Интернет на службе террористов
(Сухаренко А.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 46)
ИНТЕРНЕТ НА СЛУЖБЕ ТЕРРОРИСТОВ
А. СУХАРЕНКО
Александр Сухаренко, юрист, г. Владивосток.
Динамичное развитие информационных технологий с их простотой доступа, относительно низкой стоимостью и анонимностью открыло новые горизонты для терроризма и обусловило появление его новой разновидности — кибертерроризма. В отличие от обычного террориста, который для достижения своих целей применяет взрывчатку или стрелковое оружие, кибертеррорист использует современные информационные технологии, компьютерные системы и сети, специальное программное обеспечение.
Проникновение в Интернет
Интернет используется террористами для распространения пропаганды и обмена информацией, привлечения финансовых средств (от предложений пожертвовать с помощью SMS до продажи атрибутики), планирования терактов, осуществления контроля за их проведением. Характерными средствами кибертерроризма являются: — воздействие на программное обеспечение и информацию в целях их искажения или модификации в информационных системах и системах управления; — раскрытие и угроза опубликования закрытой информации о функционировании информационной инфраструктуры государства, вооруженных сил, кодах шифрования и др.; — уничтожение или активное подавление линий связи, неправильная адресация, искусственная перегрузка узлов коммутаций. Кибертерроризм может проявляться в виде кибератак (компьютерных сетевых атак), которые нарушают целостность или аутентичность данных. Обычно это происходит посредством использования вредоносных программ, изменяющих логику программного обеспечения, контролирующего данные, что приводит к ошибкам. Террористические организации безнаказанно используют Интернет, ведь сложно обнаружить и ликвидировать сетевые центры (серверы, домены, веб-сайты). К тому же регистрировать доменные имена сайта можно в одной стране, а размещать информацию в другой. Различия в национальных законодательствах вызывают дополнительные сложности в борьбе с распространением материалов информационно-психологического воздействия через Интернет. Террористы активно эксплуатируют возможности Интернета: легкий доступ; незначительные масштабы госрегулирования и цензуры или их полное отсутствие; потенциально огромные масштабы аудитории; анонимность; быструю передачу информации; мультимедийность среды, позволяющую комбинировать различные типы информации: текстовую, графическую, аудиовизуальную. С помощью Интернета террористы могут «управлять восприятием» — то есть позиционировать себя точно такими, какими хотят казаться, без фильтров, налагаемых традиционными СМИ, а также создавать ажиотаж относительно нужных аспектов событий. Террористы получают возможность влиять на освещение своей деятельности в СМИ, которые часто обращаются к их сайтам за дополнительной информацией. Использование Интернета видоизменило стратегию террористов в сфере коммуникации. Во-первых, интернет-сайты террористических организаций меньшее внимание уделяют репрезентации насилия. Они выстроены по модели сайтов легитимных политических движений и партий. Основное внимание террористы уделяют описанию целей борьбы, проблемам политзаключенных и свободы слова. Таким образом они пытаются завоевать симпатии либеральной публики и правозащитников стран Запада. Именно поэтому на многих сайтах не публикуются сведения об ответственности за организацию терактов. Во-вторых, большая часть контента сайтов состоит из справочных материалов, в первую очередь по истории движения. Именно недостаточность освещения контекста отличает медийные репрезентации терроризма в традиционных СМИ. В-третьих, именно с помощью Интернета террористы могут мобилизовать общественность на свою поддержку. Они призывают оказывать финансовую помощь в виде пожертвований или ретрансляции своих идей (например, путем организации флешмоб-акций) <1>. ——————————— <1> Журавлев Д. Международный терроризм и СМИ: эволюция взаимодействия // Вестник РГГУ. 2009. N 14.
Меры противодействия в России
Согласно п. 15 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, предупреждение (профилактика) терроризма предполагает противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации; совершенствование системы информационного противодействия терроризму; усиление взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и укрепление международного сотрудничества в области противодействия терроризму. К основным мерам по его предупреждению (профилактике) относятся информационные (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение общественности к борьбе с ним). Пунктами 6 и 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В соответствии со ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности, а также распространение экстремистских материалов, их производство или хранение в целях распространения. Операторы связи, предоставляющие телекоммуникационные услуги доступа к информационной сети Интернет, имеют техническую возможность ограничения доступа к экстремистским материалам путем фильтрации трафика и полного блокирования доступа к IP-адресу сайта или отдельной странице сайта, на которой размещен материал (аудио, видеофайл, печатный текст). Данная позиция подтверждается Определениями ВС РФ от 10.05.2011 N 58-Впр11-2 и Московского городского суда от 22.12.2011 по делу N 33-40271. С 1 сентября 2012 года действует Федеральный закон N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в них порочные наклонности. В целях его реализации был принят Федеральный закон от 28.07.2012 N 139-ФЗ, согласно которому для ограничения доступа к сайтам, содержащим вредную информацию, предусмотрено создание с 1 ноября 2012 года Единого реестра доменных имен и универсальных указателей страниц сайтов в Интернете и сетевых адресов сайтов. Решение о включении сайта в Реестр будет приниматься Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Отдельные сайты могут быть включены в него по решению суда о признании информации запрещенной. В течение суток после получения от оператора Реестра уведомления о включении доменного имени или указателя страницы сайта в Реестр хостинг-провайдер обязан уведомить владельца сайта о необходимости незамедлительно удалить страницы с противоправным контентом. На владельцев сайтов возлагается обязанность в течение суток с момента получения уведомления прекратить размещение запрещенной информации. В случае отказа или бездействия владельца сайта хостинг-провайдер обязан ограничить доступ к сайту. Если он не примет данных мер, сетевой адрес сайта включается в Реестр. Оператор связи, предоставляющий доступ к сети Интернет, обязан в течение суток с момента включения сайта в Реестр ограничить к нему доступ. Решение о включении сетевых адресов сайтов в Реестр можно обжаловать через суд в течение 3 месяцев. С осени 2009 года в Правительстве России обсуждается вопрос о криминализации неправомерного доступа к государственным информационным системам и (или) содержащимся в них информационным ресурсам, в том числе размещенным в сети Интернет или функционирующим в составе критически важных объектов. В свою очередь, в июне 2012 года Минкомсвязи подготовило поправки в ст. 20.29 КоАП РФ, предусматривающие штраф в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. или административный арест до 15 суток за проставление гиперссылок на экстремистские материалы. Согласно ст. 13 Закона N 114-ФЗ суды по иску прокуратуры признают те или иные материалы экстремистскими, после чего Минюст включает их в федеральный список таких материалов, в котором на данный момент 1256 позиций. В поправках также вводится понятие СМИ, ведущего экстремистскую деятельность или оправдывающего терроризм. Его могут оштрафовать в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. с конфискацией материалов, а в случае оправдания терроризма или призывов к нему — от 300 тыс. до 1 млн. с аналогичной конфискацией.
Международное сотрудничество
Международное сотрудничество является необходимым условием обеспечения эффективности противодействия терроризму. Основные усилия России в рамках антитеррористического сотрудничества сосредоточены в том числе на противодействии распространению террористической пропаганды и идеологии. Так, в 2009 — 2010 годах на территории стран — членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) <2> была проведена спецоперация «Прокси». Ее цель заключалась в противодействии распространению в национальных сегментах Интернета информации, наносящей политический ущерб, включая идеи терроризма, религиозного фундаментализма и экстремизма, используемой для обучения основам диверсионно-террористической деятельности, сбора финансовых средств и поиска сторонников. Всего в ходе операции было выявлено 1,7 тыс. сайтов, в том числе более 30, использовавшихся для распространения информации, наносящей политический ущерб национальным и союзническим интересам, 16 — для распространения информации, разжигающей национальную и религиозную рознь, 100 — для распространения информации, предназначенной для террористических и экстремистских организаций. В результате была приостановлена деятельность более 600 сайтов и возбуждено около тысячи уголовных дел. ——————————— <2> Россия, Казахстан, Республика Беларусь, Армения, Кыргызстан, Таджикистан.
Глобальная информатизация всех сфер жизнедеятельности общества не повышает, а понижает степень его безопасности. Современный кибертерроризм способен продуцировать системный кризис в любом государстве с высокоразвитой информационной инфраструктурой. В этих условиях уязвимость критических инфраструктур перестает быть проблемой каждого государства в отдельности. Это общая угроза, решить которую можно только совместными усилиями, выстраивая систему коллективной информационной безопасности с учетом современных угроз в киберпространстве. Для решения этой задачи необходимы не только принятие соответствующих законов на национальном уровне, но и выработка единых международных стандартов, таких как унификация понятийного аппарата, определение круга деяний, подлежащих криминализации, имплементация международных норм в национальное уголовное законодательство.
Состояние кибертерроризма в мире
Выступая на международной конференции в Париже (сентябрь 2010 года), глава Интерпола Рональд Ноубл сообщил, что если в 1998 году так называемых экстремистских интернет-сайтов насчитывалось всего 12, то к 2006 году их стало около 4,5 тыс. По его словам, сеть Интернет усложняет борьбу с радикализацией настроений общества, поскольку многие действия там уголовно ненаказуемы. Неслучайно разработчики Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, назвали распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации, а также заинтересованность террористов в широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса одними из основных внешних факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма. Согласно Прогнозу чрезвычайной обстановки в 2012 году МЧС России в текущем году возможны хакерские атаки на энергетические и коммуникационные сети России с целью вывода их из строя и создания условий для техногенных ЧС. Поскольку Россия идет по пути развития и внедрения автоматизированных и информационных технологий в различные области народного хозяйства, то вопрос борьбы с кибертерроризмом является насущной задачей». По оценкам Национального антитеррористического комитета (НАК), в зарубежных сегментах сети Интернет функционирует свыше 7 тысяч сайтов террористической и экстремистской направленности, из них около 500 — русскоязычные.
——————————————————————