Реформа системы социальных гарантий сотрудников полиции и основные направления дальнейшего развития социальной политики в органах внутренних дел Российской Федерации

(Быковская Ю. В.) («Социальное и пенсионное право», 2012, N 3)

РЕФОРМА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

Ю. В. БЫКОВСКАЯ

——————————— <*> Bykovskaya Yu. V. Reform of the system of social guarantees of police officers and the main directions for further development of social policy in the RF internal affairs agencies.

Быковская Юлия Викторовна, соискатель Московского университета МВД России, кандидат экономических наук.

Статья посвящена анализу новых нормативных правовых документов, касающихся социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел. Делается вывод о том, что при проведении социальной политики должны быть использованы институциональные, социально-экономические и правовые механизмы для реализации сотрудниками своих потребностей и интересов.

Ключевые слова: социальная политика в органах внутренних дел, уровень благосостояния сотрудников, эффективность деятельности органов внутренних дел, цели, задачи, методы реализации социальной политики.

The article analyzes the new legal instruments relating social security of police officers. The author makes the conclusion that in order to realize their needs and interests the staff should use constitutional, social-economic and legal mechanisms.

Key words: social policy in the internal affairs agencies, level of welfare of the staff, efficiency of work of the internal affairs agencies, goals, objectives, methods o implementation of social policy.

С переходом России к рыночным отношениям в сфере социальной политики начали осуществляться изменения, включая такие направления, как формирование нового социального законодательства, разработка основных направлений социальной политики, реализация целевых социальных программ и создание новой системы социальной защиты граждан. За годы реформ в России сложились основы рыночной системы. Сделано много для повышения уровня жизни россиян. На протяжении двух десятилетий на государственном уровне прилагаются огромные усилия, направленные на снижение масштабов бедности, создание благоприятных условий для развития человеческого потенциала, повышение стандартов качества жизни, уровня благосостояния и социальной поддержки всех слоев общества. Однако и сегодня, спустя двадцать лет после начала рыночных преобразований, социальные проблемы являются весьма острыми на всех направлениях деятельности государства. Сегодня социальная сфера остается высшим приоритетом в развитии Российского государства. В связи с этим очевидно, что актуальность социальных вопросов, существующих на современном этапе развития России, трудно переоценить. Одно из важнейших положений Конституции РФ гласит, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Прежде всего, это предполагает формирование государственной социальной политики, соответствующей концепции социального государства, с четко выраженными приоритетами и направлениями социально-экономического развития, системой социальной защиты граждан, эффективным комплексом методов, механизмов, ресурсов и средств по их реализации. Так, в ст. 7 Конституции РФ приводится перечень социальных обязательств государства: охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты <1>. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Иными словами, одним из важнейших обязательств государства являются социальные гарантии, в частности, в отношении оплаты труда, социального страхования, медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения. ——————————— <1> Конституция Российской Федерации. Ст. ст. 7, 37, 39 // СПС «КонсультантПлюс».

Особое место в системе социального регулирования занимает сегмент, относящийся к специфической профессиональной категории работников, — сотрудников правоохранительных органов и, прежде всего, органов внутренних дел Российской Федерации. И это вполне объяснимо. Во-первых, в социальной защите нуждаются, как правило, здоровые, трудоспособные люди, которые ограничены в возможностях получения дополнительных заработков для повышения уровня своего благосостояния. Во-вторых, социальная защита призвана не только обеспечивать нормальные условия служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, но и компенсировать им повышенные психологические и физические нагрузки, служебные ограничения и неблагоприятные последствия наступления социальных случаев, влекущие за собой необходимость их социальной защиты. В-третьих, существуют законодательно закрепленные ограничения в формировании доходов сотрудников правоохранительных органов. В-четвертых, в силу ограниченности возможностей федерального бюджета существуют ограничения в финансовом обеспечении социальных гарантий сотрудников. Сегодня вопросы социальной политики — анализ современного состояния, направления, приоритеты и перспективы ее развития — это интенсивно развивающаяся область научных исследований. В последние годы в российских научных изданиях заметно увеличилось количество публикаций по проблемам социальной политики. И хотя существует много исследований, проектов и публикаций, освещающих различные направления социальной политики, тем не менее вопросам эффективности социальной политики, проводимой в органах внутренних дел Российской Федерации, ее целям и задачам, методам формирования и реализации, механизмам управления служебной деятельностью сотрудников с помощью социальной политики уделяется немного внимания. При этом, во-первых, проводимых исследований недостаточно для полного и всестороннего изучения социальных проблем в ОВД. Во-вторых, эти исследования в основном проводились до начала модернизации органов внутренних дел, которая началась в конце 2009 года с момента вступления в действие Указа Президента РФ о совершенствовании деятельности органов внутренних дел Российской Федерации <2> и до начала формирования новой законодательной базы о социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел, которое проводилось в 2010 — 2011 годах. ——————————— <2> Указ Президента РФ от 24 дек. 2009 г. N 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Так, в течение 2011 года был сформирован пакет нормативных правовых документов для обновления системы МВД России: приняты Федеральные законы «О полиции» <3>, «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <4>, «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <5>. Были установлены размеры окладов месячного денежного содержания <6>, внесены изменения в Положение о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел <7>, определены перечень должностей сотрудников органов внутренних дел, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы <8>, и размеры надбавки по этим должностям, Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации <9> и т. д. ——————————— <3> Федеральный закон от 7 февр. 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс». <4> Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Гарант». <5> Федеральный закон от 30 нояб. 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». <6> Приказ МВД РФ от 1 дек. 2001 г. N 1191 «Об установлении окладов месячного денежного содержания отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». <7> Приказ МВД Рос. Федерации от 29 нояб. 2011 г. N 1176 «О внесении изменений в Положение о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Приказом МВД России от 14.12.2009 N 960». <8> Приказ МВД Рос. Федерации от 19 дек. 2011 г. N 1259 «Об утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, размеров надбавки по этим должностям». <9> Приказ МВД Рос. Федерации от 19 дек. 2011 г. N 1257 «Об утверждении Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации».

С 1 января 2012 года пакет нормативных правовых документов, касающихся социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, вступил в силу. Новая нормативная правовая база охватывает все направления социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. Прежде всего изменена структура денежного довольствия. Значительно повышены размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям. Это позволило существенно повысить размеры денежного довольствия. Сокращено количество дополнительных выплат в составе денежного довольствия, снижены в процентном отношении размеры оставшихся и введенных дополнительных выплат вместо действовавших ранее, отдельные дополнительные выплаты и компенсации переведены в форму должностного оклада. Внесены изменения в законодательство о социальном, жилищном и пенсионном обеспечении сотрудников ОВД. Изменены размеры пособий и других денежных выплат в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы из органов внутренних дел, отменены отдельные компенсации, увеличена сумма выплачиваемых пенсий, введена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения и определены условия и правила для ее предоставления. Таким образом, сегодня можно говорить о существенных подвижках в совершенствовании системы социальных гарантий сотрудников ОВД. Между тем реформирование системы социальных гарантий сотрудников не должно ограничиваться только преобразованиями и изменениями, вносимыми в нормативную правовую базу с целью повышения уровня и качества жизни сотрудников. Важными являются методы и механизмы управления ходом реформы, эффективностью ее дальнейшей практической реализации. Общественным фондом ИНДЕМ при проведении социологических опросов в ходе реализации проектов «Заработная плата и коррупция: как платить российским чиновникам» (2002) и «Стимулы, эффективность, коррупция» (2004) <10> был сделан вывод о том, что для современных чиновников заработная плата не является критерием, позволяющим повысить результаты труда. Материальное и нематериальное стимулирование, в том числе награды и благодарности, высококвалифицированное медицинское обслуживание, получение дополнительного образования или повышение квалификации за счет работодателя, достойное пенсионное обеспечение, решение вопросов с жильем имеют весьма существенное значение. Повышение заработной платы действует как хорошее средство мотивации только первые три-четыре месяца — дальше наступает привыкание. ——————————— <10> Региональный общественный фонд «Информатика для демократии» // URL: http://www. indem. ru.

Более того, по словам отечественных исследователей в области социальной политики, современное российское государство не способно просчитать долгосрочные последствия принимаемых решений. Эффективность ряда направлений социальной политики, таких как повышение зарплаты работникам бюджетной сферы, чрезвычайно низка. Доходы значительной части трудоспособного населения не обеспечивают более высокого качества потребления и жизни. Нужны новые концепции социальной политики, новые стратегии и новые формы их реализации <11>. ——————————— <11> Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / Под ред. П. Романова и Е. Ярской-Смирновой. М.: Вариант; ЦСПГИ, 2008. С. 40.

Примером этим словам могут служить социальные реформы начала века, и прежде всего монетизация льгот, которые нанесли чувствительный удар по положению милиции. Методы, которыми проводились эти реформы, существенно сказались на социально-экономическом положении и морально-психологическом состоянии сотрудников органов внутренних дел. Безусловно, реформа системы социальных гарантий, предпринятая в ходе модернизации органов внутренних дел, имеет существенное значение в повышении уровня благосостояния сотрудников. Значительное увеличение размеров денежного довольствия для большинства сотрудников позволяет приблизить уровень их жизни к «среднему классу», которому присущи определенные стандарты жизни: уровень материального состояния и характер потребностей, в том числе в жилье, высокотехнологичной медицинской помощи, качественном образовании, отдыхе. Однако сегодня нельзя останавливаться на достигнутом. Президент РФ Владимир Путин в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» <12>, говоря о проблемах, которые присутствуют в социальной сфере, отмечает, что сегодня отсутствует мотивация людей, которые работают в бюджетной сфере экономики. Механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Это значит, что рост базового уровня оплаты труда должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат. При этом неотложным становится кардинальное повышение эффективности социальных расходов. Кроме того, в настоящее время люди остаются недовольными уровнем социальных услуг, сохраняется низкое качество здравоохранения и образования, существуют серьезные проблемы в пенсионном и жилищном обеспечении граждан. ——————————— <12> Комсомольская правда. 2012. 12 февр.

На обозначенные президентом России социальные проблемы необходимо обращать серьезное внимание и при реализации социальной политики в органах внутренних дел. Не вызывает сомнений тот факт, что реализация и дальнейшее развитие социальной политики в органах внутренних дел, ее цели и задачи должны быть теснейшим образом взаимосвязаны с развитием экономики и управлением в органах внутренних дел. Должны быть использованы институциональные, социально-экономические и правовые механизмы для реализации сотрудниками своих потребностей и интересов, повышения эффективности правоохранительной деятельности, оптимизации бюджетных расходов, направляемых на социальные нужды. Иными словами, социальная политика, проводимая в органах внутренних дел, должна быть адекватной жизни современного общества, способной воздействовать на мотивы и стимулы к повышению эффективности служебной деятельности. В ней должны использоваться возможности современной медицины, современных систем социального страхования, быть созданы необходимые социальные условия для достойного пенсионного обеспечения. В связи с этим при проведении социальной политики в органах внутренних дел большое значение должно отводиться систематизации теоретико-методологических подходов и обоснований социальных реформ. Это позволит использовать положительный опыт уже существующих методов и механизмов реализации социальной политики в ОВД и выработать новые, которые будут отвечать современному этапу развития экономики, специфике службы в ОВД, ее целям и задачам, связанным с повышенной ответственностью со стороны сотрудников, высоким уровнем образования, профессионализмом, физической подготовленностью. Кроме того, при реализации социальной политики пристальное внимание должно уделяться социальному планированию, анализу социальных расходов, формированию долгосрочных прогнозов на основе количественных и качественных показателей, характеризующих состояние и динамику изменения уровня и качества жизни сотрудников во взаимосвязи с эффективностью правоохранительной деятельности в целом.

——————————————————————