Оперативно-розыскные проблемы борьбы с организованной наркопреступностью

(Кондратьев М. В.) («Наркоконтроль», 2012, N 2)

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ НАРКОПРЕСТУПНОСТЬЮ <*>

М. В. КОНДРАТЬЕВ

——————————— <*> Kondratiev M. V. Investigation and search problems of combating organized drug crimes.

Кондратьев М. В., заместитель начальника оперативного отдела Управления ФСКН России по Кемеровской области, аспирант кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Кемеровского государственного университета (г. Кемерово).

В статье рассматриваются основные проблемы осуществления оперативно-розыскной деятельности, возникающие при выявлении и раскрытии наркопреступлений, совершаемых организованными преступными группами и сообществами.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативные подразделения, оперативные сотрудники, организованная преступность, наркопреступность, организованные преступные формирования.

In the article the author considers the main problems of realization of investigation and search operations, appearing while detecting and solving drug crimes, which are being committed by organized criminal groups and communities.

Key words: investigation and search operations, operation units, operation stuff, organized crime, drug crime, organized criminal units.

Возрастающие масштабы организованной преступности на сегодняшний день представляют реальную угрозу безопасности государства и общества, т. к. она усиливает свои позиции через монополизацию многих видов противоправной деятельности, используя отсутствие надежных механизмов защиты различного рода правоотношений, активно внедряется в новые экономические структуры, стремится сохранить господствующее положение в распределительной сфере, заблокировать процесс реформ. В ряде регионов страны преступные формирования, пользуясь безнаказанностью, а порой и попустительством правоохранительных органов, действуют все более нагло и вызывающе, превращая обширные территории в свои вотчины. Они контролируют различные доходные виды противоправной деятельности. Примитивные преступления уступают место крупномасштабным акциям, глубокому проникновению через коррумпированные связи в экономику и финансовую систему, попыткам оказывать прямое влияние на политику государства в этой сфере. Одной из самых высокодоходных отраслей преступного бизнеса, имеющего организованные формы проявления, по праву признается незаконный оборот наркотических средств, где преобладающее место занимают преступления, связанные с их незаконным производством и последующим сбытом. Справедливо отмечено, что преступления в сфере наркобизнеса чисто следственным путем раскрыть зачастую не удается. Опыт государств, которые столкнулись с организованными формами преступности раньше нас, да и российская практика последних лет свидетельствуют, что успех борьбы с такого рода преступлениями обеспечивается только применением наряду с процессуальными средствами методов оперативно-розыскной деятельности. Использование таких методов позволяет не ограничиваться тем, чтобы идти по следам преступников, реагируя на заявления и иные сообщения о совершенном преступлении, и уже после этого отыскивать доказательства. С помощью различных оперативно-розыскных мероприятий и использования необходимых при этом технических средств появляется возможность проникать в преступную среду, более или менее длительное время поддерживать контакты с подозреваемыми, отслеживать и в определенной мере контролировать их деятельность <1>. ——————————— <1> Кореневский Ю. В., Токарева М. Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: Методическое пособие. М.: Юрлитинформ, 2000. С. 4.

Незаконную деятельность по продаже наркотиков помимо того, что она является крупным источником доходов для большинства преступных организаций, можно лучше всего понять, если рассматривать ее как индустрию с отдельными стадиями производства и распространения наркотических средств на оптовом и розничном уровнях. Эта индустрия также приносит большие выгоды главным образом в связи с отсутствием какой-нибудь серьезной конкуренции между заинтересованными организациями, связанной с новыми видами продукции, а также потому, что как поставщики сырьевых материалов, так и потребители конечной продукции располагают весьма ограниченными возможностями влиять на существующее положение вещей. Денежные средства от индустрии наркобизнеса поступают главным образом организациям, осуществляющим широкомасштабную продажу наркотиков, тогда как рядовые сбытчики наркотических средств получают весьма скромные доходы. Возникновение индустрии наркобизнеса, способной приносить огромные годовые доходы, в значительной степени способствовало развитию транснациональных преступных организаций, а также привело к появлению деятельности по легализации денег, полученных преступным путем, которая осуществляется весьма активно. Кроме того, полученные от продажи наркотиков материальные ресурсы становятся главным средством подкупа чиновников во всех ветвях власти с целью обеспечения безопасных условий для осуществления противоправной деятельности организованных преступных наркоформирований. Еще на этапах становления теории оперативно-розыскной деятельности С. С. Овчинским было отмечено, что в оперативно-розыскной тактике борьбы с организованной преступностью обостряются проблемы наступательности, полноты, объективности сбора информации и особенно конспирации, т. е. реализации важнейших принципов оперативно-розыскной деятельности <2>. ——————————— <2> Овчинский С. С. Оперативно-розыскная информация: Монография / Под ред. А. С. Овчинского и В. С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 282.

Тактика борьбы с организованной наркопреступностью использует многолетний опыт оперативных аппаратов, их успешных операций, стратегических и практических просчетов, сохраняет все традиционные элементы, учитывает комплекс факторов, обусловливающих устойчивость, живучесть, приспособляемость, видоизменения ее форм и способов совершения противоправных действий. Организованные преступные группы и сообщества, участвующие в незаконном обороте наркотиков и их прекурсоров, в соответствии с положениями Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года <3> являются основными объектами антинаркотической деятельности нашего государства. ——————————— <3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 24. Ст. 3015.

Каждая преступная наркогруппировка имеет четкую и законспирированную разветвленную структуру, каждому члену известна его роль в противозаконной деятельности, охваченной единой целью — получением незаконной материальной выгоды. Оперативная разработка лидеров и активных членов организованных преступных групп и сообществ, специализирующихся на совершении преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, включает в себя не только фактическое выявление и раскрытие отдельных совершаемых ими преступлений, но и иную комплексную деятельность сотрудников оперативных аппаратов, которая состоит в документировании всех действий объектов оперативной заинтересованности. В ходе этого на материальных и электронных носителях оперативным сотрудникам необходимо фиксировать информацию, свидетельствующую о таких признаках преступного формирования, как устойчивость и сплоченность организации, стабильность и постоянство состава ее членов, распределение ролей при совершении преступлений, тщательная подготовка к совершению преступлений, распределение преступных доходов и вложение их в легальный бизнес, связи с иными преступными группами и сообществами, а также с представителями различных ветвей власти. Оперативно-розыскная работа, направленная на пресечение противоправной деятельности организованных преступных наркоформирований, складывается из комплекса оперативно-розыскных, оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, которые подразумевают под собой проведение разведывательных опросов объектов оперативно-розыскной деятельности, осуществление физического и электронного наблюдения за их действиями, проверочные закупки наркотических средств, прослушивание телефонных переговоров преступников, внедрение негласных сотрудников и конфидентов в преступную среду, использование технических средств фиксации информации. Особую роль играет грамотное осуществление агентурно-оперативной работы. При этом оперативным сотрудникам следует руководствоваться незыблемым правилом, которое было высказано в свое время директором ЦРУ Алленом Даллесом: «Если на объект не удается внедрить нашего человека, то нужно заполучить того, который уже находится там». Это высказывание ярким образом свидетельствует о том, что оперативное внедрение в преступные наркогруппировки может осуществляться в двух направлениях: 1) внедрение в преступную среду негласного сотрудника оперативного подразделения или лица, оказывающего ему конфиденциальное содействие; 2) привлечение к сотрудничеству (вербовка) одного из членов организованной преступной группы или преступного сообщества. Анализ оперативно-розыскной и следственной практики продолжает свидетельствовать о том, что организованные преступные наркоформирования при подготовке, сокрытии и совершении преступлений используют автотранспортные средства последних моделей, современные системы видеонаблюдения и аудиоконтроля, средства связи, инновационные компьютерные технологии. Эти обстоятельства порождают необходимость более объемного материального и информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности всеми необходимыми ресурсами для наиболее эффективного ее осуществления. Абсолютно верно отмечает А. М. Железняков, что преступные организации, действующие в сфере наркорынка, создаются лидерами организованных групп криминальной направленности в целях получения сверхдоходов. Руководство преступными организациями осуществляется с помощью установленной лидерами иерархии (порядка подчинения) и через ответственных лиц. С помощью установленного порядка подчинения лидеры организованных групп криминальной направленности эксплуатируют непосредственных участников наркобизнеса (изготовителей, перевозчиков и сбытчиков наркотических средств) <4>. ——————————— <4> Железняков А. М. О понятии преступного сообщества в сфере наркорынка // Наркоконтроль. 2009. N 2. С. 15.

Также нельзя не согласиться с утверждениями Г. М. Дашковской и Э. А. Капашиновой, что тактические особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий по материалам, связанным с деятельностью преступных сообществ, обусловлены следующими обстоятельствами: латентным характером наркопреступности; замаскированными и многоступенчатыми формами передачи предметов и материалов; отсутствием личных контактов организаторов преступной деятельности и рядовых исполнителей, в т. ч. их визуального общения; тщательным планированием преступной деятельности; наличием коррумпированных связей с должностными лицами государственных учреждений и правоохранительных органов, коммерческими структурами, используемыми для прикрытия преступной деятельности, отмывания (легализации) полученных доходов; использованием средств, получаемых за сбываемые наркотики, для организации противодействия работе правоохранительных органов (подкуп, шантаж, дезинформация); транснациональными связями <5>. ——————————— <5> Дашковская Г. М., Капашинова Э. А. Проблемы выявления, расследования и квалификации деятельности преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков // Наркоконтроль. 2006. N 1. С. 23.

Действительно, в большинстве случаев в поле зрения оперативно-розыскных органов попадают и привлекаются к уголовной ответственности лишь розничные сбытчики наркотических средств, основная масса которых является наркозависимыми. Как правило, эти лица вовлекаются в преступную деятельность членами организованных преступных формирований среднего звена, а основной мотив совершения ими преступлений — получение выгоды в виде наркотических средств для самостоятельного немедицинского потребления. Вместе с тем лидеры преступных объединений и приближенные к ним лица зачастую остаются в тени и продолжают заниматься рекрутированием новых рядовых исполнителей своих преступных намерений, ставя их на места прежних. Как нам кажется, данные негативные факторы обусловлены прежде всего тем, что оперативными сотрудниками не в полной мере используется весь имеющийся в их распоряжении инструментарий сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Также не проводится анализ состояния оперативной обстановки, складывающейся в сфере незаконного оборота наркотических средств, в районе оперативного обслуживания. Не анализируются выявленные способы совершения наркопреступлений. Уровень технического оснащения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не позволяет оказывать эффективное противодействие организованной преступной среде. В ходе гонки за «палочными показателями» оперативными сотрудниками не систематизируются и не сопоставляются факты ранее выявленных и раскрытых ими преступлений. Кроме того, несовершенство оперативно-розыскного законодательства, разностороннее толкование важных теоретических и практических категорий, а также отсутствие четко регламентированного процедурно-процессуального порядка проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий нередко приводят к утрате доказательственного значения результатов оперативно-розыскной деятельности. При проведении оперативно-розыскных мероприятий оперативными сотрудниками редко используются специальные технические средства, аудио — и видеозаписи, что в последующем, на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела, дает возможность подозреваемым или обвиняемым строить защитные версии и выдвигать голословные обвинения в адрес сотрудников оперативно-розыскных органов о совершении ими провокационных или незаконных действий. «Признание — царица доказательств». Этот тезис был высказан в середине XX в. Действительно, в расследовании уголовных дел о противоправной деятельности организованных преступных наркоформирований большое доказательственное значение имеют объяснения и показания членов организованных преступных групп и сообществ, данные ими в ходе оперативно-розыскного мероприятия «опрос», а также во время допросов. Судебная практика показывает, что в ходе судебного разбирательства уголовных дел рассматриваемой категории большинство важных свидетелей, а также подсудимых отказываются от своих показаний по различным субъективным причинам или дают иные показания, которые противоречат прежним. На наш взгляд, это обусловлено некачественным осуществлением оперативными подразделениями оперативно-розыскного обеспечения (сопровождения) судебного разбирательства (государственного обвинения). Как правило, после направления уголовного дела в суд с обвинительным заключением оперативные сотрудники с меньшим энтузиазмом уделяют внимание его объективному рассмотрению и возможным результатам, поскольку полагают, что их задача на данном участке работы окончена. Данное обстоятельство связано с тем, что в настоящее время отсутствует четкая регламентация осуществления взаимодействия оперативных подразделений с органами государственного обвинения. Основные функции по доставке и приводу свидетелей возложены на службу судебных приставов, сотрудники которой не являются субъектами оперативно-розыскной деятельности. Поэтому весь процесс оперативно-розыскного обеспечения судебного разбирательства уголовных дел фактически строится с учетом личных отношений государственных обвинителей и оперативников, а также в зависимости от субъективного подхода последних к результативному завершению начатой ими работы. Безусловно, в сфере осуществления оперативно-розыскной деятельности в данном направлении возникает множество иных проблем и трудностей, не разрешенных до настоящего времени. Однако полагаем, что если оперативными сотрудниками будут учтены некоторые из приведенных нами в настоящей статье, то это могло бы в значительной мере способствовать оптимизации процесса оперативно-розыскного обеспечения, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений данного вида, а также наиболее успешному выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших. Кроме этого, существует острая необходимость урегулирования таких вопросов, как законодательное закрепление понятий, содержания и процедурно-процессуального порядка проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий, а также установление строгих предписаний взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с органами государственного обвинения.

——————————————————————