими защитными системами, непредоставление установленных законом льгот и гарантий для лиц, занятых на вредных, опасных для жизни и здоровья видах деятельности. За такого рода нарушения меры воздействия должны быть адекватны их последствиям, вплоть до запрещения заниматься предпринимательской, хозяйственной деятельностью, как это имеет место за рубежом.

Вот только некоторые из тех направлений, которые, с нашей точки зрения, способны в значительной части сказаться на совершенствовании трудовых правоотношений, а следовательно, и на эффективности механизма государственно-правовой защиты прав, свобод и законных интересов граждан в этой важнейшей сфере общественных отношений. В силу особого значения важности владения навыками правовой защиты прав, свобод и интересов граждан в сфере трудовых правоотношений имеется настоятельная необходимость ее рассмотрения по отдельным составным частям, начиная с реализации гражданами права на трудоустройство, на обеспечение занятости.

——————————————————————

Вопрос: 1. МВД, на пенсии, военный стаж — 16 лет, гражданский стаж — 11 лет, есть юбилейная медаль. Могу ли я быть ветераном труда? 2. Могу ли я отказаться от пенсии на 4 года и дослужить до 20 лет военного стажа?

(«Право в Вооруженных Силах», 2008, N 6)

Вопрос: 1. МВД, на пенсии, военный стаж — 16 лет, гражданский стаж — 11 лет, есть юбилейная медаль. Могу ли я быть ветераном труда? 2. Могу ли я отказаться от пенсии на 4 года и дослужить до 20 лет военного стажа?

Ответ: Ответ на первый вопрос см.: Кондаков А. А. «О порядке и условиях присвоения гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации звания «Ветеран труда» (Право в Вооруженных Силах. 2008. N 1. С. 55 — 58).

Что касается второго вопроса, необходимо отметить следующее. В соответствии со ст. 8 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, на службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в милицию — не старше 35 лет) независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. В учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации могут приниматься лица, не достигшие 18 лет, имеющие среднее образование.

При этом возрастные ограничения для граждан, ранее уволенных из органов внутренних дел и вновь принимаемых на службу, определяются исходя из требований ст. 59 названного Положения.

В ст. 59 названного Положения перечислены возрастные ограничения, установленные для сотрудников органов внутренних дел (предельный возраст пребывания на службе).

Таким образом, Вы можете поступить на службу в органы внутренних дел (в целях установления Вам пенсии на условиях Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) только при соблюдении Вами указанных выше правил. В противном случае Вы не сможете поступить на службу.

Если Вы проходили военную службу во внутренних войсках МВД России, то правила поступления на военную службу по контракту аналогичны ранее приведенным (ст. ст. 32 — 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Вы должны соответствовать установленным требованиям (владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям) и не достичь предельного возраста пребывания на военной службе, установленного для военнослужащих, имеющих соответствующее воинское звание (при условии, что ранее Вы проходили военную службу по контракту).

Исходя из вопроса, Вы были уволены с военной службы с правом на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. «б» ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, одним из условий назначения которой является достижение предельного возраста пребывания на военной службе. Соответственно, Вы не сможете поступить на военную службу.

С. В.Шанхаев

Адъюнкт кафедры военной администрации,

административного и финансового права

Военного университета, капитан юстиции

——————————————————————