Изменение Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: снижение и фиксация предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе

(Щур-Труханович Л. В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ИЗМЕНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: СНИЖЕНИЕ И ФИКСАЦИЯ ПРЕДЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕБЫВАНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ <*>

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 января 2011 года

Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ

——————————— <*> Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2010 N 317-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Президент РФ 29.01.2010 подписал Федеральный закон от 29.11.2010 N 317-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который вступил в силу 14.12.2010. Субъектом законодательной инициативы выступил сам Президент РФ, и, как следует из пояснительной записки к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поводом для ее выдвижения послужила сложная и противоречивая практика применения норм частей 5 и 6 статьи 25 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <*>, а именно «проблемы, связанные с понуждением сторон служебного контракта к его перезаключению». ——————————— <*> Далее по тексту также — Федеральный закон N 79-ФЗ.

Складывающаяся правоприменительная практика побудила Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров подготовить соответствующие изменения в статью 25 Федерального закона N 79-ФЗ и фактически вернуть правовое регулирование, существовавшее с 1995 года (начала действия Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» <*>) до февраля 2005 года (начала действия Федерального закона N 79-ФЗ). Таким образом, почти 6-летний период существования в Российской Федерации 65-летнего предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе <**> закончился. ——————————— <*> Далее по тексту — Федеральный закон о государственной службе 1995 года. <**> Далее по тексту — гражданская служба.

Дискуссии относительно повышения предельного возраста пребывания на государственной службе с 60 до 65 лет велись с конца девяностых годов прошлого века. В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» 1999 года (N 99004473-2), предусматривавшем повышение предельного возраста нахождения на государственной службе, отмечалось, что в ряде зарубежных стран национальное законодательство (пенсионное законодательство, законодательство о государственной службе, регламенты деятельности конкретных ведомств) устанавливает возраст нахождения на государственной службе 65 — 70 лет или вообще не устанавливает. В качестве примеров приводились: — Великобритания, в которой согласно статье 27 Закона о социальном обеспечении (1975 года) выход на пенсию лиц, занимающих должности на государственной службе, обязателен лишь по истечении 5 лет после достижения пенсионного возраста, который для мужчин установлен 65 лет, для женщин — 60 лет; — Канада, в соответствии с законодательством о государственной службе которой конкретный возраст для ухода на пенсию установлен 65 лет; одновременно предусмотрено продление трудовых отношений без ограничения возраста, а для некоторых категорий чиновников высокого уровня условия пролонгации их службы определены в законодательстве, в котором регулируются вопросы функционирования конкретного государственного органа; — Польша, в которой действует система, аналогичная канадской; — Соединенные Штаты Америки, в которых с 1975 года действует закон о запрете дискриминации по признаку возраста, в соответствии с которым запрещается увольнение государственного служащего по причине достижения им пенсионного возраста (65 лет для мужчин и женщин); — Германия, в новой редакции Закона о государственных служащих от 27.02.1985 которой установлено, что пожизненные служащие выходят в отставку по истечении месяца, в котором они достигли 65-летнего возраста. Для отдельных групп государственных служащих Законом установлены другие возрастные границы. Лицо, достигшее 65-летнего возраста, может быть оставлено на должности на определенный срок, если имеется срочная служебная необходимость и заявлено соответствующее ходатайство со стороны вышестоящих органов; — Франция, в которой предельный возраст для занятий должностей на государственной службе установлен Законом от 13.09.1984 «О предельном возрасте в публичной службе и публичном секторе» и для занятия должности на государственной службе для некоторых категорий чиновников он снижается. Помимо зарубежной практики, в числе аргументов в пользу повышения предельного возраста нахождения на государственной службе приводился анализ развития карьеры на государственной службе. На государственную службу большинство граждан Российской Федерации приходят, имея достаточный жизненный, научный и трудовой опыт (40 — 45 лет) <*>. «Для того чтобы с полной отдачей выполнять служебные обязанности, требуется несколько лет работы, учебы на курсах повышения квалификации и т. д. Особенно остро этот вопрос стоит для государственных служащих, занятых в законотворческой работе, где проблема освоения законопроцессной техники и накопления базы данных для экспертной оценки и анализа правовых норм законопроектов требует многих лет. Получив достаточный опыт и приобретя необходимые знания, государственный служащий должен покинуть государственную службу только по причине предельного возраста — 60 лет, хотя у многих государственных служащих, достигших предельного возраста, имеется еще достаточный для работы потенциал». ——————————— <*> Необходимо отметить, что тенденции, отмеченные в 1999 году, в настоящее время изменились и сейчас в связи с появлением в образовательной сфере направления подготовки специалистов для государственного и муниципального управления возраст впервые поступающих на государственную службу значительно снизился и исчисляется с 22 — 25 лет.

В связи с этим предельный возраст нахождения на государственной службе в 60 лет, установленный Федеральным законом 1995 года, предлагалось увеличить до 65 лет (по аналогии с большинством стран мира и с военнослужащими Министерства обороны РФ), а продление государственной службы — до 70 лет. Как резюмировалось в пояснительной записке, «увеличение предельного возраста нахождения на государственной службе только укрепит многие министерства и ведомства, даст возможность сохранить наиболее ценные кадры и передать имеющийся у них опыт более молодым государственным служащим». Законопроект не был поддержан Правительством РФ, в заключении которого от 30.12.2000 в качестве основного контраргумента законодательной инициативы приводилось существенное увеличение расходов из федерального бюджета как при его принятии, так и в будущем. В общей массе расходов на реализацию положений нового Федерального закона N 79-ФЗ вопросы увеличения предельного возраста пребывания на государственной службе стали третьестепенными, и повышение предельного возраста до 65 лет прошло незаметно. Однако, как показала практика, выбранная модель установления предельного для пребывания на государственной службе возраста 65 лет и коррекции государственно-служебных отношений с 60 лет, то есть еще до наступления предельного возраста, породила конфликты и поставила вопрос об обеспечении общих принципов гражданской службы (в частности, равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равных условий ее прохождения, стабильности гражданской службы), а также нормы части 5 статьи 24 Федерального закона N 79-ФЗ об изменении условия служебного контракта только по соглашению сторон. Содержание норм частей 5 и 7 статьи 25 Федерального закона N 79-ФЗ, устанавливающих предельный возраст пребывания на гражданской службе и коррекции (трансформации) государственно-служебных отношений до и после его наступления, частично анализировалось на страницах журнала «Кадры предприятия» <*>. Практические разъяснения по вопросам применения этих норм также были подготовлены и для системы «КонсультантПлюс». ——————————— <*> См.: Кадры предприятия. 2010. N 10 — 11.

Вкратце напомним содержание этих норм и обрисуем основные проблемы, возникавшие на практике при их применении. Согласно части 5 статьи 25 Федерального закона N 79-ФЗ в первоначальной ее редакции с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от 1 года до 5 лет. Наибольшую группу проблем составляли спорные ситуации, возникающие вследствие отказа государственных гражданских служащих <*> от перезаключения служебных контрактов, заключенных на неопределенный срок, на срочный служебный контракт. Основным источником, к которому апеллировали гражданские служащие, выступала часть 5 статьи 24 Федерального закона N 79-ФЗ, согласно которой условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. ——————————— <*> Далее по тексту — гражданские служащие.

Вторую группу образовывали споры относительно срока служебного контракта. При перезаключении в связи с достижением 60-летнего возраста срочного контракта на 1 год (2, 3 или 4 года) стороны фактически лишались возможности продлевать государственно-служебные отношения еще на определенный период вплоть до достижения служащим 65 лет. Понимая это, гражданские служащие отказывались перезаключать срочный служебный контракт на срок менее 5 лет. Наконец, кадровые подразделения государственных органов трактовали часть 5 статьи 25 Федерального закона N 79-ФЗ как основание прекращения служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и заключения нового срочного служебного контракта. При этом новый контракт нередко предусматривал новые редакции иных, помимо срока, условий. Норма, выделенная из статьи 25 Федерального закона N 79-ФЗ и ставшая основой для новой юридической конструкции — статьи 25.1, помимо того что вполне определенно снижает предельный возраст пребывания на гражданской службе до 60 лет, по сути, как уже отмечалось, возвращает применявшийся ранее в соответствии с Федеральным законом об основах государственной службы 1995 года механизм продления срока гражданской службы. Статья 25.1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе <*> ——————————— <*> Не приводится.

Проанализируем содержание части 1 новой статьи 25.1 Федерального закона N 79-ФЗ. Прежде всего, в ней по сравнению с первоначальной редакцией части 5 статьи 25 Федерального закона N 79-ФЗ судьба служебного контракта никак не определяется. Объектом воль сторон — представителя нанимателя и гражданского служащего — обозначено продление срока гражданской службы. Это означает, что достижение гражданским служащим возраста 60 лет является основанием для пересмотра служебного контракта вне зависимости от того, каким этот контракт является — заключенным на неопределенный срок или срочным, срок которого истекает после достижения гражданским служащим возраста 60 лет. В отличие от прежней редакции нормы части 5 статьи 25 Федерального закона N 79-ФЗ в норме части 1 его новой статьи 25.1 описано содержание воль сторон по продлению срока гражданской службы. Поскольку, как следует из нормы, воля гражданского служащего выражается в согласии, то представляется, что инициатива о продлении срока гражданской службы гражданского служащего, достигшего возраста 60 лет, должна исходить от представителя нанимателя. Такая трактовка нормы в принципе не исключает возможности выдвижения инициативы о продлении срока гражданской службы самим служащим, однако, как свидетельствует практика, служебная этика и формула «Представитель нанимателя решает — гражданский служащий соглашается» останавливает служащих от подачи заявлений-предложений о продлении срока гражданской службы. В результате сравнения норм пункта 3 статьи 25 ранее действовавшего Федерального закона о государственной службе 1995 года с нормами части 1 статьи 25.1 Федерального закона N 79-ФЗ очевидно, что новым законоположением кратность продления срока гражданской службы не регламентируется и не нормируется; в ней устанавливается только общий предел, до какого может осуществляться такое продление — до достижения возраста 65 лет, а для гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица. Это на первый взгляд дает основания для вывода, что представитель нанимателя может продлить срок пребывания на гражданской службе служащему, достигшему 60 лет, как однократно и сразу на 5 лет (точный срок продления будет зависеть от даты наступления возраста 65 лет или, в отношении помощников и советников, — окончания срока полномочий служащего, замещающего государственную должность), так и многократно, при этом кратность будет зависеть от исчерпания каждым таким продлением срока, оставшегося до достижения 65 лет, или в отношении помощников и советников до окончания срока полномочий служащего, замещающего государственную должность. Вместе с тем такой вывод далеко не однозначен. Прежде всего, потому, что в отношении помощников и советников, лиц, замещающих государственные должности, срок продления срока гражданской службы увязывается с окончанием срока полномочий лиц, замещающих государственные должности. В контексте Федерального закона N 79-ФЗ государственные должности — это государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 1). Сводный перечень наименований государственных) должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента РФ от 11.01.1995 N 32 (с изм. на 01.12.2008), и в него входят Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Федеральный министр и др. Если буквально следовать тексту нормы части 1 статьи 25.1 Федерального закона N 79-ФЗ, то достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)» (учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность), срок гражданской службы может быть продлен до окончания срока полномочий лица, замещающего государственную должность. То есть речь идет о единоразовом продлении на срок, определяемый сроком, оставшимся до окончания срока полномочий лица, замещающего государственную должность. Однако это не исключает постановку вопроса о последующем продлении срока пребывания на гражданской службе в случае, если полномочия замещающего государственную должность продлеваются в связи с назначением (избранием) его на государственную должность повторно (на второй и последующий сроки). Труднее, основываясь исключительно на текстуальном анализе части 1 статьи 25.1 Федерального закона N 79-ФЗ, определить возможность неоднократного применения данной нормы представителем нанимателя и служащим. С одной стороны, в норме вполне определенно указывается, что продлевается именно срок, а не сроки гражданской службы. С другой стороны, юридически квалификация состояния гражданского служащего как достигшего предельного для пребывания на гражданской службе возраста может быть дана в любое время после достижения им возраста 60 лет, то есть и в 62 года, и в 65 лет, и в 70 лет. Однако из такой трактовки можно было бы сделать вывод, что первое решение о продлении срока пребывания на гражданской службе может быть принято представителем нанимателя и в 62 года. Сложно объяснить, почему законодатель не использовал юридически и грамматически более точные конструкции, например «при достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе…». Также можно было точно указать кратность продления срока гражданской службы, например дополнить норму словом «однократно» после слов «может быть». Самое простое объяснение — желание иметь возможность двойного толкования нормы и, следовательно, различного ее применения в зависимости от обстоятельств (в первую очередь от личности гражданского служащего, достигшего предельного для пребывания на гражданской службе возраста). При этом с учетом того, что решения о продлении срока пребывания на гражданской службе находятся полностью во власти и на усмотрении представителя нанимателя, их оспаривание гражданскими служащими маловероятно. Относительно невысокий риск возникновения конфликтов между представителями нанимателя и гражданскими служащими не означает, что сотрудники кадровых подразделений государственных органов будут беспроблемно решать вопросы оформления продления срока на гражданской службе. Поясним, в чем, на наш взгляд, будут заключаться основные вопросы. При использовании тактики поступательного продления срока пребывания на гражданской службе сотрудники кадровых служб должны будут правильно определить основание продления срока срочного служебного контракта или основание трансформации служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, в срочный служебный контракт. Комментируемым Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» помимо дополнения Федерального закона N 79-ФЗ статьей 25.1 предусматривается дополнение определенного в части 4 статьи 25 Федерального закона N 79-ФЗ перечня случаев заключения срочного служебного контракта таким случаем, как замещение должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому в соответствии с частью 1 статьи 25.1 Федерального закона N 79-ФЗ срок гражданской службы был продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе. Как следует из части 3 статьи 25 Федерального закона N 79-ФЗ, срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом и другими федеральными законами. При этом в силу части 6 статьи 24 Федерального закона N 79-ФЗ в случае заключения срочного служебного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного служебного контракта в соответствии с данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Таким образом, при заключении с гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, срочного служебного контракта в нем, наряду с условием о сроке такого контракта, должно указываться такое основание для заключения срочного служебного контракта, как «замещение должности гражданской службы гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому в соответствии с частью 1 статьи 25.1 Федерального закона N 79-ФЗ срок гражданской службы был продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе». При заключении первого срочного служебного контракта такая или схожая конструкция условия служебного контракта представляется обоснованной. Что касается второго и последующего срока продления пребывания на гражданской службе (еще на год и более), то использование того же основания заключения срочного служебного контракта представляется не вполне корректным, если, конечно, не придерживаться вышеописанной схемы квалификации состояния гражданского служащего как достигшего предельного возраста пребывания на гражданской службе, в любой период после достижения им возраста 60 лет. «Сгладить углы» при решении вопроса оформления неоднократного продления срока пребывания на гражданской службе может продление срока первого служебного контракта, заключенного при достижении 60 лет, путем составления соглашения к служебному контракту на основании соответствующего акта о продлении срока пребывания на гражданской службе. Следует отметить, что вопрос указания причины заключения срочного служебного контракта представляется не столь существенным, сколько вопрос о последствиях принятия представителем нанимателя с согласия гражданского служащего решения о продлении срока пребывания на гражданской службе для служебного контракта, заключенного на неопределенный срок. Впрочем, и природа срочного служебного контракта, срок которого истекает как после достижения гражданским служащим 60 лет, так и в момент достижения такового, представляется неясной. Выше уже отмечалось, что основанием продления срока пребывания на гражданской службе является соответствующий акт представителя нанимателя, принятый (изданный) с согласия гражданского служащего, достигшего предельного возраста пребывания на гражданской службе. Принятие такого акта не может не отражаться на служебном контракте, поскольку основное его содержание заключается в ограничении срока гражданской службы (а если считать с момента принятия представителем нанимателя соответствующего решения — в установлении срока гражданской службы), то есть в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 79-ФЗ — срока профессиональной служебной деятельности граждан на должностях гражданской службы. Составление дополнительного соглашения к служебному контракту, заключенному на неопределенный срок, о трансформации его с определенного момента в срочный служебный контракт, или к срочному служебному контракту об изменении его условия о сроке контракта с учетом срока продления пребывания на гражданской службе, применительно к государственно-служебным отношениям, представляется малообоснованным, хотя и не исключаемым в чистой теории <*>. ——————————— <*> Основное содержание условий соглашения о внесении изменений в служебный контракт, предусматривающих изменение срока срочного служебного контракта или дополнение служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, условием о сроке договора и обстоятельствам его включения, отражало бы встречную волю сторон — о продлении государственно-служебных отношений по истечении предельного срока пребывания на государственной службе и соответствующей модификации в связи с этим служебного контракта.

Нормы Федерального закона N 79-ФЗ не только не предусматривают возможности трансформации служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, в срочный служебный контракт, но совершенно по-иному определяют судьбу такового в момент достижения гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе: согласно пункту 4 части 2 статьи 39 служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. При этом прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы в силу части 2 статьи 33 Федерального закона N 79-ФЗ оформляются соответствующим правовым актом государственного органа, на основании которого, в соответствии с частью 13 статьи 46 Федерального закона N 79-ФЗ, а также частями четвертой и пятой статьи 84.1, статьи 140 Трудового кодекса РФ, гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска, а также производится выплата денежного содержания и иных причитающихся гражданскому служащему сумм; в трудовую книжку вносится соответствующая запись. Основываясь на данных положениях Федерального закона, представитель нанимателя должен оформить с гражданином, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе (60 лет), прекращение служебного контракта, что, в свою очередь, предполагает издание соответствующего акта (приказа, распоряжения, др.), производство расчетов с гражданским служащим и внесение в трудовую книжку гражданского служащего записи примерно следующего содержания:

Сведения о работе ТК N 0000000

N Дата Сведения о приеме на работу, Наименование, дата записи переводе на другую постоянную и номер документа, число месяц год работу, квалификации, на основании увольнении (с указанием которого внесена ссылкой на статью, запись пункт закона)

1 2 3 4

16 27 12 2010 Уволен в связи с достижением Приказ

предельного возраста от 30.03.2007

пребывания на государственной N 114-к

гражданской службе,

пункт 4 части 2 статьи 39

Федерального закона

от 27.07.2004 N 79-ФЗ

«О государственной

гражданской службе Российской

Федерации»

Руководствуясь строго нормами Федерального закона N 79-ФЗ, представитель нанимателя, принявший решение о продлении срока пребывания гражданского служащего на гражданской службе с учетом согласия этого служащего, изложенного в соответствующем акте, должен заключить с данным служащим срочный служебный контракт. Это в том числе предполагает внесение в трудовую книжку гражданского служащего записи содержания, определяемого с учетом части 1 статьи 26 Федерального закона N 79-ФЗ, а именно о назначении на должность гражданской службы. По такой же схеме должен решаться вопрос о государственно-служебных отношениях с гражданским служащим, с которым был заключен срочный служебный контракт, срок действия которого истекает после наступления 60-летного возраста. Что для гражданского служащего, достигшего 60-летного возраста, несет в себе череда прекращений старых и заключение новых служебных контрактов? С одной стороны, эти процедуры не согласуются с принципом стабильности гражданской службы (пункт 5 статьи 4 Федерального закона N 79-ФЗ) с точки зрения профессиональной стабильности и устойчивости служебного положения гражданских служащих <*>, стабильности кадров <**>. С другой — продление срока пребывания на гражданской службе, напротив, может быть истолковано как обеспечение указанного принципа, поскольку, несмотря на достижение предельного возраста для пребывания на гражданской службе, представитель нанимателя предпринимает действия по продолжению государственно-служебных отношений. ——————————— <*> Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под ред. В. А. Козбаненко // Система «КонсультантПлюс». <**> Нуртдинова А. Ф., Ноздрачев А. Ф., Чиканова Л. А. Кадровику госслужбы // Система «КонсультантПлюс».

Нарушение непрерывности накопления стажа, дающего право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, и возникновение основания для установления нового испытательного срока, называемые в числе основных отрицательных последствий прекращения служебных контрактов с гражданским служащим, и заключение с ним новых срочных контрактов по той же должности, на наш взгляд, не представляются серьезными, поскольку представитель нанимателя имеет реальные возможности решения этих вопросов без ущерба для гражданских служащих. Кстати сказать, вопрос о применимости к государственно-служебным правоотношениям нормы части второй статьи 122 Трудового кодекса РФ о возникновении права на использование первого отпуска возникает по истечении 6 месяцев непрерывной работы у данного работодателя. В статье 46 Федерального закона N 79-ФЗ законодатель воспроизвел основные нормы статей главы 19 Трудового кодекса РФ практически в тех же или немного измененных формулировках, однако вопрос о наступлении права на первый отпуск не решил. Такое законодательное решение дает, на наш взгляд, основания для трактовки приведенного в статье 46 Федерального закона правового регулирования порядка предоставления отпуска за первый год гражданской службы и как предусматривающего свободу представителя нанимателя, при утверждении графика отпусков (в том числе без привязки решения вопроса о предоставлении отпуска за первый год гражданской службы в государственном органе к периоду службы), и как отсылающего к статье 122 Трудового кодекса РФ (в соответствии со статьей 73 Федерального закона). При обеих трактовках представитель нанимателя может решить вопросы предоставления отпусков гражданским служащим, с которыми прекращаются служебные контракты, а затем заключаются новые, без ущерба для служащих, а именно предусмотреть особый порядок определения очередности отпусков гражданских служащих в графиках отпусков, в отношении которых представителем нанимателя принимается решение о продлении срока пребывания на гражданской службе в порядке, установленном частью 1 статьи 25.1 Федерального закона N 79-ФЗ. Что касается установления испытания при заключении с гражданским служащим очередного служебного контракта, то таковое является правом представителя нанимателя (часть 4 статьи 25, статья 27 Федерального закона N 79-ФЗ), и резонно заметить, что поскольку решение о продлении срока гражданской службы должно основываться на потребности государственного органа именно в данном служащем, обосновываемой ценностью и значимостью для государственного органа опыта, знаний и потенциала данного служащего, то установление ему испытания в целях проверки соответствия замещаемой должности гражданской службы представляется нелогичным. Переоформление в связи с прекращением и заключением служебных контрактов личных карточек гражданских служащих является технической процедурой, которая может быть уточнена представителем нанимателя в отношении рассматриваемой категории гражданских служащих (достигших 60-летного возраста и которым продлен срок пребывания на гражданской службе). Возвращаясь к оформлению отношений в связи с продлением срока пребывания на гражданской службе, сформулируем рекомендации по содержанию соответствующего акта представителя нанимателя. Поскольку нормативным основанием принятия представителем нанимателя решения о продлении срока пребывания на гражданской службе является часть 1 статьи 25.1 Федерального закона N 79-ФЗ, а договорным — согласие гражданского служащего, в приказе (распоряжении, ином акте) необходимо сослаться на них, например: «В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Ро ссийской Федерации» продлить для Иванова Федора Васильевича, заместителя директора Правового департамента, с его согласия срок государственной гражданской службы на 1 год (до 14 января 2012 года)». Более сложной, но отвечающей помимо изложенных требований еще и пункту 6.1 части 4 статьи 25 Федерального закона N 79-ФЗ, будет следующая конструкция: «В связи с достижением Ивановым Федором Васильевичем, замещающим должность заместителя директора Правового департамента, предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе, в соответствии с частью 1 статьи 25.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» продлить для Иванова Ф. В. с его согласия срок государственной гражданской службы на 1 год (до 14 января 2012 года)». Условие срочного служебного контракта, составленного на основании вышеназванного акта, о сроке контракта с учетом структуры примерной формы служебного контракта о прохождении гражданской службы Российской Федерации и замещении должности гражданской службы Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159, может быть сформулировано следующим образом: «12. Служебный контракт заключается на определенный срок: 1 год (до 14 января 2012 года) в связи с замещением должности государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, которому в соответствии с частью 1 статьи 25.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» срок гражданской службы продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе». Новое правовое регулирование порядка продления срока пребывания на гражданской службе не исключает для представителя нанимателя возможности одновременно с продлением срока пребывания на гражданской службе решить вопрос о замещении другой должности гражданской службы: в норме части 1 статьи 25.1 Федерального закона N 79-ФЗ речь идет о продлении срока гражданской службы, а не срока замещения должности гражданской службы. Только, пожалуй, в отношении гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, в силу природы должностей указанной категории и содержания служебной функции одновременно с продлением срока пребывания на гражданской службе не может быть предложено изменение должности. Конструкция части 2 статьи 25.1 Федерального закона N 79-ФЗ также на первый взгляд сохраняет прежнее правовое регулирование условий и порядка оставления гражданского служащего, достигшего предельного возраста пребывания на гражданской службе, предусматривавшееся частью 7 статьи 25 Федерального закона N 79-ФЗ в первоначальной ее редакции. Однако и это не совсем так. По-прежнему представитель нанимателя имеет право предложить гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, либо продлить срок службы, либо продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы. Первой новеллой является то, что если стороны договорятся о втором варианте (на заключение срочного трудового договора требуется согласие гражданина), то представитель нанимателя теперь может предлагать служащему любые должности, не являющиеся должностью гражданской службы, без учета квалификации (профессионального уровня), результатов профессиональной служебной деятельности при прохождении гражданской службы, состояния здоровья и должности гражданской службы, которую замещал указанный гражданин, как того ранее требовала часть 7 статьи 25 Федерального закона N 79-ФЗ. Вторая новелла не так заметна, однако, на наш взгляд, является более значимой, поскольку порождает вопросы о применимости ее в определенных ситуациях. Если часть 7 статьи 25 Федерального закона N 79-ФЗ определяла условия, когда стороны могли договориться об оставлении служащего на гражданской службе как: а) достижение гражданским служащим возраста 60 лет или предельного возраста пребывания на гражданской службе (то есть 65 лет) и б) окончание действия срочного служебного контракта, то в части 2 статьи 25.1 отсутствует связь с окончанием действия служебного контракта и условие исчерпывается только достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе, то есть 60 лет. С одной стороны, конструкция нормы представляется более точной применительно к возможности продления срока пребывания на гражданской службе, поскольку при прежнем правовом регулировании возникал вопрос о возможности перехода гражданского служащего, достигшего 60-летнего возраста, с которым служебный контракт был заключен на неопределенный срок, сразу на трудовой договор, предусмотренный частью 7 статьи 25 Федерального закона N 79-ФЗ. С другой — отсутствие связи с окончанием срока служебного контракта будет возвращать сотрудников кадровых служб государственных органов к вопросу о том, обязательно ли решение о продолжении работы в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы, непосредственно в момент достижения служащим 60 лет, или предложение заключить трудовой договор может быть сделано гражданскому служащему, которому в связи с достижением предельного возраста уже продлевался срок гражданской службы, то есть, например, достигшему возраста 61 года. Исходя из буквального прочтения нормы, можно предположить, что представитель нанимателя и гражданский служащий могут воспользоваться нормой части 2 статьи 25.1 Федерального закона N 79-ФЗ начиная с момента достижения служащим 60-летнего возраста и при условии продления ему срока гражданской службы на условиях части 1 статьи 25.1 Федерального закона N 79-ФЗ — вплоть до достижения им 65 лет (то есть возраста, по достижении которого срок гражданской службы уже не продлевается), поскольку законодатель определил, что стороны могут достигнуть указанной договоренности «по достижении», а не «при достижении» предельного возраста. То есть основанием для заключения срочного трудового договора является юридический факт достижения гражданином возраста 60 лет независимо от того, когда он имел место — 1 год или 5 лет назад. Если представителем нанимателя принято решение о продлении срока пребывания на гражданской службе и служащий с этим согласен, то служебный контракт с таким служащим прекращается. Основанием прекращения в зависимости от того, когда стороны принимают решение о замене государственно-служебных отношений на трудовые, будет либо достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе (пункт 4 части 2 статьи 39 Федерального закона N 79-ФЗ), если решение, предусмотренное частью 2 статьи 25.1 Федерального закона, принимается в момент достижения служащим 60-летнего возраста, либо истечение срока действия срочного служебного контракта (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона), если в отношении гражданского служащего ранее уже принималось решение о продлении срока пребывания на гражданской службе. В зависимости от того, какой порядок замещения должностей государственного органа, не являющихся должностями гражданской службы, установлен в государственном органе (на основании трудового договора; на основании трудового договора, заключенного в результате избрания на должность или избрания по конкурсу, назначения ни должность или утверждения в должности), решение представителя нанимателя (работодателя) излагается либо в приказе (распоряжении, др.), издаваемом после заключения трудового договора, либо в приказе (распоряжении, др.), предшествующем заключению трудового договора. Примерный перечень должностей, не являющихся должностями гражданской службы, которые учреждаются в государственных органах, определен в Постановлении Правительства РФ от 24.03.2007 N 176 «Об оплате труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы». Трудовой договор с бывшим гражданским служащим заключается по правилам, определенным Трудовым кодексом РФ. Согласно части первой статьи 58 Кодекса срочный трудовой договор может заключаться на определенный срок — не более 5 лет, если иной срок не установлен Кодексом и иными федеральными законами. Поскольку федеральные законы, предусматривающие иной порядок установления срока трудовых договоров (контрактов), неприменимы к данной ситуации в связи с невозможностью присутствия в структуре государственного органа соответствующих должностей (в частности, должностей муниципальной службы, педагогических и научно-педагогических должностей, альтернативной гражданской службы, др.), максимальным сроком трудового договора, заключаемого в силу части 2 статьи 25.1 Федерального закона N 79-ФЗ, следует считать 5 лет. Что касается количества раз заключения соответствующего трудового договора по истечении срока первого трудового договора, а также предельного возраста для замещения в государственном органе должностей, не относящихся к должностям гражданской службы, то они Трудовым кодексом РФ не регламентированы. При заключении с гражданином, достигшим соответствующего возраста, первого трудового договора в качестве обстоятельства (причины), послужившего основанием для его заключения (часть 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ), логичным представляется указание части 2 статьи 25.1 Федерального закона N 79-ФЗ, а в последующих — иных оснований, предусмотренных статьей 59 Трудового кодекса РФ. Вполне очевидно, что применение представителем нанимателя и гражданским служащим, достигшим предельного для пребывания на гражданской службе возраста, части 2 статьи 25.1 Федерального закона N 79-ФЗ исключает возможность применения в будущем части 1 названной статьи 25.1 (то есть заключение со служащим, достигшим 60-летного возраста, трудового договора на 1 год о замещении должности, не являющейся должностью гражданской службы, влечет невозможность заключения с ним по истечении этого срока служебного контракта). В заключение представляется необходимым ответить еще на один вопрос, а именно: как представитель нанимателя должен поступить со срочными служебными контрактами, которые были перезаключены в соответствии с правилом части 5 статьи 26 Федерального закона N 79-ФЗ? Такие контракты продолжат свое действие до истечения установленного ими срока. Вносить в тексты контрактов изменения в части уточнения оснований их заключения нет необходимости, поскольку в момент перезаключения стороны руководствовались действовавшими в тот период нормами Федерального закона N 79-ФЗ.

——————————————————————