Особенности правового регулирования труда в крестьянском (фермерском) хозяйстве
(Канунников А. Б., Гостева М. А.)
(«Трудовое право», 2008, N 10)
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
В КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ
А. Б. КАНУННИКОВ, М. А. ГОСТЕВА
Канунников А. Б., кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики и права Омского государственного аграрного университета, начальник отдела, главный госинспектор труда Гострудинспекции в Омской области.
Гостева М. А., главный юрисконсульт Омского государственного аграрного университета.
Появление в новой редакции (от 04.12.2006 N 201-ФЗ) Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» является поворотным моментом в развитии производственных отношений в деревне.
До принятия этого Закона в России было два вида предпринимателей: юридические лица (организации) и физические лица — предприниматели без образования юридического лица. А фермеры находились как бы посередине. Теперь все встало на законные места. Фермерство — это, по сути, третий, прежде всего семейный, тип предпринимательства.
В соответствии с указанным Федеральным законом, фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, которые связаны родством и (или) свойством, т. е. находятся в параллельных, не родственных отношениях.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, основанное на родстве, объединяет родственников (супругов, их родителей, детей, братьев, сестер, внуков, дедушек и бабушек, каждого из супругов), но не более чем трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет. Если граждане не состоят в родстве с главой фермерского хозяйства, то максимальное количество при объединении в фермерское хозяйство не может превышать 5 человек. Фермерское хозяйство может быть создано также одним гражданином.
Закон четко определяет не только право на создание фермерского хозяйства, но и основные виды деятельности, которыми фермеры должны заниматься. Главными видами являются производство и переработка сельхозпродукции, также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельхозпродукции собственного производства.
Производственная и хозяйственная деятельность фермерского хозяйства строится, прежде всего, на личном участии в этой деятельности, на собственном труде членов фермерского хозяйства. При этом количество наемных работников ограничено. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и считается созданным со дня его государственной регистрации в местном органе самоуправления, в ведении которого находится земельный участок. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, в котором в обязательном порядке содержатся сведения не только о членах хозяйства, но и о признании одного из них главой этого хозяйства. Это соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства и является одним из основных документов для государственной регистрации. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется. Признание одного из членов хозяйства главой наделяет последнего таким специфическим полномочием, как право осуществлять прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение.
В этой связи возникает вопрос: а в каких отношениях с фермерским хозяйством находится глава этого хозяйства?
Анализ норм Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» позволяет сделать вывод, что глава фермерского хозяйства, являясь его единоличным руководителем, обладает специальным гражданским правом и дееспособностью, зафиксированными как в Законе, так и в заключенном соглашении о создании фермерского хозяйства. Глава хозяйства по Закону обладает весьма обширными полномочиями. Только он имеет право заключать сделки и распоряжаться имуществом, выдавать доверенности и т. д. Следовательно, эти отношения являются в своей основе гражданско-правовыми, предпринимательскими (ст. 23 ГК РФ).
Стоит обратить внимание на такую особенность данного Закона, как установление порядка смены главы фермерского хозяйства.
1) Смена главы не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве. Это вполне закономерно, т. к. в Законе прописана процедура обеспечения членства в хозяйстве и признания главой фермерского хозяйства.
2) Перечень оснований для смены главы фермерского хозяйства является закрытым и не может быть расширен. Смена главы фермерского хозяйства происходит в случаях невозможности исполнять свои обязанности более чем 6 месяцев подряд, смерти или добровольного отказа от главенства.
Смена главы обязательно оформляется письменно путем внесения соответствующих изменений в соглашение о создании фермерского хозяйства (ст. 4 указ. Федерального закона N 74-ФЗ).
Таким образом, смена главы фермерского хозяйства не происходит автоматически, она требует указанных в Законе оснований и процедуры юридического оформления. Установленный в Законе порядок подчеркивает особенности правового положения главы фермерского хозяйства как единоличного руководителя, от которого в большей степени зависит эффективность и стабильность хозяйственной деятельности.
Исходя из Закона, своим трудом в фермерском хозяйстве могут участвовать члены фермерского хозяйства и наемные работники. Участие этих двух категорий физических лиц в деятельности фермерского хозяйства имеют правовые сходства и различия. Прежде всего, члены фермерского хозяйства и наемные работники участвуют в работе своим личным трудом. При этом для члена фермерского хозяйства личное участие трудом является условием членства в хозяйстве, т. е. фактической юридической обязанностью, которая, на наш взгляд, должна быть в этом качестве отражена в соглашении о создании фермерского хозяйства. Для работника, принятого на работу в фермерское хозяйство, это реализация своего права на труд, который каждый свободно выбирает или на выполнение которого свободно соглашается.
В первом случае правовая природа отношений личного участия в деятельности хозяйства в виде членства в фермерском хозяйстве имеет основой гражданско-правовую процедуру, т. к. опосредуется объединением определенного имущества и (или) приемом в члены хозяйства. Во втором случае работник вступает в трудовые отношения и обязан лично выполнять трудовую функцию, определенную заключенным трудовым договором, и соблюдать действующие правила внутреннего трудового распорядка.
Значит ли это, что члены фермерского хозяйства не могут находиться со своим хозяйством в трудовых отношениях?
На наш взгляд, право гражданина быть членом фермерского хозяйства не противоречит его праву заключать со своим хозяйством трудовой договор, дополнив гражданско-правовые отношения трудовыми. Главное, чтобы трудовые отношения в этом случае возникли на основе взаимного согласия главы фермерского хозяйства как работодателя и самого члена фермерского хозяйства. Подчеркнем, что возникновение таких двойственных правовых отношений — дело сугубо добровольное и является дополнительной правовой основой для организации производства и управления трудом членов фермерского хозяйства.
Следовательно, представляется верным, чтобы за главами крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных на основе соглашения, т. е. несколькими гражданами, осталось право исходя из своих интересов дополнить гражданско-правовые отношения, основанные на главенстве в хозяйстве, трудовыми отношениями на основании трудового договора, который, как известно, обеспечивает социально-трудовые гарантии, предусмотренные трудовым законодательством. Глава такого крестьянского (фермерского) хозяйства, как предприниматель, действующий без образования юридического лица, оставаясь в сфере гражданско-правовых отношений, в то же время становится работником своего хозяйства. Трудовой договор с ним может быть подписан одним из членов крестьянского (фермерского) хозяйства с согласия остальных.
Другой характер правовых отношений будет складываться в случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином. Здесь, на наш взгляд, возможна аналогия закона, регулирующего отношения, сходные с рассматриваемыми. Имеется в виду ч. 2 ст. 273 ТК РФ, где содержится правило, что трудовое законодательство распространяется на руководителей организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением случаев, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества.
Эта аналогия трудового закона имеет право на существование, поскольку до 1 января 2010 г. будут существовать крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие статус юридического лица. Вместе с тем необходимость в подобном случае применения аналогии закона говорит о недостаточном регулировании специфических вопросов трудовых отношений в Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и о необходимости большей полноты этого регулирования.
Вместе с тем трудовые отношения, возникшие на основе трудовых договоров в крестьянском (фермерском) хозяйстве, регулируются с особенностями, изложенными в гл. 48 ТК РФ. Кроме того, правовые нормы, регулирующие организацию труда в созданном хозяйстве, содержит также анализируемый нами Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
При этом следует отметить, что в крестьянском (фермерском) хозяйстве, по сути, имеются два вида работников. Это члены крестьянского хозяйства, которые участвуют в работе своим личным трудом, и наемные работники.
Статья 15 указанного Закона содержит требования, связанные с правовыми основами организации внутренней жизнедеятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — КФХ).
Исходя из смысла правовой нормы данной статьи, члены фермерского хозяйства должны на основе согласия разработать два вида внутренних документов: внутренний распорядок фермерского хозяйства, а также документы (по нашему мнению, в виде различных соглашений), в которых необходимо отразить права и обязанности членов хозяйства с учетом их квалификации и хозяйственной необходимости, ответственность за неисполнение установленных обязанностей, документы, устанавливающие порядок и процедуры (размер и формы) выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода.
Внутренний распорядок фермерского хозяйства по своей правовой природе должен определять трудовой распорядок как для членов КФХ, так и для наемных работников. Представляется, что внутренний распорядок по своему содержанию должен соответствовать требованиям ч. 3 и 4 ст. 189 ТК РФ. В нем следует сформулировать локальные нормы, регулирующие на основе ТК РФ порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Таким образом, по нашему мнению, внутренний распорядок КФХ — это локальный нормативный акт, принимаемый для регулирования, прежде всего, процессов внутренней организации труда и управления трудом работников в целях создания необходимых организационных и экономических условий для нормальной производительной работы. Этот документ, как мы уже отмечали, распространяется на всех лиц: как на членов КФХ, принимающих участие в деятельности КФХ своим личным трудом, так и на наемных работников.
Специфика правового положения работников, работающих у работодателей-фермеров, и самих этих работодателей находит отражение в нормах ТК РФ, устанавливающих особенности заключаемого трудового договора.
При заключении трудового договора с работодателем — физическим лицом, в том числе с главой фермерского хозяйства, работник обязуется выполнять не запрещенную законом работу, определенную этим договором. Это означает, что трудовая функция работников определяется по соглашению между работником и работодателем. Работодатель в соответствии с ТК РФ обязан внести в письменный трудовой договор все условия, существенные для работника и работодателя. Обращаем внимание, что в ст. 57 ТК РФ записаны обязательные условия трудового договора, предусмотренные законодателем, также дополнительные условия, которые могут быть установлены по соглашению сторон, а в ст. 303 ТК РФ речь идет обо всех условиях, существенных для работника и работодателя. Это значит, что законодатель, учитывая специфику возникающих трудовых отношений, на первое место ставит содержательную сторону достигнутых договоренностей при соблюдении общего правила ст. 57 ТК РФ, что эти договорные условия не ухудшают положения работника по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В точном согласовании условий труда должен быть заинтересован и работодатель. Только в этом случае при возникновении споров он сможет доказать, что выполнение тех или иных функций является обязанностью работника.
По соглашению сторон трудовой договор между работником и работодателем — главой КФХ может быть как срочным, так и бессрочным.
Такой подход вполне оправдан. Поскольку деятельность работодателей-фермеров отличается определенной спецификой, то распространение на них требований ст. ст. 58 и 59 ТК РФ могло бы привести к ущемлению их прав и вызвало бы стремление уклоняться от какого-либо оформления трудовых отношений с работниками.
Возможность заключения срочного трудового договора оправдано с учетом экономического положения указанной категории работодателей.
Следует учитывать также, что работодатели — главы крестьянских (фермерских) хозяйств, не могут прогнозировать получение доходов на длительную перспективу. Как субъекты малого предпринимательства, они сильно зависят от экономической конъюнктуры, от природно-климатических и сезонных условий. Поэтому правомерно, что на них не возлагается юридическая ответственность за продолжительность трудовых отношений с работниками.
В свою очередь, работники также проявляют заинтересованность, чтобы их трудовая связь с такими работодателями ограничивалась определенным сроком. Это связано с тем, что могут не подойти или резко измениться условия труда, возникнуть личная неприязнь, которая не даст продолжать трудовые отношения, и т. д. Рабочее время и время отдыха в подобных трудовых отношениях регулируется по соглашению сторон. При этом имеется достаточная свобода для установления рабочего дня, удобного как по перерывам, так и по продолжительности. Надо помнить только одно ограничение: что продолжительность рабочей недели не может быть более 40 часов, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска — менее 28 календарных дней, установленных ТК РФ. Существование данной нормы не означает, что работникам, привлеченным к работам работодателями-фермерами, не может быть установлен суммированный учет рабочего времени. Такой учет, исходя из особенностей сельскохозяйственного производства, может (ст. 104 ТК РФ) вводиться на определенные промежутки времени при соблюдении процедур изменения определенных сторонами условий трудового договора (ст. 74 ТК РФ). Учетный период не может превышать одного года.
Многие другие важные нормы ТК РФ, касающиеся организации и использования труда наемных работников у работодателей-фермеров, действуют в общем порядке, без всяких изменений, в полном объеме.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства может предоставить отпуска работникам в зависимости от цикличности производства сельхозпродукции. К отпускам без сохранения заработной платы применяются общие правила ТК РФ, кроме того, в трудовом договоре могут быть предусмотрены дополнительные случаи, когда работодатель не вправе отказать работнику в предоставлении такого отпуска.
Об изменении определенных сторонами условий, предусмотренных трудовым договором, работодатель-фермер в письменной форме предупреждает работника не менее чем за 14 календарных дней, когда эти условия не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменениями организационных или технологических условий труда (ч. 1 ст. 74 ТК РФ).
Важным моментом условий трудового договора является право работодателя-фермера и работника включать в трудовой договор дополнительные основания его прекращения. Эти основания должны быть сформулированы максимально конкретно, чтобы при их применении не возникало неясностей и двойственного толкования. В основе подобных оснований должен лежать учет особенностей деятельности работодателя-фермера и трудовой функции работника. Работодатели — главы фермерских хозяйств, зарегистрированные в качестве предпринимателей, могут включать в трудовой договор такие дополнительные основания его прекращения, как прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, однократное неисполнение требований работодателя, вытекающих из условий трудового договора, и т. д. Главное, чтобы эти условия не носили дискриминационного характера.
В трудовом договоре между упомянутыми субъектами трудовых отношений могут определяться также сроки предупреждения об увольнении, случаи и размеры выплачиваемого при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат.
В соответствии со ст. 309 ТК РФ работодатель — физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, а следовательно, и фермер, обязан вести трудовые книжки на каждого работника, который проработал у него свыше 5 дней и для которого эта работа является основной. Это является безусловной обязанностью работодателя, от которой он не имеет права уклониться. В случае такого уклонения работодатель-фермер может быть привлечен к административной ответственности в установленном законом порядке, т. е. на него может быть наложен штраф от 1000 до 5000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).
Споры между работниками и работодателями-фермерами должны решаться преимущественно путем переговоров. Однако если согласие не достигнуто, спор может быть перенесен в суд. Если наличие трудового договора отрицается, этот факт может быть доказан не только представлением суду его копий, но и свидетельскими показаниями. В целом, исходя из большой личностной специфики использования труда работников у работодателей-фермеров, можно сделать вывод, что именно в трудовых отношениях этих субъектов в наибольшей мере может проявиться индивидуальное регулирование труда через трудовой договор. Здесь на практике можно добиться реализации важнейшего специфического принципа трудового права, когда условия, улучшающие положение работника, будут на деле иметь высшую юридическую силу, потому что об этом договорились двое — работник и работодатель, и именно через эту договоренность в наибольшей степени проявится регулятивная функция трудового договора в использовании труда работников.
——————————————————————