Обязательные правила Резекненской городской Думы и полиция самоуправления г. Резекне как инструменты обеспечения безопасности жителей

(Дерука С. И., Тараненко Д. Н.) («Административное и муниципальное право», 2012, N 12)

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА РЕЗЕКНЕНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ И ПОЛИЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ Г. РЕЗЕКНЕ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ

С. И. ДЕРУКА, Д. Н. ТАРАНЕНКО

Дерука Светлана Ивановна, доцент Балтийской международной академии.

Тараненко Дмитрий Николаевич, доцент Балтийской международной академии.

Существование местных органов самоуправления, которые наделены уполномоченными для принятия решений органами (законодательными и исполнительными), созданными демократическим путем, и которые имеют широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимых для этого средств, является важным инструментом обеспечения безопасности жителей. Местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление. В статье автор на примере Резекненской городской Думы (Латвия), изучив нормативные акты местного самоуправления (обязательные правила Резекненской городской Думы), ознакомившись со структурой и функциями Полиции самоуправления Резекненской городской Думы, предпринимает попытку доказать эффективность работы этих двух институтов в целях достижения безопасности жителей города. Предлагаются конкретные предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные акты Резекненской городской Думы.

Ключевые слова: хартия, самоуправление, дума, правила, полиция, правонарушение, безопасность, собрание, местное, управление.

Obligatory rules of rezekne state dua and self-government police in Rezekne as instruments of civil security enforcement S. I. Deruka, D. N. Taranenko

Local self-government authorities that have executive and legislative bodies, have been created in a democratic way and quite autonomous in their competence and methods, are an important instrument of civil security enforcement. Local self-government authorities should have an opportunity to keep their internal administrative establishments serving local needs and providing an efficient management. Based on the example of the Rezekne State Duma (Latvia), its self-government laws (Obligatory Rules of the Rezekne State Duma), the structure and functions of Self-Government Police, the author tries to show the efficiency of these two institutions for the civil security enforcement. The author also makes certain suggestions on how to amend and edit standard regulations of the Rezekne State Duma.

Key words: charter, self-government, duma, rules, police, violation of law, security, meeting, local, government.

Исторически сложилось так, что любое государство для успешного управления должно создавать систему правовых норм. Эти нормы обязан соблюдать любой житель страны. Наряду с нормами государства существуют правовые нормы местного самоуправления (на примере Латвии это Обязательные правила городов, краев, волостей). Правовые нормы местного самоуправления регулируют такие вопросы, как избрание лиц в органы местного самоуправления, ответственность органов местного самоуправления перед населением, соблюдение общественного порядка на территории самоуправления, порядок утилизации мусора, использование территории самоуправления и мн. др. В истории Латвии в той или иной степени местное самоуправление существовало всегда, вне зависимости от формы государственного управления. От государственной власти зависит, естественно, очень многое, но далеко не все. Ведь не так сильно зависит повседневная жизнь людей от государственной власти. Именно местное самоуправление оказывает решающее воздействие на качество повседневной жизни населения того или иного местного образования (город, край, волость). Местное самоуправление европейского типа складывалось продолжительный период времени. Такие институты, как неприкосновенность жилища и частной собственности, взаимоотношения между жителями, основанные на христианских ценностях, стали основой местного самоуправления <1>. ——————————— <1> Марченко С. А. Местное самоуправление в России // http://www. samoupravlenie. ru/41-01.php (ресурс просмотрен 20.03.2012).

Начиная с XIII в. в крупных городах Латвии высшей городской властью являлась Ратуша. Так, в Риге Ратуша действовала с 1226 до 1889 г. Ратуши были организованы по немецкому типу. Ратушам принадлежала вся политическая и экономическая власть (заключение международных договоров, назначение на должности чиновников, издание обязательных городских правил, управление недвижимой собственностью и т. д.). Значительные изменения в самоуправлении произошли в XIX в. Так, в 1811 г. центральная власть Российской империи переняла от Ратуши полицейские функции. С 1877 г. на территории Латвии была произведена реформа самоуправлений городов, и Ратуши потеряли функции административной власти. В 1889 г. Рижская Ратуша перестала существовать после того, как была лишена судебной власти. С 1878 г. в Латвии появились первые городские самоуправления. В них предусматривалось образование трех институций: — собрание городских избирателей; — городская дума; — городское правление под руководством городской головы. Собрание городских избирателей имело задачу один раз в четыре года выбрать членов городской Думы. Городская Дума — высшая городская власть. Городское правление — исполнительная институция городского самоуправления. В компетенцию местного самоуправления входили следующие вопросы: — образование; — здравоохранение; — пожаротушение; — городское благоустройство (дороги, улицы, освещение, канализация, водопровод и др.); — забота о производстве. Помимо городских самоуправлений, были образованы волостные самоуправления. В их состав входили такие институции, как: — волостное собрание; — волостной староста; — волостной суд <2>. ——————————— <2> Vanags E., Vilka I. Pasvaldibu darbiba un attistiba — Riga: Latvijas Universitates Akademiskais grads, 2005. 384. lpp.

Такой исполнительный орган, как полиция самоуправления (муниципальная полиция) появился сравнительно недавно, а именно в 1990 г. Первая полиция самоуправления была организована в Видземском предместье города Рига, 26 сентября 1990 г. 1 января 1995 г. шесть подразделений полиции самоуправления различных предместий Риги были объединены в Рижскую полицию самоуправления <3>. ——————————— <3> http://rpp. riga. lv/ index. php/ par-mums/vesture (ресурс просмотрен 22.03.2012).

В работе автор поставил цель выявить положительные стороны и недостатки в Обязательных правилах Резекненской городской Думы (далее в тексте — Обязательные правила) и в работе Полиции самоуправления Резекненской городской Думы (далее в тексте — Полиция самоуправления), совокупность которых обеспечивает безопасность жителей г. Резекне. Для достижения цели ставились задачи: — изучить историю развития органов местного самоуправления в Латвии; — изучить нормативные акты, в частности Обязательные правила; — ознакомиться с работой Полиции самоуправления г. Резекне; — выделить положительные стороны того, что надзор за исполнением Обязательных правил возложен в том числе на Полицию самоуправления; — выявить недостатки в нормативной базе Резекненской городской Думы и в работе Полиции самоуправления, с попыткой внести предложения по их устранению. В работе используются методы: — изучение нормативных актов, учебных пособий, статей, монографий; — ознакомление с практикой применения нормативных актов Резекненской городской Думы; — анализ изученного материала. Значение работы заключается в том, что автор хочет вынести на обсуждение и дискуссию выводы и предложения, имеющиеся в работе, которые могут повлиять на улучшение эффективности работы структур Резекненского городского самоуправления в сфере безопасности жителей города. Обязательные правила Резекненской городской Думы. В г. Резекне (Латвия) разработаны и приняты Обязательные правила самоуправления (Rezeknes pilsetas Saistosie noteikumi). Обязательные правила — это нормативный акт, разработанный и принятый городской Думой. Закон «О самоуправлениях» (19.05.1994), а в частности ст. 41, позволяет самоуправлениям принимать Обязательные правила. Этот же Закон в ст. 45 указывает, что обязательные правила самоуправления должны соблюдать все физические и юридические лица, относящиеся к конкретной административной территории <4>. То есть их исполнять должно любое лицо, имеющее отношение к данной административной территории (проживающее на территории, занимающееся предпринимательской деятельностью, имеющее недвижимое имущество на территории города, края или волости). ——————————— <4> 19.05.1994. Likums par pasvaldibam, http://www. likumi. lv/ doc. php? id=57255 (ресурс просмотрен 21.03.2012).

Закон «О самоуправлении» позволяет с помощью Обязательных правил регулировать те вопросы, которые не регулирует государственная власть (нормативные акты государства). За нарушение Обязательных правил закон позволяет применять административную ответственность только в том случае, если такая ответственность не предусмотрена другими законами государства. Обязательные правила Резекненской городской Думы регулируют различные вопросы в различных сферах общественной жизни. Так, например, Обязательные правила регулируют вопросы обслуживания мусора, городских захоронений, правила рубки деревьев, правила обложения налогом на недвижимую собственность, правила размещения рекламы и объявлений, социальной помощи, порядка торговли при проведении массовых мероприятий и многое другое. В рамках работы хотелось бы более подробно остановиться на четырех Обязательных правилах, а именно: 1) Правиле N 20 «Правила общественного порядка г. Резекне»; 2) Правиле N 11 «Правила обслуживания бытового мусора г. Резекне»; 3) Правиле N 14 «Правила содержания и благоустройства территории г. Резекне»; 4) Правиле N 17 «Правила о порядке размещения названий улиц и нумерации зданий г. Резекне». Уделить больше внимания именно этим нормативным актам хотелось бы по двум причинам. Во-первых, с этими правилами чаще всего сталкиваются жители и предприятия города. Во-вторых, с контролем исполнения этих правил наиболее тесно связана Полиция самоуправления г. Резекне. В-третьих, вышеупомянутые правила в наибольшей степени обеспечивают безопасность жителей. Правила обслуживания бытового мусора г. Резекне <5>. Приняты они были 29.06.2010. Цель Правил — установить порядок обслуживания бытового мусора, чтобы защитить жизнь и здоровье человека, природу и имущество лиц. Разъясняют используемые специальные термины, общие аспекты регулируемого вопроса, цели и задачи, для которых созданы правила. В разделе 3 Правила разъясняют, куда следует выносить бытовые отходы, где они должны собираться, каким образом должны быть оборудованы площадки для мусорных контейнеров. Раздел 31 поясняет, что является опасными отходами и как их следует утилизировать. В 4-м описываются обязанности производителя мусора. Надо отметить, что понятие «производитель мусора» четко указано в Законе «Об обслуживании мусора» (28.10.2010), в п. 5 ст. 1. Так, производитель мусора — это любое физическое и юридическое лицо <6>. Раздел 5 описывает запреты, применяемые в сборе мусора. Раздел 6 описывает обязанности тех, кто участвует в обслуживании бытового мусора. Раздел 7 устанавливает порядок оплаты обслуживания мусора, раздел 8 — ответственность за невыполнение этих правил. ——————————— <5> 29.06.2010. Rezeknes pilsetas sadzives atkritumu apsaimniekosanas noteikumi, pttp://www. likumi. lv/ doc. php? id=213379&from;=off (ресурс просмотрен 19.03.2012). <6> 28.10.2010. Likums «Atkritumu apsaimniekosanas likums», http://www. likumi. lv/ doc. php? id=221378&from;=off (ресурс просмотрен 22.03.2012).

Здесь хотелось бы остановиться подробней. Пункт 8.2 Правил определяет, что ответственность за невыполнение правил для нарушителя наступает согласно Кодексу об административных правонарушениях Латвии (далее в тексте — КоАПЛ). Чаще всего правоприменители руководствуются ч. 2 ст. 75 КоАПЛ, где для физических лиц предусмотрено наказание от 50-ти до 500 латов, а для юридических — от 300-т до 1000 латов <7>. ——————————— <7> 07.12.1984. Likums «Latvijas Administrativo parkapumu kodekss» http://www. likumi. lv/ doc. php? id=89648 (ресурс просмотрен 22.03.2012).

Как мы видим, раздел 8 Правил обслуживания бытового мусора отсылает правоприменителя к другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Таким образом соблюдается принцип иерархии нормативных актов, исполняется требование Закона «О самоуправлении». По мнению автора, Обязательные правила Резекненской городской Думы N 11 достаточно хорошо логически сконструированы, понятно сформулированы, актуальны. Но видится недостаток, а именно в Правилах отсутствует регулирование вопроса обслуживания строительного мусора. С одной стороны, название самих правил «Правила обслуживания бытового мусора» не предусматривает регулировку вопроса обслуживания строительного мусора. С другой стороны, оставить этот актуальный вопрос без внимания нецелесообразно и опасно, т. к. для горожан уже привычна картина, когда во дворах, на пустырях годами лежат отходы строительного происхождения, что не может положительно влиять на здоровье жителей, а значит, и их безопасность. Он образуется при производстве ремонта частных квартир и домов. Этот мусор нельзя выбрасывать в контейнеры для бытового мусора, но и сложно привлечь лицо к ответственности за то, что оно выкинуло такой мусор на пустыре на территории города. Автору видится два варианта решения вопроса: 1) внести в Правила обслуживания бытового мусора дополнительный раздел 32 под названием «Обслуживание строительного мусора, произведенного в быту». Таким образом можно регулировать в рамках этих же Правил утилизацию строительного мусора, который производится физическими и юридическими лицами при производстве ремонта зданий и помещений. 2) разработать и принять обязательные правила Резекненской городской Думы «Правила обслуживания строительного мусора г. Резекне» по примеру некоторых самоуправлений. Такие правила существуют в г. Риге и г. Даугавпилсе. Правила содержания и благоустройства территории г. Резекне <8>. Приняты 13.10.2005 с целью содержания в чистоте и порядке улиц, дорог, строений на административной территории г. Резекне, что не может не влиять на обеспечение безопасности жителей. Эти правила можно считать наиболее часто применяемыми, и за их невыполнение большое количество лиц подвергается наказанию. Статьи правил разъясняют понятия «домохозяйство», «участок земли», «прилегающая территория», «ливневая канализация», «место, предусмотренное для купания», «насаждения», «земельные и землеройные работы». Статьи вышеуказанных правил устанавливают порядок содержания и обслуживания этих объектов. ——————————— <8> 13.10.2005. Rezeknes pilsetas domes saistosie noteikumi N 14 «Rezeknes pilsetas teritorijas uzturesanas un labiekartosanas noteikumi», http://www. likumi. lv/ doc. php? id=122130&from;=off (ресурс просмотрен 22.03.2012).

Статья 9 устанавливает наказание за невыполнение этих правил. Так, в Правилах предусмотрена ответственность для физических лиц до 250 латов, для юридических — до 1000 латов. Здесь мы видим, что Резекненская городская Дума, опять же не нарушая принципа иерархии нормативных актов и требований Закона «О самоуправлении», корректно установила принудительные меры, способствующие выполнению правил. Правила содержания и благоустройства территории г. Резекне эффективно защищают жителей города таким образом, что принуждают собственников и пользователей земельных участков убирать мусор, косить траву, очищать от снега тротуары и пешеходные дорожки, содержать в порядке здания. Такие меры способствуют тому, что жители города в зимний период не получат травму от падения на скользком тротуаре, сорняки с соседнего участка не рассеятся на своем участке, не загорится весной «старник», никому не нанесет травму при разрушении аварийное здание. Несмотря на то что Сенат Верховного суда Латвийской республики в приговоре от 23.10.2008 по делу N A42290905 SKA-464/2008 признал, что принуждать владельцев и пользователей земельных участков чистить снег с тротуаров, прилегающих к земельному участку, и наказывать в административном порядке тех, кто не выполняет требования таких правил, законно <9>, хочется подвергнуть критике п. 3.5.2 Правил, в котором установлено, что тротуары и пешеходные дорожки, прилегающие к земельному участку, должны быть вычищены от снега и посыпаны песком владельцем земельного участка до 8.00 каждый день, включая выходные и праздничные дни. ——————————— <9> http://www. tiesas. lv/ files/AL/2008/10_2008/ 23_10_2008/ AL_2310_AT_SKA-0456_2008.pdf (ресурс просмотрен 26.03.2012).

Во-первых, по мнению автора, это применение безвозмездного труда посредством мер принуждения, что противоречит Конвенции Международной Организации труда N 29 «О принудительном или обязательном труде» (28.06.1930) <10>, Всеобщей декларации прав человека (10.12.1948) <11> и другим международным правовым нормам. ——————————— <10> Конвенция N 29 Международной организации труда о принудительном или обязательном труде (Женева, 28 июня 1930 г.), http://www. kadrovik. ru/ docs/konventsiya. mot. ot.28.06.30.n.29.htm (ресурс просмотрен 15.03.2012). <11> 10.12.1948. Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных наций, http://www. memo. ru/ prawo/fund/481210.htm (ресурс просмотрен 15.03.2012).

Во-вторых, применять вышеуказанную норму чрезвычайно сложно. Землевладелец или землепользователь всегда может сослаться на то, что он убирал снег с тротуара и посыпал его песком, например, в 5 утра (что объективно до 8.00), за три часа снег выпал дополнительно, и вины его в случившемся нет. Также у субъекта правонарушения есть возможность сказать, что он убирал снег до 8.00, но проверка правоприменителем была произведена, скажем, в 10.00. Значит, возможно, снег за два часа мог выпасть еще на очищенный тротуар. Автор считает, что можно изменить обсуждаемый пункт в Обязательных правилах таким текстом: «Самоуправление обеспечивает чистку тротуаров и пешеходных дорожек от снега и льда в зимний период, за что взымает соответствующую плату с владельцев земельных участков, к которым прилегают обслуживаемые тротуары и пешеходные дорожки общего пользования. Самоуправление предоставляет владельцам и пользователям земли отчет о проделанной работе и ее стоимости». Правила общественного порядка г. Резекне <12>. ——————————— <12> 31.07.2006. Rezeknes pilsetas domes saistosie noteikumi N 20 «Rezeknes pilsetas sabiedriskas kartibas noteikumi» http://www. likumi. lv/ doc. php? id=143360&from;=off (ресурс просмотрен 23.03.2012).

Приняты правила 31.07.2006. Для обеспечения общественного порядка на территории г. Резекне, что должно положительно влиять на обеспечение безопасности жителей. Правила состоят из 5-ти разделов, три из которых — это применяемая в Правилах терминология, общие вопросы, прочие вопросы. В ракурсе настоящей работы имеет значение раздел N 3, который называется «Нарушение правил общественного порядка и административная ответственность за их совершение». Как мы видим, Резекненская городская Дума разработала и приняла вышеуказанные правила таким образом, что в каждом отдельном пункте Правил описаны конкретное нарушение общественного порядка и ответственность за это конкретное нарушение. Такой вариант обязательных правил максимально облегчает задачи органа самоуправления, который применяет нормативный акт, так как легко найти правилами предусмотренное нарушение и меру наказания за него. Резекненская городская Дума скурпулезно и дифференцированно, применяя принцип тяжести правонарушения, установила меры воздействия на нарушителя. Так, например, если за ходьбу по скамейкам общественного пользования предусмотрено наказание от предупреждения до штрафа в размере 5 латов, то за засорение улиц, подъездов домов — денежный штраф от 5 до 30 латов. Также в Правилах за каждое правонарушение предусмотрена повторность, которая влечет за собой более строгое наказание. Раздел 4 Правил устанавливает круг должностных лиц городской Думы, уполномоченных контролировать исполнение правил. Автор считает, что Правила общественного порядка Резекненской городской Думы удачно дополняют Кодекс об административных правонарушениях, раздел 13 «Административные правонарушения, которые угрожают общественному порядку». Но их необходимо дополнить пунктом, который будет предусматривать ответственность за курение в местах и непосредственной близости от них, предусмотренных специально для пользования несовершеннолетними (игровые площадки, детские сады, школы…). Применение такой нормы должно способствовать улучшению здоровья детей, и несовершеннолетние будут ограждены от негативного примера. Правила о порядке размещения названий улиц и нумерации зданий г. Резекне <13>. ——————————— <13> 2009. Gada 11.decembri Rezeknes pilsetas ielu nosaukumu un eku numeracijas norades kartibas noteikumi N 17, http://www. rezekne. lv/ index. php? id=120&L;=0 (ресурс просмотрен 23.03.2012).

Приняты правила 11.12.2009 с целью установления порядка размещения табличек с названием улиц и нумерацией зданий на территории города, что облегчает жителям, гостям города и оперативным службам быстро и точно найти нужный адрес. А именно какая табличка с названием улицы, номером дома (размер, шрифт, цвет), где должна быть размещена. Предусмотрена ответственность за нарушение этих правил (п. 3.2) — предупреждение или штраф до 25 латов. Автор считает Правила о порядке размещения названий улиц и нумерации зданий актуальными, так как они облегчают жителям, гостям города, оперативным службам, курьерам, почтальонам быстро и без труда найти необходимый адрес. Это, в свою очередь, положительно влияет на обеспечение безопасности горожан. Однако Правила можно считать недоработанными и требующими изменений и дополнений. Так, например, в Правилах подробно расписано, как должна выглядеть табличка с номером здания: «Табличка с нумерацией здания должна быть изготовлена из материала темно-синего цвета (ультрамариновый тон — по каталогу RAL 513 или по каталогу ORACAL Dark blue) с белым обрамлением, с надписью белого цвета…» До миллиметра описаны размеры такой таблички (160 x 245 мм) и т. д. Но в Правилах не сказано ни слова о том, что на табличке номер здания и название улицы должны соответствовать записи в кадастре Земельной книги. Это означает то, что собственник или пользователь здания может установить табличку с несуществующим названием улицы и номером дома. Главное, ему нужно будет обратить внимание, как эта табличка выглядит. Считаю, что Правила о размещении названий улиц и нумерации зданий необходимо дополнить пунктом со следующим содержанием: «Каждое юридическое и физическое лицо обязано на здании, владельцем или пользователем оно является, установить табличку установленного образца с названием улицы и номером здания, которые соответствуют записи в кадастре Земельной книги». Полиция самоуправления Резекненской городской Думы. Статья 19 Закона «О полиции» (04.06.1991) <14> указывает, что самоуправления могут образовывать полицию самоуправления, которая действует в пределах административной территории самоуправления. ——————————— <14> 04.06.1991. Likums «Par policiju», http://www. likumi. lv/ doc. php? id=67957 (ресурс просмотрен 22.03.2012).

В г. Резекне в 1993 г. была образована Полиция самоуправления Резекненской городской Думы (далее в тексте — Полиция самоуправления). В компетенцию Полиции самоуправления входят следующие задачи: — профилактика правонарушений; — конвоирование и охрана лиц, совершивших административные правонарушения; — контроль исполнения Обязательных правил самоуправления; — содействие государственной полиции и полиции безопасности в обеспечении общественной безопасности и предотвращении совершения преступных деяний. Работник полиции самоуправления имеет права, предусмотренные Законом «О полиции», включая право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Полиция самоуправления Резекненской городской Думы — это эффективный инструмент применения норм, предусмотренных в КоАПЛ и Обязательных правилах Резекненской городской Думы. В силу своей специфики и сильной загруженности государственной полиции, она, по мнению автора, не смогла бы эффективно применять нормы, предусмотренные в Обязательных правилах самоуправления. Если мы обратимся к статистике за 2011 г. <15>, то увидим, что Полиция самоуправления Резекненской городской Думы за рассматриваемый год рассмотрела 158 заявлений жителей города, составила 1449 протоколов об административных правонарушениях. Большое количество протоколов были составлены за нарушения, предусмотренные в КоАПЛ, в частности за употребление алкоголя в общественных местах, за курение в местах, где это запрещено, курение несовершеннолетними, за нарушение правил содержания домашних животных, употребление спиртных напитков несовершеннолетними, склонение несовершеннолетних к употреблению алкоголя т. д. По различным статьям КоАПЛ были привлечены к ответственности 500 лиц. ——————————— <15> Неопубликованные материалы «Parskats par Rezeknes pilsetas pasvaldlbas policijas parvaldes darbu 2011. gada decembri’.

За нарушение Обязательных правил Резекненского самоуправления к административной ответственности были привлечены 346 физических и юридических лиц. На основании вышеуказанных данных можно утверждать, что Обязательные правила Резекненской городской Думы активно применяются Полицией самоуправления для обеспечения безопасности жителей города. Хочется отметить, что работниками Полиции самоуправления Резекненской городской Думы было проведено 3600 проверок различных правонарушений, однако протоколы об административной ответственности были составлены в 40% случаев. Это говорит о том, что Полиция самоуправления чаще применяет не принудительные меры воздействия, а меры убеждения. Дополнительно работники Полиции самоуправления активно сотрудничали с другими структурами городской Думы, а именно с Сиротским судом (орган опеки и попечительства), с управлением Социального обслуживания, с управлением Образования. Всего в результате сотрудничества было совершено 151 проверка правонарушений, находящихся в компетенции вышеуказанных структур самоуправления. В составе Полиции самоуправления Резекненской городской Думы, задействованы 28 работников. 1 начальник, 1 заместитель начальника, 2 начальника отделов, 2 старших инспектора, 6 инспекторов, 1 младший инспектор, 1 старший полицейский, 13 полицейских, 1 младший полицейский (схема N 1).

Схема N 1

Начальник

\/

Заместитель начальника

\/ \/

Начальник административного отдела Начальник дежурной части

\/ \/ \/

Административный отдел: Дежурная часть: Отдел патрулирования: Старший инспектор — 1 Полицейские — 5 Инспекторы — 4 Инспектор — 3 Полицейские — 9 Младший инспектор — 1 Мл. полицейский — 1

Автор считает, что структура Полиции самоуправления Резекненской городской Думы могла быть эффективней. Так, например, должность «младший полицейский» изжила себя. Изначально она существовала для того, чтобы один человек в подразделении мог заниматься техническим состоянием служебного автомобиля и управлять им. На сегодняшний день каждый полицейский имеет водительское удостоверение, а автомобили обслуживаются в автосервисах. Должность младшего инспектора по функциям и обязанностям не отличается от функций инспектора, но зато младший инспектор лишен нормами КоАПЛ права принимать какое-либо решение, что делает его работу неэффективной. Между начальником управления полиции самоуправления и начальниками отделов существует промежуточное звено, которое не приносит никакого практического результата. Фактически эта должность необходима для того, чтобы замещать начальника в его отсутствие. По мнению автора, в Полиции самоуправления можно произвести реорганизацию, а именно убрать промежуточное звено между начальником управления и начальниками отделов, сократить должность младшего полицейского, сократить должность младшего инспектора, добавить должность инспектора. Таким образом, в состав Полиции самоуправления Резекненской городской Думы могут входить: Начальник — 1, начальники отделов — 2 (с правом замещать начальника в его отсутствие), старшие инспекторы — 2, инспекторы — 7, старшие полицейские — 2, полицейские — 12 (схема N 2).

Схема N 2

Начальник

\/ \/

Начальник административного отдела Начальник отдела дежурной части (с правом замещать начальника) и патрулирования (с правом замещать начальника)

\/ \/

Административный отдел: Отдел дежурной части и патрулирования: Старший инспектор — 1 Инспектор — 4 Ст. инспектор — 1 Инспекторы — 3 Полицейские — 10

К каждому инспектору административного отдела необходимо прикрепить определенную территорию города, чего нет в настоящее время (все инспекторы работают по всему городу и иногда не знают, что на какой-то улице другой инспектор уже произвел проверку). Отделы патрулирования и дежурной части объединяются, что улучшает ситуацию взаимозаменяемости и универсальности работников этого отдела. В заключение своей работы хочется подвести итоги. Автор считает, что поставленная цель работы выполнена. Выполнены поставленные задачи. Были изучены и описаны исторические аспекты развития самоуправления в Латвии, подробно исследованы и проанализированы нормативные акты самоуправления (на примере Резекненской городской Думы), а именно четыре чаще всего применяемых правила Резекненской городской Думы. В ходе работы удалось ознакомиться со структурой, деятельностью и статистическими данными Полиции самоуправления Резекненской городской Думы. Установлено, что основным правоприменителем Обязательных правил самоуправления является Полиция самоуправления. Эти два института успешно дополняют друг друга и являются единым блоком (налицо эффективная связь законодательной и исполнительной власти в пределах данной административной территории), работающим на обеспечение безопасности жителей города. Трудно себе представить, чтобы Обязательные правила давали практическую пользу без такого учреждения, как Полиция самоуправления, и наоборот, Полиция самоуправления приносила бы пользу горожанам без наличия Обязательных правил. Выявлены недостатки в некоторых нормативных актах Резекненской городской Думы, в работе и структуре Полиции самоуправления Резекнен ской городской Думы. Предпринята попытка внести предложения по изменению и дополнению в Обязательных правилах Резекненской городской Думы (в Правилах N 11, 14, 17, 20). Предложено провести реорганизацию в Полиции самоуправления Резекненской городской Думы. Все эти изменения могут способствовать повышению эффективности работы Резекненского самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей этого города. Завершая работу, хочу согласиться с Европейской хартией местного самоуправления, в которой сказано: «…укрепление местного самоуправления в различных европейских странах представляет собой значительный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и децентрализации власти…» <16>. От себя хотелось бы добавить: и обеспечения безопасности жителей… ——————————— <16> 15.10.1985. Starptautisks dokuments «Eiropas vietejo pasvaldibu harta» http://wwwlikumi. lv/ doc. php? id=39149&from;=off (ресурс просмотрен 24.03.2012).

Библиографический список

1. Марченко С. А. Местное самоуправление в России, http://www. samoupravlenie. ru/41-01.php (ресурс просмотрен 20.03.2012). 2. Vanags E., Vilka I. Pasvaldibu darbiba un attistiba — Riga: Latvijas Universitates Akademiskais grads, 2005, 384.lpp. 3. 28.06.1930. Конвенция Международной организации труда N 29 о принудительном или обязательном труде (Женева), http://www. kadrovik. ru/ docs/konventsiya. mot. ot.28.06.30.n.29.htm (ресурс просмотрен 15.03.2012). 4. 10.12.1948. Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций, http://www. memo. ru/ prawo/fund/481210.htm (ресурс просмотрен 15.03.2012). 5. 15.10.1985. Starptautisks dokuments «Eiropas vietejo pasvaldibu harta» http://www. likumi. lv/ doc. php? id=39149&from;=off (ресурс просмотрен 24.03.2012). 6. 07.12.1984. Likums «Latvijas Administrativo parkapumu kodekss» http://www. likumi. lv/ doc. php? id=89648 (ресурс просмотрен 22.03.2012). 7. 19.05.1994. Likums par pasvaldibam, http://www. likumi. lv/ doc. php? id=57255 (ресурс просмотрен 21.03.2012). 8. 04.06.1991. Likums «Par policiju», http://www. likumi. lv/ doc. php? id=67957 (ресурс просмотрен 22.03.2012). 9. 29.06.2010. Rezeknes pilsetas sadzives atkritumu apsaimniekosanas noteikumi, pttp://www. likumi. lv/ doc. php? id=213379&from;=off (ресурс просмотрен 19.03.2012). 10. 13.10.2005. Rezeknes pilsetas domes saistosie noteikumi N 14 «Rezeknes pilsetas teritorijas uzturesanas un labiekartosanas noteikumi», http://www. likumi. lv/ doc. php? id=122130&from;=off (ресурс просмотрен 22.03.2012). 11. 2009. gada 11. decembri. Rezeknes pilsetas ielu nosaukumu un eku numeracijas norades kartibas noteikumi N 17, http://www. rezekne. lv/ index. php? id=120&L;=0 (ресурс просмотрен 23.03.2012). 12. 31.07.2006. Rezeknes pilsetas domes saistosie noteikumi N 20 «Rezeknes pilsetas sabiedriskas kartibas noteikumi» http://www. likumi. lv/ doc. php? id=143360&from;=off (ресурс просмотрен 23.03.2012). 13. http://www. tiesas. lv/ files/AL/2008/10_2008/ 23_10_2008/ AL_2310_AT_SKA-0456_2008.pdf (ресурс просмотрен 26.03.2012). 14. http://rpp. riga. lv/ index. php/par-mums/vesture (ресурс просмотрен 22.03.2012.) 15. Неопубликованные материалы «Parskats par Rezeknes pilsetas pasvaldibas policijas parvaldes darbu 2011. gada decembri».

References (transliteration)

1. Marchenko S. A. Mestnoe samoupravlenie v Rossii, http://www. samoupravlenie. ru/ 41-01.php (resurs prosmotren 20.03.2012). 2. Vanags E., Vilka I. Pasvaldibu darbiba un attistiba — Riga: Latvijas Universitates Akademiskais grads, 2005, 384.lpp. 3. 28.06.1930. Konventsiya Mezhdunarodnoy Organizatsii Truda N 29 o prinuditel’nom ili obyazatel’nom trude (Zheneva), http://www. kadrovik. ru/ docs/konventsiya. mot. ot.28.06.30.n.29.htm (resurs prosmotren 15.03.2012). 4. 10.12.1948. Vseobshchaya Deklaratsiya Prav cheloveka Organizatsii Ob’edinennykh Natsiy, http://www. memo. ru/ prawo/fund/481210.htm (resurs prosmotren 15.03.2012). 5. 15.10.1985. Starptautisks dokuments «Eiropas vietejo pasvaldibu harta» http://www. likumi. lv/ doc. php? id=39149&from;=off (resurs prosmotren 24.03.2012). 6. 07.12.1984. Likums «Latvijas Administrativo parkapumu kodekss» http://www. likumi. lv/ doc. php? id=89648 (resurs prosmotren 22.03.2012). 7. 19.05.1994. Likums par pasvaldibam, http://www. likumi. lv/ doc. php? id=57255 (resurs prosmotren 21.03.2012). 8. 04.06.1991. Likums «Par policiju», http://www. likumi. lv/ doc. php? id=67957 (resurs prosmotren 22.03.2012). 9. 29.06.2010. Rezeknes pilsetas sadzives atkritumu apsaimniekosanas noteikumi, pttp://www. likumi. lv/ doc. php? id=213379&from;=off (resurs prosmotren 19.03.2012). 10. 13.10.2005. Rezeknes pilsetas domes saistosie noteikumi N 14 «Rezeknes pilsetas teritorijas uzturesanas un labiekartosanas noteikumi», http://www. likumi. lv/ doc. php? id=122130&from;=off (resurs prosmotren 22.03.2012). 11. 2009. Gada 11. decembri. Rezeknes pilsetas ielu nosaukumu un eku numeracijas norades kartibas noteikumi N 17, http://www. rezekne. lv/ index. php? id=120&L;=0 (resurs prosmotren 23.03.2012). 12. 31.07.2006. Rezeknes pilsetas domes saistosie noteikumi N 20 «Rezeknes pilsetas sabiedriskas kartibas noteikumi» http://www. likumi. lv/ doc. php? id=143360&from;=off (resurs prosmotren 23.03.2012). 13. http://www. tiesas. lv/files/ AL/2008/10_2008/23_10_2008/ AL_2310_AT_SKA-0456_2008.pdf (resurs prosmotren 26.03.2012). 14. http://rpp. riga. lv/ index. php/par-mums/vesture (resurs prosmotren 22.03.2012). 15. Неопубликованные материалы «Parskats par Rezeknes pilsetas pasvaldibas policijas parvaldes darbu 2011. gada decembri».

——————————————————————