«Убежавшие» деньги
(Сухаренко А.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 40)
«УБЕЖАВШИЕ» ДЕНЬГИ
А. СУХАРЕНКО
Александр Сухаренко, юрист, г. Владивосток.
Легализация доходов, полученных преступным путем, представляет серьезную угрозу национальной безопасности. Борьба с этим явлением не приносит желаемых результатов. Что мешает искоренить данную проблему?
На кого и как работают отмытые деньги
Легализация доходов, полученных преступным путем, является необходимым условием стабильного функционирования организованной преступности. По оценкам экспертов, около 70% преступных доходов вкладывается в бизнес, 15% — в недвижимость и иное имущество, а еще 15% — в общаки или тратятся на личные нужды <1>. ——————————— <1> Макаревич Л. Тропы нечистых денег // Российская газета. 14.09.2004.
Опасность легализации состоит в том, что полученные преступным путем денежные средства, попадая в легальный оборот, продолжают работать на организованные преступные формирования (ОПФ), способствуя наращиванию преступной активности, стимулируют рост коррупции, существенно деформируют экономику, нарушая естественные процессы ценообразования и товарооборота. Легализации преступных доходов способствуют следующие условия: а) коррупция в органах власти, в том числе в правоохранительной и судебной системах; б) отсутствие надлежащего контроля за использованием российскими компаниями офшорных юрисдикций и других механизмов проведения платежей и расчетов, обеспечивающих анонимность или затрудняющих идентификацию участников операций; в) использование небанковских (альтернативных) систем международных денежных переводов; г) несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных механизмов финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, что создает большие возможности для незаконного вывода капитала за рубеж; д) нахождение в обороте значительных сумм наличных денежных средств.
Каналы легализации
Основным каналом для отмывания денег являются коммерческие банки, которые используются для перевода и размещения средств за рубежом, легализации их под видом корпоративных и иностранных (портфельных, прямых) инвестиций. Для этого применяется весь спектр банковских операций: открытие всех видов счетов, обналичивание, конвертация, кредитование, выдача и обслуживание пластиковых карт, денежные переводы, открытие и исполнение аккредитивов, инкассо необеспеченных чеков и векселей, факторинг, форфейтинг и учет векселей, обслуживание счетов фиктивных компаний. По данным ЦБ России, за 2003 — 2010 годы за несоблюдение требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» лицензии на осуществление банковских операций были отозваны у 131 кредитной организации. Легализацию доходов лидеры ОПФ осуществляют через компании и банки, зарегистрированные в офшорах (юрисдикциях с льготным налогообложением нерезидентов, упрощенной системой бухотчетности и относительной закрытостью для правоохранительных органов). Наиболее часто для этого используются штат Делавэр (США), Кипр, Люксембург, Британские Виргинские, Багамские и Сейшельские острова, Гибралтар, Лихтенштейн и Швейцария. В середине 1990-х годов количество офшорных компаний, созданных россиянами, составляло 40 — 60 тыс., а к 2000 году оно возросло до 100 тыс. (3,5 — 4% всех офшорных фирм) <2>. Сколько из них вовлечено в незаконную деятельность, до сих пор неизвестно. ——————————— <2> Хейфиц Б. Влияние вывоза капитала на экономику // Экономист. 2008. N 6.
Типичная схема легализации преступных доходов с помощью офшоров приведена на рисунке.
История и статистика
До сих пор неизвестна общая сумма и сумма средств, размещенных ОПФ за рубежом. Диапазон называемых цифр достаточно широк. Так, по данным МВД России, в конце 1990-х годов ОПГ ежемесячно выводили из страны 1 — 2 млрд. долл. Более того, на их счетах в 125 швейцарских банках было депонировано 3,2 млрд. долл. <3>. В свою очередь, генеральный прокурор Швейцарии оценивала депозиты русской мафии почти в 40 млрд. долл. <4>. ——————————— <3> Глава МВД России считает русскую мафию мифом // Сегодня. 10.11.1998. <4> Карла дель Понте освобождает русскую мафию // Коммерсант. 14.08.1999.
В 2002 году председатель Счетной палаты РФ заявил, что депозиты российских ОПФ в банках Швейцарии и Люксембурга превышают 1 млрд. долл. <5>. Однако названная им цифра представляется заниженной. Согласно исследованию неправительственной организации Tax Justice Networks, за 1990 — 2010 годы из России в офшоры было выведено 797,9 млрд. долл. Значительная часть этих средств получена в результате незаконной приватизации госактивов. При этом сохраняется вклад в этот показатель от скрытой прибыли, полученной на инвестиции ранее выведенных средств <6>. ——————————— <5> Степашин хочет вернуть в Россию «сбежавшие капиталы» // Комсомольская правда. 12.09.2002. <6> Tax Justice Network: The Price of Offshore Revisited. London, 2012.
Международная проблема
В последние годы зарубежные правоохранительные службы стали привлекать к уголовной ответственности лидеров российских ОПФ, занимавшихся отмыванием денег на территории их стран: — 2003 год — Федеральная прокуратура Восточного округа Пенсильвании предъявила заочные обвинения в мошенничестве с ценными бумагами на сумму 150 млн. долл., фальсификации бухгалтерской документации и отмывании денег криминальному авторитету С. Могилевичу и 3 его сообщникам. Все они находятся в розыске <7>; ——————————— <7> http://www. fbi. gov
— 2008 год — в Испании по обвинению в организации преступной группы, уклонении от уплаты налогов, отмывании денег и подделке документов были арестованы 12 россиян. Среди них — лидеры тамбовско-малышевского преступного сообщества Г. Петров и А. Малышев, а также вор в законе В. Изгилов. В ходе обысков у них были изъяты 200 тыс. евро, заморожены банковские счета их компаний на общую сумму 10 млн. евро, арестованы 23 автомашины, яхта и произведения искусства <8>; ——————————— <8> http://rospres. com
— 2009 год — за отмывание денег Земельный суд г. Штутгарта (ФРГ) приговорил лидера измайловского преступного сообщества А. Афанасьева и 2 его сообщников к 5,5, 4,5 и 2,5 годам тюрьмы с конфискацией соответственно. Как установил суд, ими была создана компания S+L Iba GmbH, на счета которой для обеспечения банковских кредитов и покупки 50 земельных участков были переведены 8 млн. евро <9>; ——————————— <9> Германия вернула России лидера «измайловских» // ИА «Росбалт». 24.06.2010.
— 2011 год — за отмывание денег Верховный суд Испании приговорил к 9 годам тюрьмы и штрафу в 22,5 млн. евро вора в законе З. Калашова-Князевича. Кроме него, по этому делу были осуждены еще 5 человек. По данным следствия, преступные доходы в сумме 7,5 млн. евро через третьи страны поступали на счета подконтрольных ему компаний. Сфера деятельности этих компаний ограничивалась куплей-продажей земельных участков и дорогостоящих вилл <10>. ——————————— <10> http://elpais. com
Несмотря на ратификацию многих конвенций (Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990), Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000), Договора государств — участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (2007), принятие необходимых законов и создание специализированной службы (Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 186 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу», от 23.06.2004 N 307, утвердившее Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, конкретизировавшее ее основные полномочия), противодействие организованным формам отмывания денег по-прежнему не соответствует масштабам данного явления. Так, в 2011 году по ст. ст. 174 — 174.1 УК РФ было выявлено всего 113 преступлений, совершенных в составе ОПФ (2010 год — 363), и 8 лиц, их совершивших (2010 год — 74) <11>. ——————————— <11> Ф. 1-ОП ГИАЦ МВД России за 2010 — 2011 годы.
Как отмечалось еще 5 лет назад, в ходе информационного обмена в НЦБ Интерпола России поступает значительный объем информации о возможной причастности россиян к отмыванию денег через личные и корпоративные банковские счета путем приобретения недвижимости и акций. Данную информацию, фактически представляющую собой сообщение о преступлении, совершенном на территории РФ, НЦБ направляет для проверки и принятия решения в территориальные органы внутренних дел. Однако в подавляющем большинстве случаев органы дознания не осуществляют ни оперативную (ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), ни процессуальную проверку (ст. ст. 143 — 145 УПК РФ). В результате источники доходов, участвующих в трансграничных банковских транзакциях, а также лица, причастные к ним, не устанавливаются, виновные к уголовной ответственности не привлекаются, арест обнаруженных за рубежом активов, их конфискация и репатриация не обеспечиваются <12>. ——————————— <12> Информационный бюллетень НЦБ Интерпола при МВД России. 2007. N 2.
На практике
Серьезным препятствием в выявлении фактов отмывания денег остается ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», ограничивающая правоохранительные органы в получении сведений о счетах юридических лиц и операциях по ним. Помимо этого, существуют и другие препятствия. Так, Федеральным законом от 07.04.2010 N 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» увеличен размер крупного ущерба применительно к ст. ст. 174 — 174.1 УК РФ с 1 до 6 млн. руб. Однако альтернативной ответственности за отмывание денег (ст. 174.1 УК РФ) в сумме до 6 млн. руб. не установлено. Наряду с этим в 2011 году были неоправданно сокращены сроки лишения свободы за квалифицированные виды отмывания денег, в том числе в составе организованной группы (Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В нарушение принятых международных обязательств из числа предикатных (предшествующих) преступлений, доходы от совершения которых могут быть предметом легализации, неоправданно исключены деяния, предусмотренные ст. ст. 193 — 194, 198 — 199.2 УК РФ <13>. ——————————— <13> Болотский Б., Зимин О. Правовое регулирование противодействия легализации доходов от преступлений в свете международных соглашений РФ. М., 2007.
Сегодня ст. 104.1 «Конфискация имущества» УК РФ не предусматривает возможности «принудительного безвозмездного изъятия и обращения в собственность государства на основании обвинительного приговора денег, ценностей и иного имущества», полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. ст. 174 — 174.1 УК РФ. В связи с этим дает сбои механизм международного сотрудничества по вопросам поиска, ареста, конфискации и возврата преступных доходов. Не способствует усилению превентивного действия уголовного закона и судебная практика по данной категории дел (таблица).
Судебная практика по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 174 — 174.1 УК РФ <14>
——————————— <14> ФСФМ: Итоги деятельности в 2006 — 2011 годах.
Годы Кол-во
Количество уголовных дел об отмывании 2006 208 денег, содержащих материалы подразделений финансовой разведки, направленных в суд 2007 71
2008 73
2009 115
2010 240
2011 100
Количество осуждений за отмывание денег по 2006 95 делам, содержащим материалы подразделений финансовой разведки 2007 46
2008 58
2009 85
2010 60
2011 30
Особенно удивляет несоответствие меры наказания степени опасности содеянного. Так, в июле 2012 года в Басманном суде Москвы был вынесен приговор 5 членам преступной группы, обвинявшимся в незаконном обналичивании и отмывании более 60 млрд. руб. Они получили от 2 лет условно до 3,5 года лишения свободы со штрафами от 50 тыс. до 75 тыс. руб. Организатор этой группы — бывший топ-менеджер Русского генерального банка, МДМ-банка и Генбанка С. Федосов, дело которого было выделено в отдельное производство и рассматривалось в особом порядке, он еще в мае 2011 года получил 3 года условно и штраф в 1 млн. руб. Как следует из приговора, доход группировки за 2007 — 2009 годы составил 74 млн. руб. <15>. ——————————— <15> Рубникович О. 60 млрд. рублей обошлись недорого // Коммерсант. 30.07.2012.
Принимая во внимание вышеизложенное, можно констатировать, что системное противодействие легализации преступных доходов является одним из ключевых факторов в борьбе с организованной преступностью в сфере экономики. В этой связи необходимо ускорить принятие пакета «антиотмывочных» поправок к законодательству, подготовленного ФСФМ. Среди предлагаемых новелл — отмена банковской тайны по решению суда, а для ФНС — без суда, ужесточение валютного контроля, право налоговых органов и банков определять «экономический смысл» операций физлиц и юрлиц, широкие возможности отказа банков от ведения счетов, жесткая уголовная ответственность за отмывание денег и вывод капитала за рубеж <16>. ——————————— <16> Бутрин Д. Прибыль делают чистой // Коммерсант. 20.08.2012.
——————————————————————