Изменяем трудовые договоры и должностные инструкции торгового персонала в соответствии с новым торговым законодательством
(Омельченко И. Б.) («Торговое право», 2011, N 1)
ИЗМЕНЯЕМ ТРУДОВЫЕ ДОГОВОРЫ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ ТОРГОВОГО ПЕРСОНАЛА В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМ ТОРГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
И. Б. ОМЕЛЬЧЕНКО
Омельченко И. Б., заместитель генерального директора по науке Института труда и экономического анализа, кандидат экономических наук.
В статье рассматриваются вопросы приведения трудовых договоров, должностных и производственных инструкций торгового персонала в соответствие с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», даются рекомендации по совершению необходимых действий, приводятся примеры формулировок условий (положений) договоров и инструкций, описываются основные юридико-технические правила подготовки и оформления изменений.
Ключевые слова: торговля, персонал, обязанности, трудовой договор, трудовая функция, должностная инструкция, производственная (по профессии) инструкция.
В большинстве торговых компаний вступление в силу Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не взволновало сотрудников кадровых служб и HR-менеджеров, потому как его положения не устанавливают требования к торговому персоналу (что с тревогой ожидалось бизнесом в период работы над законопроектом) и не регулируют вопросы подбора и управления персоналом. Общее впечатление было таковым, что основные тяготы с реализацией будут нести сотрудники юридических и договорных подразделений, которые в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона должны были привести условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу данного Федерального закона, в соответствие с требованиями данного Закона в течение 180 дней со дня его вступления в силу (то есть до 31.07.2010). Вместе с тем и у HR-менеджеров с момента начала действия Федерального закона также возникли определенные обязанности, объем которых напрямую зависит от кадровой политики организации. Так, если в трудовых договорах, должностных и производственных (по профессии) инструкциях, иных документах, регламентирующих порядок исполнения работниками своих трудовых обязанностей, присутствуют пункты о профессиональном самообразовании, то о факте вступления в силу нового Федерального закона, определяющего основы регулирования внутренней торговли, можно было бы и не сообщать работникам, резонно полагая, что в силу таких положений они в результате самостоятельного изучения норм данного Федерального закона самостоятельно откорректируют выполняемые в рамках своей трудовой функции обязанности (операции). Если таких положений в трудовых регламентах нет, то исключать вероятность того, что работник, по вине которого на компанию будет наложен штраф за нарушение Федерального закона (а его размер в соответствии со статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях достигает 5 млн. руб.), будет обосновывать свою невиновность отсутствием в его трудовых обязанностях функции по соблюдению конкретно этого Федерального закона. Избежать такого рода эксцессов и возможных трудовых споров руководители кадровых служб торговых компаний могли бы путем совершения определенных действий, в числе которых, в первую очередь — обеспечение доведения до работников профильных подразделений информации о вступлении в силу соответствующего Федерального закона, о необходимости изучения его положений указанными работниками и об обязательности соблюдения его положений. Способы доведения указанной информации определяются принятой в организации системой доведения до работников соответствующих поручений руководства. В числе основных — подготовка циркулярного письма, подписываемого уполномоченным руководителем и доведение его содержания до всех заинтересованных работников путем прочтения в присутствии всей группы адресатов или направления его бумажной копии каждому адресату. Как свидетельствует судебная практика по трудовым спорам, немаловажное значение будет иметь тот факт, имеется ли у работодателя доказательство доведения до работников соответствующей информации. С учетом этого целесообразно обеспечить письменное подтверждение выполнения работодателем действий по доведению до работников соответствующей информации, что на практике осуществляется путем росписи работников в соответствующих документах. Второй способ — закрепление обязанности по знанию и соблюдению указанного Федерального закона в трудовых договорах, должностных и производственных (по профессии) инструкциях. Резонный контраргумент, который приходится слышать при внедрении инструкций с детализацией нормативных правовых актов, знание и соблюдение которых обязательно для работника, — зачем вообще мельчить в трудовых регламентах и перечислять документы, которые могут изменяться, приниматься и отменяться? Не проще ли ограничиться общей формулировкой об обязательности знания торгового законодательства и обеспечении его соблюдения? Как показывает практика — не проще, поскольку для отдельных категорий работников принципиально важным является знание и соблюдение не всего массива соответствующей отрасли законодательства (гражданского, налогового, трудового и т. д.), а конкретных ее источников.
Суть дела
Для ряда руководящих должностей торговой компании (начиная с руководителя и заканчивая категорийными менеджерами, менеджерами по закупкам/продажам, стм/pl <1> — менеджерами); знание и соблюдение Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <2> обязательно. Отражение соответствующего требования в конкретном трудовом регламенте дает тому же работодателю право на проверку указанного «знания-соблюдения» при аттестации работника. ——————————— <1> стм/pl — собственная торговая марка/private label. <2> СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 2; 27.12.2010. N 52 (ч. 1). Ст. 6984.
Анализ трудовых регламентов торгового персонала необходим еще и в силу того, что данный Федеральный закон возложил на торговые организации обязанности, ранее не выполнявшиеся ими, в частности, об определении условий отбора контрагентов для заключения договоров поставки продовольственных товаров и доведения их, а также условий такого договора до поставщиков путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса (часть 1 статьи 9 Федерального закона). Необходимость выполнения данного положения обусловливает постановку вопроса о том, за работниками какого структурного подразделения должна быть закреплена указанная функция. Работа кадровых служб и HR-менеджеров по коррекции трудовых регламентов — трудовых договоров, должностных и производственных (по профессии) инструкций — зависит от принятой в организации структуры указанных документов и подходов к регламентации трудовых обязанностей. Прежде чем рассмотреть ее содержание, необходимо вспомнить, что представляет собой каждый из указанных документов. Согласно части первой статьи 56 Трудового кодекса РФ <3> трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Трудовая функция работника, являющаяся обязательным условием трудового договора в силу части второй статьи 57 Трудового кодекса РФ, определяется в договоре путем указания работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо конкретного вида поручаемой работнику работы. Содержание трудовой функции, то есть обязанности по выполнению конкретной работы, определяется либо непосредственно в трудовом договоре, либо в иных актах, на которые в трудовом договоре дается соответствующая ссылка. ——————————— <3> СЗ РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3. 03.01.2011. N 1. Ст. 49.
Основными такими актами являются должностная инструкция — для должностей служащих, и производственная (по профессии) или рабочая инструкция — для профессий рабочих. Различие в указанных документах определяется различием выполняемой в соответствующей категории — должности или профессии — работы. Понятия «должность» и «профессия» не имеют легальных определений, поэтому их содержание определяется на основе научного объяснения их происхождения и предназначения. Так, термин «профессия» применяется для обозначения вида общественно-полезной трудовой деятельности человека, обусловленной разделением и кооперацией труда в конкретных условиях, целью и характером выполняемой работы, а также совокупностью знаний и практических навыков, приобретенных работником в результате специального обучения или опыта работы; на основе выполнения однородных трудовых функций складываются конкретные профессии, объединяемые общим наименованием <4>. В разделении персонала на категории термин «профессия» используется для характеристики трудовой деятельности такой категории работников, как рабочие, к которой относятся работники, занятые преимущественно физическим трудом, заключающимся в создании материальных благ, техническом и производственном обеспечении деятельности организации. Применительно к торговому персоналу рабочие — это продавцы, грузчики, контролеры-кассиры, декораторы витрин и т. д., а их профессии — соответственно «продавец», «грузчик», «контролер-кассир», «декоратор витрин» и т. д. ——————————— <4> Богатыренко З. С. Трудовой кодекс РФ и регламентация трудовой деятельности работников // Трудовое право. 2002. N 7. С. 65.
Характер и содержание функций второй категории работников — служащих (группы работников, занятых преимущественно умственным (нефизическим трудом) определяется через понятие «должность», которое очерчивает границы компетенции работника, то есть круг его обязанностей, права и ответственность. Наименование должности отображает характер выполняемой работником работы независимо от специализации предприятия или подразделения, в котором он работает <5>, например, применительно к торговле — «менеджер», «товаровед», «экономист по сбыту» и т. д. ——————————— <5> Пояснение к Единой номенклатуре должностей служащих, утвержденной Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 09.09.1967. N 443.
С учетом изложенного, в утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367 Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) <6> все работники разделены на две категории — рабочих и служащих. ——————————— <6> Бюллетень Министерства труда и социального страхования РФ. М.: ИПК Издательство стандартов, 1995; 1999 — 2008.
Обязательность должностных или производственных (по профессии) инструкций для отрасли торговли не установлена <7>. Поэтому вполне соответствующей трудовому законодательству является практика перечисления трудовых обязанностей работников торговли в их трудовых договорах. ——————————— <7> Прим. ред. В настоящее время только в отношении 6 отраслей экономической деятельности федеральными законами предусмотрена обязательность должностных инструкций (полиции, объектов атомной энергии, таможенной службы, муниципальной службы, образования и производства молока и молочной продукции).
Основой для разработки условий таких трудовых договоров о трудовой функции являются тарифно-квалификационные и квалификационные характеристики, утверждаемые Минздравсоцразвития России (а до его образования — иными федеральными органами исполнительной власти, осуществлявшими выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере труда), в виде отдельных документов или в составе соответствующих тарифно-квалификационных и квалификационных справочников. Специальный отраслевой справочник таких характеристик утвержден только для профессий рабочих — Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 51, раздел «Торговля и общественное питание», утвержденный Постановлением Минтруда России от 05.03.2004 N 30 <8>. Что касается должностей сферы торговля, то квалификационный справочник по ним не принят. ——————————— <8> Бюллетень Министерства труда и социального страхования РФ. 2004. N 3.
По этой причине за основу для разработки трудовых обязанностей должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей берутся общеотраслевые квалификационные характеристики должностей, включенные в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 <9>. Так как в указанном справочнике только некоторые характеристики пригодны для определения содержания трудовых функций торгового персонала, а в вышеназванном Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих характеристики отдельных профессий представляются не вполне актуальными, торговые организации вынуждены разрабатывать локальные нормативные акты, регламентирующие трудовые обязанности работников, основными из которых являются должностные и производственные (по профессии) инструкции. ——————————— <9> Бюллетень Министерства труда и социального страхования РФ. 1998. N 12; 2011. N 4.
Указанные локальные нормативные акты утверждаются в установленном в организации порядке и служат основой для разработки соответствующих условий трудового договора. В ряде организаций практикуется применение и индивидуальных (персональных) инструкций, являющихся не локальными нормативными актами, а индивидуальными актами, а если на них в трудовых договорах содержится ссылка как на неотъемлемое приложение — составными частями указанных договоров. Изменение условия трудового договора о трудовой функции путем увеличения или уменьшения объема конкретных трудовых обязанностей, замены одних обязанностей другими, уточнения исполняемых обязанностей осуществляется по правилам, определенным статьями 72 и 72.1 Трудового кодекса РФ, то есть с письменного согласия работника. Внесение изменений в локальный нормативный акт не требует согласия работника. Поскольку частью третьей статьи 68 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, последний при приеме на работу (до подписания трудового договора) знакомится под роспись, то, следуя логике данного правила, с изменениями указанных локальных нормативных актов работник также должен знакомиться в установленном порядке. Не факт, что работник, в должностную или производственную (по профессии) инструкцию которого вносятся дополнения, согласится с таковыми, и тем более с корреспонденцией их в трудовом договоре. Как уже отмечалось, изменить трудовую функцию работника работодатель в одностороннем порядке не вправе (статья 72, часть первая статьи 72.1 и часть первая статьи 74 Трудового кодекса РФ). Поэтому дополнение трудовой функции работника новой обязанностью, вытекающей из Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», требует проведения переговоров с работником. Если речь идет об уточнении уже исполняемых обязанностей работника с учетом норм названного Федерального закона, то вопрос о получении согласия работника разрешается с учетом существенности такого уточнения и его влияния на объем выполняемой работы. Что касается уточнения требований к знаниям работника в должностной или производственной (по профессии) инструкции, то получение согласия на таковое, на наш взгляд, не требуется. На практике сопротивление работника изменению объема и (или) содержания его трудовой функции преодолевается различными способами. Самым распространенным из формально обоснованных является изменение работодателем иных (кроме трудовой функции, конечно) условий трудового договора по правилам статьи 74 Трудового кодекса РФ, предусматривающей в первую очередь уменьшение размера заработной платы. Обычно размер уменьшения зависит от того, как оценил работник выполнение обязанности, которую ему не удалось вменить. При этом предполагается, что если работник согласится в будущем на изменение трудовой функции путем дополнения ее соответствующими обязанностями, то его заработная плата вернется к первоначальному размеру. Неформальных способов также достаточно, начиная с изменения подхода к определению размера премий, иных стимулирующих выплат и заканчивая понуждением работника к увольнению. Исходя из анализа норм Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» представляется целесообразным внесение изменений в должностные инструкции заместителя руководителя торговой организации по коммерческим вопросам. В числе его основных обязанностей целесообразно закрепить следующую:
3.4. Обеспечивает: — соблюдение норм коммерческого и торгового законодательства (Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и принятых для его реализации нормативных правовых актов, Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», иных федеральных законов и нормативных правовых актов, устанавливающих требования к обороту отдельных видов товаров и выполнению отдельных торгово-технологических операций);
В должностных инструкциях категорийного менеджера, стм/р1-персонала (директора, менеджера) вступление в силу Федерального закона целесообразно отразить в требованиях к знаниям:
3.3. Категорийный менеджер должен знать: 3.3.1. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности») к заключению и исполнению договоров о приобретении товаров (купли-продажи, комиссии, агентирования, др.), Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», федеральных законов об обороте отдельных видов товаров, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению торговой деятельности и производству товаров.
Поскольку знание данного Федерального закона трансформируется в конкретную обязанность, то логично дополнить перечень обязанностей категорийного менеджера следующей обязанностью:
3.4. Обеспечивает подготовку необходимой информации об условиях отбора контрагентов для заключения договоров поставки, о существенных условиях таких договоров для размещения на сайте в информационно-телекоммуникаци — онной сети Интернет либо для предоставления запрошенной контрагентами информации, выполнение иных требований Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Обязанности стм/р1-директора могут быть дополнены обязанностью по выполнению требований Федерального закона в следующей формулировке:
3.9. Обеспечивает при заключении и исполнении договоров выполнение требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О защите конкуренции», Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», иных нормативных правовых актов.
Соответствующая обязанность стм/р1-менеджера может быть изложена в следующей редакции:
3.6. Разрабатывает проекты условий договоров купли-продажи, договоров коммерческой концессии (франчайзинга), лицензионных договоров, др. с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», иных нормативных правовых актов, технические задания.
В должностной инструкции менеджера по качеству логичным представляется появление следующей обязанности:
3.4. Принимает участие в переговорах с контрагентами (поставщиками, производителями товаров, агентами, др.), в экспертизе проектов условий договоров, представленных контрагентами, в разработке в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» условий отбора контрагентов для заключения договоров поставки продовольственных товаров и о существенных условиях таких договоров.
В должностной инструкции менеджера по закупкам целесообразно отразить такую обязанность:
3.6. Принимает участие в разработке проектов условий договоров купли-продажи, др. с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О защите конкуренции», Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», иных нормативных правовых актов.
Если должностные инструкции на указанные должности принимаются впервые, то в заключительных положениях не помешает ссылка на источник, которым руководствовались разработчики инструкции при ее подготовке. Конструкция такого положения, например для стм/р1-директора, может быть следующей:
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана во исполнение Приказа от 25 января 2010 года N 98, на основе квалификационных характеристик должностей «Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия», «Заместитель директора по коммерческим вопросам» (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года N 37) с учетом специфики организации производства товаров и осуществления торговой деятельности, норм Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», иных актов торгового законодательства.
Поскольку за несоблюдение Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» введена административная ответственность, в должностные инструкции работников, отвечающих за договорную работу, исполнение договоров поставки, целесообразно включить новый показатель оценки эффективности, а именно отсутствие фактов привлечения организации к административной ответственности за нарушение указанного Федерального закона. Если трудовые обязанности работника перечислены непосредственно в трудовом договоре, то изменения в него вносятся на условиях, определенных в статьях 72 и 72.1 Трудового кодекса РФ. Изменения в должностные и производственные (по профессии) инструкции, принятые в форме локальных нормативных актов, вносятся в том порядке, в котором они принимались (утверждались).
Юридическая техника
В констатирующей части приказа (распоряжения) о внесении изменений в должностную и (или) производственную (по профессии) инструкцию излагаются факты, послужившие основанием для внесения изменений. В данной ситуации основанием издания такого приказа (распоряжения) будет выступать принятие и вступление в силу Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». С учетом изложенного констатирующая часть приказа (распоряжения) может принять следующий вид:
В связи со вступлением в силу с 1 февраля 2010 года Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в целях приведения в соответствие должностных и производственных (по профессии) инструкций работников, обеспечивающих выполнение требований законодательства при совершении операций по закупкам, взаимодействии с поставщиками товаров,
ПРИКАЗЫВАЮ:
В зависимости от количества подлежащих корректировке должностных и производственных (по профессии) инструкций содержание изменений может приводиться в распорядительной части приказа (распоряжения) или в приложении к нему. В последнем случае распорядительная часть приказа (распоряжения) может быть сформулирована следующим образом:
ПРИКАЗЫВАЮ:
Внести изменения в должностные и производственные (по профессии) инструкции согласно приложению к настоящему Приказу. Службе персонала (Прохорова Р. И.) обеспечить доведение данного приказа до работников, должностные и производственные (по профессии) инструкции которых подлежат изменению, и ознакомить под расписку с вносимыми в должностные и производственные (по профессии) инструкции изменениями.
Генеральный директор Е. О. Дмитриев
При изложении изменений необходимо руководствоваться следующими правилами юридической техники. 1. Вносимые изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы (статьи, пункта, подпункта), в которую они вносятся. Внесение изменений в обобщенной форме без конкретизации структурных единиц («по тексту договора») нежелательно. 2. При внесении изменения сначала указывается, какая структурная единица договора изменяется (обозначение начинается с наименьшей структурной единицы), а затем — характер изменения: дополнение, замена или исключение. Основной вид изменений в должностные и производственные (по профессии) инструкции в связи со вступлением в силу Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» — дополнение новыми структурными единицами. В зависимости от того, какова архитектура инструкции (структурированная на статьи, пункты, подпункты, абзацы), формулируется новая редакция структурной единицы, которой дополняется инструкция. При этом используются следующие юридико-технические формы: — «Подпункт «б» пункта 5 дополнить абзацем третьим следующего содержания: «…»; — «Абзац третий пункта 6.1 дополнить предложением следующего содержания: «…»; — «Дополнить статью 2 пунктом 10.1 следующего содержания: «10.1. …»; — «Дополнить статью 4 пунктом 4.8 следующего содержания: «4.8. …». Пункты 4.8 — 4.11 считать соответственно пунктами 4.9 — 4.12″. Так как традиционно обязанности в инструкциях и трудовых договорах группируются с учетом степени их функциональной значимости (перечисление начинается с имеющих наибольшее значение по результатам труда и заканчивается имеющими наименьшее значение), дополнения, связанные с уточнением обязанности по обеспечению соблюдения норм Федерального закона «Об основах государственного регулирования трудовой деятельности в Российской Федерации», обычно вносятся в наиболее значимые блоки. Если дополнение выражается в виде самостоятельной структурной единицы, то встает вопрос с уже существующей нумерацией. Для дополнения инструкций целесообразно использовать предпоследний вариант, когда в текст договора включается пункт, обозначаемый дополнительной цифрой, помещаемой над основным цифровым или рядом с буквенным обозначением (например, «10.1», «в.1»). На примере должностной инструкции категорийного менеджера такое дополнение может быть оформлено следующим образом:
3.1.1. Обеспечивает подготовку необходимой информации об условиях отбора контрагентов для заключения договоров поставки, о существенных условиях таких договоров для размещения на сайте в информационно-телекоммуникаци — онной сети Интернет либо для предоставления запрошенной контрагентами информации, выполнение иных требований Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В том случае, если дополнения не требуют изложения инструкции заново, то в конструкции изменения должны указываться не только структурные единицы, в которые вносятся изменения, но и слова, после которых эти дополнения должны находиться, например: «Абзац пятый пункта 3 после слова «Федерации» дополнить словами: «Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования трудовой деятельности в Российской Федерации». Если дополнение должно находиться в конце предложения, то используются следующие формулировки: «Пункт 5 дополнить словами «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». 3. Для такого вида изменения, как замена, используются следующие конструкции: — «В подпункте «а» пункта 3 слова «торговое законодательство» заменить словами «Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты, регулирующие организацию и осуществление торговой деятельности»; — «В подпункте 3.2 текст после слова «потребителей» и до конца предложения заменить словами «Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В том случае, если требуется внести существенные изменения в структурную единицу инструкции, то она излагается в новой редакции. Изложить условие договора в новой редакции целесообразно и в том случае, если в структурную единицу договора изменения вносятся не первый раз. Для такой замены используются следующие формулировки: — «Пункт 3.2 изложить в следующей редакции: «3.2. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности») к заключению и исполнению договоров о приобретении товаров (купли-продажи, комиссии, агентирования, др.), Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», федеральных законов об обороте отдельных видов товаров, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению торговой деятельности и производству товаров»; — «Пункт 4 изложить в редакции следующего содержания: «4. Разрабатывает проекты условий договоров купли-пр одажи, договоров коммерческой концессии (франчайзинга), лицензионных договоров, др. с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 28 декабря N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», иных нормативных правовых актов, технические задания»; — «Внести в пункт 3.9 изменение, изложив его в следующей редакции: «3.9. Обеспечивает при заключении и исполнении договоров выполнение требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», иных нормативных правовых актов». Изложение подпункта, пункта, статьи договора в новой редакции не означает автоматическое признание утратившими силу всех промежуточных редакций: во-первых, частично они могут быть отражены в новой редакции, и, во-вторых, каждая из них будет действительной на тот период времени, на который распространялось действие каждого дополнительного соглашения к трудовому договору; 4. Если текст инструкции не структурирован и в нем отсутствует нумерация положений, то внесение изменений затруднено, но возможно, например, с помощью следующих формулировок: — «Абзац, начинающийся словами «Разрабатывает проекты условий» после слова «договоров» дополнить словами «в том числе купли-продажи, договоров коммерческой концессии (франчайзинга), лицензионных договоров, др. с учетом требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», иных нормативных правовых актов»; — «Дополнить абзац пятый предложением «Обеспечивает при заключении и исполнении договоров выполнение требований Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В ряде случаев должностную или производственную (по профессии) инструкцию целесообразно изложить в новой редакции полностью и утвердить как новый документ. При выполнении такой операции соблюдаются общие юридико-технические правила подготовки и оформления документов.
——————————————————————