Упрощение правил

(Елифанов С.)

(«ЭЖ-Юрист», 2010, N 26)

УПРОЩЕНИЕ ПРАВИЛ

С. ЕЛИФАНОВ

Станислав Елифанов, юрист, г. Екатеринбург.

Федеральный закон от 19.05.2010 N 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу 1 июля 2010 г. Самое время дать комментарий к некоторым его положениям, регулирующим новые, упрощенные правила заключения трудовых и гражданско-правовых договоров с высококвалифицированными иностранными специалистами в России.

Интересующий нас Закон N 86-ФЗ не только вносит существенные коррективы в правовое положение иностранных граждан, находящихся на территории России, но и упрощает привлечение определенной категории иностранных работников к труду. В частности, вводится новая категория работающих иностранных граждан — высококвалифицированный специалист.

Согласно Закону высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в России предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года (около 170 тыс. рублей в месяц и более).

Как известно, в силу ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности работы, количества и качества труда и максимальным размером не ограничивается. Установление оплаты труда — одно из обязательных условий заключения трудового договора (п. 4 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). В оплату труда должны быть включены все доплаты и надбавки компенсационного характера, а также стимулирующие выплаты. Требования о том, что высококвалифицированным иностранным специалистам должна быть установлена оплата труда в размере не менее двух миллионов рублей за период, не превышающий одного года, а также контроль за соблюдением этого требования миграционными органами, позволяют полностью решить проблему «серых» зарплат для таких иностранных специалистов. Более того, в данной ситуации иностранные специалисты окажутся более защищенными, чем российские граждане: работодатели, жаждущие пригласить их на работу, будут заинтересованы в полном оформлении трудовых отношений, для того чтобы приглашаемые специалисты соответствовали требованиям Закона.

Иностранный гражданин также будет вправе самостоятельно заявить о себе как о высококвалифицированном специалисте, обратившись в представительство федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в государстве своего гражданства либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение России с ходатайством, содержащим сведения, подтверждающие опыт его работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности и согласие на внесение указанных сведений в специальный банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности.

В случае, когда конкретный работодатель проведет переговоры с необходимым ему иностранным лицом и стороны придут к соглашению о возможности заключения трудового (гражданско-правового) договора, размер заработной платы по которому составит два и более миллиона рублей за период, не превышающий одного года, иностранное лицо также в установленном порядке сможет заявить о себе как о высококвалифицированном специалисте для дальнейшей возможности заключения договора и приезда в Россию. Очевидно, что описанный порядок существенно упрощает процедуру приглашения иностранных специалистов для работы в России.

Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, а также для оформления ему приглашения на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности работодатель (заказчик) обязан будет представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции:

— ходатайство;

— трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым специалистом, вступление в силу которых обусловлено получением данным специалистом разрешения на работу;

— письменное обязательство оплатить расходы, связанные с возможным административным выдворением за пределы России или депортацией привлекаемого им специалиста;

— копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

Работодатели и заказчики с 1 июля обязаны ежеквартально уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции об исполнении обязательств по выплате заработной платы таким иностранным специалистам. Кроме того, специалист и прибывшие в Россию члены его семьи должны быть застрахованы по договору добровольного медицинского страхования, а обеспечение медицинского страхования специалиста будет одним из основных условий заключаемого с ним трудового договора.

Приведенные изменения станут хорошей гарантией соблюдения и защиты прав данной категории иностранных работников ввиду того, что все условия трудового договора будут заранее известны сторонам и при возникновении каких-либо разногласий можно будет обратиться в миграционный орган, который обладает всеми доказательствами. Для наших граждан, к сожалению, подобной гарантии защиты трудовых прав пока не существует.

Согласно положениям Закона разрешение на работу специалисту будет выдаваться на срок действия заключенного им трудового или гражданско-правового договора, но не более чем на три года. Указанный срок может быть неоднократно продлен на срок действия договора, но не более чем на три года для каждого продления.

Отметим, что в действующем трудовом законодательстве до сих пор не решена проблема свободного заключения именно срочных трудовых договоров с иностранными работниками. Это основание для заключения срочного трудового договора отсутствует в ст. 59 ТК РФ, из-за чего работодателям приходится использовать различные, более или менее подходящие по характеру работ пункты названной статьи для соблюдения трудового законодательства в части заключения срочных трудовых договоров. Заключение же с иностранными работниками трудовых договоров на неопределенный срок не представляется возможным, что вытекает из временного пребывания иностранного работника в РФ. Этот срок либо детерминируется визой, либо (при безвизовом порядке) составляет не более одного года.

Особенности упрощенного порядка

Специфика упрощенного порядка привлечения к труду иностранных высококвалифицированных специалистов заключается в следующем:

— право на их привлечение имеют российские коммерческие и научные организации, учреждения профессионального образования, здравоохранения, а также иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания по приоритетным для России направлениям, филиалы иностранных юридических лиц в России;

— работодатели (заказчики), виновно не исполнившие обязательства, будут ограничены в праве вновь привлекать подобных специалистов: такое право они смогут реализовать не ранее чем через два года. Это достаточно интересная для трудовых отношений гарантия создания режима законности в сфере привлечения к труду иностранных работников;

— на них не распространяются квоты на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности и на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу;

— работодатель (заказчик услуг) для привлечения этих специалистов не будет обязан получать разрешение на использование труда иностранных работников. То есть соответствующие специалисты могут быть приглашены в Россию и приступить к трудовой деятельности (к оказанию услуг, выполнению работ) в любое время независимо от того, были ли заблаговременно оформлены приглашающей их организацией документы для получения квоты и была ли она получена. Это на самом деле необходимая мера, позволяющая работодателям, у которых возникла потребность в течение года в таких специалистах, не дожидаться получения квоты, а пригласить их на работу в то время, когда это требуется;

— в течение 30 рабочих дней со дня досрочного расторжения трудового договора или гражданско-правового договора высококвалифицированный иностранный специалист будет вправе осуществить поиск другого работодателя или заказчика работ (услуг) и получить новое разрешение на работу. В течение указанного срока разрешение на работу, выданное иностранному специалисту, виза и вид на жительство, выданные ему и членам его семьи, будут считаться действительными.

Помощник по хозяйству

Еще одно из важных изменений — с 1 июля иностранные работники, прибывшие на территорию России в безвизовом порядке, могут привлекаться к трудовой деятельности для личных, домашних нужд (гувернантки, няни, садовники, дворники, личные водители, экономки, повара и т. п.).

Соответствующие трудовые договоры могут заключать любые российские физические лица (п. 2 ч. 5 ст. 20 ТК РФ), и они должны быть составлены в письменной форме и зарегистрированы в органе местного самоуправления. Трудовые книжки при этом не ведутся, приказ о приеме на работу не издается в силу особенностей этих трудовых отношений (глава 48 ТК РФ).

Главное условие для подобных работников — наличие у них патента. Выдача патента будет производиться на срок от одного до трех месяцев. Этот срок в дальнейшем может быть продлен не более чем на 12 месяцев. Разрешение на работу высококвалифицированному иностранному специалисту будет выдаваться на срок действия трудового или гражданско-правового договора, но не более чем на три года. Данный срок может быть неоднократно продлен, но не более чем на три года для каждого такого продления. Как известно, для остальных иностранных работников этот срок составляет один год.

Действовать приведенный срок патента будет только в случае уплаты работником НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа в размере 1 тыс. рублей в месяц. Ставка НДФЛ для них устанавливается на уровне 13% сразу, а не после приобретения ими статуса налогового резидента, при условии что работодатель представит в федеральный миграционный орган сведения об их постановке на учет в налоговых органах и будет ежеквартально отчитываться о выплачиваемой им заработной плате.

* * *

Закон вносит необходимые на сегодняшний день для российской экономики изменения, так как существующая система привлечения иностранцев к труду на территории России не идеальна и нуждается в корректировке. Дальнейшая практика, в том числе судебная, постепенно выявит недостатки Закона, ведь установление достаточно льготных условий не может не вызвать злоупотреблений со стороны как работников, так и работодателей.

——————————————————————