К вопросу о повышении квалификации водителей как одном из факторов безопасности дорожного движения

(Колесников Д. В.) («Транспортное право», 2014, N 1)

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНОМ ИЗ ФАКТОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Д. В. КОЛЕСНИКОВ

Колесников Дмитрий Вячеславович, инспектор службы, специальный батальон Государственной инспекции безопасности дорожного движения Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.

В статье уточнены основные факторы аварийности на дорогах, среди которых вызывает беспокойство низкая квалификация водителей. Кроме того, обоснована задача повышения квалификации водителей как фактор снижения аварийности на дорогах, что в свою очередь влияет на безопасность дорожного движения. Вместе с тем проанализирован ряд нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, а также приводятся статистические данные. На основе анализа ситуации в целом предложены пути решения проблемы.

Ключевые слова: дорожное движение, безопасность дорожного движения, обеспечение безопасности дорожного движения, повышение квалификации водителей.

On the issue of advanced training of drivers as one of the factors of security of road traffic D. V. Kolesnikov

The article specifies the basic factors of accidents on the roads, among which concern the low qualifications of drivers. In addition, the task of improvement of qualification of drivers as a factor of reducing the accident rate on the roads, which in turn affects the safety of road traffic. However, analyzed, a number of normative legal acts in this sphere, and also provides some statistical data. On the basis of the analysis of the situation in General suggested the ways of problem solution.

Key words: road traffic, security of road traffic, ensuring of security of road traffic, advanced training of drivers.

Навыки вождения и профессиональная подготовка водителей играют важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения. В условиях постоянного изменения ситуации на загруженных дорогах и совершенствования нормативной правовой базы в исследуемой сфере не возникает сомнения в необходимости профессиональной переподготовки водителей. При этом, по мнению большинства специалистов <1>, переподготовка является одной из составляющих, непосредственно влияющей на безопасность дорожного движения. ——————————— <1> Попов Д. А., Беляев К. Ю. Цели и задачи государственного регулирования в области дорожного движения и обеспечения его безопасности на современном этапе // Транспортное право. 2009. N 3. С. 37 — 42.

К основным факторам аварийности, выявленным в результате анализа статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях (далее — ДТП), можно отнести следующие: 1. Низкая дисциплина участников дорожного движения. По данным, представленным в Государственном докладе «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации», общее количество выявленных нарушений Правил дорожного движения почти в 1,5 раза превышает количество зарегистрированных транспортных средств. Выявлено более 1,5 млн. случаев управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения и более 1 млн. случаев проезда на запрещающий сигнал светофора. Однако это лишь малая часть, отражающая общее число нарушений со стороны участников дорожного движения. 2. Низкая квалификация водителей. Не секрет, что существует высокая опасность совершения ДТП именно водителями с малым стажем управления автомобилем. Наряду с широко распространенными случаями сознательного нарушения ПДД отмечается незнание и неумение водителей, особенно водителей с малым водительским стажем, прогнозировать возникновение критических дорожно-транспортных ситуаций и грамотно действовать в них. Так, четвертая часть всех происшествий совершается водителями со стажем управления до 3 лет, из них 40% — водителями на первом году после получения права на управление транспортным средством. С учетом того что ежегодно около 2 млн. водителей получают водительские удостоверения, этот фактор становится одним из важнейших, определяющих уровень безопасности дорожного движения <2>. ——————————— <2> Сазонов С. П. Психофизиологические аспекты профессиональной подготовки и переподготовки водителей и владельцев автотранспортных средств // Вестник Брянского технического университета. 2008. N 4 (20).

В связи с остротой проблемы мировым сообществом предпринимаются меры различного характера по ее решению. Так, в сентябре 2003 г. в Брюсселе была принята Директива <3> о переподготовке водителей, в соответствии с которой водители-профессионалы стран Европейского союза (далее — ЕС) обязаны проходить специальное обучение и которая определяет требования к начальной квалификации и дальнейшему обучению водителей транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов. ——————————— <3> Директива 2003/59/EC Европейского парламента и Совета, OJ L 226 от 10.09.2003.

Союз считает эту меру важной вехой гармонизации социальных аспектов дорожно-транспортной политики государств ЕС, которая должна повысить безопасность на европейских дорогах. До сих пор лишь незначительное количество водителей ЕС проходили специальное обучение на шофера-профессионала, хотя соответствующие директивы Союза существуют не первый год, однако эти требования носили обязательный характер только для части профессиональных водителей: только 5 — 10% шоферов государств — членов ЕС прошли специальное обучение в соответствии с Директивой <4>, принятой еще в 1976 г. ——————————— <4> Директива 76/914/EEC Совета от 16 декабря 1976 г. о минимальном уровне обучения некоторых водителей транспортных средств, OJ L 357 от 29.12.1976.

Вместе с тем требования к уровню профессионализма и безопасности на дорогах постоянно растут, что делает очевидной необходимость введения специального базового обучения и периодической переподготовки водителей. С этой целью Брюссельская директива 2003 г. призвана: — повысить безопасность дорожного движения в целом; — подготовить водителей к действиям в аварийных ситуациях; — повысить безопасность перевозки грузов; — повысить уровень комфорта и безопасности пассажиров; — обучить правилам поведения в различных социальных средах; — снизить уровень нелегальной иммиграции и иной криминальной деятельности, использующей автомобильный транспорт; — повысить способность водителей избегать рисков здоровью; — повысить способность водителей разрешать кризисные ситуации. Как для молодых людей, планирующих стать профессиональными водителями, так и для уже работающих в этой сфере жителей ЕС введение единой системы обучения на всей территории Союза станет доказательством того, что открытие рынка автоперевозок и рост конкуренции в этой области неизбежно сопровождаются гармонизацией социального рынка и условий трудового найма <5>. ——————————— <5> Введение единой системы обучения водителей на всей территории Европейского союза [Электронный ресурс]. Официальный сайт Европейского союза. URL: http://europa. eu/index_en. htm/.

Что же касается российского законодательства, то здесь ситуация иная. Напомним, что общие положения о повышении квалификации урегулированы ст. 21 Закона Российской Федерации «Об образовании» <6>, а понятие профессиональной подготовки раскрывается через подробное описание ее целей, одной из которых является ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ. Вместе с тем важно обратить внимание на фактор, отличающий профессиональную подготовку от иных видов, а именно: профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. При этом она может быть получена в образовательных учреждениях и образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии. ——————————— <6> Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266 «Об образовании» // Российская газета. 1992. 31 июля. N 172.

Сегодня техническая культура и менталитет граждан нашей страны не позволят создать такую систему подготовки и переподготовки водителей, где равноправно и заинтересованно участвовали бы все стороны: водитель, учебное заведение, проводящее переподготовку, государство и общество, несмотря на то что проблема является государственной и рассматривается на всех уровнях — от президента до директоров автошкол и непосредственных участников дорожного движения. Следует подчеркнуть, что в принятом в 1995 г. Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» <7> практически упущен такой подход к проблеме, и профилактика аварийности осуществляется по-иному, к тому же все требования к профессиональной подготовке водителей и к системе повышения водительского мастерства имеют сжатую форму. ——————————— <7> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Российская газета. 1995. 26 декабря. N 245.

Как нам представляется, подавляющего количества аварий можно было бы избежать, если бы уровень профессиональной подготовки водителей позволял это сделать. Например, в арсенале водителей высшей квалификации, в частности автогонщиков, насчитывается более 800 приемов, позволяющих сократить тормозной путь, повысить управляемость при вынужденных экстренных маневрах, стабилизировать автомобиль при потере устойчивости и управляемости и т. д. Однако в арсенале выпускников автошкол таких приемов не более 20, а у так называемых опытных водителей их не более 60. Хотя для транспортных условий развитых европейских стран хватает и этого количества приемов, учитывая организацию дорожного движения, благоприятные дорожные условия и, что немаловажно, воспитанность и дисциплинированность участников движения, соблюдающих установленные правила. В свою очередь, российские условия существенно отличаются в негативную сторону, при этом критика вполне применима и к состоянию дорог и транспортных средств, и прежде всего к сегодняшнему менталитету многих участников дорожного движения, превративших процесс движения в «школу выживания» на дорогах <8>. ——————————— <8> Цыганков Э. С. Концепция активной безопасности водителя. Официальный сайт центра ВВМ Э. С. Цыганкова. URL: http://www. cvvm. ru/article/kontseptsiya-aktivnoi-bezopasnosti-voditelya.

Таким образом, профессиональная переподготовка водителей является одним из факторов обеспечения безопасности дорожного движения, и для достижения результатов в данной сфере необходим ряд условий. Прежде всего, это осознание необходимости в такого рода институте в первую очередь самими водителями, учреждениями, предоставляющими услуги профессиональной переподготовки, государством и обществом в целом. Немаловажным является повышение не только квалификации, но и культуры вождения на дорогах, снижение зависимости поведения на дороге от стрессовых ситуаций. Кроме того, давно назрела потребность в эффективных мерах борьбы с коррупцией, благодаря которой, например, возможно получение водительского удостоверения без сдачи соответствующих экзаменов. И, наконец, необходимо доверительное и уважительное отношение всех участников дорожного движения, без которого становится невозможным решение проблем безопасности дорожного движения в целом.

Литература

1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Российская газета. 1995. 26 декабря. N 245. 2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» // Российская газета. 1992. 31 июля. N 172. 3. Введение единой системы обучения водителей на всей территории Европейского союза. Официальный сайт Европейского союза. URL: http://europa. eu/index_en. htm/. 4. Директива 2003/59/EC Европейского парламента и Совета, OJ L 226 от 10.09.2003. 5. Директива 76/914/EEC Совета от 16 декабря 1976 г. о минимальном уровне обучения некоторых водителей транспортных средств, OJ L 357 от 29.12.1976. 6. Попов Д. А., Беляев К. Ю. Цели и задачи государственного регулирования в области дорожного движения и обеспечения его безопасности на современном этапе // Транспортное право. 2009. N 3. С. 37 — 42. 7. Сазонов С. П. Психофизиологические аспекты профессиональной подготовки и переподготовки водителей и владельцев автотранспортных средств // Вестник Брянского технического университета. 2008. N 4 (20). 8. Цыганков Э. С. Концепция активной безопасности водителя. Официальный сайт центра ВВМ Э. С. Цыганкова. URL: http://www. cvvm. ru/article/kontseptsiya-aktivnoi-bezopasnosti-voditelya.

——————————————————————