Об организации работы по надзору за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров во время подготовки к пожароопасному периоду 2012 г. Выступление прокурора Республики Бурятия В. Г. Петрова

(Редакционный материал)

(«Прокурор», 2012, N 2)

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО НАДЗОРУ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ ВО ВРЕМЯ

ПОДГОТОВКИ К ПОЖАРООПАСНОМУ ПЕРИОДУ 2012 Г.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В. Г. ПЕТРОВА

Прошедший год для Республики, как и для многих регионов страны, отмечен крайне сложной пожарной обстановкой в лесах. Число возгораний возросло вдвое, а пройденная огнем лесная площадь приблизилась к девяноста тысячам гектаров.

Безусловно, этому способствовали аномально неблагополучные погодные условия. Однако прокурорские проверки выявили неполноту и несвоевременность принимаемых уполномоченными органами власти необходимых мер. При подготовке и в ходе пожароопасного периода прокурорами пресечено более тысячи нарушений. Среди них — отсутствие материальных и финансовых ресурсов, неисполнение лесохозяйственных регламентов, бездействие органов контроля.

Итоги пожароопасного сезона проанализированы коллегией прокуратуры Республики и межведомственной рабочей группой. С учетом опыта, как нашего, так и других регионов, определены приоритеты.

Президенту — Председателю Правительства Республики Бурятия мною направлена информация, в которой предложено:

— увеличить расходы бюджета на реализацию специальной региональной программы;

— укрепить техническую и штатную оснащенность пожарно-химических станций и учреждений авиалесоохраны;

— принять меры по усилению авиамониторинга;

— активизировать республиканский экологический и пожарный контроль и надзор.

Сегодня органами власти Республики уже приняты и принимаются меры по реализации наших предложений при подготовке к предстоящему пожароопасному сезону.

Республиканская программа профинансирована на 37 млн. рублей, планируется дополнительное финансирование еще на 60 млн. рублей.

Расширена сеть пожарно-химических станций, увеличена штатная численность пожарных десантников, заключены соглашения с соседними регионами на переброску в случае необходимости дополнительных сил.

Еще осенью завершены работы по контролируемым отжигам, прокладке и обновлению защитных полос.

В декабре утвержден план подготовки к пожароопасному сезону. В Рослесхоз 30 января направлен проект сводного плана тушения лесных пожаров, и вчера (15 февраля 2012 г.) он утвержден. В настоящее время проводится работа по согласованию мобилизационных планов привлечения сил и средств пожаротушения.

Для объективной оценки реальной ситуации нами практикуются выезды на места межведомственной рабочей группы. К этому дню проведено шесть таких проверок в наиболее горимых районах. Проверена работа как органов лесного хозяйства, так и муниципальных властей, лесопользователей и местных органов контроля. Пресечены грубые, в том числе преступные, коррупционные проявления. Так, по результатам выездов расследуется четыре уголовных дела о незаконном предоставлении лесных насаждений, в том числе под видом горельника. Обобщенные выводы использованы нами для корректировки работы всех уполномоченных ведомств.

Районные прокуроры ориентированы на постоянный надзор за полнотой мер, принимаемых органами местного самоуправления. По искам прокуроров муниципалитеты понуждаются к принятию комплекса мер по защите населенных пунктов от лесных пожаров.

Только за последнее время судами удовлетворено более 70 таких исков. Исполнение судебных решений поставлено коллегией прокуратуры Республики на особый контроль.

Организованы мероприятия методического характера с органами МЧС, которым переданы полномочия по тушению пожаров в городских лесах.

В ноябре мы провели с ними межведомственное совещание и семинар.

Особое внимание обращается на качество работы органов контроля. К примеру, пассивность Республиканского агентства лесного хозяйства, отсутствие контроля за исполнением собственных предписаний приводили к тому, что лесопользователи попросту игнорировали требования пожарной безопасности в лесах. По результатам прокурорской проверки более 30 должностных лиц Агентства привлечены к дисциплинарной ответственности. В настоящее время проводится работа по устранению выявленных нарушений и расторжению договоров аренды с недобросовестными лесопользователями. Агентством уже направлено в суд 29 таких исков.

По требованию прокуратуры активизировало свою работу и Управление Росприроднадзора. Идут проверки готовности к пожароопасному сезону территорий заповедников и национальных парков. Мы со своей стороны, учитывая особую важность защиты экологически значимых территорий, предпринимаем меры по судебному понуждению администрации Забайкальского национального парка, как наиболее горимого, исполнить нормативные требования по защите вверенной территории от пожаров.

Прокуратурой Республики во взаимодействии с органами власти и общественными организациями развернута активная правовая пропаганда, направленная на формирование бережного отношения к лесам в сознании граждан. Эта тема освещается в средствах массовой информации, в учебных заведениях, на сельских сходах. Наша инициатива поддерживается региональными экологическими движениями.

Анализируя правоприменительную практику, прокуратура выступала инициатором дополнительного правового регулирования лесопожарной деятельности на региональном уровне. По нашим предложениям за последние два года принят Закон о дополнительном финансировании в этой сфере, утверждена региональная целевая программа развития лесной отрасли, введена административная ответственность за нарушение ограничений пребывания в лесах.

Вместе с тем существуют проблемы, которые решить на региональном уровне невозможно.

Это прежде всего, на наш взгляд, недостаточность и несовершенство отраслевого нормативного регулирования и неполнота финансирования федеральным центром переданных полномочий.

Еще в декабре 2010 г. Лесной кодекс был существенно дополнен положениями об охране лесов от пожаров. Однако до настоящего времени ряд необходимых подзаконных правовых актов не принят. В том числе не утверждены и правила тушения лесных пожаров.

Серьезную проблему представляет неурегулированность вопроса лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров. В преддверии нового сезона нет не только организаций, имеющих такие лицензии, но и не разработан сам порядок их получения.

Из года в год отмечается недостаточность финансовых ресурсов, выделяемых на лесопожарные мероприятия.

При этом порядок распределения субвенций из федерального бюджета содержит положения, заведомо ставящие регионы в неравные условия. Так, для всех субъектов Сибирского федерального округа установлен единый коэффициент класса пожарной опасности по условиям погоды (1, 2). Вместе с тем известно, что условия погоды в восточных регионах округа, таких, как Забайкальский край, Бурятия, и в субъектах западной части существенно отличаются. По самым скромным подсчетам, объем недофинансирования нашей Республики колеблется от 40 до 70% нормативных затрат по отдельным мероприятиям.

К примеру, в прошлом году на проведение авиационного патрулирования, являющегося основным способом раннего выявления и тушения лесных пожаров на большей площади Республики, за счет субвенций выделено немногим более 36 млн. рублей. Эта сумма не покрывает и пятой части нормативной потребности. В результате принятых мер из республиканского бюджета на эти цели дополнительно выделено 22 млн. рублей. При этом дотационные регионы в силу ограничений, установленных Бюджетным кодексом, не вправе самостоятельно финансировать переданные полномочия.

Эти же проблемы актуальны и для особо охраняемых природных территорий.

В этой связи нами в Генеральную прокуратуру направлены проекты представлений в адрес руководителей Рослесхоза и Министерства природных ресурсов и экологии.

В завершение хочу заверить, что прокуратура Республики Бурятия примет все необходимые меры, направленные на защиту территорий от лесных пожаров.

——————————————————————

Интервью: Течет река Волга (интервью с Волжским межрегиональным природоохранным прокурором В. А. Солдатовой)

(«Прокурор», 2012, N 2)

ТЕЧЕТ РЕКА ВОЛГА

ИНТЕРВЬЮ С ВОЛЖСКИМ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫМ ПРИРОДООХРАННЫМ

ПРОКУРОРОМ В. А. СОЛДАТОВОЙ

М. Б. ЕДРЫШЕВА

Едрышева М. Б., старший помощник Волжского межрегионального природоохранного прокурора.

Первая в России специализированная природоохранная прокуратура была создана 27 апреля 1990 г. с дислокацией в г. Калинине (сейчас г. Тверь). Она была призвана осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан в бассейне реки Волги.

В настоящее время Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре подчинены 16 межрайонных природоохранных прокуратур (Осташковская, Тверская, Череповецкая, Ярославская, Костромская, Ивановская, Рязанская, Чебоксарская, Казанская, Самарская, Саратовская, Нижегородская, Ульяновская, Волгоградская, Астраханская и Марийская).

С октября 2001 г. ее возглавляет В. А. Солдатова.

— Вера Анатольевна, Вы возглавляете Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру — единственный специализированный орган прокурорского надзора в сфере охраны окружающей среды, организованный по так называемому бассейновому принципу. В чем особенность вашей прокуратуры?

— Создание прокуратуры по бассейновому принципу — диктуемый временем качественно новый подход к организации прокурорского надзора. Это обусловлено важным социально-экономическим и экологическим значением Волжского бассейна, его высокой антропогенной нагрузкой, в связи с чем Поволжье является экологически неблагополучным регионом.

При этом Волжский бассейн — единая, неделимая экосистема. Нельзя добиться улучшения экологической ситуации, например, в средней или нижней части бассейна реки, не обеспечивая такой же политики ее оздоровления на всем протяжении Волги. В этом и заключается уникальность Волжской прокуратуры. Мы обеспечиваем комплексный экосистемный подход, осуществляя прокурорский надзор. При этом вникаем в суть экологических проблем Волги, имеем целостную картину состояния законности по охране природы в регионе. Целенаправленно и последовательно выявляем, пресекаем и предупреждаем экологические правонарушения. Мы постоянно понуждаем органы власти, местного самоуправления, хозяйствующие субъекты Поволжья решать экологические проблемы, многие из которых десятилетиями были вне поля их зрения и стали решаться лишь в результате принимаемых прокуратурой мер.

Волжская прокуратура предметно занимается вопросами загрязнения великой русской реки неочищенными сточными водами. Требуют постоянного внимания прокуратуры незаконный забор воды из подземных источников; подача населению некачественной питьевой воды; загрязнение и захламление Волги и ее притоков затопленными плавсредствами; захоронение и утилизация биологических отходов, в том числе содержащих споры опасного инфекционного заболевания — сибирской язвы; медицинские и иные виды промышленных и бытовых отходов; незаконный захват земли и незаконное строительство, загрязнение воздуха и многое другое.

— Какие приоритеты можно здесь выделить?

— Важнейшей и даже стратегической составляющей экологической безопасности региона считаю сохранение и рациональное использование водных ресурсов, что и определит один из главных надзорных приоритетов Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.

По данным органов здравоохранения, до 30% заболеваний населения, проживающего в пределах Волжского бассейна, связано с загрязнением питьевой воды, длительное употребление которой вызывает поражение почек, печени, кожи, нервной системы и других органов, увеличивает степень риска воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов.

Как показали прокурорские проверки, основной причиной загрязнения источников питьевого водоснабжения является сброс в водоемы без какой-либо очистки или недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых и промышленных стоков. Это объясняется тем, что многие предприятия не имеют необходимого комплекса очистных сооружений. Оборудование же имеющихся очистных сооружений морально и физически устарело и не соответствует по своей мощности объему сбрасываемых стоков.

На качество подаваемой воды влияет и состояние подземных источников, нарушение регламентов хозяйственной деятельности на водозаборах и нарушение режима их эксплуатации. Допускается незаконный забор подземной воды из артезианских скважин. Это приводит к истощению подземных вод, ухудшению их качества, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Только за последнее время прокурорскими проверками в этой сфере выявлено более 10 тысяч нарушений, опротестовано 649 незаконных правовых актов. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 817 лиц. К дисциплинарной ответственности привлечено 1030 должностных лиц.

Принятые нами меры дают обнадеживающие результаты. Начато строительство очистных сооружений в городе Вольске Саратовской области, где в Волгу без очистки сбрасывается до 90% городских стоков. Мы используем гражданско-правовые меры, направили информацию губернатору. Данный вопрос с участием прокурора был рассмотрен на заседании Правительства области. В областную экологическую программу внесены существенные изменения. Объем финансирования строительства очистных сооружений в Вольске значительно увеличен. Уже выделено и освоено свыше 311 млн. рублей.

Наша прокуратура сформировала практику пресечения в гражданско-правовом порядке незаконного сброса загрязненных сточных вод. Следим мы и за законностью водопользования. В суды направлено 1755 исков и заявлений. Абсолютное большинство из них удовлетворено. В 11 субъектах Российской Федерации ко всем предприятиям, сбрасывающим сточные воды без очистки, Волжская прокуратура предъявила иски.

Так, в Астраханской области предъявлено 3 иска к «Астрводоканалу» об обеспечении нормативной очистки сточных вод, сбрасываемых в Волгу и реку Прямая Болда с Южных, Северных и Правобережных очистных сооружений. Уже приняты меры по капитальному ремонту Южных и Северных очистных сооружений. Лабораторные исследования показали, что качество сточных вод, сбрасываемых с этих очистных сооружений, соответствует нормативам.

В Самарской области во исполнение решений судов по искам природоохранного прокурора прекратили сброс неочищенных сточных вод ООО «Самарский резервуарный завод», ЗАО «Самарская кабельная компания», ОАО «Жигулевский радиозавод». «Самараводоканал» реконструировал очистные сооружения с целью доведения качества сбрасываемых вод до нормативов (ежегодный сброс в Волгу загрязненных сточных вод предприятием составляет 265 млн. куб. м в год).

В этой же области во исполнение судебного решения по иску прокуратуры Куйбышевским НПЗ разработана технология биологической и механической очистки стоков, что позволит прекратить сброс в Волгу более 6,5 млн. куб. м стоков, загрязненных нефтепродуктами, фенолом и другими ядовитыми веществами.

В Республике Татарстан во исполнение решений судов по искам природоохранной прокуратуры проведены капитальный ремонт или реконструкция очистных сооружений ОАО «Тетюши-Водоканал», ОАО «Алексеевскводоканал», ООО «Водоканалсервис» г. Агрыз, ОАО «Камско-Устьинские коммунальные сети», ОАО «Шугуровское МПП», филиалом ОАО «Водоканалсервис» — «Зеленодольск-Водоканал», ЗАО «Водозабор «Мирный», ООО «Агрофирма «Ялтау».

— Использовались ли в борьбе с такими нарушениями меры уголовно — правового воздействия?

— Да, такие меры применялись там, где допущено преступное разгильдяйство.

Помнится, после принятия в 1996 г. нового Уголовного кодекса на коллегии Волжской прокуратуры выступала Т. В. Злотникова, тогдашний председатель Комитета по экологии Государственной Думы Российской Федерации. Она высказала опасение, что новые статьи закона, предусматривающие ответственность за загрязнение окружающей среды, будут «мертворожденными». Такие опасения не подтвердились. Работники прокуратуры создали стабильную следственную практику, которую в настоящий момент используют следственные органы.

Кроме того, Волжская прокуратура ведет серьезную уголовно-правовую борьбу с теми, кто подает населению некачественную питьевую воду, применяя ст. 238 УК РФ. В суды направлено 30 дел. К уголовной ответственности привлечены директора и руководители иного ранга, главы сельских администраций, руководители сельскохозяйственных и иных предприятий.

Так, гендиректор и начальник цеха ООО «Тверьводоканал» за подачу населению опасной для здоровья питьевой воды, сокрытие информации об этом были привлечены к уголовной ответственности. К администрации города Твери и «Водоканалу» был предъявлен иск, удовлетворенный судом. В результате принятых прокуратурой мер «Водоканалом» и администрацией г. Твери построены локальные станции очистки воды, что позволило улучшить ее качество. Проводится работа по капитальному ремонту и модернизации существующих и строительству новых сетей водоснабжения. Вывезено и захоронено на предприятии «Радон» свыше 100 тонн радиоактивных отходов.

— Кроме хозяйственной деятельности, какие еще факторы влияют на состояние водных объектов?

— На протяжении ряда лет Волжской прокуратурой проводится системная работа, направленная на предотвращение загрязнения Волги и ее притоков затонувшими плавсредствами, которые являются постоянным источником загрязнения воды нефтепродуктами, продуктами коррозии металлов и другими вредными веществами, способствуют сокращению нерестилищ.

Первые прокурорские проверки показали, что практически никакой работы по устранению данного источника загрязнения в регионе не проводилось. Судовладельцы не поднимали и не утилизировали затонувшие объекты. Контролирующие органы не располагали полной и достоверной информацией о количестве, местонахождении и принадлежности судов, проверок не проводили, мер к нарушителям не принимали. Должное внимание к данным вопросам со стороны органов власти и местного самоуправления отсутствовало.

По фактам нарушения закона, бездействия должностных лиц были приняты меры прокурорского реагирования, установлен постоянный контроль, что способствовало укреплению законности в этой сфере.

Во всех субъектах Федерации Волжского бассейна по требованию прокуратуры налажен учет брошенных судов. Ведется работа по их выявлению, подъему, ремонту и утилизации. В настоящее время поднято, утилизировано или отремонтировано 1643 судна.

Хорошие показатели у природоохранной прокуратуры Самарской области: из 76 затопленных судов 69 уже поднято.

В Чувашской Республике по иску природоохранного прокурора поднят затонувший в Чебоксарском водохранилище на глубине 16 метров толкач-буксир «Рейдовый-17», на борту которого находилось 4 тонны дизельного топлива, что создавало угрозу снабжения некачественной питьевой водой населения г. Чебоксары.

В Ярославской области затонул теплоход, принадлежащий ОАО «Мостотрест», в баках которого содержалось 3,5 тонны дизельного топлива. По представлению природоохранного прокурора были незамедлительно организованы водолазные работы по обследованию судна. За четыре дня оно было поднято и отбуксировано в док.

— С какими трудностями сталкиваетесь в своей работе?

— В настоящее время затопленными остаются 530 плавсредств. Проблема заключается в том, что 96% из них являются бесхозными. Это сильно усложняет подъем таких судов. Выход — региональные целевые программы. Их мы сейчас инициируем.

К примеру, в Республике Татарстан 134 брошенных судна. Почти все — бесхозные. Волжская прокуратура совместно с Кабинетом министров Республики Татарстан провела расширенное межведомственное совещание с участием органов власти, местного самоуправления, контролирующих и иных заинтересованных органов, с выработкой соответствующих мер. Исполнение решения было взято природоохранной прокуратурой на контроль. Результатом явились разработка и утверждение республиканской целевой программы «Очистка акваторий Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ от затонувших плавсредств». В порядке контроля ход выполнения решения был вновь обсужден на аналогичном межведомственном совещании. В результате в данном субъекте Федерации 33 судна уже поднято.

— Острой проблемой для всей России является сбор и утилизация отходов, в том числе биологических. Как природоохранная прокуратура помогает решать эти вопросы?

— Прокурорские проверки показали, что и здесь, несмотря на крайне неудовлетворительное положение, данным вопросом на протяжении десятков лет ни органы власти субъектов Федерации Поволжья, ни местного самоуправления, ни контроля практически не занимались. Отсутствовала полная и достоверная информация о сибиреязвенных скотомогильниках, проверки не проводились, меры к устранению нарушений и привлечению виновных не принимались.

Нами использовался весь спектр мер прокурорского реагирования, в том числе привлечение виновных к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, предъявление в суды исков.

— И какие результаты этой работы?

— Только последний пример. По информации природоохранного прокурора о состоянии законности в сфере утилизации биологических отходов на территории Республики Марий Эл, Постановлением Правительства Республики утверждена Республиканская целевая программа «О мерах по обеспечению безопасности сибиреязвенных скотомогильников на территории Республики Марий Эл на 2012 — 2016 годы». Аналогичные меры приняты во всех субъектах Российской Федерации.

Всего за последние годы в Волжском бассейне в соответствии с действующим законодательством приведено в порядок 1213 сибиреязвенных и 966 простых скотомогильников.

В г. Дзержинске Нижегородской области рядом с детской игровой площадкой находился сибиреязвенный скотомогильник, асфальтовое покрытие которого было разрушено, ограждение отсутствовало. По настоянию природоохранного прокурора администрацией г. Дзержинска скотомогильник забетонирован, его территория ограждена железобетонным забором.

Особую обеспокоенность вызывает наличие сибиреязвенных скотомогильников в водоохранных зонах. По требованию прокуратуры проведены работы по обустройству 12 из 14 таких захоронений в Нижегородской, Ивановской, Тверской областях, Республике Марий Эл, по двум — разработаны проекты, которые проходят градостроительную экспертизу.

В Тверской области в результате принятых прокуратурой мер обустроен сибиреязвенный скотомогильник, находящийся в 20 метрах от уреза воды Иваньковского водохранилища. Данное захоронение забетонировано и огорожено бетонными плитами. Возведение железобетонного саркофага исключило возможность попадания спор опасной болезни в водный объект, являющийся источником питьевого водоснабжения г. Москвы.

В настоящее время для уничтожения трупов павших животных органами власти в большинстве регионов Поволжья приобретаются специализированные печи, что позволяет и сэкономить бюджетные средства, выделяемые на обустройство скотомогильников, и предотвратить правонарушения.

Не менее острой в Волжском бассейне является проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления. Нарушение порядка обращения с отходами, как правило, влечет комплексное загрязнение окружающей среды — почвы, атмосферного воздуха, а также водных объектов, являющихся источником питьевого водоснабжения, создает угрозу безопасности окружающей среды и здоровью населения.

К нарушителям применяются меры прокурорского реагирования, предъявляются иски, возбуждаются уголовные дела.

Получила широкое распространение наработанная Волжской прокуратурой и поддержанная Верховным Судом Российской Федерации практика предъявления в суды общей юрисдикции исков к органам местного самоуправления в целях ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.

Например, в Самарской области судами удовлетворено 50 исков природоохранной прокуратуры к администрациям сельских поселений. В одном только сельском поселении Старый Маклауш Клявлинского района на площадках было накоплено более 5 тысяч кубометров отходов.

Острейшей проблемой является также эксплуатация полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) областных центров Поволжья. Многие из них исчерпали свои ресурсы, на них систематически происходит самовозгорание отходов, в результате чего наносится вред окружающей среде и здоровью граждан.

Вместе с тем быстро решить данную проблему и сразу прекратить эксплуатацию полигона ТБО не представляется возможным, так как складировать образующиеся отходы в областных центрах больше некуда, а рекультивация старых свалок и строительство новых полигонов потребуют много времени, сил, а также больших капиталовложений, из-за чего решать эти вопросы самостоятельно порой никто не спешит. Мы предъявляем иски и привлекаем виновных к уголовной ответственности.

В Нижегородской области создан прецедент привлечения виновного к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 247 УК РФ за нарушение правил захоронения опасных отходов на полигоне ТБО. К уголовной ответственности был привлечен начальник полигона ТБО «Игумново» г. Дзержинска. Также прокуратура предъявила иск о прекращении эксплуатации данного региона и восстановлении нарушенных земель, который суд удовлетворил. В настоящее время приняты меры по соблюдению технологии захоронения отходов на полигоне. Разработана проектно-сметная документация и начато строительство нового модернизированного полигона «Новоигумново», предназначенного для размещения отходов, вывозимых из городов Н. Новгорода, Дзержинска, Володарского и Балахнинского районов. Ведутся монтажно-строительные работы первой карты полигона площадью 5 га, на что уже затрачено 130 млн. рублей.

— Выявлялись ли в ходе проверок преступные факты в сфере обращения отходов?

— В случае выявления уголовно наказуемых фактов нарушения правил обращения экологически опасных веществ и отходов материалы по ним направляются в следственные органы.

Так, природоохранной прокуратурой совместно с органами ФСБ проведена проверка по факту несанкционированного размещения опасных токсичных отходов на территории грузового порта ООО «Спецсплав-НН» в г. Дзержинске Нижегородской области. По ее результатам было установлено, что заместитель директора порта Волков незаконно захоронил на территории предприятия в водоохраной зоне р. Оки десятки тонн просроченных и запрещенных к применению пестицидов, относящихся к химическим отходам 1 и 2 класса опасности. Часть экологически опасных отходов Волков закопал в специальном котловане глубиной около 2,5 м, часть — замаскировал, присыпав шлакообразным материалом. В результате загрязнению подверглись земли, грунтовые воды с превышением допустимых концентраций высокотоксичных и ядовитых веществ до 189 раз. Создалась угроза здоровью граждан. По требованию прокуратуры из мест несанкционированного захоронения было изъято 682 тонны грунта с опасными отходами, которые размещены в специально оборудованных складах. Материалы данной проверки послужили основанием для возбуждения следственными органами уголовного дела, которое расследовано и направлено прокурором в суд. В июне 2011 г. приговором суда Волков признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ, и осужден к штрафу в размере 270 тыс. рублей.

В Саратовской области по направленному природоохранным прокурором уголовному делу осужден по ч. 2 ст. 247 УК РФ гражданин Селиванов. По его вине произошел разлив на землю азотной кислоты, концентрация которой в почве была превышена в 1510 раз.

В Самарской области признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ, и осуждены Коротаев, Петренко, Шаповалов и Салимжанов, допустившие нарушение правил обращения с люминесцентными лампами и ртутьсодержащими приборами, относящимися к 1 классу опасности. В результате окружающей среде причинен ущерб в размере 44 млн. рублей.

Нарушения в данной сфере нередко сопряжены с коррупцией. К примеру, в Ульяновской области по направленному природоохранным прокурором в суд уголовному делу осужден по ч. 1 ст. 292 УК РФ за совершение 41 эпизода служебного подлога главный врач Ульяновского отделения Куйбышевского филиала Федерального центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту Романов, который вносил ложные сведения о соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам лома черных металлов, транспортируемого железнодорожным транспортом.

— Какие еще трудности возникают в Вашей работе?

— Из-за отсутствия методических рекомендаций и надзорной практики приходилось постоянно идти непроторенным путем, шаг за шагом создавать новую правоприменительную общенадзорную, исковую, судебно-следственную практику, на основе которой разрабатывать методики проведения проверок, расследования уголовных дел.

Следует особо подчеркнуть, что нанести вред окружающей среде нетрудно. А вот решить экологические проблемы, устранить нарушения закона одним махом не получится. Для этого порой требуются и годы, и большие усилия, и огромные финансовые затраты.

Именно поэтому прокуратурой проводится целенаправленная, последовательная и кропотливая работа по выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства.

Практика работы Волжской прокуратуры показывает, что лишь консолидация усилий всех заинтересованных ведомств способна решать серьезнейшие экологические проблемы, изменить ситуацию к лучшему. Мы инициируем и проводим в субъектах Российской Федерации Волжского бассейна расширенные межведомственные совещания с участием территориальных прокуратур, органов власти, местного самоуправления, контролирующих, правоохранительных органов, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, на которых вырабатываем конкретные меры по усилению борьбы с экологическими правонарушениями и преступлениями, активизации деятельности по обеспечению экологической безопасности. Реализацию таких мероприятий держим на контроле.

Результатом таких совещаний являются разработка и принятие органами власти и местного самоуправления соответствующих правовых актов, региональных и муниципальных программ, в рамках которых осуществляются строительство, ремонт и модернизация очистных сооружений, объектов водоснабжения, строительство полигонов ТБО и т. д.

Так, по нашим предложениям приняты региональные программы, на реализацию кото рых из бюджета Самарской области запланировано выделить 2 млрд. рублей, в Ярославской области — 6,5 млрд. рублей, в Саратовской области — более 6,5 млрд. рублей, в Республике Татарстан — свыше 52 млрд. рублей и др.

Мы тесно и плодотворно сотрудничаем и с видными экологами, научными деятелями, экологической общественностью. Принимаем активное участие в работе всероссийских экологических форумов, научно-практических конференций, семинаров, взаимодействуем с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

И еще об одной стороне нашей деятельности. Прокуратурой накоплен такой опыт работы, что, по существу, она стала межрегиональным методическим центром. Материалы прокуратуры распространяются Академией Генеральной прокуратуры Российской Федерации среди ее слушателей. Работники прокуратуры систематически выступают перед ними с лекциями, докладами, методиками проведения проверок, участвуют в проведении семинарских занятий и круглых столов.

В связи с обращениями прокуроров областей и республик методические рекомендации, копии протестов, представлений, исковых заявлений, обвинительных заключений были направлены более чем в 50 прокуратур субъектов Федерации. В Волжской прокуратуре прошли стажировку свыше 20 прокуроров из регионов России. Из обобщений, обзоров, информационных писем Генеральной прокуратуры РФ мы видим, что наработанная Волжской прокуратурой практика успешно используется нашими коллегами.

В октябре 2011 г. после ознакомления сотрудников Генеральной прокуратуры Украины с организацией работы и материалами деятельности Волжской прокуратуры по такому же бассейновому принципу в Украине создана Днепровская экологическая прокуратура.

Таким образом, опыт работы Волжской прокуратуры подтвердил неоднократно высказываемое Академией Генеральной прокуратуры РФ мнение о необходимости создания аналогичных прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением природоохранного законодательства на территории бассейнов других крупных водных артерий и водоемов страны. По нашему глубокому убеждению, будущее — за ними.

——————————————————————