Медицинские товары и услуги: компенсации работникам, направляемым на медицинский осмотр (обследование)
(Авдеев В. В.)
(«Налоги» (газета), 2010, N 35)
МЕДИЦИНСКИЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ: КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ,
НАПРАВЛЯЕМЫМ НА МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР (ОБСЛЕДОВАНИЕ)
В. В. АВДЕЕВ
Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) предусмотрена обязанность работодателя организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников. На период прохождения медосмотров (обследований) работникам полагаются компенсационные выплаты. К компенсационным выплатам, связанным с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, можно отнести расходы по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу, в случае приема на работу) и периодических (в течение действия трудового договора) медосмотров (обследований) работников, оплаченные организацией в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами (включая медосмотры работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта).
В данной статье рассмотрим правовые основы проведения медосмотров (обследований) работников организации и их гарантий, порядок отражения расходов на прохождение медосмотров в бухгалтерском учете организации и особенности налогообложения, а также ответственность работодателя при невыплате компенсаций работникам, направляемым на медосмотр (обследование).
Обязанность проведения медосмотров некоторых категорий работников предусмотрена ст. 213 ТК РФ. Согласно данной статье работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медосмотры (обследования) для определения пригодности данных работников для выполнения поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обязанность работников проходить в установленном порядке медицинское освидетельствование при поступлении на работу предусмотрена Приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».
Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования), утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (далее — Приказ N 83).
Статьей 219 ТК РФ предусмотрено право работника на внеочередные медосмотры (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Обратите внимание!
Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры (обследования), а также внеочередные медосмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, является обязанностью работника, а не его правом (ст. 214 ТК РФ).
Если работник уклоняется от прохождения медосмотров, то работодатель обязан отстранить его от работы (не допускать к работе). В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется (ст. 76 ТК РФ).
Если работодатель не обеспечил своевременное прохождение обязательного медосмотра работниками, то его можно привлечь к административной ответственности. Согласно ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от 100 до 500 руб.;
— на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Статья 185 ТК РФ предусматривает гарантии работникам, направляемым на медосмотр (обследование), согласно которой на время прохождения медосмотра (обследования) за работниками, обязанными в соответствии с ТК РФ проходить такой осмотр (обследование), сохраняется средний заработок по месту работы.
Правила исчисления среднего заработка для расчета выплат, предусмотренных ТК РФ, регламентируются Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922. В этом документе приведены перечни выплат, принимаемых в расчет и исключаемых из расчета среднего заработка, установлены правила учета премий и вознаграждений при исчислении среднего заработка, определены особенности исчисления среднего заработка для выплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.
Порядок отражения расходов на прохождение медосмотров
в бухгалтерском учете организации
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (далее — ПБУ 10/99).
В соответствии с нормами указанного бухгалтерского стандарта расходы организации на проведение медосмотров своих работников принимаются к бухгалтерскому учету в полном объеме и отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности. Это вытекает из п. п. 5 и 7 ПБУ 10/99.
В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете организации только при одновременном выполнении следующих условий:
— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
— сумма расхода может быть определена;
— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Если хотя бы одно условие не выполнено, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность. Порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен п. 18 ПБУ 10/99, т. е. расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Датой признания в бухгалтерском учете расходов на проведение медосмотров является день представления заключительного акта медицинской организацией.
В случае если работник проходил медосмотр в медицинском учреждении, с которым у работодателя заключен договор, то расходы отражаются в бухгалтерском учете на соответствующем счете учета затрат в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее — План счетов), для отражения расходов по обычным видам деятельности у организаций предусмотрен счет 44 «Расходы на продажу». По дебету указанного счета отражаются суммы произведенных расходов, связанных с продажей товаров, которые в дальнейшем списываются в полном объеме в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж». Исключением являются лишь суммы транспортных расходов, списание которых производится частично, — расходы на транспортировку распределяются между реализованным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.
В бухгалтерском учете организации отражение расходов на прохождение медосмотров производится при помощи следующих записей:
Дебет счета 44 «Расходы на продажу» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — расходы на проведение медосмотра учтены в составе расходов на продажу;
Дебет счета 44 «Расходы на продажу» Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — включена в состав расходов на продажу сумма среднего заработка, начисленного работникам за время прохождения медосмотра;
Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж», Кредит счета 44 «Расходы на продажу» — расходы организации на прохождение медосмотра списаны на себестоимость проданных товаров.
Если же работник самостоятельно прошел медосмотр при поступлении на работу, то работодатель, компенсируя расходы на медосмотр работнику (при наличии подтверждающих документов), отражает их в составе расходов в корреспонденции с кредитом счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Пример.
ООО «Евромед» заключило договор с медицинским учреждением на проведение медосмотров.
В августе текущего года был проведен периодический медосмотр работников организации, стоимость которого составила 30 000 руб.
Кроме этого, организация приняла на работу новых сотрудников, которые прошли предварительный медосмотр самостоятельно, при этом она компенсировала им расходы в размере 5000 руб.
В сентябре текущего года организация направила на предварительный медосмотр соискателей, которые не были приняты на работу. Расходы по такому медосмотру составили 3000 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Евромед» данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:
— в августе текущего года:
Дебет счета 44 «Расходы на продажу» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 30 000 руб. — отражены расходы на прохождение периодического медосмотра сотрудниками организации в медицинском учреждении;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит счета 51 «Расчетные счета» — 30 000 руб. — оплачены услуги медицинскому учреждению;
Дебет счета 44 «Расходы на продажу» Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» — 5000 руб. — оплачены расходы по прохождению медосмотра работниками самостоятельно;
Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит счета 50 «Касса» — 5000 руб. — компенсированы затраты работникам;
— в сентябре текущего года:
Дебет счета 44 «Расходы на продажу» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 3000 руб. — отражены расходы на прохождение медосмотра соискателями;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит счета 51 «Расчетные счета» — 3000 руб. — оплачены услуги медицинскому учреждению.
Окончание примера.
Рассмотрим порядок возмещения расходов на медосмотр работникам, если прохождение медосмотра не предусмотрено трудовым законодательством.
В этом случае расходы, связанные с возмещением работнику стоимости медосмотра, можно отнести к прочим расходам на основании п. 11 ПБУ 10/99.
В бухгалтерском учете согласно Плану счетов затраты, произведенные за счет прибыли, относятся на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».
Пример.
По инициативе работодателя сотрудники ООО «Евромед» прошли медосмотр. Прохождение медосмотра не предусмотрено трудовым законодательством. Стоимость медосмотра составила 20 000 руб.
Время прохождения медосмотра было компенсировано сотрудникам из расчета среднего заработка в размере 10 000 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Евромед» данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 20 000 руб. — отражены расходы на проведение медосмотра сотрудников;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Дебет счета 51 «Расчетные счета» — 20 000 руб. — оплачены услуги лечебного учреждения;
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы», Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — 10 000 руб. — начислена средняя заработная плата за время прохождения медосмотра работникам организации.
Окончание примера.
Порядок налогообложения расходов на проведение
обязательных медосмотров
В части налогообложения расходов на проведение обязательных медосмотров налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) следует отметить, что согласно п. 1 ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло (п. 1 ст. 210 НК РФ).
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, приведен в ст. 217 НК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Следовательно, расходы на обязательные медосмотры, произведенные в целях охраны труда, не подлежат налогообложению НДФЛ.
Что касается налогообложения компенсации работникам, направленным на медосмотр (обследование), страховыми взносами во внебюджетные фонды отметим следующее.
С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), который заменил уплату единого социального налога (далее — ЕСН) страховыми взносами во внебюджетные фонды.
Как и в случае с ЕСН, объектом обложения страховыми взносами признаются среди прочего выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).
В связи с этим по аналогии с ЕСН, поскольку затраты работодателя на проведение медицинских осмотров работников являются производственными расходами организации, необходимыми для осуществления ее деятельности, и не зависят от положений трудовых договоров работника с работодателем, такие суммы затрат не подлежат обложению страховыми взносами.
О том, что суммы, связанные с оплатой медицинских осмотров работников, не являются объектом обложения ЕСН, сказано и в письмах Минфина России от 21 ноября 2008 г. N 03-03-06/4/84, УМНС России по г. Москве от 7 октября 2004 г. N 28-11/64374.
Арбитражные суды придерживались аналогичной точки зрения. Так, например, судьи ФАС Центрального округа в Постановлении от 30 мая 2003 г. N А54-225/03-С3 также считали, что суммы, перечисленные обществом за периодические медицинские осмотры своих работников, не включаются в налоговую базу по ЕСН. При этом в обоснование своей позиции они ссылались на пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, согласно которому не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных в том числе с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. В свою очередь, выплаты, возникшие при оплате медицинских осмотров, носят компенсационный характер и связаны с выполнением физическими лицами трудовых обязанностей.
Такие же аргументы в свое время приводили и финансовые органы (письмо Минфина России от 5 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/100). В Законе N 212-ФЗ аналогичная норма тоже есть. В соответствии с пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 этого Закона не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 184 «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» данные выплаты не облагаются взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
О порядке налогообложения налогом на прибыль расходов на проведение обязательных медосмотров даны разъяснения в письмах Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-03-06/1/543, от 5 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/100, в письме УФНС России по г. Москве от 16 августа 2006 г. N 20-12/72394.
Согласно разъяснениям Минфина России расходы на проведение обязательных медосмотров, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России или Минздрава России, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом указанные затраты должны быть документально подтверждены, экономически обоснованны и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Аналогичные выводы были сделаны и судебными органами в Постановлении ФАС Поволжского округа от 17 февраля 2005 г. N А55-10635/04-34.
Отметим, что сумма среднего заработка, сохраняемого за работником в период прохождения медосмотра, может быть учтена налогоплательщиком как в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, так и в составе расходов на оплату труда на основании ст. 255 НК РФ. Если некоторые расходы, произведенные налогоплательщиком, с равными основаниями могут быть отнесены к нескольким группам расходов, то в этом случае налогоплательщик вправе самостоятельно определить, в составе каких расходов он будет учитывать данные расходы (п. 4 ст. 252 НК РФ).
Расходы на проведение предварительных медосмотров работников, принимаемых на работу, могут быть учтены в составе расходов на подбор кадров согласно пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Если прохождение медосмотров (обследований) не является для работников обязательным, то такие расходы не учитываются при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 5 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/100, письмо УФНС России по г. Москве от 4 августа 2006 г. N 09-14/069136).
Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 января 2007 г. N А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1 по делу N А33-32437/05. Так, в нем сказано, поскольку для работников бухгалтерии не предусмотрено обязательное проведение медосмотров, то расходы на их проведение по инициативе работодателя не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Ответственность работодателя при невыплате компенсаций
работникам, направляемым на медосмотр (обследование)
Статьей 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Согласно данной статье при нарушении работодателем:
— установленного срока выплаты заработной платы;
— оплаты отпуска;
— выплат при увольнении;
— других выплат, причитающихся работнику, — работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты денежной компенсации возникает у работодателя независимо от наличия его вины.
При этом согласно ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора должна доказать размер причиненного ей ущерба.
Более того, ст. 237 ТК РФ предусмотрено возмещение морального вреда, причиненного работнику. Моральный вред, причиненный работнику работодателем (неправомерными действиями или бездействием), возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае же возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения устанавливаются судом.
Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ. Согласно п. 1 данной статьи нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Пунктом 2 ст. 5.27 КоАП РФ установлено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
Уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше двух месяцев предусмотрена ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).
Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем — физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается:
— штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
— или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
— или лишением свободы на срок до 2 лет (п. 1 ст. 145.1 УК РФ).
Согласно п. 2 ст. 145.1 УК РФ то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается:
— штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
— или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности;
— или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
——————————————————————
Вопрос: Разъясните порядок выплаты выходного пособия женам военнослужащих (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 265). Учитывается ли при этом средний месячный заработок только по основному месту работы, или же в него включается и средняя заработная плата при работе по совместительству?
(«Право в Вооруженных Силах», 2010, N 9)
Вопрос: Разъясните порядок выплаты выходного пособия женам военнослужащих (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 265). Учитывается ли при этом средний месячный заработок только по основному месту работы, или же в него включается и средняя заработная плата при работе по совместительству?
Ответ: Постановлением Правительства Российской Федерации «Об усилении социальной защищенности военнослужащих, проходящих службу на территории РСФСР» от 5 ноября 1991 г. N 585 и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 265 предусмотрена выплата женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории Российской Федерации, по месту военной службы их мужей выходного пособия в размере двухмесячной средней заработной платы в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено перемещением (переводом, прикомандированием) военнослужащих к новому месту военной службы в другую местность Российской Федерации или бывшего Союза ССР. Для этих целей военнослужащим выдаются справки по установленной форме о перемещении к новому месту военной службы в другую местность для представления по месту работы их жен.
В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствует утвержденный порядок выплаты выходного пособия женам военнослужащих в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено перемещением военнослужащих по службе в другую местность. Однако это не должно препятствовать реализации права на получение указанного пособия в полном объеме.
Поскольку вышеназванный Приказ не содержит специальных указаний по расчету среднего заработка для исчисления выходного пособия женам военнослужащих, то, по мнению автора, в этом случае следует руководствоваться положениями Трудового кодекса Российской Федерации как основного нормативного правового акта, регулирующего трудовые отношения.
Таким образом, средний заработок для исчисления выходного пособия женам военнослужащих должен рассчитываться в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922.
Согласно ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).
В соответствии с п. 19 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы лицам, работающим на условиях совместительства, средний заработок определяется в порядке, установленном вышеназванным Положением.
Правовая позиция автора подтверждается и действующим в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации Порядком выплаты выходного пособия женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории Российской Федерации, в случаях, когда расторжение ими трудового договора обусловлено переводом мужей к новому месту военной службы в другую местность Российской Федерации (утвержден Приказом от 31 августа 2009 г. N 30). Согласно названному Положению для назначения выходного пособия военнослужащий подает по команде рапорт, к которому прилагается справка о средней заработной плате жены (в том числе при работе по совместительству), и представляет ее трудовую книжку (при работе по совместительству в трудовой книжке должна быть произведена соответствующая запись) с записью об увольнении с работы по собственному желанию в связи с переводом мужа-военнослужащего к новому месту военной службы в другую местность или заверенную надлежащим образом выписку из трудовой книжки.
В. И.Ковалев
Кандидат юридических наук, доцент,
профессор Военного университета,
заслуженный юрист Российской Федерации
——————————————————————