Данные сравнительного международного анализа правового положения акционеров, кредиторов и охраны труда
(Зайцева М.) («Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом», 2010, N 4)
ДАННЫЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО МЕЖДУНАРОДНОГО АНАЛИЗА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ АКЦИОНЕРОВ, КРЕДИТОРОВ И ОХРАНЫ ТРУДА <*>, <**>
М. ЗАЙЦЕВА
——————————— <*> John Armour, Simon Deakin, Priya Lele, Mathias M Siems. How do legal rules evolve? Evidence from a cross-country comparison of shareholder, creditor and worker protection? <**> Центр экономических исследований. Университет Кембриджа, Европейский институт корпоративного управления.
Зайцева М., юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова <1>. ——————————— <1> Научный консультант — кандидат юридических наук А. Е. Молотников.
В современной литературе много внимания уделяется теории, согласно которой правовая традиция страны оказывает существенное влияние на структуру финансового развития и экономического роста. Сторонники данной точки зрения утверждают, что правовая семья, в которой возникла система права конкретной страны, будь то система англосаксонского (общего) права или одна из разновидностей континентального права, воздействует на качество защиты прав инвесторов, что, в свою очередь, влияет на экономический рост в целом путем улучшения внешнего финансирования для компаний. Считается, что система англосаксонского (общего) права способна лучше реагировать на изменяющиеся потребности рыночной экономики, чем системы континентального права. В науке сложились два подхода к исследованию данной проблемы. Первый из них, опираясь на результативность, исследует связи между правовыми нормами и показателями роста финансового рынка и экономического развития. Второй подход в общих чертах схож с первым, однако он уделяет большее внимание механизмам взаимодействия права и экономики. Авторы статьи в своем исследовании используют второй подход. В качестве основы для исследования были взяты пять национальных правовых систем — Великобритании, Франции, Германии, США (как страны с наиболее развитой экономикой) и Индии (как самой демократичной страны).
1. Исследовательская программа «Закон и финансы»
Систематические исследования взаимосвязей между правовыми институтами страны и ее корпоративным управлением и финансовой системой начались в конце 90-х годов с новаторской и весьма влиятельной работы Ла Порта, Лопеса-де-Силанеса, Шлейфера и Вишны. Анализ Ла Порта и др. основан на эмпирических и теоретических оценках различных правовых систем, он был проведен на двух отдельных уровнях. Первый постулат данной работы (на микроуровне) — чем больше гарантий прав миноритарных акционеров и кредиторов предоставляет государство, тем более привлекательным в инвестиционном плане выглядит это государство для финансовых фирм других государств. Второй тезис данной работы (на макроуровне) — качество правовых институтов меняется в зависимости от принадлежности системы права конкретной страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, французской, скандинавской и др.). Согласно рассуждениям Ла Порта и других на этих двух уровнях право определяет характер финансовой системы и общий экономический рост страны. В работе были выведены два механизма, которые могут подчеркнуть превосходство системы общего права. Первый из них — адаптивность характеризует процесс создания новых норм. Для систем континентального права характерна широкая кодификация правовых норм, в то время как система общего права опирается на постепенное накопление судебных прецедентов. Вполне возможно, эта способность опираться на массив судебных решений помогает сконструировать правовые нормы, наиболее отвечающие изменяющимся условиям общественной жизни. В отличие от этого системы континентального права страдают от излишней закостенелости, поскольку изменения в существующее законодательство могут быть внесены только путем принятия нового законодательного акта. С этим связана и разница в правовом регулировании: считается, что система общего права дает больше возможностей рынку для саморегулирования, в то время как в системах континентального права законы насаждаются и исполняются «сверху». Второй механизм сосредоточен на большей независимости судебной власти в рамках системы общего права от исполнительной власти, чем в системах континентального права. Критерии для сравнения, сконструированные Ла Порта и др., затронули различные аспекты законодательства, касающегося организации бизнеса. Среди таковых можно выделить: — права акционеров; — правовые нормы, регулирующие создание юридических лиц; — способы обеспечения обязательств; — регулирование рынка ценных бумаг; — регулирование труда; — механизмы защиты прав кредиторов; — регламентация несостоятельности (банкротства). В своих последних разработках Ла Порта и др. предполагают, что правовая традиция включает в себя не только формальные институты правовой системы, но и «человеческий капитал и убеждения его участников». Кроме того, правовая традиция может служить формой социального контроля экономической жизни. Первоначально правовая традиция использовалась для подтверждения того факта, что экономические факторы оказывают влияние на содержание правовых норм, а не наоборот. Данная работа может пролить свет на некоторые спорные вопросы, а именно: как влияет структура правовых институтов на содержание правовых норм; изменяются ли различия между правовыми системами со временем; что оказывает большее влияние — правовые нормы или экономические условия?
2. Динамика изменения законодательства и экономического роста: теория
Под динамикой авторы статьи подразумевают способность институтов правовой системы влиять на собственное развитие. Системы континентального права менее приспособлены для поддержки рыночных институтов, чем система общего права. В то же время система общего права дает больше гарантий имущественных прав граждан, чем системы континентального права. Это различие авторы объясняют тем, что в системах континентального права правящий класс имеет больше инструментов для перераспределения ресурсов в свою пользу. Авторы считают, что при использовании адаптивного и политического подхода правовые системы исследуются через функциональные признаки: в первом случае речь идет о непосредственном влиянии права на экономическое развитие, а во втором — законы являются результатом деятельности правящего класса в собственных интересах. Характерно, что оба подхода пытаются объяснить эволюцию правовых норм внешними факторами и тем самым отрицают автономность и независимость правовых систем. А третий предлагаемый авторами статьи подход исходит из того, что правовые нормы лишь частично обладают функциональными признаками в их связи с широкими экономическими и политическими условиями. Основой данного подхода служит утверждение, что правовые институты не существуют изолированно, в вакууме, они взаимосвязаны с другими социальными институтами, в частности с социальными нормами, структурой производства и формами распределения. Поэтому правовые системы в некоторой степени являются внешними факторами для экономической и политической действительности, в которой они существуют. Здесь уместно упомянуть, что различия в правовых системах очень схожи с различиями между формами капитализма (имеются в виду форма свободного рынка и координированного рынка). Это модели, в одной из которых отмечается свободное и довольно активное участие граждан и юридических лиц и которая характеризуется рынками ценных бумаг высокой ликвидности, а в другой, напротив, инициатива участников рынка ограничивается законом, рынки ценных бумаг малоактивны. Сравнительный правовой анализ развития предпринимательского права в странах Западной Европы за последние два века привел к следующим выводам: в Великобритании доминирует контрактный подход, который отделяет интересы сотрудников от компании, ставит финансовых контролеров выше менеджмента; в Германии и Франции господствует интеграционная модель, в которой сотрудники вовлечены в предпринимательскую деятельность. Авторы объясняют различия темпами индустриализации. В Великобритании индустриализация началась довольно рано, до того, как ранние формы корпоративного регулирования уступили место правопорядку, основанному на современном понимании институтов договора и собственности, в то время как в Германии и Франции кодификация в начале XIX в. отбросила остатки позднего средневекового регулирования перед самым промышленным переворотом. В результате основные правовые институты, касающиеся создания и деятельности юридических лиц и трудовых отношений, развивались в Великобритании медленнее, чем в других странах Западной Европы. Это означало, что английское общее право было менее приспособлено к появлению больших вертикально-интегрированных компаний в начале XX в. Большинство развивающихся стран получили свои правовые системы в связи со своим статусом колоний, поэтому не стоит ожидать, что в этих случаях возможно взаимодействие между заимствованными и коренными правовыми институтами. Однако можно предположить, что именно в этих случаях будет заметно влияние правовой традиции, объясняющее расхождения между системами. Но степень этого влияния будет низкой в сравнении с такими мировыми тенденциями, как разработка унифицированных международных стандартов в области корпоративного управления, интеграция в мировую экономику транснациональных компаний, а также готовность большинства стран заимствовать правовые нормы и институты, которые успешно работают в других правовых системах, независимо от того, принадлежат ли они к системе общего или континентального права.
3. Построение системы правовых норм
Первым шагом в данном исследовании стал подбор критериев, позволяющих отследить изменения в праве на заданном временном отрезке. За основу были выбраны следующие аспекты — права акционеров и кредиторов и охрана труда. Правовые нормы были разбиты на определенные группы: — стандартные (общепринятые нормы); — нормы и принципы, предоставляющие возможность саморегулирования (например, Кодекс Великобритании по слияниям и поглощениям); — нормы права на федеральном уровне; — судебный прецедент; — статутное право. 3.1. Защита прав акционеров. Критерии для деления правовых норм в данной группе образуют две группы: — нормы, защищающие акционеров от директоров и менеджеров компании; — нормы, защищающие права миноритарных акционеров. 3.2. Защита прав кредиторов. Ранее в правовой и финансовой литературе использовались четыре критерия для деления правовых норм, направленных на защиту прав кредиторов. Однако эти критерии имели свои недостатки. Во-первых, они опирались исключительно на законодательство о банкротстве, во-вторых, не учитывали способы обеспечения прав кредиторов и «кредитороориентированное» законодательство многих стран. В данной работе авторы использовали в качестве критерия формы защиты прав кредиторов, а именно: — ограничения для активных участников рынка, дабы снизить риск неисполнения долговых обязательств; — возможность для кредиторов приобретать права требования по договору; — гарантии, предоставленные законодательством о банкротстве. 3.3. Регулирование трудовых отношений. Регулирование трудовых отношений происходит в трех направлениях — регулирование занятости населения, представительство интересов работников и реализация права на забастовку, а также право социального обеспечения. Авторы отмечают, что страны континентальной правовой семьи (Франция, северные страны) имеют более развитую систему социальных гарантий, нежели страны англосаксонской семьи. Однако для обеих правовых систем характерны высокий уровень безработицы среди молодежи, малочисленность мужской рабочей силы и др. Среди ученых превалирует мнение о праве как о второстепенной силе после социальных норм в регулировании общественных отношений. В пользу данной позиции говорит также множественность источников норм, регулирующих трудовые отношения, это не только законодательство, но и коллективные договоры, обычаи, локальное нормотворчество. Все это свидетельствует о большой дельте между принимаемыми законами и их исполнением. Для всестороннего изучения необходимо также учитывать воздействие трудового законодательства на компании с различными оборотами, осуществляющими свою деятельность в различных секторах национальной экономики. Авторы статьи признают, что трудовое право играет двоякую роль: с одной стороны, оно перераспределяет ресурсы от работодателей к работникам, а с другой — страхует сотрудников от рисков, связанных с потерей работы, а также снижает операционные издержки, связанные с неполнотой трудового договора. Используя материал, предложенный выше, авторы выделяют пять критериев для распределения норм трудового права: регулирование альтернативных форм трудоустройства (работа «на себя», неполный рабочий день, срочные контракты), регулирование рабочего времени, регулирование порядка увольнения, представительство интересов работников, а также регулирование порядка проведения забастовок.
4. Эволюция правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения
Используя критерии и тенденции, описанные в п. 3 данного исследования, авторы составили следующие графики. 4.1. Защита прав акционеров.
Figure 1: Aggregate Shareholder Protection (60 variables) (рис. 1. Совокупные меры по защите прав акционеров)
Рисунок не приводится.
Figure 2: Protection Against Boards (42 variables) (рис. 2. Защита прав акционеров от неправомерных действий топ-менеджмента)
Рисунок не приводится.
Figure 3: Protection Against Other Shareholder (18 variables) (рис. 3. Защита прав миноритарных акционеров)
Рисунок не приводится.
Figure 4: Aggregate Creditor Protection (44 variables) (рис. 4. Совокупные меры по защите прав кредиторов)
Рисунок не приводится.
Как видно из графиков, налицо возрастающий интерес к мерам, направленным на защиту акционеров от неправомерных действий топ-менеджмента. Это обусловлено тем, что улучшения в корпоративном регулировании направлены на сокращение управленческих расходов, а также тем, что в последнее время в корпоративных кругах ведется активная борьба с лоббированием интересов директорского состава. 4.2. Защита прав кредиторов. Затем анализ норм проводился по трем направлениям: нормы, регулирующие ограничения на занятия определенными видами деятельности для должника, если это противоречит интересам кредитора (рис. 5); нормы, направленные на дополнительную защиту прав кредиторов (рис. 6); нормы, направленные на содействие кредиторам в процедурах банкротства (рис. 7).
Figure 5: Restrictions on Debtor Activities (15 variables)
Рисунок не приводится.
Figure 6: Creditor Contract Rights (10 variables)
Рисунок не приводится.
Figure 7: Creditor Rights in Bankruptcy (19 variables)
Рисунок не приводится.
Графики позволяют сделать вывод об отсутствии принципиальных различий в регулировании данных вопросов в системах общего и континентального права. 4.3. Регулирование трудовых отношений. Далее в работе представлены графики исследования правовых норм в соответствии с критериями, обозначенными в п. 3.3.
Figure 8: Aggregate Worker Protection (40 variables) (рис. 8. Совокупные меры по защите прав работников)
Рисунок не приводится.
Figure 9: Alternative Employment Contracts (8 variables)
Рисунок не приводится.
Figure 10: Regulation of Working Time (7 variables)
Рисунок не приводится.
Figure 11: Regulation of Dismissal (9 variables)
Рисунок не приводится.
Figure 12: Employee Representation (7 variables)
Рисунок не приводится.
Figure 13: Industrial Action (9 variables)
Рисунок не приводится.
5. Сближение или сохранение различий в системах?
Авторы используют два метода для определения тенденций. Первый метод заключается в сопоставлении совокупных показателей, а второй сосредоточен на сравнении конкретных вопросов в каждой правовой системе. Полученные данные также были обобщены и сведены в графики. 5.1. Защита прав акционеров.
Figure 14: Functional Convergence in Shareholder Protection (рис. 14. Сближение в вопросах защиты прав акционеров)
Рисунок не приводится.
Figure 15: Formal Differences in Shareholder Protection From Other Countries’ Laws (рис. 15. Расхождения в вопросах защиты прав акционеров с другими странами)
Рисунок не приводится.
Figure 16: Formal Convergence in Shareholder Protection (рис. 16. Сближение в вопросах защиты прав акционеров на законодательном уровне)
Рисунок не приводится.
5.2. Защита прав кредиторов.
Figure 17: Functional Convergence in Creditor Protection (рис. 17. Сближение в вопросах защиты прав кредиторов)
Рисунок не приводится.
Figure 18: Formal Differences in Creditor Protection From Other Countries’ Laws (рис. 18. Расхождения в вопросах защиты прав кредиторов с другими странами)
Рисунок не приводится.
Figure 19: Formal Convergence in Creditor Protection (рис. 19. Сближение в вопросах защиты прав кредиторов на законодательном уровне)
Рисунок не приводится.
5.3. Регулирование трудовых отношений.
Figure 20: Functional Convergence in Worker Protection (рис. 20. Сближение в вопросах защиты прав работников)
Рисунок не приводится.
Figure 21: Formal Convergence in Worker Protection (рис. 21. Сближение в вопросах защиты прав работников на законодательном уровне)
Рисунок не приводится.
Figure 22: Formal Differences in Worker Protection From Other Countries’ Laws (рис. 22. Расхождения в вопросах защиты прав работников с другими странами)
Рисунок не приводится.
6. Выводы
В данной работе была проделана попытка анализа правовых норм различных систем с помощью нового вида критериев — прав акционеров и кредиторов, а также охраны труда. Для исследования были выбраны пять стран — Великобритания, США, Германия, Франция и Индия в период с 1970 по 2005 г. Полученные результаты могут быть представлены в виде следующей таблицы.
Основные направления развития защиты прав акционеров, кредиторов и охраны труда в пяти странах за 1970 — 2005 гг.
Защита прав Защита прав Охрана труда акционеров кредиторов
Наилучшая Великобритания, Великобритания, Германия, Франция защита Германия, Франция Германия
Слабая защита США Франция, Индия США
Тенденция к Повышение уровня Неравномерное Улучшение изменениям защиты во всех развитие во всех качества защиты странах странах во всех странах (в Великобритании изменения неравномерные)
Темпы изменений Нарастающие шаги во Резкие скачки в Резкие скачки в всех странах большинстве стран Великобритании и Франции. Нарастающие шаги в других странах
Передовые Великобритания Германия, Индия Великобритания, страны Германия
Отсталые страны США США США, Франция
Сближение в Сближение с 2001 г. С 1985 г. попытки С 1983 г. попытки тенденциях к сближению к сближению развития
Сближение на Сближение с 1993 г. С 1985 г. попытки С 1983 г. попытки законодательном к сближению к сближению уровне
Ранее в науке существовали два основных подхода к объяснению эффекта влияния правовой традиции — адаптивный подход, согласно которому институты общего права сконструированы лучше, чем институты континентального права, для удовлетворения экономических потребностей страны, и политический подход, объясняющий принципиальные различия между системами общего и континентального права, возможностями кредитования, которые предоставляют эти системы. Оба подхода подтверждают влияние правовой традиции и предсказывают больший успех общему праву. В данной работе авторы предлагают третье объяснение — институциональный подход, который объясняет различия между общим и континентальным правом как результат взаимодействия правовых и экономических институтов на уровне национальных систем. Согласно данному подходу различия имеют глубокие исторические корни в начальных условиях индустриализации в Западной Европе. Благодаря дальнейшему распространению правовых норм стран Западной Европы слабое, по мнению авторов, влияние правовой традиции находит свое отражение в правовых нормах многих стран. По наблюдению авторов, за последние 10 — 15 лет произошло сближение различных правовых систем. В основном это сближение коснулось вопросов защиты прав акционеров, кредиторов и защиты труда. В частности, наблюдается тенденция по сближению на примере защиты прав акционеров, т. е. даже если в стране с системой континентального права сильна правовая традиция, это не мешает заимствовать наиболее успешные механизмы защиты прав акционеров из общего права. Более того, четкие отличия между системами общего и континентального права просматриваются только при наличии определенной группы критериев для сравнения. Поэтому можно смело утверждать о наличии центростремительных течений в рамках различных систем права. Несомненно, результаты исследований авторов статьи в рамках институционального подхода помогут объяснить взаимодействие правовых норм и экономического развития.
——————————————————————
Интервью: Роструд поможет заработать («ЭЖ-Юрист», 2010, N 37)
РОСТРУД ПОМОЖЕТ ЗАРАБОТАТЬ
Ю. В. ГЕРЦИЙ
Ситуация на рынке труда постоянно меняется. Несмотря на нестабильную экономику, задержку зарплат и природные катаклизмы, Роструд развивает различные направления в сфере занятости. Дают свои результаты стажировка для обучения специалистов рабочих специальностей, программы по занятости молодежи до 18 лет, трудоустройству инвалидов и даже помощи в открытии собственного дела. О том, какие плоды принесло все это, рассказывает главный государственный инспектор труда РФ, руководитель Роструда Юрий Викторович Герций.
Юрий Викторович, не могли бы Вы охарактеризовать ситуацию на рынке труда, сложившуюся в текущем году? — В целом в 2010 г. процессы занятости населения развивались в русле тех тенденций, которые были актуальны для экономики нашей страны. Исходя из информации, которой располагает Федеральная служба по труду и занятости, сегодняшнюю ситуацию на рынке труда можно описать как стабильную, гарантирующую достойную деятельность наших работников. Это очевидно как из количества обращения граждан в государственную службу занятости населения субъектов РФ, так и из численности безработных граждан. По результатам мониторинга в органах занятости (не статистической отчетности) количество безработных граждан на 1 сентября составило 1705221 человек. Отмечу, что, по данным на 1 сентября, в органы государственной службы занятости в этом году поступило на 523 тыс. меньше обращений граждан, чем в прошлом: 1 млн. 946 тыс. человек против 2 млн. 478 тыс. Весомая разница! Такая статистика отчасти объясняется тем, что заработали и дают хороший результат антикризисные программы, принятые Правительством РФ.
Но столь ли радужные показатели по трудоустройству? — Что касается трудоустройства, в 2009 г. оно достигло 2 млн. 139 тыс. человек, а в 2010 г. — 2 млн. 49 тыс. человек. В этом году увеличилась эффективность работы органов занятости (в том числе возросло количество обращений работодателей в систему органов занятости о предоставлении информации о свободных рабочих местах). Если же проанализировать показатели, то число свободных рабочих мест в прошлом году на 1 сентября составляло 1 млн. 120 тыс., в этом году — 1 млн. 256 тыс. На первый взгляд разница небольшая (136 тыс.), но суть в том, что комплектование этих рабочих мест и подбор персонала в текущем году идут более быстро и эффективно. Безусловно, не все так оптимистично. В частности, за восемь месяцев 2010 г. количество погибших при выполнении трудовых обязанностей возросло по сравнению с тем же периодом прошлого года. Для этого есть объективные причины: трагедия, случившаяся на шахте в Кемеровской области, пожары и другие чрезвычайные ситуации, которые происходили в нашей стране.
А как идет работа по программе самозанятости? Сколько человек в 2010 г. открыли свое дело? И сколько безработных было таким образом трудоустроено? — В 2010 г. мы прогнозируем двукратное увеличение по сравнению с прошлым годом числа участников программы самозанятости. Результаты программы оказывают непосредственное влияние на экономические процессы в регионах. Ведь примерно 50% направлений бизнеса, которые открываются, связаны с производственной сферой и привлечением работников. В этом году 222 тыс. человек должны открыть собственное дело. Привлечение на работу из числа безработных составляет по субъектам примерно 15 — 20%. Мы провели мониторинг тех работников, которые открыли собственное дело в прошлом году и в первом полугодии этого года, и по состоянию на 1 сентября работают 95% организаций. Часть людей отпала по объективным причинам, связанным с естественной убылью населения, у некоторых просто не получилось запустить дело, несколько человек пострадали в результате пожаров.
Не могли бы вы прокомментировать актуальное состояние долгов по заработной плате? — Мы добились определенного снижения задолженности по заработной плате, и сейчас ситуация находится на контролируемом уровне. Приведу конкретные числа: в начале 2009 г. задолженность составляла 4,77 млрд. рублей, а на 1 сентября 2010 г. она равняется уже 3,35 млрд. рублей, то есть снизилась более чем на 1,42 млрд. рублей. Однако у подобной статистики есть объяснение… Приведенные числа не характеризуют степень глубины задолженности, в нее входят долги, которые имеются у предприятия более длительный срок. Речь идет о предприятиях-банкротах, которые имеют глубокую задолженность. А текущая задолженность до двух месяцев в этой сфере составляет примерно 70%. Компании, имеющие долги, находятся под пристальным вниманием и контролем наших инспекций труда в субъектах РФ. Сейчас активно функционируют те рабочие штабы и комиссии, которые созданы в субъектах РФ и работают под руководством глав субъектов, по вопросам выплаты заработной платы и антикризисных мероприятий. Выясняется, каковы причины долгов — связаны ли они с производственной деятельностью или сбытом продукции и расчетом поставщика, потребителя, или же сыграли свою роль какие-то другие причины. Иногда влияние оказывают факторы, из-за которых на уровне регионов образуется задолженность то у учителей, то у медиков и т. д. В таких случаях задолженность составляет от месяца до двух, мы принимаем определенные меры и добиваемся ее погашения. С точки зрения повышения ответственности работодателей и соблюдения ими трудовых прав положительную роль сыграла работа Роструда по двум направлениям. Во-первых, аттестация рабочих мест, за проведение которой работодатель несет высочайшую ответственность согласно закону. Именно исходя из результатов аттестации мы можем определить степень вредности труда работника, что напрямую связано с реализацией обязанности работодателя по ведению определенных режимов работы, выплат, льгот и т. д. Аттестация рабочих мест позволяет нам четко разобраться, как должны соблюдаться условия безопасности охраны и труда: какие средства защиты должны быть у работника на рабочем месте повышенной опасности, как оно должно оборудоваться, какой режим работы (вплоть до температурного) установлен и т. д. Положительные результаты дает проведение мероприятий, которые мы называем «декларирование деятельности работодателя». Это очень интересная тема. Речь идет о взаимоотношениях предприятия-работодателя, государственной инспекции труда, объединений работодателей, профсоюзов, ТПП, администраций субъектов… Работа в данном направлении проходит следующим образом. Мы заключаем с предприятием соглашение, по которому оно обязуется обеспечить четкое соблюдение требований трудового законодательства, создать все условия по безопасности, гарантирует достойную заработную плату. При отсутствии нарушений со стороны организации мы не будем ее проверять в течение трех или пяти лет в зависимости от уровня и видов деятельности предприятия. Подобная практика в последнее время получила активное развитие во всех субъектах РФ: примерно 1600 организаций уже стали обладателями соответствующих сертификатов. Естественно, мы отслеживаем, как соблюдаются правила, занесенные в соглашение. Если поступает жалоба или информация о задолженности по заработной плате, то предприятие лишается сертификата. Так, мы лишили сертификатов некоторые организации в Хабаровском крае, в Саратовской и Кировской областях, а также Республике Хакасия, поскольку они не выполнили свои обязательства. Я наблюдал, с какой гордостью руководители и коллектив предприятий воспринимали уже само наличие этого сертификата. Его размещают на видном месте, и каждый работник берет на себя долг соблюдать те обязательства, которые предприятие взяло по соглашению. Представляете, какой эффект при таком отношении производит лишение сертификата? Даже с моральной точки зрения для коллектива это весьма неприятно. Нельзя не сказать и о работе по формированию нормативной базы, внесению определенных актов, направленных на более четкое соблюдение трудового законодательства и повышение ответственности работодателя. Внесение изменений, прежде всего в КоАП РФ, относящихся к нормам об ответственности работодателя, повысит ответственность руководителей предприятий за выполнение обязательств по соблюдению трудового права.
Юрий Викторович, 31 августа 2010 г. на совместном заседании Госсовета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России обсуждался вопрос о возможной нехватке людей с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих. Скажите, пожалуйста, в представителях каких рабочих специальностей в среднем звене сейчас имеется дефицит? — Задачи, поставленные Президентом РФ перед всеми структурами на Госсовете, в полной мере касаются и Роструда как федерального органа. Мы понимаем, что востребованность квалифицированных специалистов на рынке труда высока. И то число имеющихся в настоящее время вакансий, которое я вам уже называл, — более 1,2 млн. — на 70% сформировано именно категориями специалистов высокой и средней квалификации. В системе подготовки и переподготовки специалистов, в структуре органов занятости особое внимание уделяется как раз тем категориям, которые востребованы работодателем. Сегодня необходимо много слесарей, техников, технологов, настройщиков, механиков со значительным опытом работы и высокой квалификацией. Если человек ставит перед собой цель быть максимально востребованным и иметь опыт работы — все это он может получить за три — пять лет. Для этого в структуре переподготовки мы ввели понятие «стажировка». Это направление ориентировано на выпускников не т олько вузов, но и среднего профессионального образования. Ведь всем понятно, что, если человек окончил техникум, лицей или колледж и является специалистом второго или третьего разряда, он не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым ко многим соискателям на рынке труда. Стажировка в этом случае позволяет при участии центра занятости заключать трудовые отношения с этим молодым человеком на шесть месяцев. В течение этого срока федеральная служба в лице центра занятости гарантирует финансовую поддержку в заработной плате. Мы даем 4330 рублей, а также надбавки, если имеется районный коэффициент, и учитываем те налоговые выплаты, которые должны быть наложены на сумму 4330 рублей. Мы также работаем над единым критерием подхода в работе учебных заведений, который основывался бы на востребованности специалистов рабочих специальностей на рынке труда. Сейчас очень мало таких ПТУ и средних учебных заведений, которые были раньше, где отрабатывали программу под потребность того или иного предприятия. Роструд ведет переговоры, касающиеся подготовки и трудоустройства специалистов рабочих специальностей, с региональными органами образования, с Министерством образования и науки РФ. Роструд также полагает, что должна быть активизирована работа по профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных школ с точки зрения ситуации на рынке труда и возможности трудоустройства. Следует уйти от того, что должно быть всеобщее высшее образование, и прийти к тому, что для трудоустройства должна быть востребована квалификация и навыки работы.
Не могли бы Вы рассказать подробнее о той работе, которую ведет Роструд по обеспечению занятости выпускников вузов профессионального образования? — Реализация этой программы началась в 2009 г. В нынешнем году число участников в системе стажировки, конечно, будет больше, чем в прошлом. Столь активной реализации программы способствовали прежде всего два фактора. Первый — продолжительность действия: если в 2009 г. на стажировку отводилось всего три месяца, то в этом уже шесть. За такой срок можно более предметно изучить специфику работы. И второе. Не так давно Роструд ввел понятие наставничества и оплату наставнику в размере 50% от МРОТ. Это позволило более качественно обеспечить стажировку и заинтересовать людей, которые осуществляют наставнические работы.
Сколько людей охвачено данной программой? Каково финансирование? — По тем программам стажировки, которые мы уже рассмотрели и утвердили, в этом году будет 101552 человека. Субъекты РФ вправе провести корректировку на основе обращений, поступающих в органы занятости на местах. Это может быть изменение количества участников программы и, соответственно, финансирования на ее реализацию. Поэтому пока о конкретных суммах говорить рано. В прошлом году было 86 тыс. человек и более 2,8 млрд. рублей финансирования.
Временные рабочие места для молодежи 14 — 18 лет создают в основном некоммерческие организации, но сейчас они сворачивают эту программу, поскольку нередко работают по волонтерским договорам, которые не нашли отражения в ТК РФ. Кто в следующем году будет реализовывать молодежные программы? — Этим видом деятельности государственная служба занятости занимается с 1993 г. Мы развиваем такие направления, как временная занятость молодежи и подростков, не только через систему волонтерских организаций, но и через систему мероприятий, которые реализуются на предприятиях по месту жительства. Чаще всего организаторами выступали сами образовательные учреждения и муниципальные образования. В этом процессе активно участвуют органы занятости по месту размещения, органы по труду субъектов РФ, муниципальные образования и общеобразовательные школы. Через систему финансовой поддержки мы обеспечиваем временную занятость подростков и молодежи в течение года — таким образом трудоустроены порядка 1 млн. детей 14 — 18 лет.
Но будут ли некоммерческие организации продолжать принимать в этом участие? — В принципе участвовать в данной программе никому не возбраняется. Но надо оценивать конкретно, какой вид деятельности у некоммерческой организации, в какую деятельность они хотят вовлечь ребят, насколько это востребовано для детей и для той местности, в которой они будут трудиться. Многие такие организации занимались сельскохозяйственными, полевыми работами и благоустройством местности: озеленением, очисткой и т. д. Я полагаю, что это направление заслуживает всемерной поддержки и развития.
Как идет программа трудоустройства инвалидов? — В целом за 2010 г. планируется создать около 11 тыс. рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Программа идет во всех субъектах РФ, ни один из них не снизил квоту создания таких рабочих мест. По моим наблюдениям, наиболее продуктивно эта работа ведется в Пензенской и Самарской областях.
В связи с нехваткой сотрудников в инспекциях труда реакция на обращения граждан поступает очень поздно. В Москве, например, срок рассмотрения затягивается до трех месяцев. Не планируется ли в службе увеличение штата? — Стоит начать с того, что за последние годы существенно возросло количество обращений граждан, и оно продолжает увеличиваться. Численность инспекторского состава не в полной мере соответствует тем расчетам, которые применяются в стандартах международной практики. Но наши специалисты чрезвычайно ответственно выполняют свои обязанности. Все вопросы, попадающие к нам, в обязательном порядке изучаются. Вы говорите о сроке три месяца, но я думаю, что период рассмотрения короче — все зависит от степени сложности и ответственности дела, а также от уровня конфликтности ситуации. Если речь идет о взаимодействии на предприятии, то реакция моментальная. Если это индивидуальный вопрос, срок будет чуть длиннее, но мы стремимся к тому, чтобы все рассмотрение вопроса занимало не более месяца. Для этого мы провели большую работу по оснащению нашего инспекторского состава оргтехникой и сейчас вводим электронный документооборот и регистрацию всех входящих документов. Наши клиенты, работники, граждане, работодатели, направляющие информацию в Роструд, смогут отследить и узнать, на каком уровне находится то или иное обращение.
А на что сегодня чаще всего жалуются? — В прошлом году наибольший процент обращений был связан с вопросами введения различных режимов работы на предприятиях и увольнения. В первой половине 2010 г. примерно 17,8% обращений было посвящено созданию безопасных условий труда и аттестации рабочего места. Также немало обращений насчет увольнений и введения режима неполной занятости. Но наиболее часто поступают жалобы, связанные с невыплатой заработной платы.
Подводя итоги лета, хотелось бы узнать, много ли жалоб, связанных с аномальной жарой и сокращением рабочего дня, поступило в инспекцию по труду? Как реагировали работодатели? — По количеству сложно определить, так как жалобы приходили на местах. Наиболее активно граждане обращались в региональные территориальные органы в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях, а также в Центральном Черноземье. Многие работодатели очень ответственно подходили к режиму своих сотрудников. Можно привести примеры в Москве, Московской и Рязанской областях, других субъектах РФ, где вводили определенный режим с точки зрения перерывов, комфортности, перевода в различные смены и сокращения режима рабочего времени без внесения изменений в зарплату. Большинство предприятий, которые занимаются производством кондитерских изделий и выпечкой хлеба, вводили гибкий режим работы, оборудовали комнаты, где сотрудники могут отдыхать, дополнительно варили по 2 л компота… Все это позволяло создать более или менее сносные условия работы. Надо сказать, что работодатели не выступали противниками изменения режима, наоборот, в рамках своих возможностей активно облегчали условия труда. Мы это видели хотя бы по дополнительному оборудованию источников охлаждения воздуха. Я думаю, что тот урок, который мы получили этим летом в плане соблюдения санитарных норм, пойдет на пользу.
Будут ли в связи с аномальными погодными явлениями переданы какие-то пожелания или рекомендации работодателям на будущий год? — Безусловно. Мы поставили задачу инспекторскому составу уделять особое внимание температурному режиму на рабочих местах. Среди пожеланий — вводить режимы, которые позволяли бы выполнять трудовые функции, принимать меры к тому, чтобы обеспечить выплату зарплаты в полном объеме или в ее среднем размере, но при согласовании с работником. Об этом также должна быть уведомлена профсоюзная организация (если имеется).
Каковы наиболее значимые конфликты, возникшие в этом году? К примеру, вышло постановление относительно МРОТ, потом его отозвали… На чьей стороне в данной ситуации трудовая инспекция? — К счастью, в этом году крупного конфликта нет. Я имею в виду прежде всего ситуации, связанные с забастовками и другими акциями, — в прошлом году было около шести подобных конфликтов. Мы разобрались и все урегулировали на ранней стадии. Это прямая обязанность Федеральной службы по труду и занятости. Что касается МРОТ… Размер, который определен, — это законодательная норма. Если же говорить о трактовке позиции Верховного Суда РФ и ее реализации, думаю, судьи на этот вопрос ответят более предметно. Я как главный инспектор труда РФ должен четко обеспечить работу инспекторского состава по контролю и соблюдению действующего законодательства.
Интервью провели Алена Авраменко, Екатерина Игумнова, газета «ЭЖ-Юрист»
——————————————————————