О вопросах трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации
(Карпушина К. С.)
(«Социальное и пенсионное право», 2009, N 2)
О ВОПРОСАХ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К. С. КАРПУШИНА
Карпушина К. С., старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Смоленского гуманитарного университета, соискатель.
Миграция, в том числе трудовая, процесс перманентный. Она существовала во все времена, и остановить ее в принципе невозможно. По разным причинам люди покидают родные места, пересекают границы, меняют гражданство. Речь идет в первую очередь о людях, не желающих довольствоваться условиями оплаты труда на отечественных предприятиях. Многие из них сегодня видят работу за границей едва ли не единственным вариантом улучшения своего личного благосостояния.
Многие иностранцы настолько сильно желают трудиться в нашей стране, что легко соглашаются на любые условия работы. Россия полна нелегалов, об этом знает каждый. Особенно широко такое применение дешевой рабочей силы практикуется в сфере строительства, уличного благоустройства и дорожных работ.
По разным оценкам, число иностранцев, работающих в России, колеблется от 1,5 до 7 млн. человек, тогда как официально зарегистрировано лишь около 300 тыс. трудовых мигрантов. Тем важнее для любого государства наладить систему строгого учета и контроля за всеми, кто прибывает в страну или следует через нее транзитом.
Многие компании приглашают сегодня иностранцев на работу в Россию. Причины для привлечения кадров из-за рубежа могут быть разными. Одним требуется очень редкий специалист, которого просто нет у нас в стране. Другие с радостью принимают на рабочие специальности граждан из стран ближнего зарубежья по причине их готовности днем и ночью трудиться за весьма скромное материальное вознаграждение. Но несмотря на то, что, по сути, мы каждому иностранцу даем возможность найти в нашей стране работу, российское законодательство предлагает своим гостям (как званым, так и непрошеным) немало испытаний. Ведь в любом случае для них работа в России сопровождается целым рядом сложностей, как для работодателей, так и для самих соискателей [3, с. 234].
Процедура трудоустройства иностранного гражданина в российскую организацию достаточно сложна. К тому же она требует определенных материальных затрат и отнимает немало времени. Разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, заключение о целесообразности этого привлечения, разрешение на работу в России для самого иностранца, бесконечные медицинские справки — все это лишь часть необходимых в данной ситуации документов. Немного проще в этом плане тем, кто приезжает из стран, с которыми у России установлен безвизовый режим.
Власти попытались решить проблему нелегальной миграции путем принятия Федерального закона N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», который вступил в силу 1 ноября 2002 г. Теперь каждому иностранцу при въезде в Россию выдается миграционная карта, в которой указываются данные об иностранном гражданине и цель его визита. Этот документ, по мнению властей, нужен для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в России [6, с. 13].
Кроме того, Законом предусмотрена квота на заграничную рабочую силу. В соответствии со ст. 18 ФЗ, квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложению исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Так, в нынешнем году легально трудиться в России могут 1140633 мигранта (Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 983).
Главные проблемы у работодателей, нанимающих мигрантов, возникнут в процессе оформления разрешительных документов на привлечение и использование иностранного персонала и на трудовую деятельность для каждого работника. Сертификат выдают на один год, и при необходимости его надо будет каждый раз продлевать.
О том, каким образом получить разрешение, Правительство разъяснило в Постановлении от 30 декабря 2002 г. N 941. А вот порядок оформления этого документа еще не установлен, поэтому сейчас следует руководствоваться Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146, но правила десятилетней давности, увы, создают благоприятную почву для коррупции.
Для привлечения иностранной рабочей силы российский работодатель должен:
— иметь заключение территориального органа занятости о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы (выдается на основании заявления, где указаны категории работников, сроки, обоснование их привлечения; прилагается копия свидетельства о регистрации юридического лица);
— получить разрешение МИД России, которое выдается, как правило, на один год, на привлечение иностранцев (для этого представляются заявление, учредительные документы, подтверждение о предварительной договоренности с иностранцем, заключение территориального органа занятости, платежное поручение с отметкой банка об уплате госпошлины за каждого работника);
— сделать приглашение для въезда в Россию иностранных работников (для не имеющих права на безвизовый въезд), на основании которого оформляются въездные визы;
— предусмотреть на специальном счете подразделения МВД России денежную сумму в размере стоимости железнодорожного или авиационного билета до столицы государства гражданской принадлежности иностранца (для лиц без гражданства — страны начального проживания);
— в течение 10 дней со дня прибытия иностранного гражданина к месту работы уведомить налоговый орган о его использовании [5, с. 21].
Кроме того, за каждого иностранного работника работодатель сегодня должен заплатить 4,2 тыс. руб. (3 тыс. — госпошлина за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников, 1 тыс. — госпошлина за выдачу разрешения на работу, 200 руб. — госпошлина за выдачу приглашения иностранному работнику).
Работодатель может безо всяких разрешений принять на работу граждан Республики Беларусь, чьи права приравнены к правам россиян, а также иностранцев и лиц без гражданства, имеющих разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство. Временно проживающие могут работать только в пределах субъекта Федерации, где им разрешено проживать, а постоянно проживающие — на всей территории страны. Однако закон предусматривает случаи, при которых временно проживающие в России иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 97):
а) направление в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;
б) если постоянная работа осуществляется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта Российской Федерации не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.
Трудовая деятельность иностранных граждан в России может осуществляться на основании трудовых и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Для осуществления своей деятельности на территории России иностранный работник должен получить разрешение на работу, а также в течение трех дней со дня прибытия в Россию зарегистрироваться в органах МВД.
После получения разрешения на трудоустройство иностранный гражданин может самостоятельно осуществлять поиск организации (работодателя) для трудоустройства. С организацией (работодателем) он обязан заключить трудовой или гражданско-правовой договор. В случае если на протяжении 90 дней со дня въезда на территорию Российской Федерации иностранный гражданин не смог найти работу, он обязан выехать за пределы РФ.
Иностранный работник, официально оформивший трудовые отношения с работодателем, имеет право на рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда; на полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте; на возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей; на отказ от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью; на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; на ежегодный оплачиваемый отпуск; на медицинское страхование и обслуживание; на условия проживания, соответствующие санитарным нормам; на правовую защиту в судебных органах РФ.
По мнению законодателей, именно единая разрешительная система должна стать сдерживающим фактором нашествия в нашу страну нелегалов, а порядок, заставляющий работодателя в течение нескольких месяцев объяснять чиновникам, зачем ему нужен тот или иной специалист, защищает прежде всего интересы россиян.
Кроме того, российское законодательство предусматривает административную ответственность за нарушение правил привлечения и использования иностранных работников. Работодатель, не оформивший иностранного работника в соответствии с действующим законодательством, подвергается штрафу в размере от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административному приостановлению деятельности на срок до 90 суток; должностные лица — от 25 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 18.15 КоАП РФ). Кроме того, административная ответственность наступает и для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без соответствующего разрешения, в виде штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ или без такового (ст. 18.10 КоАП РФ).
Таким образом, несмотря на то что в России существует определенный механизм регулирования трудовой миграции иностранных граждан, в этой области еще много проблем, не способствующих сокращению объемов нелегальной трудовой миграции.
Вместе с тем интеграция России в международный рынок труда сопровождается развитием внешней трудовой миграции. География трудовых контрактов достаточно обширна. На сегодняшний день принят целый ряд межгосударственных нормативно-правовых актов, направленных на формирование рынка труда и повышение эффективности миграционных процессов.
Список использованной литературы
1. ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» // Российская газета. 31.07.2002. N 140.
2. Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. N 97.
3. Ануфриева Л. П. Международное частное право. Т. 2. Особенная часть. М.: Бек, 2002.
4. Давлетгильдеев Р. Ш. Правовое регулирование привлечения рабочей силы из стран — членов СНГ// Журнал российского права. 1999. N 11. С. 126 — 132.
5. Верпин Е. С. О миграционной политике России // Профиль. 31.10.2005.
6. Кононович Ю. Б. Не иностранцы, а сограждане // Народная газета. 14.12.2006. N 277 (4401).
7. Лисоволик Я. Ю. Российский магнит для миграционных потоков // Взгляд. 10.10.2006.
——————————————————————