Актуальные вопросы совершенствования подготовки кадров для правоохранительных подразделений таможенных служб государств — участников СНГ в условиях вступления в ВТО
(Кошев А. К.)
(«Таможенное дело», 2009, N 3)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ
ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СНГ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
А. К. КОШЕВ
Кошев А. К., заместитель директора ИПД РТА, доцент кафедры СД-1, полковник таможенной службы.
В июне 2009 г. на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России В. В. Путин сделал официальное заявление о прекращении переговоров по присоединению России к ВТО.
Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2009 г. будет участвовать Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана как единое целое.
Специалисты различных аналитических служб едины во мнении, что это неожиданное заявление подняло ряд вопросов, касающихся деталей по организации процесса и длительности возможных переговоров. До настоящего времени не было прецедента, чтобы таможенный союз вступал в ВТО.
Так, Россия уже заключила двухсторонние соглашения со всеми странами — членами ВТО, входящими в специальную рабочую группу, по обеспечению необходимого доступа на рынки (возможно, за исключением Грузии).
Многосторонние переговоры практически закрыли все нерешенные разногласия, включая когда-то очень спорный вопрос по защите интеллектуальной собственности.
Остаются три незакрытых вопроса (те же, что существовали три года назад): размер субсидий сельскому хозяйству, экспортные пошлины на лесоматериалы, правила работы государственных торговых организаций.
Госструктуры Таможенного союза активно готовятся к предстоящему вступлению в ВТО.
ФТС России не является исключением, так как играет важную роль в этом союзе.
Заявление В. В. Путина о вступлении в ВТО Таможенного союза Беларуси — России — Казахстана предоставляет дополнительное время государствам — участникам Союза максимально эффективно к нему подготовиться.
К настоящему моменту проделана значительная по объему работа национальных таможенных служб по гармонизации таможенного законодательства, организации обмена необходимой информацией для принятия тех или иных решений и т. д.
Основная задача таможенных администраций Союза — минимизировать потери своих производителей в условиях новых правил торговли, устоять перед натиском импортных товаров.
Серьезным фактором, способным значительно осложнить адаптацию стран Таможенного союза к правилам ВТО, является ситуация, сложившаяся в сфере организованной преступности, как международной, так и российской (постсоветской).
К концу 90-х годов организованная преступность уже представляла собой сложившийся социальный институт. Государственная машина утратила механизмы и инструменты социального контроля. Образовавшийся вакуум заняли альтернативные системы контроля, так как большое число бизнесменов было вовлечено в формирование политической и экономической политики страны. Областями криминализации последовательно стали бизнес, экономика, политика.
Организованная преступность перестала быть конфедерацией бандитов, вымогателей, превратившись в союз государственных чиновников и криминализованных бизнесменов.
Кроме легальных выплат все бизнесмены тратят значительные средства (не только денежные) на коррупционные связи. Выплаты и услуги чиновникам ограждают бизнес от немотивированных проверок со стороны правоохранительных и контролирующих органов.
Экономические отрасли все еще находятся под контролем элитных региональных групп. Определенные сферы экономики, финансовые и инвестиционные потоки жестко контролируются отдельными группами.
Следствием всего этого стала неизбежная криминализация политики. Политическая элита стала надежным средством «прикрытия» и лоббирования определенных интересов.
В политической жизни России конца 90-х происходило то же, что происходило в криминальном мире начала 90-х: распределение и передел сфер влияния; определение приоритетных путей развития. Преступная этика проникла и в политические круги. Широко используется практика шантажа, компрометирующих материалов, убийства. Правоохранительные органы стали инструментом в руках борющихся сторон.
Любая политическая кампания, направленная на борьбу с негативными социальными явлениями (операции «Чистые руки», «Оборотни в погонах», усиление мер по борьбе с коррупцией, чиновничьим произволом и т. д.), служит поводом для устранения конкурентов, замены одних чиновников на других, сведения личных счетов.
Некоторые представители современного крупного бизнеса имеют широко известное криминальное прошлое.
Вышеизложенное не означает, что организованные преступные сообщества занялись «высокими материями» и полностью «ушли с улицы». Существует значительное количество боевых бригад («фанаты», «скины», «гопники», «ореховские» и т. д.), основным занятием которых является: наркобизнес, торговля оружием, фальсификация алкогольных напитков, угоны автомобилей, организация ограблений, краж, грабеж на дорогах, организация проституции. Преступники, вовлеченные в криминальную деятельность, и высокопоставленные преступники общаются опосредованно, представляя, по сути, интересы определенного сообщества.
Повышается квалификация и преступников на нижнем уровне. Существенным вкладом в криминальные доходы являются нарушения авторских прав. Видео-, аудиопродукция, сборники компьютерных программ в подавляющем большинстве выпускаются в обход лицензий. Магазины с этой продукцией можно без труда найти на улицах города. В России огромное распространение получает компьютерная преступность — аферы с кредитными карточками, электронными платежами.
Очевидно, организованная преступность России имеет существенное отличие от традиционных моделей Италии, США, Японии. Классической можно считать ситуацию, когда представители организованной преступности, достигнув руководящих высот в государстве, создают законы. Таким образом, отсекается потенциальная возможность повторения их криминальной карьеры. В России же такого законодательного регламентирования не происходит.
Появились широкие возможности для установления контроля над определенными регионами, сферами бизнеса, получения огромных средств, но нет эффективной налоговой системы, закона о частной собственности на землю. В этих условиях всегда остается гипотетическая возможность передела.
Российская организованная преступность широко интегрирована в систему международной организованной преступности. ОПГ имеют своих «уполномоченных» во многих странах Европы, Америки, Азии. Однако единой организации мафиозного типа в стране нет, если таковой не считать правительственную верхушку (не случайно команда руководителей, окружавших Президента России Б. Н. Ельцина, в масс-медиа именовалась «семьей»).
Региональные преступные сообщества проводят разную политику. Сообщества «воров» в Сибири и на Урале не похожи и расходятся во взглядах с московскими «ворами». В преступных кругах постоянно вспыхивают конфликтные ситуации между «славянским» и «кавказским» ответвлениями. Нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране может трактоваться как результат неурегулированности отношений в преступном мире, деловых кругах, политической элите, которые представляются как единый организм власти.
С таким непростым «багажом» мы готовимся к вступлению в ВТО.
Таможенные органы России сегодня — это сложнейший государственный инструмент регулирования внешнеэкономической деятельности, который насчитывает в своих рядах более 70 тыс. государственных служащих.
Российская таможенная служба работает 24 часа в сутки, во всех часовых поясах, обеспечивая решение поставленных перед ней задач на территории самого большого государства в мире.
В этом строю есть и сотрудники правоохранительных подразделений, которым в новых условиях вступления в ВТО предстоит сыграть важную роль в защите национального таможенного законодательства, в том числе и в составе Таможенного союза Россия — Беларусь — Казахстан.
Понимая всю ответственность за последствия вступления в ВТО, руководители таможенных администраций СНГ всесторонне готовятся к принятию новых правил Всемирной торговой организации. Не исключение и подготовка правоохранительных блоков национальных таможенных служб к этому событию.
Так, в повестку дня 2-го заседания Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств — участников СНГ (далее КГПП СРТС СНГ), которое состоялось 14 мая 2009 г. в столице Азербайджанской Республики г. Баку, были включены и рассмотрены 16 не уступающих друг другу по важности вопросов совершенствования системы взаимодействия в основных сферах борьбы с контрабандой. Особенное внимание стороны уделили борьбе с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на всем постсоветском пространстве.
На заседании утвержден представленный Секретариатом КГПП и Региональным узлом связи по правоохранительной работе ВТО по странам СНГ «RILO — Москва» международный долгосрочный проект «Сочи-2014» по борьбе с нарушениями прав интеллектуальной собственности в рамках подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи.
Все принятые на заседании КГПП СРТС в г. Баку решения, бесспорно, носят первоочередной характер в условиях вступления государств — участников Таможенного союза в ВТО.
Примечательно, что решением КГПП N 6/2 одобрен проект Соглашения между ФТС России и таможенными службами СНГ о повышении квалификации (переподготовке) сотрудников правоохранительных подразделений в Институте правоохранительной деятельности Российской таможенной академии.
Правоохранительным подразделениям таможенных служб государств — участников СНГ рекомендовано использовать данное типовое Соглашение в качестве основы при заключении межведомственных договоренностей с институтом правоохранительной деятельности Российской таможенной академии (далее — ИПД РТА).
Рассылку типового Соглашения в правоохранительные подразделения национальных таможенных служб осуществляет Секретариат КГПП.
ИПД РТА поручено провести работу с представителями национальных служб, ответственными за обучение сотрудников правоохранительных подразделений. Цель — заключение межведомственных договоренностей и определение количества обучающихся, уровня обучения (переподготовка или повышение квалификации), согласование программ и учебных планов, а также проработка вопроса о создании Ассоциации учебных заведений государств — участников СНГ, осуществляющих подготовку кадров для правоохранительных подразделений таможенных служб Содружества.
Столь пристальное внимание к вопросам совместной подготовки кадров и понимание ее актуальной потребности руководством СРТС СНГ и КГПП, в частности, продемонстрировано впервые.
Скорее всего, такой подход к подготовке кадров обусловлен в том числе и тем, что, если внимательно посмотреть на географическое расположение государств Таможенного союза, первое, что обращает на себя внимание, это некое подобие моста, соединяющего торговые трафики из Западной Европы в Азию и обратно.
Мост в этом случае — это государства — члены Таможенного союза Беларусь — Россия — Казахстан.
Достаточно ли крепкими окажутся опоры этого моста, выдержат ли они нагрузку проходящих по нему высокотехнологичных и высококачественных товаров из Европы и огромное количество различных товаров азиатского происхождения (в первую очередь китайского ширпотреба)?
Удастся ли Таможенному союзу достойно отстаивать и защищать в рамках имеющихся у него полномочий и возможностей положения национальных таможенных законодательств?
Утвердительно ответить на этот вопрос возможно только в том случае, если уделить совместной подготовке сотрудников правоохранительных подразделений серьезное внимание.
Акцент в такой подготовке целесообразно сделать именно применительно к условиям вступления в ВТО Таможенного союза, территория которого, а равно рынок сбыта товаров кратно больше, чем территория Европы и Азии.
Для этого потребуется тщательное совместное изучение:
— предстоящих рисков со стороны наших новых партнеров по ВТО (а их более 150 (!)) на всех этапах внешнеэкономической деятельности, как на канале импорта, так и на канале экспорта;
— уровня готовности собственных сил и средств, направленных на решение этой непростой задачи, их достаточности для эффективного использования в условиях вступления в ВТО;
— устремлений и угроз транснациональной преступности, которая непременно попытается воспользоваться изменением в сфере всемирной торговли.
Решением КГПП СРТС СНГ от 14 мая 2009 г. N 14/2 одобрен проект Протокола об информационном взаимодействии между КГПП СРТС СНГ и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений СНГ.
В Докладе Совета Национальной Безопасности США в 2000 г. (перевод на русский язык сотрудников Владивостокского центра по изучению организованной преступности А. В. Пономаренко, Е. В. Кравченко, 2001) дается видение ситуации с организованной преступностью в нашей стране.
С тех пор оно не слишком изменилось.
Следует учитывать, в том числе и в ходе совместного обучения кадров для таможенных администраций Таможенного союза, что именно с таким представлением о нас наши новые партнеры по ВТО будут строить свои отношения с Таможенным союзом.
Процитирую их видение ситуации с организованной преступностью в нашей стране и на постсоветском пространстве.
«Основным побочным эффектом окончания холодной войны явилось то, что Россия и вновь образовавшиеся страны из бывших республик Союза стали плодородной почвой для организованной преступности, расширившей свою криминальную деятельность в них.
Конец государственного контроля, ослабление общественного контроля, открытие границ в этих ранее закрытых обществах дало возможность для местной и иностранной организованной преступности развернуть беспрецедентно свободную активность.
Криминальные сети, составленные из традиционных групп организованной преступности, высококвалифицированных профессионалов и коррумпированных официальных лиц и политиков, быстро заполнили образовавшийся вакуум, созданный радикальными политическими, экономическими и социальными изменениями в странах.
Вмешательство организованной преступности и официальной коррупции в России подрывает развитие ее демократии и свободного рынка.
Криминальные группы агрессивно добивались установления деловых отношений с политиками, правительством и деловыми магнатами. Это помогло им стать повсеместно проникающей и влиятельной силой в России, на Балтике и во вновь образовавшихся странах.
Коррумпированные официальные лица в России снабдили фронтальные компании правом экспорта, таможенными льготами и государственными контрактами.
Интеграция России и других республик бывшего Союза с остальным миром открыла новые пути для международной криминальной деятельности.
Российские криминальные группы используют зарождающийся свободный рынок и банковские сектора для перемещения огромного капитала за границу, для легализации валюты и для проведения разного рода мошеннических финансовых операций.
Устранение строгого контроля Москвы за перемещениями между различными регионами бывшего Советского Союза и открытие западных границ с Европой, в частности, во многом облегчило провоз контрабанды наркотиков, оружия, незаконных иммигрантов, включая женщин и детей, ворованных автомашин, спиртных напитков, сигарет и других незаконных товаров.
Бывший Советский Союз превратился в значительный рынок для в основном транзитного гашиша, опиума и героина из юго-западной Азии, в частности из Афганистана.
При наличии общих границ с Афганистаном, хорошей железнодорожной магистралью, соединяющей центрально-азиатские республики с Украиной и западом России, а также при слабых законах бывший Советский Союз стал привлекательным для международных торговцев как хорошая альтернатива традиционному «балканскому маршруту» через Турцию и бывшую Югославию, используемому для переброски контрабанды наркотиков и других товаров в Западную Европу.
В России и в других вновь образованных государствах альянс коррумпированного правительства, преступности и бизнесменов препятствовал эффективному проведению правовых и экономических реформ, что помешало бы преступности контролировать или оказывать влияние на производственный сектор и государственные ресурсы, чтобы иметь возможность расширять нелегальную деятельность.
Российская организованная преступность делала основной упор на использование слабых сторон законодательства, его неадекватность и слабый контроль исполнения постановлений.
Группы организованной преступности использовали лихорадочный рост частного сектора, делая вклады в банки и фирмы, оказывая защиту бизнесменам и их собственности, помогая решать споры, выполнять условия контрактов.
Также они предлагали займы на льготных условиях, но с глобальной зависимостью в случае успеха.
Правоохранительные органы не в состоянии эффективно бороться с преступностью из-за сокращения бюджета, недостатка снабжения, плохой подготовки персонала, отсутствия современной техники для проведения расследований запутанных экономических преступлений.
Также мешает отсутствие законов для четкой классификации и определения незаконности деятельности криминальных групп, особенно по части финансовых преступлений.
Россия издала Уголовный кодекс в 1996 г., но его применение и соблюдение оказались слабыми. Предлагаемый проект Кодекса уголовного расследования вяло рассматривался Думой в течение ряда лет. Поэтому россияне руководствуются значительно измененным, подработанным процессуальным кодексом советской эпохи. Несоответствие между новым Уголовным кодексом и действующим Уголовно-процессуальным кодексом задерживает и мешает проведению эффективного расследования преступлений.
В России имеется проект законодательства по пресечению отмывания денег. Он отвечает международным стандартам, но его еще предстоит представить на рассмотрение и ратифицировать в Думе.
Ни в одном из государств бывшего Советского Союза нет законов, позволяющих правоохранительным органам арестовывать лиц, замышляющих криминальное дело, а не только тех, кто уже совершил преступление.
И хотя большинство из вновь образованных государств бывшего Советского Союза вводят законы по защите интеллектуальной собственности, чтобы иметь возможность стать членами Международной торговой организации (МТО), однако ни одно из этих государств не придерживается этих законов в своей стране и только некоторые применили наказания за нарушения этих законов. Реформа в области соблюдения прав интеллектуальной собственности, проводимая в Евроазиатском регионе, встречает сопротивление оппозиции в лице групп организованной преступности, занятых бизнесом, торговлей и производством пиратской незаконной продукции.
Группы организованной преступности из России и республик бывшего Советского Союза, в частности из Центральной Азии, образовали криминальные сети для отмывания валюты в Дубаи.
Дубаи превратился в значительный центр финансирования незаконной деятельности отчасти, потому что многие бизнесмены предпочитают иметь дело с большими массами наличной валюты и для банков бывает трудно определить законность сделок. Наркоторговцы, криминальные организации и террористы, вероятно, используют банковскую систему Дубаи для отмывания валюты и проведения основных финансовых сделок. Эмираты также являются основным центром подпольной банковской системы «Хавала», связывающей Индию и Пакистан».
Для специалистов в области противодействия организованной преступности нет ничего нового в процитированном материале из доклада. По основным проблемным вопросам российским руководством в последнее время были приняты и принимаются серьезные меры.
Так, Президентом страны Д. А. Медведевым развернута борьба с коррупцией во всех сферах российского общества. Ощутимые результаты, к сожалению, появятся не скоро.
«Джинн из бутылки» выпущен в начале 90-х. Победить в обществе правовой нигилизм, вернуть доверие к правоохранительным органам, власти, научиться уважать друг друга — это работа не одного десятилетия.
Начинать такую работу необходимо незамедлительно. Актуальным видится сосредоточение усилий на совершенствовании подготовки кадров, высокий образовательный уровень которых будет способен гарантировать успешное развитие всех социальных сфер нашего общества.
Одним из «провальных» направлений подготовки кадров является таковая в правоохранительных органах. Недавние громкие скандалы в силовых структурах (аресты и освобождение от исполнения обязанностей ряда высших чиновников ФСБ, МВД, ФСКН, ФТС, СУ и т. д.) говорят об отсутствии профилактической работы в правоохранительных ведомствах, мероприятий на упреждение действий «преступников в погонах» и, как следствие, недостаточном владении их руководством реальной оперативной информацией в криминальной среде. Такая ситуация явно не способствует эффективному противодействию организованной преступности.
В докладе СНБ США есть такой тезис: «Глобализация и технологическая инновация продолжают менять природу организованной преступности. В то время как крупные преступные синдикаты — российские организованные группировки, такие, как солнцевская, итальянские преступные группы, такие, как сицилийская мафия, криминальные группы этнических китайцев, включая триады, и другие — останутся наиболее могущественными фигурами с сетью по всему миру, правоохранительные органы, возможно, будут также принуждены противостоять огромному количеству высококвалифицированных «предпринимателей от преступности», чья деятельность может иметь далекоидущие последствия».
Из этого следует, что противодействие деятельности организованной преступности — длящийся процесс и даже убежденные оптимисты не предрекают скорой победы над этим системным социальным явлением.
Что касается «перспектив» криминального развития международных организованных структур в докладе СНБ США они были определены в начале 2000 г. с высокой степенью реалистичности для конца текущего десятилетия.
«Крупные организованные преступные синдикаты, — говорится в докладе, — могут стать даже более самодостаточными к 2010 году. Курс криминальных организаций конца XX столетия на усиление сотрудничества может быть замещен тенденцией крупных международных преступных групп — в силу того что они обладают всемирными сетями и нанимают высококвалифицированных профессионалов — к способности действовать, производить или приобретать, находить рынок сбыта и распространять наркотики и другие контрабандные товары без какой-либо поддержки со стороны внешних криминальных посредников или преступных групп. Такое изменение означало бы конец доминирования латиноамериканских наркокартелей, поскольку другие преступные группы будут способны самостоятельно приобретать и распространять кокаин из Латинской Америки.
Наиболее вероятно, что преступные группы также будут пользоваться преимуществами научно-технического прогресса для производства новых синтетических наркотиков или поддельных товаров более высокого качества, включая высокотехнологические, которые могут обеспечить их путь в коммерцию или военные программы. Успешные усилия по уничтожению наркотиков растительного происхождения могут подтолкнуть преступные организации к использованию достижений фармацевтики для производства синтетического героина и кокаина для нелегального рынка наркотиков.
Торговля наркотиками, незаконное перемещение людей через границу, контрабанда, торговля женщинами и детьми и многие другие традиционные виды преступного бизнеса останутся основой организованных преступных групп во всем мире. Однако к 2010 году организованные преступные группы, по всей вероятности, будут еще большей угрозой безопасности, непосредственно затрагивающей стратегические интересы США.
Организованные преступные группы, имеющие доступ к громадным арсеналам оружия, могут сыграть куда более значительную роль при посредничестве в незаконных поставках оружия иностранным армиям, народным ополченцам и повстанцам, вытесняя посредников и структуры, доминирующие на нынешнем «сером» рынке оружия. Они могут также стать жизнеспособной альтернативой независимым посредникам и ведущим компаниям, создавая изощренные цепочки для скупки, транспортные и финансовые сети для облегчения мошенникам и террористическим группам уклонения от санкций со стороны США или от международных санкций.
До сих пор угроза вовлечения организованной преступности в приобретение и торговлю ядерными, биологическими или химическими веществами массового уничтожения была скорее вероятной, чем реальной. Эта вероятность может стать реальностью к концу десятилетия, если политическая и экономическая обстановка в странах, как обладающих, так и стремящихся к обладанию возможностями оружия массового поражения, изменится настолько, чтобы сделать осуществление таких сделок более реальным и менее опасным.
Более значительная интеграция регионов и взаимозависимость национальных экономик облегчит криминальным организациям деятельность в международном масштабе и внедрение их операций в легитимную экономическую деятельность. Усовершенствование инфраструктуры и приемов транспортировки для способствования международной торговле увеличит объем, скорость и эффективность занятия контрабандой и осуществления сделок международными преступными группами».
Автор статьи не случайно выбрал в качестве основного цитируемого источника доклад СНБ США образца 2000 г.
Нельзя не согласиться со степенью достоверности исходной информации для него, добытой значительным количеством источников, имеющихся у американцев во всех социальных сферах как российского, так и мирового сообщества.
Эта информация позволила с высокой степенью точности американским аналитикам составить прогнозы развития международной организованной преступности.
Доминирующую роль в ВТО играют американцы, их мнение является определяющим в решении многих вопросов. Именно к их мнению о России и о Таможенном союзе в целом будут прислушиваться более 150 членов этой организации.
Итак, на основании вышеизложенного возможно определить направления совершенствования подготовки кадров для правоохранительных подразделений таможенных служб государств — участников СНГ в условиях вступления в ВТО.
К первоочередным мерам совершенствования подготовки кадров, по мнению автора, относятся:
— реализация проекта Соглашения между ФТС России и таможенными службами СНГ о повышении квалификации (переподготовке) сотрудников правоохранительных подразделений;
— согласование действий представителей национальных служб, ответственных за обучение сотрудников правоохранительных подразделений с целью заключения межведомственных договоренностей и определения количества обучающихся, уровня обучения (переподготовка или повышение квалификации), согласования программ и учебных планов;
— создание Ассоциации учебных заведений государств — участников СНГ, осуществляющих подготовку кадров для правоохранительных подразделений таможенных служб Содружества.
Основными направлениями подготовки кадров для правоохранительных подразделений Таможенного союза целесообразно определить разработку учебных программ, целью которых будет привитие следующих умений и навыков обучающимся сотрудникам:
— системное изучение оперативной обстановки на всей территории Таможенного союза;
— системное изучение и документирование процессов в сфере контрабанды:
наркотиков (транзита гашиша, опиума и героина из Юго-Западной Азии, в частности из Афганистана, с учетом возможностей железнодорожной магистрали, соединяющей центрально-азиатские республики с Украиной и западом России; традиционного «балканского маршрута» через Турцию и бывшую Югославию, используемого для переброски контрабанды наркотиков и других товаров в Западную Европу);
оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
незаконных иммигрантов, включая женщин и детей;
угнанного автотранспорта;
акцизных и маркируемых товаров (спиртных напитков, сигарет);
сельскохозяйственной продукции;
лесопиломатериалов (на канале экспорта);
противодействие перемещению капитала за границу таможенного союза, легализации валюты и мошенническим финансовым операциям;
— проведение экспертизы на антикоррупционность нормативных актов таможенного законодательства;
— выявление коррумпированных связей чиновников таможенной администрации с представителями организованной преступности;
— выявление, документирование и противодействие отмыванию валюты и проведению незаконных финансовых сделок с использованием подпольной банковской системы «Хавала», связывающей Индию и Пакистан;
— противодействие приобретению и торговле членами международной организованной преступности ядерными, биологическими или химическими веществами массового уничтожения;
— выявление фактов использования международными преступными группами современной инфраструктуры и приемов транспортировки, международной торговли в целях увеличения объема, скорости и эффективности занятий контрабандой и осуществления незаконных сделок;
— выявление фактов нарушения правил работы государственных торговых организаций в условиях ВТО на территории Таможенного союза.
Вопросы совершенствования подготовки кадров для правоохранительных подразделений таможенных служб государств — участников Таможенного союза в условиях вступления в ВТО несомненно актуальны для образовательных учреждений, специализирующихся на подготовке специалистов подобной специализации.
Вступление Таможенного союза Россия — Беларусь — Казахстан в ВТО — вопрос, решенный не однозначно. Президент Д. А. Медведев не исключает и иной путь вступления. Вступление Таможенного союза в ВТО он считает красивым ходом, но не единственным.
Каким бы путем Россия ни вступала в ВТО, проблемы, с которыми ей придется столкнуться, в полной мере ощутят и наши соседи на всем постсоветском пространстве.
Нет сомнений, что высокообразованные специалисты в той или иной социальной сфере общества обеспечивают гармоничное и поступательное его развитие.
Эффективность выполнения правоохранительной функции любой таможенной службы мира определяется ее способностью выявить и пресечь скрытно протекающие процессы в сфере ВЭД в регионе свое й деятельности, обязать всех участников внешнеэкономической деятельности соблюдать таможенное, налоговое, финансовое законодательство.
Условия для совершенствования подготовки кадров для правоохранительных подразделений таможенных органов как государств — участников Таможенного союза, так и для всего СНГ созданы и в самое ближайшее время в соответствии с решениями КГПП СРТС СНГ ожидается их реализация на практике.
——————————————————————