Оплата труда государственных гражданских служащих: опыт субъектов Российской Федерации

(Чаннов С. Е.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОПЛАТА ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: ОПЫТ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 сентября 2008 года

С. Е. ЧАННОВ

Чаннов С. Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы (г. Саратов).

Денежное содержание государственного гражданского служащего является основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности. Можно отметить, что в законодательстве о гражданской службе используется термин «денежное содержание» вместо близкого по смыслу «заработная плата», содержащегося в Трудовом кодексе Российской Федерации, что обусловлено как спецификой труда гражданских служащих, так и особенностями исчисления самого денежного содержания. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая — традиционная — основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т. п. Вторая предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей: — должностного оклада; — оклада за классный чин; — дополнительных выплат. Следует отметить, что Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года предусматривает возможность установить по отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение. Аналогичные нормы предусматриваются и законами некоторых субъектов Российской Федерации. Так, например, Закон Пензенской области «О государственной гражданской службе Пензенской области» от 9 марта 2005 года N 751-ЗАО устанавливает, что по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение. Однако данный случай следует признать исключением из общего правила. Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за профессиональную квалификацию служащего. На уровне субъектов Российской Федерации размеры должностных окладов гражданских служащих субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными актами субъектов различного уровня. Так, в ряде субъектов Российской Федерации должностные оклады государственных служащих установлены законодательными актами (Смоленская и Пензенская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область, г. Санкт-Петербург и др.). Однако в большинстве субъектов должностные оклады гражданских служащих определяются подзаконными актами (например, Орловская, Ульяновская, Тюменская, Читинская, Свердловская, Московская области, г. Москва и др.). Анализ регионального законодательства показывает основные способы установления должностных окладов гражданских служащих субъектов. Чаще всего на практике должностные оклады устанавливаются в твердой денежной сумме. Так, например, приложением к Закону Пензенской области «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» от 30 декабря 2004 года N 740-ЗПО установлены размеры месячных должностных окладов государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области на 1 января 2005 года. Многие субъекты Российской Федерации привязывают должностные оклады гражданских служащих к какому-либо показателю. Например, в соответствии с Законом города Санкт-Петербурга «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» от 1 июля 2005 года N 399-39 за базовую единицу для исчисления должностного оклада гражданского служащего Санкт-Петербурга принимается расчетная единица, устанавливаемая законом Санкт-Петербурга. Расчетная единица ежегодно увеличивается (индексируется) в соответствии с законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). При этом в настоящее время размер расчетной единицы определен Законом Санкт-Петербурга «О расчетной единице» от 6 июля 2005 года N 347-40 до 2010 года: с 1 января 2008 года — 720 рублей; с 1 января 2009 года — 792 рубля; с 1 января 2010 года — 870 рублей. Как представляется, указанный подход увеличивает стабильность государственной службы, позволяя государственным служащим прогнозировать размеры своего денежного содержания. В Смоленской области в соответствии с Законом Смоленской области «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области» от 3 мая 2005 года N 29-з размеры месячных должностных окладов для лиц, замещающих государственные должности Смоленской области, государственных гражданских служащих Смоленской области рассчитываются исходя из базовой суммы, равной 8743 рублям (ч. 11 ст. 8). Из гражданских служащих должностной оклад в максимальном размере от базовой суммы (164,2%) предусмотрен для первого заместителя губернатора Смоленской области, в минимальном размере (28,4%) — для секретаря судебного участка мирового судьи. Нередко при расчете должностных окладов гражданских служащих используется привязка к окладу по какой-либо должности. Так, например, в соответствии с Законом Читинской области «О государственной гражданской службе Читинской области» от 19 января 2005 года N 626-ЗЧО размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих устанавливаются в соответствии с постановлением Читинской областной Думы по представлению главы Администрации (губернатора) Читинской области в процентном отношении от должностного оклада Председателя Читинской областной Думы или главы Администрации (губернатора) Читинской области. Второй важной составляющей оклада денежного содержания гражданского служащего является оклад за классный чин. В соответствии с ч. 4 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2005 года размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Что касается окладов за классный чин, то анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что на практике обычно используется один из следующих подходов к определению этого оклада: установление размера оклада за классный чин в твердой денежной сумме (Пензенская и Саратовская области); установление размера оклада за классный чин пропорционально к должностному окладу (Смоленская, Сахалинская области); установление размера оклада за классный чин пропорционально к окладу по иной должности (Московская область); установление размера оклада за классный чин пропорционально к иной сумме (Орловская область, г. Санкт-Петербург). При наличии у государственного служащего квалификационного разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу, установленной для федеральных государственных служащих государственного органа, в котором он проходит службу. Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий, которому присвоен классный чин. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т. д. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе установлена федеральным законодательством для всех без исключения гражданских служащих в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах от 1 года до 5 лет 10 от 5 до 10 лет 15 от 10 до 15 лет 20 свыше 15 лет 30

В большинстве субъектов Российской Федерации установлены такие же размеры надбавки за выслугу лет. В качестве примера можно привести законы Самарской, Смоленской, Орловской, Читинской, Ульяновской областей, г. Москвы. В ряде субъектов Российской Федерации на законодательном уровне, кроме того, урегулирован порядок назначения надбавки за выслугу лет гражданским служащим (например, Саратовская область). Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Максимальный размер этой надбавки в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2005 года не может превышать 200% должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя. В субъектах Российской Федерации используются различные подходы к установлению надбавки за особые условия государственной службы. Так, в некоторых субъектах также устанавливаются различные размеры надбавок в зависимости от группы должностей гражданской службы (Ульяновская область, Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО); в других — единые для всех групп должностей (Смоленская и Воронежская области). В законодательстве субъектов Российской Федерации чаще всего никак не определяется, при каких условиях и за какие конкретно достижения государственным служащим может устанавливаться надбавка за особые условия государственной службы. В качестве исключения из общего правила можно привести Постановление губернатора Еврейской автономной области от 2 февраля 2005 г. N 14 «Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим Еврейской автономной области, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется губернатором области». В нем, в частности, отмечается, что надбавка является составляющей денежного содержания гражданских служащих и устанавливается в целях материального стимулирования труда гражданских служащих области. Под особыми условиями государственной гражданской службы понимается совокупность должностных прав и обязанностей, ответственности гражданского служащего и необходимости строгого соблюдения ограничений, связанных с государственной гражданской службой. Наряду с этим учитываются: — инициативность и творческий подход к выполняемой работе; — личный вклад гражданского служащего в решение задач государственного органа области; — проведение работы, отличающейся новизной, большим объемом, оперативностью исполнения; — подготовка, проведение экспертизы и визирование проектов нормативных правовых актов Законодательного Собрания, губернатора и Правительства ЕАО; — работа по руководству подведомственными государственными учреждениями и предприятиями; — работа по руководству коллективом, компетентность в принятии управленческих решений; — работа по взаимодействию с государственными органами и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, общественными объединениями; — ненормированный рабочий день, работа в выходные и праздничные дни; — участие в комплексных проверках, разъездной характер работы. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размеры и порядок выплаты государственным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», составляет 50 — 75 процентов, имеющими степень секретности «совершенно секретно» — 30 — 50 процентов, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий — 10 — 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий — 5 — 10 процентов. При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений. Кроме того, сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к ежемесячной процентной надбавке к должностному окладу (тарифной ставке) выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях. Размер процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет — 15 процентов, от 10 лет и выше — 20 процентов. В стаж работы сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Ежемесячное денежное поощрение. Ежемесячные денежные поощрения, как следует их названия, должны выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации, а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами соответствующего субъекта. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение выступает формой материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности. Законодательство субъектов Российской Федерации чаще всего никак не определяет размер ежемесячного денежного поощрения. Так, например, в Законе Омской области от 22 декабря 2004 года N 601-ОЗ «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» указывается, что размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого государственным гражданским служащим, устанавливаются дифференцированно в органах исполнительной власти губернатором Омской области, в Законодательном Собрании Омской области — Председателем Законодательного Собрания Омской области, в иных государственных органах Омской области — решением соответствующего государственного органа Омской области. В некоторых субъектах Российской Федерации на законодательном уровне устанавливается лишь верхний предел ежемесячного денежного поощрения. Закон Смоленской области от 3 мая 2005 года N 29-з «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области» устанавливает ежемесячное денежное поощрение в размере до 100 процентов (включительно) оклада денежного содержания по замещаемой должности. Порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения определяется правовым актом представителя нанимателя. Правовым актом представителя нанимателя может быть установлено дополнительное ежемесячное денежное поощрение в пределах фонда оплаты труда. Дополнительное ежемесячное денежное поощрение может быть заменено единовременной денежной выплатой. А вот, например, Закон Самарской области от 6 апреля 2005 г. N 103-ГД «О государственной гражданской службе Самарской области» устанавливает единый размер ежемесячного денежного поощрения в размере 25% от должностного оклада гражданского служащего для всех служащих. Наконец, можно привести примеры отдельных субъектов Российской Федерации, которые сочли необходимым закрепить точные размеры денежного поощрения по различным группам должностей. В частности, ст. 17 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 4 апреля 2005 г. N 20-оз «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» определяет, что лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, может быть выплачено ежемесячное денежное поощрение: 1) по высшим должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники», «специалисты» — в размере 3,2 должностного оклада; 2) по главным должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники», «специалисты», «обеспечивающие специалисты» — в размере 3,1 должностного оклада; 3) по ведущим должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники», «специалисты», «обеспечивающие специалисты» — в размере 2,9 должностного оклада; 4) по старшим должностям гражданской службы категорий «специалисты», «обеспечивающие специалисты» — в размере 2,7 должностного оклада; 5) по младшим должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» — в размере 2,6 должностного оклада. Премии. Премии являются второй формой поощрения гражданских служащих. В отличие от ежемесячного денежного поощрения, они выплачиваются не за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей, а лишь за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента. В законодательстве большинства субъектов Российской Федерации использован тот же подход, что и в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2005 года. В то же время некоторые субъекты Российской Федерации предусматривают премирование гражданских служащих не только за выполнение особо важных и сложных заданий, но и в связи с другими обстоятельствами. Например, Закон Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» устанавливает, что лицам, замещающим должности гражданской службы автономного округа, могут быть выплачены премии в размере не более одного фонда оплаты труда: 1) за выполнение особо важных и сложных заданий; 2) к юбилейным датам и праздничным дням. Закон Омской области от 27 декабря 2002 года N 421-ОЗ «О денежном содержании государственных служащих Омской области» определяет перечень случаев, при которых государственный служащий Омской области не может быть представлен к премированию по результатам работы либо по решению руководителя органа государственной власти Омской области лишается премии по результатам работы полностью или частично. Это случаи: 1) нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения федерального и областного законодательства, вступивших в законную силу решений судов; 2) неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, письменных и устных поручений своего руководителя; 3) наличия неснятого дисциплинарного взыскания; 4) в иных случаях в соответствии с положением о премировании соответствующего органа государственной власти Омской области. Государственный служащий Омской области не может быть представлен к премированию по результатам работы при наличии неистекшего испытательного срока, установленного при назначении на государственную должность государственной службы Омской области. Единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. Данные выплаты также входят в денежное содержание государственного гражданского служащего. Их размер лимитируется установленным для данного государственного органа фондом оплаты труда. Размер единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска обычно равен двум окладам денежного содержания гражданского служащего. Так, например, Закон Орловской области от 8 февраля 2005 года N 487-ОЗ «О государственной гражданской службе Орловской области» устанавливает, что государственным гражданским служащим Орловской области при уходе в очередной отпуск производится единовременная выплата в размере двух окладов денежного содержания и материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания (ч. 11 ст. 50). В соответствии с Законом Омской области «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» государственному гражданскому служащему области за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих осуществляются единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь в размере двух окладов месячного денежного содержания в год. Кроме того, материальная помощь может выплачиваться государственным гражданским служащим сверх двух окладов денежного содержания в год в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, тяжелым заболеванием государственного гражданского служащего, необходимостью оплаты дорогостоящих лекарств или лечения для гражданского служащего или членов его семьи, в связи со смертью супруга (супруги) или близких родственников гражданского служащего и в иных подобных случаях по решению губернатора Омской области, Председателя Законодательного Собрания Омской области, Правительства Омской области, органа исполнительной власти Омской области, иного государственного органа Омской области. Иные выплаты, устанавливаемые законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2005 года гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Что касается законодательства субъектов Российской Федерации, то оно предусматривает самые различные дополнительные выплаты. Так, законодательные акты многих субъектов Российской Федерации включают в денежное содержание государственного служащего выплату ежемесячных надбавок за ученую степень. Обычно надбавки за ученую степень устанавливаются в процентах к должностному окладу. Так, в соответствии со ст. 45 Закона Омской области «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» ежемесячная надбавка к должностному окладу за ученую степень устанавливается в следующих размерах: 1) государственному гражданскому служащему, имеющему ученую степень кандидата наук, — 15 процентов от должностного оклада; 2) государственному гражданскому служащему, имеющему ученую степень доктора наук, — 25 процентов от должностного оклада. Закон Пермского края «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пермской области» от 24 декабря 2007 г. N 167-ПК устанавливает несколько большие надбавки за ученую степень. В соответствии со ст. 13 этого Закона ежемесячная надбавка за ученую степень гражданским служащим устанавливается: за ученую степень кандидата наук — в размере 25 процентов должностного оклада; за ученую степень доктора наук — в размере 30 процентов должностного оклада. Другим вариантом является закрепление надбавки к должностному окладу за ученую степень в твердой денежной сумме. Например, Закон Псковской области «Об оплате труда государственных гражданских служащих Псковской области» от 8 апреля 2005 года N 428-ОЗ предусматривает выплату гражданским служащим, имеющим ученую степень, в размере 1500 рублей за ученую степень доктора наук и 900 рублей за ученую степень кандидата наук ежемесячно. Закон Ростовской области «О государственной гражданской службе Ростовской области» от 26 июля 2005 года N 344-ЗС устанавливает выплату ежемесячной доплаты за ученую степень лишь в том случае, если она соответствует направлению деятельности гражданского служащего. Размеры данной выплаты следующие: а) 2000 рублей — за кандидатскую степень; б) 3500 рублей — за докторскую степень. Законами субъектов Российской Федерации обычно устанавливается, что основанием назначения и выплаты ежемесячной надбавки за ученую степень является диплом кандидата наук или доктора наук. Ежемесячная надбавка за ученую степень выплачивается со дня вступления в силу решения о присуждении ученой степени в установленном законодательством порядке. Решение об установлении надбавки принимается руководителем органа государственной власти. Другой распространенной выплатой, устанавливаемой законодательными актами многих субъектов Российской Федерации, является надбавка за почетное звание. Так, Закон Омской области «Кодекс о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области» устанавливает, что ежемесячная надбавка к должностному окладу за почетное звание устанавливается в следующих размерах: 1) государственному гражданскому служащему, имеющему почетное звание Омской области, — 5 процентов от должностного оклада; 2) государственному гражданскому служащему, имеющему почетное звание Российской Федерации, — 10 процентов от должностного оклада. Государственные гражданские служащие, имеющие несколько почетных званий, имеют право на одну из надбавок за почетное звание по их выбору. Основаниями назначения и выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за почетное звание являются удостоверение или иной документ, подтверждающий присвоение почетного звания. Закон Псковской области «Об оплате труда государственных гражданских служащих Псковской области» устанавливает эту доплату в твердой сумме: за почетное звание Российской Федерации — 500 рублей. Наконец, можно отметить тенденцию установления в некоторых субъектах Российской Федерации надбавок за особо сложные условия прохождения службы (дополнительных к надбавке за особые условия государственной службы). Так, Закон Псковской области «Об оплате труда государственных гражданских служащих Псковской области» предусматривает ежемесячную надбавку к должностному окладу отдельным гражданским служащим за особенности прохождения гражданской службы в отдельных государственных органах области в размере, не превышающем 40% должностного оклада, в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством области. Районные коэффициенты и процентные надбавки. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент). В настоящее время районные коэффициенты установлены на территории 44 субъектов РФ. При этом установленные субъектами Российской Федерации районные коэффициенты распространяются только на гражданских служащих субъектов Российской Федерации. Этот вывод сформулирован в письме Минфина РФ «О порядке применения для федеральных государственных служащих районных коэффициентов, установленных законодательными актами субъектов РФ для отраслей производственной и непроизводственной сферы» от 6 августа 2002 г. По отношению к федеральным гражданским служащим применяются районные коэффициенты, установленные актами Правительства Российской Федерации, а в случае их отсутствия — актами бывшего СССР <1>. ——————————— <1> Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18 июня 2003 г. N 23пв-03пр.

Кроме того, Трудовой кодекс Российской Федерации также предусматривает для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, помимо районных коэффициентов выплату процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размеры северных процентных надбавок установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1967 г. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не упоминает о выплате процентных надбавок гражданским служащим, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Тем не менее представляется, что исходя из ст. 73 данного Закона такие надбавки должны им выплачиваться. Можно отметить, что и законы многих субъектов Российской Федерации прямо предусматривают учет при исчислении денежного содержания гражданских служащих как районного коэффициента, так и процентной надбавки. Так, Закон Еврейской автономной области от 24 ноября 2004 N 363-ОЗ «О некоторых вопросах государственной гражданской службы в Еврейской автономной области» указывает, что к денежному содержанию гражданского служащего области в соответствии с действующим законодательством устанавливаются районный коэффициент в размере 30 процентов и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в южных районах Дальнего Востока в размере до 30 процентов. Законодательство Читинской области не только прямо указывает на применение районных коэффициентов и процентных надбавок при исчислении денежного содержания гражданских служащих, но и указывает условия и размеры их выплаты. Так, Законом Читинской области «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников организаций бюджетной сферы» от 16 декабря 2004 года N 608-ЗЧО устанавливает следующие размеры районных коэффициентов к заработной плате для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджета Читинской области, и предельные размеры районных коэффициентов для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местных бюджетов (с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с федеральным законом): Каларский район — 1,7; Тунгокоченский, Чернышевский, Могочинский, Тунгиро-Олекминский районы — 1,5; другие районы и города области — 1,4. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы и гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации соответственно с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Увеличение (инде ксация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации чаще всего предусматривают индексацию окладов денежного содержания гражданских служащих в законах субъектов о бюджете субъекта. Так, например, Закон Смоленской области «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области» устанавливает, что размеры окладов денежного содержания по государственным должностям Смоленской области, должностям государственной гражданской службы Смоленской области ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по государственным должностям Смоленской области, должностям государственной гражданской службы Смоленской области производится в соответствии с областным законом. Аналогичные нормы содержатся, в частности, в законах Самарской, Саратовской, Ульяновской, Орловской, Ростовской областей, Еврейской автономной области, Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Москвы. Исключением из общего правила является Санкт-Петербург. Законом Санкт-Петербурга «О расчетной единице» установлено, что размер расчетной единицы (на основании которой исчисляется денежное содержание гражданских служащих) подлежит изменению с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексирование) размера расчетной единицы осуществляется ежегодно до принятия закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год. Изменение размера расчетной единицы осуществляется путем внесения изменения в Закон Санкт-Петербурга «О расчетной единице». В настоящее время лишь в незначительном количестве субъектов Российской Федерации приняты акты, касающиеся особого порядка оплаты труда гражданских служащих. Исключением является, например, Хабаровский край, в котором действует Постановление Правительства Хабаровского края от 4 октября 2005 г. N 118-пр «О должностях государственной гражданской службы Хабаровского края, по которым устанавливается особый порядок оплаты труда». В соответствии с этим Постановлением к должностям государственной гражданской службы Хабаровского края, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, относятся должности «консультант», «эксперт-консультант». Лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Хабаровского края «консультант», «эксперт-консультант», с которыми заключаются срочные служебные контракты для выполнения заведомо определенной социально значимой для развития края работы с учетом эффективности и результативности деятельности гражданского служащего, при ее исполнении выплачивается ежемесячное денежное содержание в размере от 40 тыс. до 60 тыс. рублей. Конкретный размер денежного содержания определяется при введении данной должности. Должности «консультант», «эксперт-консультант» могут быть введены: — в органах исполнительной власти края по распоряжению губернатора Хабаровского края на основании представления руководителя органа исполнительной власти края; — в Законодательной Думе Хабаровского края по распоряжению Председателя Законодательной Думы Хабаровского края. В целом, однако, можно констатировать, что использование механизма особого порядка оплаты труда, при котором денежное содержание служащего зависит от эффективности и результативности его труда, субъектами Российской Федерации по большей части не востребовано. Это связано в первую очередь с неурегулированностью данного вопроса на федеральном уровне.

——————————————————————