Характеристика основных детерминантов преступлений, совершаемых незаконными трудовыми мигрантами Московского региона и с их участием

(Шевырев С. Н.) («Российский следователь», 2009, N 18)

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ДЕТЕРМИНАНТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕЗАКОННЫМИ ТРУДОВЫМИ МИГРАНТАМИ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА И С ИХ УЧАСТИЕМ

С. Н. ШЕВЫРЕВ

Особую криминологическую значимость имеет комплекс социально-демографических свойств и качеств личности преступника. Это касается в том числе и лиц, совершивших преступления в статусе незаконных мигрантов. Личность преступника представляет собой реальную систему внешних социальных связей в виде фактического поведения.

Признаки, отражающие структуру этих связей личности, можно рассматривать в качестве внешних ее форм. К числу таких форм относится определенная часть признаков, которые в обобщенном виде дифференцируют структуру социальных связей человека по разным сферам их проявления: общегражданский признак (например, вид образования), семейный (состав семьи), бытовой признак (место жительства), производственный или учебный (род занятий), биолого-физический признак (пол, возраст, состояние здоровья) и т. д. Несмотря на то что проблемы исследования социально-демографических и иных аспектов преступности и преступников в работах ряда криминологов поднимаются довольно часто, механизм их воздействия на формирование преступного поведения остается еще недостаточно изученным. Исследование личности незаконного трудового мигранта потребовало разработки специального научного аппарата. В связи с этим за основу были взяты традиционные методы социологического и специального криминологического исследования, в частности: анкетирование (охвачено около 400 респондентов — незаконных трудовых мигрантов); изучение по специально разработанным матрицам административных и уголовных дел (150 и 220 соответственно); экспертные оценки и интервьюирование (охвачено 122 сотрудника правоохранительных органов, из них большинство составили работники ФМС), изучение статистических данных ГИАЦ МВД России за 2003 — 2007 гг. В криминологических исследованиях, как правило, среди иных социально-демографических признаков личности на первое место ставятся возраст и образование. Применительно к Москве и Московской области признаки, характеризующие личность незаконного трудового мигранта, совершившего преступление, представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Возраст незаконных трудовых мигрантов на момент совершения преступления в Московском регионе

N п/п Возраст на Удельный вес, % момент совершения преступления

1 14 — 18 лет 1,3

2 19 — 25 лет 11,4

3 25 — 30 лет 23,7

4 31 — 35 лет 24,5

5 36 — 40 лет 23,6

6 41 — 45 лет 15,3

7 46 — 50 лет 1,2

8 51 — 60 лет —

9 старше 60 — лет

Как следует из представленной таблицы, среди незаконных трудовых мигрантов наибольшей криминальной активностью отличались лица в возрасте 31 — 35 лет (24,5%). Второе место заняли лица, достигшие возраста 25 — 30 лет (23,7%), и третье место заняли лица, которым исполнилось 36 — 40 лет (22,6%). Значительно меньшей криминальной активностью отличались лица в возрасте 14 — 18 лет и 46 — 50 лет <1>. ——————————— <1> Полученные данные во многом совпадают с данными, содержащимися в других исследованиях. По данным Ю. М. Антоняна, основной контингент преступников составляют лица молодого и среднего возраста (до 40 лет). См., например: Антонян Ю. М. Преступное поведение и психические аномалии. М., 1998. С. 126.

В формировании и реализации мотивов преступлений значительную роль, как известно, играет уровень образования. Обнищание широких слоев населения бывших республик СССР заставляет людей, даже с высоким образовательным уровнем, искать низкоквалифицированную работу, и тем не менее данный показатель (уровень образования) является существенным фактором, коррелирующим с поведением незаконного трудового мигранта. Ниже в представленной таблице отражены соответствующие данные об уровне образования незаконных трудовых мигрантов, совершивших преступления в Московском регионе.

Таблица 2

Образовательный уровень незаконных трудовых мигрантов, совершивших преступления в Московском регионе

N п/п Уровень Удельный вес, % образования мигрантов — преступников

1 Начальное —

2 Неполное 44,3 среднее

3 Среднее общее 26,8

4 Среднее 14,7 профессионально — техническое

5 Среднее 7,7 специальное

6 Незаконченное 5,5 высшее

7 Высшее 1

Данные, вытекающие из представленной таблицы, свидетельствуют о том, что незаконные трудовые мигранты, совершившие в Московском регионе преступления, чаще всего имели неполное среднее (44,3%), или среднее общее, или среднее профессионально-техническое образование (26,8%). В то же время, как это следует из материалов исследования, уровень образования строго корреспондирует с видами преступлений, совершаемых указанной категорией лиц. В частности, если общеуголовные преступления совершались лицами с незаконченным средним и средним образованием, то преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, характерны для незаконных трудовых мигрантов, имеющих незаконченное высшее или высшее образование. Вероятно, все отмеченное указывает на определенную тенденцию, но не исключает совершения общеуголовных корыстных и корыстно-насильственных преступлений в том числе и лицами, получившими на момент совершения преступления незаконченное высшее либо высшее образование. Указанное свидетельствует о том, что полученное образование не предопределяет наличие должного уровня нравственной культуры, препятствующего совершению любых видов преступлений. Кроме отмеченного криминологическое значение имеют сведения о трудовом стаже, имевшемся у незаконных трудовых мигрантов Московского региона к моменту совершения преступления.

Таблица 3

Данные о трудовом стаже незаконных трудовых мигрантов Московского региона к моменту совершения преступления

N п/п Трудовой стаж Удельный преступников-мигрантов вес, %

1 Не работали 22

2 Работали от 1 до 3 лет 10

3 Работали от 3 до 5 лет 33

4 Работали от 5 до 10 лет 11

5 Работали от 10 до 20 лет 9

6 Работали от 20 до 30 лет 9

7 Работали свыше 30 лет 6

Как следует из приведенной таблицы, существенную долю среди незаконных трудовых мигрантов, совершивших преступления, составили лица, ранее не работавшие (22%). Отсутствие стажа при этом коррелирует с возрастом, относящимся к молодежному (17 — 22 лет). Среди субъектов преступлений существенную долю составили лица с небольшим трудовым стажем — от 1 до 5 лет (44%). В меньшинстве (34%) остались незаконные трудовые мигранты, которые на момент совершения преступления имели трудовой стаж от 10 до 30 лет. Как показало исследование, наличие трудового стажа зачастую позитивно сказывается на поведении незаконного трудового мигранта, так как позволяет получать доход, не прибегая к совершению преступлений. Характерно, что в уголовной статистике появилась и графа «Официально зарегистрированные безработные». Их доля в Москве и Московской области, по данным за 2007 г., составила уже 11%. Рассмотрим социально-ролевые признаки, характеризующие личность преступников — незаконных мигрантов (таблица 4).

Таблица 4

Семейное положение незаконных трудовых мигрантов на момент совершения преступления в Москве и Московской области

N п/п Семейное положение Удельный вес, %

1 Женат 28

2 Холост 30

3 Разведен 24

4 Замужем 2

5 Не замужем 3

6 Разведена 11

Таким образом, в брачных отношениях на момент совершения преступления большая часть незаконных трудовых мигрантов не состояла (38%). Выборочные исследования показывали, что более чем в 60% случаев преступлениям, совершенным анализируемым контингентом лиц, предшествовало систематическое пьянство, потребление наркотиков, мелкое хулиганство, другие нарушения общественного порядка. Основываясь на сведениях, приведенных в таблице, можно сделать вывод, что для Москвы и Московской области, региона с повышенной внутренней и внешней миграцией, особенно характерно частое несовпадение мест проживания субъектов преступления и мест совершения ими преступлений. Другим значимым обстоятельством, проливающим свет на особенности рассматриваемого феномена, являются сведения о роли незаконного трудового мигранта, выполняемой при совершении преступления. Ниже в таблице 5 приводятся соответствующие сведения.

Таблица 5

Место постоянного жительства незаконных трудовых мигрантов Московского региона

N п/п Вид постоянного Удельный места жительства вес, % незаконных трудовых мигрантов

1 Ближнее зарубежье 86,3

2 Дальнее зарубежье 10,1

3 Лица без 3,6 определенного места жительства

Как видно из таблицы 5, основная масса незаконных трудовых мигрантов в Московском регионе (66%) — это исполнители преступлений. Далее представляется необходимым рассмотреть уголовно-правовые признаки, характеризующие личность незаконного трудового мигранта, совершившего преступление в Московском регионе (табл. 6). Важной характеристикой личности преступника являются сведения о его поведении до совершения последнего преступления, в первую очередь информация о факте совершения ранее данным лицом преступления. Показатели рецидива у рассматриваемой группы устойчиво держатся на более высоком уровне, чем в целом по преступности.

Таблица 6

Выполняемая незаконными трудовыми мигрантами роль в совершении преступления

N п/п Роль в совершении Удельный преступления вес, %

1 Организатор 9

2 Подстрекатель 21

3 Исполнитель 66

4 Пособник 4

Таблица 7

Наличие судимости у незаконных трудовых мигрантов Московского региона

N п/п Наличие Удельный вес, % судимости

1 ранее судимы 58

2 ранее не судимы 42

Как следует из представленной таблицы, более половины незаконных трудовых мигрантов на момент прибытия в Москву или Московскую область были ранее судимы (58%). Кроме отмеченного значительную роль играет вопрос об участии незаконных трудовых мигрантов в совершении групповых преступлений.

Таблица 8

Сведения об участии незаконных трудовых мигрантов в преступлениях, совершаемых группой лиц

N п/п Степень Удельный соучастия в вес, % преступлении

1 Единолично 47

2 В группе 36

3 В организованной 17 группе

Приведенные в таблице сведения свидетельствуют о том, что больше половины преступлений незаконными трудовыми мигрантами совершались в группе (53%). Значительная доля преступных посягательств (17%) имела даже организованный характер. Представляется необходимым подвести определенные итоги сказанному. В частности, как было отмечено выше, большая доля рассматриваемых преступлений, совершаемых в Московском регионе, приходится на молодых людей в возрасте до 40 лет. Наиболее криминальной активностью отличаются незаконные трудовые мигранты в возрасте от 31 до 35 лет. Около 80% указанных лиц имели неполное среднее или среднее образование. Каждый пятый из них не имел постоянного места работы. Каждый третий незаконный мигрант не состоял в браке. Исследования показали, что с 1999 по 2003 г. незаконные мигранты, привлекаемые к уголовной ответственности за совершение преступлений в Москве, являлись в основном мужчинами (82%); преобладающая возрастная группа — 31 — 35 лет. Более 55% лиц не имели высшего или среднего специального образования, 80,1% незаконных мигрантов не имели постоянного источника дохода. Более 10% граждан на момент совершения преступлений имели преступный опыт. Среди незаконных трудовых мигрантов отмечается высокая доля рецидива — каждый второй имел судимость за ранее совершенное преступление <2>. ——————————— <2> Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века / Под общ. ред. А. И. Гурова. М.: ВНИИ МВД России, 2000. С. 33.

В настоящее время возрастает доля женщин из числа незаконных мигрантов в совершении преступлений. Например, доля женщин, совершивших преступления в Московском регионе, за последние пять лет увеличилась на 35%. Среди лиц из числа незаконных мигрантов, совершающих преступления, преобладают люди с низким культурным и образовательным уровнем, с узким кругозором, примитивными и грубыми потребностями, среди них более распространен культ грубой физической силы. Наибольший криминальный вклад в преступность столицы вносят незаконные мигранты из Украины, Грузии, Азербайджана и Молдовы. Отмечается некоторая криминальная специализация выходцев из разных стран, совершающих определенные виды преступлений. Наибольшее число преступлений приходится на долю жителей Украины — 40%, Грузии — 17%, Азербайджана — 14%, Молдовы — 12%. Обычно преступления, совершаемые жителями Украины, — общеуголовной направленности, среди которых преобладают преступления небольшой и средней тяжести. Основное число противоправных деяний составляют мошенничества — 41%, кражи — 15%, преступления, связанные с наркотиками и сильнодействующими веществами, — 8%, грабежи — 4%. В целом можно отметить, что жители Украины совершают более 35% всех аналогичных преступлений среди граждан государств СНГ <3>. ——————————— <3> См.: Отчет работы ФМС МВД России за 2007 г.

Жителям Грузии свойственно совершение краж — 32%, что составляет 28% всего количества краж, совершаемых незаконными мигрантами. Доля преступлений, связанных с наркотиками и сильнодействующими веществами, совершаемых жителями этого государства, находится на уровне 26%, остальные виды преступлений проявляются значительно реже. Жители Азербайджана наиболее часто совершают в Москве мошенничества, а также преступления, связанные с наркотиками, и кражи. Например, доля мошенничества находится на уровне 20%. Для жителей Азербайджана характерен высокий коэффициент этнической однородности — более 95%. Всплеск преступности жителей Молдовы в Москве приходится на 2003 — 2005 гг., в последующем общее количество преступлений данной категорией мигрантов сократилось на 38%. Лишь в 2007 г. отмечен некоторый прирост показателей, характеризующих преступность данной категории лиц. Проведенные рядом демографов исследования показывают, что миграционное поведение людей различных национальностей зависит от особенностей уклада и образа жизни народов, уровня образования этносов, традиций, влияния различного накопленного миграционного опыта <4>. С учетом этого можно сделать вывод, что миграционное поведение, например, азербайджанцев будет отличаться от миграционного поведения русских. ——————————— <4> См.: Топилин А. В. Взаимодействие этномиграционных процессов и их последствий. Автореф. дис. … докт. экон. наук. М., 1993. С. 5.

Изменение поведенческой активности различных социальных групп, в том числе этносов, применительно к незаконной миграции, создало ряд дополнительных проблем в криминогенном аспекте для принимающих мигрантов городов. Высокая степень бесконтрольной криминальной миграции, ее подвижность не позволяют адекватно реагировать на совершаемые мигрантами преступления и вести целенаправленную профилактическую работу уполномоченным правоохранительным органам. Прежде всего это положение относится к городам с высокой плотностью населения и в первую очередь к сверхкрупным городам <5>. ——————————— <5> См.: Информационный бюллетень ФМС России. М., 2001. N 1. С. 15.

Многие мигранты, проникнув несколько лет назад на территорию Москвы с целью транзита и последующего выезда в государства Запада, адаптировались в сфере малого бизнеса и коммерции, занимаются противоправной деятельностью и уже не планируют дальнейшие переезды. Поворот к рынку усилил привлекательность освоенных районов с развитой инфраструктурой, довольно плотно населенных и выдвинутых в сторону развитых западных стран. Именно в этих районах быстрее, чем в других местах, развивается частное предпринимательство и существуют лучшие условия для альтернативных заработков. Незаконные мигранты из стран СНГ и Балтии тоже предпочитают селиться в центральных и юго-западных районах. В последнее десятилетие получили приток населения Волго-Вятский, Центрально-Черноземный районы и Урал, большинство областей северо-западной и центральной России. Проведенная криминологическая характеристика незаконных трудовых мигрантов, совершивших преступления в Московском регионе за последние пять лет, свидетельствует о том, что отмеченный контингент можно смело отнести к «боевому отряду» «теневого» рынка. Соответствующий вывод следует из целого ряда сведений, характеризующих сложившуюся ситуацию с феноменом незаконной трудовой миграции. Во-первых, число данной категории лиц постоянно увеличивается; во-вторых, больше половины незаконных трудовых мигрантов к моменту прибытия в Московский регион уже имели определенный криминальной опыт, что следует из наличия у них прежней судимости. Чаще всего преступления ими совершались группой лиц. При этом образованные незаконными трудовыми мигрантами криминальные формирования имели, как правило, ярко выраженный этнический характер и корыстную направленность. Все отмеченное свидетельствует об актуальности исследования данной проблемы и необходимости выработки современных методов борьбы с преступностью незаконных трудовых мигрантов. Указанное также предполагает детальный анализ причин и условий, продуцирующих рассматриваемый феномен. При этом для глубины и всесторонности анализа должны быть учтены не только аномальные, негативные, но и нормальные (типичные) признаки социальной среды. Вышеперечисленное дает возможность с уверенностью говорить, что обострение проблем незаконной миграции связано с наличием следующих факторов: во-первых, отсутствие адекватной российским реалиям правовой базы по регулированию и квотированию объемов иммиграции, порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны, их законного выдворения или обеспечения их интеграции в российское общество; во-вторых, прибытие иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию России облегчается тем, что государственная граница со странами СНГ практически открыта, отсутствует визовый режим и не отрегулировано законодательство по борьбе с незаконной иммиграцией; в-третьих, нет четкого раскрытия содержания понятия «миграционная политика»; в-четвертых, процесс незаконной миграции требуется ввести в современное цивилизованное русло; в-пятых, отсутствие необходимой организационной финансовой и правовой базы миграции, несовершенство миграционного законодательства России и других государств СНГ; в-шестых, отсутствие творческого опыта создания международного миграционного законодательства; в-седьмых, не прописаны правила приема и оформления заявлений на получение мигрантами российского гражданства; в-восьмых, отсутствие механизма регистрации и трудоустройства мигрантов, достаточно долго проживающих в стране, в том числе бывших граждан СССР; в-девятых, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, средства массовой информации в должной мере не оказывают самого пристального внимания оздоровлению миграционной ситуации, не участвуют в процессе придания миграционным процессам позитивной направленности. Говоря о причинах незаконной трудовой миграции, представляется необходимым помимо отмеченного обратить внимание на две группы факторов, сгруппированных по источнику формирования. К первой группе следует отнести причины и условия, сложившиеся в странах оттока рабочей силы, а ко второй группе — факторы, продуцируемые столичным регионом <6>. ——————————— <6> См.: Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации: Сб. нормативно-правовых документов, регулирующих правоотношения в сфере миграции. Ростов-на-Дону, 2002.

Основными слагаемыми незаконной трудовой миграции в Московский регион первой группы стали: 1) социально-экономическая нестабильность в ряде новых независимых государств, отсутствие в них гарантий безопасности, внутренние и межгосударственные конфликты, бытовой национализм и нетерпимость, возрастающая межэтническая разобщенность, стимулирующие массовый приток вынужденных мигрантов в Россию; 2) продолжающаяся иммиграция в Россию из СНГ русскоговорящего населения; 3) иммиграция в Россию выходцев из стран третьего мира с нестабильной общественно-политической обстановкой, возникшая в последние годы в связи с «прозрачностью» российских границ со странами СНГ; 4) интеграция России в международный рынок труда; 5) сокращение населения практически повсеместно в бывших республиках СССР, наиболее богатых сырьевыми ресурсами; 6) сокращение населения стратегически важных приграничных территорий на востоке страны, что усиливает демографический дисбаланс с прилегающими государствами Восточной Азии, прежде всего с Китаем. Среди причин второй группы следует назвать: 1) выгодность использования труда нелегальных работников из-за сокращения расходов на зарплату, налоги и социальные выплаты, возможность более жесткой эксплуатации (работа более продолжительное время, вредные или плохие условия труда); 2) сложность и длительность установленной законодательством процедуры оформления разрешительных документов, своеобразная избирательность и дискриминация при их выдаче, распространение взяток должностным лицам; 3) недостаточные меры ответственности, установленные законодательством за допускаемые нарушения. Формирование рыночной экономики привело к развитию незаконной миграции и стало важнейшим условием миграционной подвижности населения иностранных государств, в первую очередь в сверхкрупные города. Негативной стороной новых миграционных процессов стало появление незаконной иммиграции, ее криминализация. Территориальная система расселения московской агломерации во многом определяет пространственную картину преступности. К ее криминогенным факторам относятся плотность населения, концентрация жителей и гостей города в его разных частях в течение суток. Корреляционный анализ показал высокую статистическую зависимость состояния преступности и плотности населения (+0,80 и +0,89), преступности и «маятниковой» миграции (+0,70 и +0,75). Последняя зависит от функционального типа территориальных частей агломерации и в значительной степени определяет интенсивность и структуру преступности в районах массового притока и оттока маятниковых мигрантов. Процесс экономического и политического размежевания бывших стран СССР, этнополитические конфликты в России, открытие границ для международной незаконной миграции вывели на первый план политические причины миграции, обусловили увеличение в миграционных потоках вынужденной миграции. Процессы глобализации, в результате которых интеллектуально и технологически развитые страны в еще большей степени втягивают локальные национальные миры в орбиту собственного влияния при постоянной тенденции социокультурной унификации развитых стран. При этом происходит разрушение веками складывавшейся системы восстановительного правосудия, опиравшегося не на наказание, а на примирение. Лежащие в основе этого способа урегулирования конфликта родоплеменные, семейные, клановые, тейповые отношения позволяют рассматривать преступление и наказание в рамках этих отношений. Невиданные ранее масштабы миграционных процессов расшатывают, осложняют и дестабилизируют социокультурное устройство государств. В этих условиях обостряется проблема социокультурной идентификации и адаптации личности в обществе, что неблагоприятно сказывается на показателях преступности. Процесс социокультурной нестабильности обусловлен фактом двустороннего давления на культурное поле общества. С одной стороны, навязываемые средствами массовой информации и коммуникации зарубежные стереотипы жизни, пропагандирующие культуру индивидуализма, не свойственную культуре нашей страны, являются формой внешнего давления. С другой стороны, развитие и распространение субкультуры преступного мира представляют форму внутреннего давления на социокультурное поле общества. Так, в процессе глобализации и интеграции в мировое сообщество Россия перестала быть «закрытой страной». Сегодня подвижность капиталов, идей и людей обусловливает проблемы, связанные с социокультурной идентификацией граждан. Идеологию, ориентированную на личностную самоидентификацию (до 90-х годов), сменила этническая идентификация, а затем (при ослаблении роли профессиональной и политической) экономическая идентификация (к концу 90-х годов). Такая быстрая смена ориентиров в процессе самоопределении личности в обществе отрицательно сказалась на состоянии преступности. К факторам, осложняющим осуществление контроля над незаконными мигрантами, следует отнести: а) наличие неохраняемых участков государственной границы; б) заведомое несоответствие заявленной цели въезда истинным намерениям; в) заключение трудовых контрактов после въезда в страну; г) злоупотребление правом обращаться за убежищем к России, что приводит к уклонению незаконных мигрантов от выезда в установленные сроки. Въезд незаконных мигрантов из иностранных государств на территорию Российской Федерации осуществляется по железнодорожным, сухопутным, авиа — и морским транспортным магистралям с использованием пассажирских и грузовых транспортных средств. Основной маршрут незаконных мигрантов в Российскую Федерацию проходит через российско-казахстанский участок границы. Такой выбор обусловлен действием соглашений о безвизовом передвижении на постсоветском пространстве, а также наличием подобных соглашений между республиками бывшего СССР (в основном Средней Азии) и другими государствами, в том числе Китаем, Ираном, Пакистаном, Турцией. По оценкам экспертов, для экономики России незаконная миграция имеет еще одну специфическую особенность: она развращает работодателей, паразитирующих на неограниченной эксплуатации труда иностранных рабочих. Извлекая сверхприбыль, зачастую обманывая налоговые органы, работодатель независимо от характера собственности не стремится к повышению уровня механизации труда, не обеспечивает должный уровень охраны труда, ставя работников в унизительное, бесправное положение, чем причиняется огромный моральный вред стране. Все это служит препятствием техническому прогрессу. Приживаемость мигрантов в местах нового жительства также является серьезной проблемой, возникающей при перемене места жительства <7>. Необходимо отметить, что данная проблема характерна не только для мигрантов, временно прибывающих в Россию, но и для контингента криминальных мигрантов, прибывающих на длительный срок. Многочисленные исследования этих вопросов применительно к городам показали, что для полной адаптации в сверхкрупном городе мигрантам необходимо несколько лет <8>. ——————————— <7> См.: Антонян Ю. М. Социально-психологическое исследование процессов урбанизации и их влияние на преступность // Советское государство и право. 1975. N 8. С. 67 — 73. <8> См.: Аитов Н. А. Социальное развитие городов: сущность и перспективы. М., 1979. С. 15 — 16.

Усиление миграции и образование сети этнических диаспор с большой выгодой используются преступными организациями. Миграция способствует формированию сети распространения запрещенных законом товаров и услуг. Этнические диаспоры становятся источником пополнения рядов преступных организаций, и в Российской Федерации они тяготеют к крупным городам, экономически развитым районам. Основные криминогенные последствия миграции состоят в потенциальной опасности среды мигрантов, являющейся идеальной почвой для деятельности преступных этногруппировок. Ситуация усугубляется еще и тем, что в результате распада Союза и организационных неурядиц заметно ослабло взаимодействие правоохранительных органов, усложнились возможности оперативного обмена информацией, рабочих контактов. Организация и практическое осуществление незаконной иммиграции, организация трудовой деятельности нелегалов в Российской Федерации — к сожалению, эти и многие иные сферы находятся под постоянным криминальным контролем. Неконтролируемые миграционные процессы способствуют пополнению организованных преступных формирований, развитию преступности террористической направленности. Становится очевидным, что неконтролируемая миграция и связанные с ней процессы оказывают все возрастающее негативное воздействие на социально-политическую и экономическую ситуацию в стране, обостряют и без того сложную криминогенную обстановку. На основании вышеизложенного можно констатировать, что наблюдаемый сегодня рост неконтролируемых миграционных потоков обусловлен, с одной стороны, повышением темпов экономического развития России и недостаточной трудовой мобильностью коренного населения, а с другой — несовершенством действующей законодательной базы, отсутствием надлежаще организованного контроля за въездом, пребыванием и выездом из страны иностранных граждан, а также востребованностью «нелегальной» рабочей силы. Из-за неуправляемой и неконтролируемой миграции происходит заселение отдельных регионов России, в первую очередь столичного региона, неквалифицированной, с криминогенными тенденциями рабочей силой (особенно из Украины, стран Средней Азии и Закавказья). Сверхкрупные города в сложившейся социально-экономической ситуации приобретают для многих граждан особую привлекательность, в том числе и для незаконных мигрантов с антиобщественными целями. Москва за счет более высокого уровня экономического развития и разветвленной инфраструктуры притягивает к себе незаконных мигрантов. Вовлечению в незаконные миграционные процессы России способствует и ее географическое положение. Она находится между Азией и Европой, т. е. между развитыми и развивающимися странами. Это делает ее естественным коридором для мигрантов из Азии, в том числе из Пакистана, Ирана, Афганистана. Положение усугубляется большой протяженностью практически неохраняемых границ, отсутствием эффективного контроля за пересечением границ. Например, граница между Россией и Казахстаном, протяженностью 7600 км, практически не охраняется. После 2005 г. в России началась естественная убыль трудоспособного населения, достигающая примерно 1 млн. человек в год. Труд может стать одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным, ресурсом в России. Вероятно, до 2010 г. убыль трудовых ресурсов не будет сильно ощущаться, так как может быть компенсирована за счет сокращения накопленной безработицы и некоторого повышения пенсионного возраста. Но если в России возрастет потребность в рабочей силе, то единственным реальным источником пополнения ее населения и трудовых ресурсов в буд ущем может быть только иммиграция. Поэтому в условиях начала нового тысячелетия следует ожидать дальнейшего роста притока незаконных мигрантов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства в сверхкрупные города России. Иммиграционная политика и миграционная политика в целом, по-видимому, будут иметь селективный характер, формироваться на основе прагматических демографических, экономических и геополитических интересов страны. В этих условиях главными целями миграционной политики могут стать селективный отбор и активное привлечение иммигрантов, обеспечение их адаптации в российском обществе и сведение к минимуму негативных последствий миграции. Но насколько этот процесс будет эффективен, сейчас трудно предположить. Однозначно, что приток рабочей силы из числа мигрантов вызовет дальнейший всплеск преступности мигрантов, и в первую очередь в условиях сверхкрупных городов, где сосредоточены основные объекты строительства, торговли, транспорта и концентрируются колоссальные денежные потоки.

——————————————————————