По итогам I полугодия 2008 года Государственной инспекцией труда выявлено более 76 тысяч различных нарушений
(Сонин А. И.)
(«Трудовое право», 2008, N 9)
ПО ИТОГАМ I ПОЛУГОДИЯ 2008 ГОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ
ТРУДА ВЫЯВЛЕНО БОЛЕЕ 76 ТЫСЯЧ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЙ
А. И. СОНИН
Сонин А. И., зам. начальника сводного аналитического отдела Государственной инспекции труда г. Москвы.
— Расскажите о работе инспекции, на чем она строится, основные принципы.
— Государственная инспекция труда является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, ее основные полномочия определены ст. 356 Трудового кодекса РФ. Главная задача — осуществление государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Помимо этого в данной статье определены и другие функции, другие задачи, которые тесно взаимосвязаны. В числе этих задач стоит и прием населения, который осуществляется инспекцией на регулярной основе 3 раза в неделю. Это коротко о функциях. Инспекция осуществляет также надзор и контроль над соблюдением работодателями требований охраны труда, это тоже одна из главных задач. В составе инспекции инспекторов по охране труда в два раза больше, чем инспекторов по правовым вопросам. Такое соотношение сложилось на заре формирования инспекции в связи с тем, что в стране на тот момент резко вырос производственный травматизм.
— С чем это связано?
— На предприятиях были в свое время устранены инженеры по охране труда, отделы и т. д., и это привело к всплеску травматизма, соответственно, при формировании инспекции этот больной вопрос был учтен, и инспекторов по охране труда было назначено больше.
— Если говорить о наиболее распространенных нарушениях трудового законодательства, что это за нарушения?
— По итогам первого полугодия текущего года госинспекцией выявлено более 76 тысяч различных нарушений. Это нарушения, связанные: с режимом рабочего времени и времени отдыха, с оплатой и нормированием труда, с предоставлением гарантий и компенсаций работникам, с дисциплиной труда, с вопросами регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями. В первом полугодии 2008 г. в ходе проверок выявлено 1300 нарушений по вопросам регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями.
— Если говорить о нарушениях трудовых прав женщин и лиц с семейными обязанностями, в чем конкретно это проявляется, каким образом они нарушаются?
— Из общего количества нарушений, которые выявлены в отношении женщин, значительная часть приходится на нарушения, связанные, в первую очередь, с охраной труда, т. е. несоблюдение требований по ограничению переноски женщинами тяжестей, необеспечение средствами индивидуальной защиты, но это нарушение встречается повсеместно в отношении всех работников, в т. ч. женщин. Кроме того, в ряде компаний женщин в случае беременности вынуждают увольняться по собственному желанию.
— Каким образом вынуждают?
— На них оказывается психологическое давление: постоянно говорят: «Увольняйся по собственному желанию, иначе будешь уволена за виновные действия». Для беременных женщин не создаются соответствующие условия труда. В соответствии со ст. 261 Трудового кодекса увольнение беременных женщин не допускается, за исключением случаев ликвидации предприятия, организации. Но тем не менее работодатели всячески стараются это требование нарушить, для того чтобы уйти от обязанностей выплачивать соответствующие пособия, связанные с беременностью и родами, с уходом за ребенком.
В то же время бывают случаи, когда беременные женщины попросту злоупотребляют своими правами. К примеру, неоднократно рассматривался вопрос в организации, назовем ее условно «КС», где одна из работниц пишет жалобы о том, что ей не предоставляют работу, хотя сама практически не выходит на работу, не предъявляя никаких оправдательных документов о причине своего отсутствия на работе и считая, что, если она беременна, значит, все должны идти у нее на поводу.
— Если женщина беременна, значит, она может не являться на работу, нарушать дисциплину, и при этом ее никак не могут уволить?
— На основе судебной практики у работодателя складывается мнение о том, что если уволить под любым предлогом женщину, которая беременна, то суд, в случае подачи искового заявления, восстановит ее на работе. Поэтому работодатели стараются погасить конфликты, не увольняют ее, и некоторые работницы этим злоупотребляют. Хотя Кодексом четко определено, что работодатель имеет право не реже чем один раз в три месяца требовать от работницы, которая заявила о своей беременности, документы, подтверждающие ее беременность, для того чтобы не возникло такой ситуации, что проходит 9 месяцев, год, а женщина продолжает утверждать, что беременна.
— Такие случаи часто встречаются?
— Такие случаи встречаются, но нечасто. Из общего количества нарушений они составляют буквально десятые доли процента.
— А если говорить о других нарушениях, таких как нарушения режима рабочего времени, времени отдыха, выплаты компенсаций, то здесь с чем в основном приходится сталкиваться?
— Что касается рабочего времени и времени отдыха, то эти нарушения в основном связаны с тем, что при привлечении работников для работы в выходные, праздничные дни, работа им не оплачивается в повышенном размере. Отпуск не всегда предоставляется в полном объеме, не учитывается работа с вредными условиями труда, за выполнение которой положен дополнительный отпуск. Нередко отдельные работодатели этот дополнительный отпуск стараются не предоставлять, ссылаясь на то, что нет новых, вновь принятых документов, хотя в соответствии с тем же Кодексом, а именно, со ст. 423, нормативные акты бывшего СССР действуют в части, не противоречащей Кодексу. Но что касается вредных условий труда, то в настоящее время действуют Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Данные Списки утверждены Госкомтруда СССР и ВЦСПС в 1974 г., но они действуют до сих пор.
— Что позволяет работодателям грубо нарушать законодательство — то, что люди редко обращаются в инспекцию, маленькие штрафы? Почему работодатели не боятся нарушать законодательство?
— Люди обращаются все чаще и чаще, поток жалоб увеличивается из года в год. Если в прошлом году было около 7 тыс. заявлений, то в нынешнем уже поступило около 5 тыс. И это только за первое полугодие. Вопросы обращений разнообразны, но большинство — это вопросы выплаты зарплаты, ее своевременность, невыплаты окончательного расчета при увольнении, невыдача трудовой книжки при увольнении, невыплаты компенсации за неиспользованный отпуск. Таковы основные нарушения.
— Почему все-таки в компаниях либо не доплачивают зарплату, либо, если есть переработки, то они не оплачиваются?
— Это в России больной вопрос, не зря в своих выступлениях президент говорил о том, что у нас существует правовой нигилизм. К сожалению, работодатели не стремятся в полной мере исполнить те обязанности, которые возложены на них Трудовым кодексом и определены, в частности, ст. 22 ТК РФ. Одной из причин может быть и то, что ответственность работодателей по сравнению с ответственностью, предусмотренной таможенным законодательством, намного-намного ниже. Должностное лицо в соответствии с КоАП может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа от 1 до 5 тыс. руб.
— Для крупных компаний — это копейки.
— Для должностного лица, для гендиректора, у которого зарплата несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей, 5 тыс. — это сущий пустяк, точно так же, как и для крупной компании, которая массово нарушает трудовое законодательство, несущественно заплатить штраф в размере от 30 до 50 тыс.
— Почему такие низкие штрафы?
— Законодатели так установили.
— Кто-то в этом заинтересован?
— Этого я сказать не могу. Пока приходится работать с тем, что имеется. Тем не менее инспекция активно использует привлечение должностных и юридических лиц к административной ответственности и, по крайней мере, за эти полгода у нас наложено штрафов на сумму 14966 тыс. руб.
— Но при этом, наверное, было оштрафовано очень много компаний?
— На должностных и юридических лиц за истекший период наложено 2299 штрафов.
— Скажите, есть ли какие-то законные пути, которые могут позволить работодателю не соблюсти закон, но при этом его и не нарушить. Есть ли какие-то «дыры» в трудовом законодательстве, которые могут позволить совершать такие действия? Или это всегда прямое нарушение, которое не требует особых доказательств?
— В принципе, для работодателя административная ответственность установлена Кодексом об административных правонарушениях — ст. 5.27. Частью 1 данной статьи определено: за нарушение трудового законодательства, т. е. за любое правонарушение, может наступить административная ответственность. Даже такое незначительное нарушение, как несоблюдение порядка ведения трудовых книжек, журналов учета движения трудовых книжек, которые в большинстве организаций вопреки требованиям Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» подчас бывают не прошиты, не пронумерованы и не скреплены сургучной печатью. И это выявляется инспекторами повсеместно.
— Наверное, многие считают, что это неважно.
— Но инспекторы требуют соблюдения этих требований в обязательном порядке. Просто многие считают, что все сойдет им с рук и проверка их не коснется, так как в Москве зарегистрировано ни много ни мало — более 1 млн. хозяйствующих субъектов. Проверить в плановом порядке все эти организации у инспекции нет сил и возможностей. Для этого надо иметь состав инспекции в несколько сот человек, а при нынешнем составе, чтобы проверить в плановом порядке все организации, надо потратить всю свою жизнь, не говоря уже о проведении повторных проверок.
— Не так давно было выступление президента, в котором он упомянул, что будет уменьшен административный барьер, административное давление, по крайней мере, на представителей малого бизнеса. Это уже как-то повлияло на работу вашей инспекции или это пока только заявление, т. е. практических шагов еще не предпринято?
— В настоящее время мы в большинстве случаев работаем по конкретным жалобам и заявлениям, а рассмотрение жалоб и заявлений не ограничивает инспекцию в количестве проводимых проверок, потому что, если жалоба поступила, значит, ее надо проверить. При проведении плановых проверок мы руководствуемся в настоящее время Федеральным законом N 134-ФЗ, который определяет порядок проведения проверок.
— Как часто они проводятся?
— Плановые проверки должны проводиться не чаще, чем один раз в два года. К сожалению, плановых проверок у нас проводится не так уж и много, потому что большую часть времени приходится заниматься целевыми проверками по жалобам и заявлениям граждан, а также тематическими, связанными с вопросами привлечения иностранных работников, вопросами выплаты заработной платы. Поступают соответствующие поручения Роструда, и проводятся соответствующие проверки. Были такие проверки и в этом году в связи с повышением с 1 февраля на 14% зарплаты в бюджетных учреждениях, в муниципальных организациях. Пришлось работать в этом направлении.
— А что касается иностранных граждан, то какие здесь возникают основные проблемы?
— Проводятся проверки по использованию иностранной рабочей силы, которые начались в 2006 г. в связи с изменениями в законодательстве. Проверок по конкретным жалобам иностранцев нет, почему-то иностранные работники в инспекцию не обращаются.
— А иностранный гражданин может пожаловаться вам?
— Конечно, может. Вопросы внешней трудовой миграции сейчас в Москве тоже стоят весьма остро, и Правительство Москвы в этом направлении работает, в частности, Комитет межрегиональных связей и национальной политики этим вплотную занимается. Создана межведомственная рабочая группа по вопросам внешней миграции, принято Постановление Правительства о создании московского единого миграционного окна, где иностранный работник может получить всю интересующую его информацию. Утвержден план создания специальных временных городков для проживания иностранных работников. Эти документы приняты для того, чтобы как-то урегулировать вопросы привлечения и использования иностранных работников.
— Как вы думаете, с чем связано то, что жалоб от иностранных работников почти нет, ведь маловероятно, что их права совсем не нарушаются.
— Скорее всего, это связано с тем, что они боятся потерять ту работу, на которой работают. Это тоже в ходе проверок выясняется. Если у иностранного работника заработная плата ниже, чем предусмотрено московским трехсторонним соглашением, естественно, заставляем работодателей произвести перерасчет и установить соответствующую зарплату. Российские работники, естественно, требуют зарплаты выше, и работодатель привлекает иностранцев, оплачивая их работу значительно ниже.
— Если говорить о трудовых отношениях с руководителями, т. е. с высшим звеном любой компании, есть ли какие-то особенности нарушений правовых отношений?
— Особенности заключения и расторжения трудовых договоров с руководителями предприятий определены Кодексом, в частности ст. 278. Особенность в том, что собственник имущества или учредитель организации имеет право расторгнуть договор с руководителем, т. е. с генеральным директором, без какого-либо обоснования. Принято решение учредителями — убрать генерального директора, и это решение вступает в силу. Есть, конечно, неурегулированные вопросы именно в этом плане; когда учредителем является одно лицо и оно же является генеральным директором, тогда встает вопрос: а кто и как должен заключать с таким генеральным директором трудовой договор?
Данные вопросы до конца еще не отрегулированы, но с течением времени это утрясется и, может быть, будут приняты какие-то изменения, дополнения в Трудовой кодекс, которые позволят более четко регламентировать расторжение трудовых договоров с руководителями предприятий. По крайней мере этот вопрос неоднократно поднимался, в том числе обсуждался в соответствующем комитете Государственной Думы, высказывалось мнение о том, чтобы в отношении руководителей федеральных учреждений эта норма не действовала, но пока вопрос решается, и, думаю, в ближайшее время решение будет принято. Частная компания — это одно, государственное учреждение — это уже совершенно другое.
— А часто ли приходится сталкиваться с жалобами от руководителей, даже не от генеральных директоров, а от замов, например, или такие люди не жалуются?
— Поступают, конечно, и от них жалобы. Не так давно обращался председатель правления одной из компаний, связанной с ТЭК. Обращение касалось вопросов оплаты труда. Его иностранный партнер принял решение и утвердил положение об оплате труда иностранным работникам, в котором была предусмотрена оплата значительно выше, чем российским работникам. В этом заключалась причина конфликта.
— Как он разрешился?
— Пока еще решается, задействованы и суды в т. ч.
— С вашей точки зрения, как практика, каких изменений остро не хватает в трудовом законодательстве? Что не продумано, что мешает в работе?
— Все вопросы, возникающие в практической деятельности, урегулировать практически невозможно. Есть вопросы, которые требуют внесения каких-то изменений в законодательство. Предложения выдвигались, но мы надзорно-контрольная структура и должны выполнять то, что у нас есть. Написано — надо выполнять, невзирая на какие-то нестыковки. Поэтому вносить изменения и предложения — это прерогатива вышестоящих наших структур — Роструда, Минздравсоцразвития — они занимаются законотворческой деятельностью.
— Но они же теоретики, а вы непосредственно на практике сталкиваетесь с проблемами.
— Ну, конечно, запрашивают мнение территориальных органов, но не всегда это мнение учитывается в ходе рассмотрения. Для того чтобы детально проработать все вопросы, найти какие-то нестыковки, необходимо время, а госинспекции его катастрофически не хватает в связи с огромным количеством жалоб и заявлений.
— Скажите, может быть, вы знаете о каких-то предполагаемых изменениях, поправках в трудовое законодательство; что-то намечается?
— Буквально недавно были внесены изменения в Трудовой кодекс, и в функции инспекции вновь ввели осуществление надзора и контроля над реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также над назначением исчисления выплат и пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. В свое время эту функцию у нас изъяли, сейчас опять вернули.
— Как закон называется?
— Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 157-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
— После того как изъяли эту часть работы у инспекции труда, кто ею занимался?
— Вопросы, которые были связаны с социальным страхованием от несчастных случаев, с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, в связи с тем что у нас это изъяли, направлялись для рассмотрения в территориальные органы Фонда социального страхования.
— Как вы оцениваете такую перемену: в лучшую сторону или нет?
— Я думаю, что в лучшую, потому что выплата всех этих пособий непосредственно связана с трудовыми отношениями, поэтому инспекция может вовремя повлиять, принять какие-то меры по отношению к работодателю, который этого не выполняет. Довольно часто встречаются случаи, когда работодатели не выплачивают пособие по временной нетрудоспособности.
— С 1 декабря 2008 г. планируется изменение системы оплаты труда бюджетникам. Как вы это прокомментируете? Это как-то отразится на работе инспекции? Инспекция бюджетные организации тоже проверяет или нет?
— Введение новой системы оплаты труда бюджетникам коснется в первую очередь работников здравоохранения, культуры, образования. Мы, госслужащие, под действие Постановления Правительства не подпадаем. У нас вопросы оплаты труда регулируются Указами Президента. Поэтому пока мы ожидаем запланированного повышения окладов государственных служащих с 1 сентября еще на 9%.
Ну, а в целом правительственное Постановление нацелено на то, чтобы значительно повысить заработную плату работников бюджетных отраслей за счет дифференциации, ибо это право выплаты каких-то дополнительных надбавок, доплат будет предоставлено непосредственно руководителю организации. В целом фонд зарплаты бюджетных организаций увеличивается на 30%, в соответствии с этим правительственным Постановлением нормативными правовыми актами будет устанавливаться базовая заработная плата, а к ней уже за конкретный вклад того или иного работника, за его успехи, рвение, старание, качество выполняемой работы будут соответствующие надбавки. Поэтому заработная плата у работников одной и той же специальности может быть разной, все зависит от конкретного человека, от его вклада.
— Какие могут быть плюсы и минусы этого изменения? Плюсы — понятно, что будет возможность повысить заработную плату, а что касается минусов?
— Об этом сложно говорить, но, скорее всего, к минусам можно отнести то, что отдельные работники будут считать себя ущемленными, получая зарплату несколько ниже, чем у других работников. Будут, конечно, и профсоюзы участвовать, чтобы как-то действительно отметить лучших и подстегнуть к трудовому рвению, к повышению производительности труда более нерадивых сотрудников. У нас менталитет такой, что вроде бы все должно быть поровну. Поэтому эта психология уравниловки пока еще не изжита. Хотя Трудовым кодексом определено, что за равный труд работники должны получать равную заработную плату.
— А со стороны руководителя возможны в данном случае какие-то нарушения трудовых прав? Могут ли эти изменения повлечь за собой такие нарушения?
— Конечно, все возможно. Но это уже время покажет. А заранее предугадывать какие-то нарушения со стороны руководства того или иного учреждения не совсем оправданно.
— И в заключение: если характеризовать в целом, то, с какими проблемами сейчас сталкивается сама трудовая инспекция, может быть, внутренними, то, что влияет непосредственно на работу, какие изменения, вам хотелось бы, чтобы произошли.
— Что касается самой инспекции, то самый больной вопрос — это оплата труда, и только из-за низкого уровня оплаты труда люди, приобретя в инспекции кое-какой опыт, находят другую работу и уходят. Текучесть кадров достаточно высокая. Относительно Государственной инспекции труда в г. Москве: у нас штатная численность по сравнению с начальной, которая была определена при становлении инспекции, сейчас ниже, и огромная нагрузка сказывается на работе инспекторов. Вопросы решаются, но все-таки медленно, о них неоднократно говорят, но, как и когда они будут решены, это большой вопрос.
— А нужны ли какие-то изменения, которые позволили бы улучшить работу и самих сотрудников инспекции, и эффективно сказались бы на работе всей службы в целом? Может быть, какие-то полномочия добавить или, наоборот, передать в ведение другой организации?
— Полномочий у нас достаточно, для того чтобы осуществлять деятельность. Дело в том что в том виде, в каком инспекция существует в нашей стране, она существенно отличается от инспекций, действующих в других странах мира.
— В чем принципиальное отличие?
— У них нет такого понятия, как госинспектора по правовым вопросам. Они занимаются только охраной труда и все. А все правовые вопросы решаются в судах.
— Это положительная сторона?
— Конечно, положительная.
— А что мешает у нас так сделать?
— Разговор в принципе идет о создании трудовых судов, но пока, к сожалению, вопрос не решается, а это позволило бы более оперативно реагировать на все нарушения трудового законодательства.
— Что собой представляют трудовые суды, и в какой форме предполагается их создание?
— По моему мнению, трудовые суды должны быть такие же, как мировые, и входить в единую судебную систему, а судьи — иметь соответствующую оплату. Создание судов позволило бы решить многие проблемы, позволило бы обеспечить надежную защиту трудовых прав граждан.
— А если говорить о перспективах внедрения такой практики, это долгосрочные перспективы?
— Мне об этом говорить сложно, потому что это вопрос законодательных органов, они могут это рассмотреть и внедрить, если будет такая необходимость. Но перспектива пока неясна.
— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям, практикам, которые непосредственно используют трудовое право в своей работе?
— Я надеюсь, что в числе читателей журнала «Трудовое право» много работодателей, как действующих, так и потенциальных, и, естественно, много работников. Хочу пожелать работодателям, чтобы они соблюдали требования Трудового кодекса и других нормативных правовых актов (их вполне достаточно), а работникам хочу пожелать, чтобы конфликтов, связанных с трудовыми отношениями в процессе трудовой деятельности, не было. И всего им наилучшего, благополучия, достойной оплаты за свой труд.
——————————————————————