Трудовое посредничество в России: проблема ликвидации безработицы в советский период

(Фофанова Н. П.) («История государства и права», 2008, N 14)

ТРУДОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМА ЛИКВИДАЦИИ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Н. П. ФОФАНОВА

Фофанова Н. П., кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Мурманского гуманитарного института.

После прихода большевиков к власти необходимость борьбы с безработицей также была необходима. Для установления количества безработных и их состава 27 января 1918 г. СНК было принято «Положение о биржах труда» <1>. В соответствии с Положением учреждались местные и областные биржи труда, в компетенцию которых входило: организация и ведение учета всех лиц, нуждающихся в заработке, в данной местности; регистрация заявок на рабочую силу; оказание посреднических услуг по найму; ведение статистики предложений и спроса на труд; сбор сведений о местном рынке труда; оказание социальной помощи безработным, организация для них столовых и общежитий. Проведение в жизнь Положения о биржах труда поручалось Народному комиссариату труда. Следует отметить, что в связи с этим нормативным актом ликвидировались все частнокапиталистические посреднические учреждения по найму. Биржи труда становились единственными и централизованными организациями, ведающими наймом рабочей силы. Они вели учет безработных и выдавали им соответствующее удостоверение для получения пособия в связи с безработицей. Так, первая половина 1918 г. была организационным периодом по созданию бирж труда, когда начал осуществляться учет безработных граждан <2>. ——————————— <1> Декреты Советской власти. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1957. С. 424 — 426. <2> Суворов К. И. Исторический опыт КПСС по ликвидации безработицы (1917 — 1930). М.: Мысль, 1968. С. 58 — 59.

Проводимые государством мероприятия были необходимы, так как в начале 1918 г., в период массового закрытия предприятий и возвращения солдат с фронта, количество безработных значительно выросло. На декабрь 1917 г. насчитывалось 164670 безработных граждан, а на 10 апреля 1918 г. — 324000, только по Московской области — свыше 100000 безработных <3>. Пленум Московского совета профсоюзов 23 июня 1918 г. принял решение «О дисциплине безработных на бирже труда» <4>, где предусматривалось, что «безработный, зарегистрированный на бирже, не имеет права отказываться от предложенной ему работы, характер и условия которой отвечают тарифу соответствующего профсоюза». При недостатке чернорабочих бирже труда разрешалось посылать вместо них других безработных при наличии согласия на это соответствующего профсоюза. К концу 1918 г. Московская биржа труда стала единым государственным органом по учету и распределению рабочей силы в Москве <5>. Гораздо сложнее по сравнению с Московской строилась работа Петроградской биржи, которая перешла в ведение Совета профсоюзов с 8 декабря 1917 г. <6>. В Северной области Петроградская биржа занимала главное место, т. к. Петроград был городом с самой высокой концентрацией промышленных предприятий <7>. ——————————— <3> Бюллетень Народного комиссариата труда. 1918. N 1 — 4. С. 70. <4> ГАРФ. Ф. 5451. Оп 2. Д. 230. Л. 5. <5> Астапович З. А. Первые мероприятия Советской власти в области труда. М.: Госполитиздат, 1958. С. 86. <6> ГАРФ. Ф. 5451. Оп. 2. Д. 31. Л. 21. <7> Карр Э. Х. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917 — 1929. М.: Интер-Версо, 1990. С. 32.

Безработица, обострение продовольственного кризиса привели к массовому выезду безработных и их семей из Петрограда. В связи с этим Петроградская биржа 16 марта 1918 г. открыла отдел эвакуации для выдачи безработным удостоверения на бесплатный проезд по железной дороге. На 28 марта 1918 г. было выдано 34979 разрешений на выезд, из них 16978 — для семей безработных <8>. 1 апреля 1918 г. общегородская конференция депутатов Петроградского союза металлистов и представителей заводских комитетов металлообрабатывающей промышленности приняла решение, направленное на борьбу с безработицей. Фабрично-заводские комитеты обязывались принимать трудящихся на работу только через биржу труда <9>. В апреле 1918 г. Петроградским союзом металлистов был составлен и разослан низовым организациям циркуляр, в котором указывалось, что все лица, принятые помимо биржи труда, будут увольняться. Положение «О найме, увольнении, расчете и учете рабочих и служащих», разработанное Петроградским союзом металлистов, отмечало, что безработные обязаны принять предлагаемую работу, а в случае отказа они лишаются очереди и права на пособие <10>, не давало какого-либо выбора в поиске работы, при неподчинении лишало безработного социальной защиты. ——————————— <8> ГАРФ. Ф. 5451. Оп. 2. Д. 31. Л. 21. <9> Астапович З. А. Первые мероприятия Советской власти в области труда. М.: Госполитиздат, 1958. С. 85. <10> ГАРФ. Ф. 5451. Оп. 2. Д. 241. Л. 1.

Тенденция к уменьшению безработицы принимает в летние месяцы 1918 г. устойчивый характер в связи с оживлением промышленности, выездом безработных в деревню, вступлением в ряды формировавшейся Красной Армии, а к осени 1918 г. безработица перестала носить в некоторых районах массовый характер <11>. Однако безработица продолжалась, ее рост был ощутим в 1924 — 1925 гг.: «Основным источником, откуда пополнялись кадры безработных, являлась деревня, выбрасывающая в город излишнюю в сельском хозяйстве рабочую силу. Значительное влияние на рост безработицы оказывало также сокращение штатов обслуживающего персонала хозяйственных и государственных органов» <12>, — отмечалось в резолюции XV Всесоюзной партийной конференции. ——————————— <11> Суворов К. И. Исторический опыт КПСС по ликвидации безработицы (1917 — 1930). М.: Мысль, 1968. С. 63. <12> Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1967. С. 552.

Борьба с безработицей приняла особо широкий размах и стала одной из важнейших общепартийных и общегосударственных задач. Биржи труда, созданные в январе 1918 г., были ликвидированы в начале 1919 г. В связи с ростом безработицы встал вопрос об их восстановлении. Нарком труда В. В. Шмидт, выступая в сентябре 1922 г. на V Всероссийском съезде профсоюзов, отметил, что биржи труда, главной задачей которых является борьба с безработицей, будут вновь созданы повсеместно <13>. Это решение было одобрено второй сессией ВЦИК в мае 1923 г. Через полтора месяца, то есть 13 июля 1923 г., СТО утвердил Положение о биржах труда. В течение 1923 — 1925 гг. биржи труда были созданы во всех губернских городах и районах с большим скоплением безработных. К 1926 г. в стране насчитывалось 256 бирж труда, в городах, где было менее 500 безработных, создавались корреспондентские пункты, и их насчитывалось более 1000 <14>. ——————————— <13> Стенографический отчет V Всероссийского съезда профессиональных союзов. М., 1922. С. 89. <14> Рогачевская Л. С. Ликвидация безработицы в СССР. М.: Наука, 1974. С. 95 — 96.

Следует отметить, что подбор рабочей силы через биржи труда не всегда был удачным и не отвечал запросам предприятий. Требовались изменения в организации бирж труда. На биржах были образованы экспертные комиссии, производившие практические испытания лиц, желавших получить работу. Постоянно продолжалось привлечение рабочей силы из сельской местности. В связи с этим 24 января 1925 г. НКТ РСФСР и НКВД РСФСР приняли Постановление «О возложении на волисполкомы и сельсоветы обязанностей по наблюдению за наймом в деревне массовой рабочей силы из числа местного крестьянского населения для работы вне места жительства» <15>. На волисполкомы и сельсоветы возлагалась обязанность наблюдать за проведением набора рабочих и действиями вербовщиков, проверять их полномочия, пресекать нарушения правил вербовки и частное посредничество и вербовку. ——————————— <15> Известия НКТ СССР. 1925. N 27. С. 2; N 28. С. 3.

10 марта 1926 г. НКТ РСФСР утвердил «Положение о корреспондентских пунктах по регулированию отхода на промыслы» и «Положение о трудовых корреспондентах в сельских местностях» <16>. В соответствии с этими нормативными актами в сельских местностях создавались корреспондентские пункты и сеть трудовых корреспондентов для учета отходников, указания им мест работы для предупреждения массового наплыва безработных в города, для ведения совместно с биржами труда информационной работы о развертывании нового строительства, о наличии спроса в различных губерниях и областях. ——————————— <16> Известия НКТ СССР. 1926. N 14. С. 2 — 3.

В резолюции XV конференции ВКП(б) от 3 ноября 1926 г. «О хозяйственном положении страны и задачах партии» отмечалось, что «последние годы характеризуются бурным ростом количества занятых рабочих» <17>. Наряду с этим конференция отмечала ухудшение качества работы в связи с вовлечением значительных кадров малоквалифицированных рабочих, нерациональным использованием рабочей силы, ослаблением трудовой дисциплины. На ней констатировалось, что значительное наличие кадров безработных связано с избыточностью населения деревни, и эта тенденция будет иметь неизбежно длительный характер. «Важнейшими путями ее избежания являются, во-первых, такие мероприятия в самом сельском хозяйстве, которые увеличили бы его потребность в рабочей силе (помощь деревенской бедноте, усиление трудоемких культур, интенсификация сельского хозяйства, коллективизация его, переселение и т. п.) и, во-вторых, развитие индустрии, одновременно с этим должны были быть приняты немедленные меры по расширению общественных работ, упорядочению в помощи безработным, найма и увольнения рабочих и организации бирж труда» <18>. ——————————— <17> Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1967. С. 551. <18> Там же. С. 552 — 553.

В целях ускорения подготовки и обучения необходимой для промышленности квалифицированной рабочей силы Постановлением ЦК ВКП(б) «О подготовке и обучении рабочей силы» от 11 марта 1926 г. <19> было предусмотрено проведение ряда мероприятий, в том числе подготовка квалифицированной рабочей силы с учетом потребностей конкретных предприятий; предусматривались различные формы обучения и, наряду с фабрично-заводскими краткосрочными курсами, бригадное и индивидуальное ученичество на производстве, переквалификация безработных и т. д. Для налаживания вербовки рабочих 4 марта 1927 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «О мерах по регулированию рынка труда» <20>. В нем указывалось, что набор массовой и групповой рабочей силы должен производиться всеми государственными, общественными и частными учреждениями и предприятиями не иначе как на основании заблаговременно заключенных ими с Наркомтрудом СССР, Наркомтрудом союзных республик и их местными органами специальных соглашений. ——————————— <19> Там же. С. 512 — 514. <20> СУ СССР. 1927. N 13. С. 132.

Постановлением СНК СССР «О мероприятиях по регулированию вербовочных операций» от 11 апреля 1927 г. <21> предусматривалось, что если набор рабочих производится непосредственно хозорганом, то должны быть определены районы, срок вербовки, количественный набор рабочих. Этот нормативный акт обязывал органы труда осуществлять планирование районов найма и вербовку рабочих по соглашению с хозорганом. Однако органы труда не располагали необходимым вербовочным аппаратом. Вся работа по вербовке проводилась вербовщиками хозорганов при плохом планировании районов. Отсутствие единых расценок на однородные работы приводило к межведомственной конкуренции и срывало наем рабочих. ——————————— <21> Решение партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1967. С. 648 — 650.

В резолюции по вопросу снабжения сезонных производств рабочими, принятой на совещании в НКТ СССР 9 — 12 февраля 1930 г., отмечалось, что исключительные размеры и темпы социалистического строительства страны сопровождаются бурным ростом всех сезонных производств и потребности их в рабочей силе. Поэтому как никогда остро встает вопрос организации рынка труда и снабжения сезонных производств рабочей силой <22>. Наркомат труда СССР 9 октября 1930 г. в связи с огромным недостатком рабочей силы в различных отраслях народного хозяйства принял Постановление «О немедленной посылке безработных на работу и о прекращении выплаты пособий по безработице» <23>. Безработица была ликвидирована. ——————————— <22> ЦГАНХ СССР. Ф. 7446. Оп. 8. Д. 82. Л. 101. <23> Известия Наркомтруда СССР. 1930. N 28. С. 610.

С безработицей в стране было покончено, усиливались темпы социалистического строительства. Потребность в рабочей силе все время возрастала. Третья сессия ЦИК 5-го созыва (январь 1931 г.) в Постановлении по докладу «О мероприятиях по подготовке квалифицированной рабочей силы для народного хозяйства Союза ССР» определила потребность народного хозяйства в рабочих и служащих на 1931 г. в 2 млн. человек без сезонных отраслей <24>. В связи с этим 30 июня 1931 г. ЦИК и СНК СССР приняли Декрет «Об отходничестве» <25>. Он объединил положительный опыт по привлечению рабочей силы из колхозов на основе договоров социалистической взаимопомощи, стимулируя отходничество предоставлением ряда льгот для колхозов, колхозников и единоличников, законтрактованных на работу в государственной промышленности, сезонных отраслях народного хозяйства, на транспорте, в строительстве, и их семьям. Колхозники-отходники освобождались от сельскохозяйственного налога с необобществленной части хозяйства, от отчислений с заработной платы в общественные фонды колхозов и др. Государство, создавая необходимые трудовые резервы для промышленности, приняло решение о необходимости обучать от 800 тыс. до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи производственным профессиям в ремесленных, железнодорожных училищах и в школах фабрично-заводского обучения; о сокращении срока обучения квалифицированных рабочих и нахождении учащихся в период обучения на государственном обеспечении. Государственные резервы рабочей силы находились в непосредственном распоряжении СНК СССР и не могли быть используемы Наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства <26>. ——————————— <24> Постановления III сессии ЦИК СССР 5-го созыва и речь М. И. Калинина на заключительном заседании сессии. М., 1931. С. 26. <25> СЗ СССР. 1931. N 42. Ст. 286. <26> Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1967. С. 774 — 775.

——————————————————————