Преступность в России как она есть

(Степашин С.)

(«Российская юстиция», N 6, 1999)

ПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИИ КАК ОНА ЕСТЬ

С. СТЕПАШИН

С. Степашин, Министр внутренних дел Российской Федерации, доктор юридических наук.

В прошлом году кривая регистрируемой преступности поползла вверх, хотя и не так стремительно, как это было в начале 90-х годов. Этот рост четко обозначил общую негативную тенденцию развития криминальных явлений и процессов на рубеже третьего тысячелетия. И надо сказать, что Россия на мировом фоне в этом отношении не является исключением.

Надо также четко осознавать, что очень весомый пласт криминальных проявлений статистикой не фиксируется. Ученые называют его латентной преступностью. По оценкам экспертов, она в 3 — 4 раза превышает регистрируемую.

Проведенные по инициативе МВД России опросы свидетельствуют, что лишь половина из пострадавших от преступных посягательств граждан обращается за помощью в милицию; это означает, что значительная часть преступлений уходит в латентную тень, а лица, их совершившие, остаются за рамками правового воздействия. В связи с этим мы рассматриваем задачу восстановления доверия населения в качестве первоочередной и намерены сделать все возможное для ее решения.

Тем не менее регистрируемая преступность пока остается единственным, хотя и не всегда точным, мерилом уровня криминальной пораженности общества. Поэтому характеристика криминальной ситуации в России объективно требует оперирования соответствующими статистическими показателями.

Однако прежде чем они будут названы, отметим, что формировалась эта ситуация под жестким воздействием целой совокупности факторов прежде всего социально — экономического характера, большинство которых лежит вне плоскости возможностей воздействия правоохранительных органов. Среди них ведущую роль играют сохраняющиеся последствия масштабного кризиса, который поразил экономику и социальную сферу страны. Это — инфляция, снижение уровня жизни основной массы населения, резкая поляризация граждан по уровню доходов, растущая безработица, алкоголизм, безнадзорность детей и распад семей, а также иные подобные процессы, проявления которых подпитывают преступность.

Все мы становимся свидетелями все большего распространения чуждых российским духовным идеалам и привычным нормам поведения культов, моральных и нравственных ориентиров — алчности, насилия и жестокости. Усиливается правовой нигилизм. Разрастаются этнические и религиозные конфликты, различные проявления экстремизма.

В подобных условиях увеличение общего количества зарегистрированных в стране преступлений до 2582 тыс., или на 7,7%, выглядит вполне закономерным. При этом рост массива преступных посягательств в 1998 году произошел после двух лет снижения не только под более интенсивным воздействием названных негативных факторов, но и в силу присущих процессу развития преступности закономерностей.

Что касается действительных изменений в состоянии преступности, то они могут быть выявлены только при сравнении ее параметров за длительный период. Под этим углом зрения отметим, что в 1998 году показатель уровня преступности был все же намного ниже соответствующих данных за 1992 — 1996 гг.

Особую тревогу вызывает существенно возросшая степень общественной опасности преступных посягательств. Почти на 10% увеличилось общее количество преступлений, относящихся к категориям тяжких и особо тяжких (убийства, изнасилования, разбойные нападения, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, отдельные виды грабежей, краж, преступных посягательств экономического характера). Их доля в структуре преступности составила 60,4%.

Наиболее остро негативные тенденции проявились в так называемой насильственной преступности. В 53 субъектах Федерации участились умышленные убийства, более чем в трети регионов — случаи причинения тяжкого вреда здоровью. На четверть больше совершено похищений людей, причем этот преступный промысел получил практически повсеместное распространение, перестав быть особенностью только Москвы, Санкт — Петербурга и Северного Кавказа.

Росту числа насильственных преступлений способствовало расширение масштабов контрабандного ввоза огнестрельного оружия, его кустарного производства, хищений из воинских частей и с предприятий, производящих вооружение. Несмотря на некоторое сокращение количества преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, как результат активной борьбы органов внутренних дел с незаконным оборотом оружия число вооруженных преступных посягательств остается достаточно высоким — свыше 18,5 тыс.

Не меньшее беспокойство вызывает динамика наиболее опасных преступных посягательств корыстной направленности. Возросло на 8,3% количество совершенных при отягчающих обстоятельствах краж, на 11,4% — вымогательств, на 10,2% — грабежей, на 12,2% — разбойных нападений.

Не снижается активность организованных преступных групп и сообществ, особенно действующих в сфере экономики. Преступные элементы, опираясь на разветвленные коррумпированные связи в структурах власти федерального и регионального уровней, стремятся расширить источники незаконного обогащения, «прибрать к рукам» наиболее прибыльные сферы экономической деятельности.

Зарегистрированное по итогам прошлого года увеличение до 252,4 тыс., или на 15,3%, количества преступлений, выявленных в сфере экономики, связано не только с активизацией деятельности правоохранительных органов, но и достаточно объективно отражает общую тенденцию дальнейшего усиления криминализации финансово — хозяйственного комплекса.

Предпринимаемые правоохранительными органами меры по подрыву финансовой базы организованной преступности вызывают ожесточенное сопротивление криминальных структур. В попытках самосохранения и дальнейшего развития они пытаются влиять на политические и экономические процессы, для чего продвигают своих ставленников во власть, используя пробелы в действующем законодательстве, подкуп, шантаж и угрозы. Не останавливаются перед убийствами представителей органов власти и управления, общественных деятелей и предпринимателей. В наших условиях крайне сложно, если вообще возможно, провести четкую грань между уголовным и политическим терроризмом. В прошлом году совершен 21 террористический акт. С полным основанием к проявлениям если не политического, то уголовного террора можно отнести десятки «заказных» убийств, большую часть из 850 криминальных взрывов, прогремевших на улицах, в офисах коммерческих структур и подъездах жилых домов, которые стали причиной гибели 180 и ранения 399 человек.

Очень тревожит наркотическая ситуация в стране. Заметно расширился спрос на наркотики, к их употреблению все чаще приобщаются несовершеннолетние. Растет объем нелегального оборота наркотических и сильнодействующих средств, происходит интенсивная интеграция российских дельцов в систему международной наркоторговли. Уровень цен черного рынка уже превысил европейский, что создает условия для дальнейшей экспансии международной наркомафии на территорию России из стран СНГ и дальнего зарубежья. Количество преступлений данного вида возросло до 190 тыс., свыше трети из них (38,7%) составляют тяжкие и особо тяжкие преступные посягательства.

При снижении в 59 субъектах Федерации уровня уличной преступности остается напряженной оперативная обстановка в общественных местах многих городов и населенных пунктов. Здесь совершается каждое тринадцатое убийство, седьмое умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, шестой разбой, третий грабеж, значительное число других насильственных и имущественных преступлений, проявлений хулиганства.

В сфере повышенного криминального риска продолжают оставаться автомагистрали. На них совершено 14,8 тыс. преступлений, в том числе около 400 убийств, 1156 разбойных нападений и грабежей.

На криминальную обстановку существенное влияние оказал продолжающийся процесс высвобождения из сферы общественного производства значительного числа людей трудоспособного возраста. Именно из этой категории шло наиболее активное пополнение криминальной среды. Почти 798 тыс., или более половины от общего числа лиц, изобличенных в совершении преступлений, не имели постоянного источника дохода. На 17,3% увеличилось число женщин, совершивших преступления.

Отсутствие системы социальной реабилитации лиц с уголовным прошлым, практическая невозможность трудоустройства, отсутствие жилья — эти и другие подобные обстоятельства создают почву для роста рецидивной преступности. К уголовной ответственности за умышленные преступления вновь привлечено около 370 тыс. ранее судимых. Каждое третье раскрытое преступление совершено лицами, ранее вступавшими в конфликт с законом.

Продолжается интенсивная криминализация подростковой среды. Несовершеннолетними и с их участием совершено около 190 тыс., или

каждое десятое преступление из числа раскрытых.

Пополняются ряды преступников — мигрантов. Этому способствуют сохраняющаяся «прозрачность» российских границ, недостаточно строгий контроль за соблюдением режима пребывания в стране иностранных граждан, все увеличивающиеся потоки беженцев и переселенцев из конфликтных регионов. Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, увеличилось на 10,9% и достигло 30 тыс. Подавляющее большинство (87%) в этой группе правонарушителей составляют граждане СНГ.

Органы внутренних дел занимают важное место в системе правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью. По сути они являются главным бастионом, сдерживающим нарастающий вал криминального «беспредела». Реалии сегодняшнего дня, прежде всего отсутствие необходимых объемов финансирования, потребовали от МВД России новых подходов к организации борьбы с преступностью, концентрации усилий на стратегических направлениях, сокращения расходов на содержание центрального аппарата, исключения параллельных и дублирующих звеньев в своей организационной структуре.

Понимая, что экстенсивный путь развития системы исчерпан, руководство МВД сосредоточило свое внимание на поиске внутренних резервов, укреплении подразделений, непосредственно решающих задачи борьбы с преступностью. В структуре Министерства создан ряд принципиально новых служб, сориентированных на противодействие наиболее опасным преступлениям, перевод этой работы на качественно новый технический уровень. Завершается разработка принципиально новой системы оценки оперативно — служебной деятельности, составной частью которой станет мнение населения о работе правоохранительных органов.

Залог успешного выполнения задач, стоящих перед системой МВД России, — профессионально подготовленные, преданные своему делу кадры. Продолжается работа по очищению рядов милиции от нечистоплотных сотрудников, которых, к сожалению, еще достаточно. Так, в течение 1998 года поступило и рассмотрено более 20,3 тыс. жалоб и заявлений о противоправных действиях сотрудников. В органы прокуратуры направлено 2,8 тыс. материалов, по которым возбуждено 1,3 тыс. уголовных дел. Только по материалам подразделений собственной безопасности к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 5 тыс. человек, из них 1369 уволено из органов внутренних дел, 322 понижены в должности.

Мы сами выявили 384 преступления, совершенные в группах, состоящих из сотрудников органов внутренних дел, и 260 деяний, совершенных преступными группировками, в состав которых наряду с гражданскими лицами входили сотрудники органов внутренних дел.

В то же время нельзя не отметить, что подавляющее большинство сотрудников органов МВД достойно выполняют свой служебный долг. В 1998 году государственных наград удостоено свыше 6 тыс. человек, пятерым присвоено звание Героя России. Образцом мужества и самоотверженного служения Отечеству останутся в нашей памяти те, кто во имя спокойствия и безопасности своих сограждан с риском для жизни защищал законность и правопорядок. Только в прошлом году при исполнении служебных обязанностей погибло 255 сотрудников, 474 — ранено.

И хотя к деятельности МВД имеется много серьезных и обоснованных претензий, отмечу, что нам удалось не только сдержать криминальный натиск, но и повысить результативность работы на приоритетных направлениях обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью. В условиях хронического недофинансирования и сверхнормативных нагрузок установлены лица, совершившие 1,8 млн. преступных посягательств, что почти на 10% больше, чем в 1997 году. Повысилась раскрываемость умышленных убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, разбоев, грабежей и краж.

В обеспечение возмещения причиненного преступлениями ущерба только по оконченным делам изъято похищенного имущества, добытых преступным путем денег и ценностей на сумму 3,5 млрд. рублей (+18,3%), в том числе иностранной валюты на сумму 3,1 млн. долларов США, 1,3 т золота, серебра и платины, 751 тыс. карат драгоценных камней.

Разыскано 183,4 тыс. преступников, скрывавшихся от органов дознания, следствия и суда, совершивших побег из мест лишения свободы либо уклонявшихся от отбытия иных наказаний, 50,8 тыс. без вести пропавших.

К сожалению, реалистический прогноз криминогенной обстановки в России на текущий год неблагоприятен. Двухлетний период спада криминальной активности сменяется очередным этапом роста количественных показателей преступности и повышением уровня ее общественной опасности. Суммарная величина зарегистрированных преступлений возрастет по сравнению с 1998 годом в среднем на 3,2% и составит около 2600 тыс. преступлений. При этом далеко не все они будут предметом рассмотрения в органах внутренних дел. Скрытая от правоохранительных органов, «невидимая» часть преступности обладает способностью быстро разрастаться, порождая все новые и новые жертвы, вовлекая в свои сети молодежь, разрушая сложившиеся национальные и семейные традиции.

Количество выявленных преступлений экономической направленности составит не менее 260 тыс., что примерно на 3,8% превысит уровень 1998 года; при этом количество лиц, привлеченных за совершение преступлений в сфере экономики, составит не менее 190 тыс. человек, что на 25% выше прошлогоднего показателя. Скрытые криминальные проявления в экономике как минимум в 10 раз превысят официально регистрируемые показатели.

Таким образом, если в 1997 году расширение теневого сектора экономики было официально признано в качестве одной из угроз национальным интересам России, то к концу 1999 года, если не принять упреждающих мер, следует ожидать глубоких изменений базовых основ общества.

В том случае, если органы внутренних дел не смогут найти должной поддержки со стороны населения в деле борьбы с преступностью, криминальная ситуация может стать еще более тяжелой, затрагивающей жизненно важные интересы все большего количества граждан. Поэтому именно сейчас каждый орган местного самоуправления, каждый трудовой коллектив, работающий на малом предприятии или промышленном гиганте, каждый человек должен сделать свой выбор в пользу объединения усилий общества против криминальной экспансии.

В столицах республик и областных центрах, в крупных городах и малых поселках, в селах и деревнях — везде необходимо посильное содействие граждан человеку в милицейской форме. Перед работниками ОВД ставится задача максимально быстрого реагирования на сигналы о криминальной угрозе гражданам, откуда бы эти сигналы ни поступали. Задача защиты населения от преступных посягательств прочно выходит на передний план нашей деятельности.

Министерство внутренних дел Российской Федерации и его подразделения были и остаются важнейшим инструментом государства в борьбе с преступностью. Неуклонно укрепляется блок криминальной милиции. Существенно обновляются методы оперативно — розыскной деятельности и оперативно — розыскной профилактики. Большинство криминальных сообществ и отдельных преступников испытают на себе новые, неизвестные ранее методы выявления и пресечения уголовно наказуемых деяний. При этом значительно укрепляется собственная безопасность органов внутренних дел, что затруднит проникновение в милицейские коллективы случайных и криминально ориентированных лиц.

Широкий спектр новых, более эффективных мер антикриминального содержания разработан Министерством внутренних дел для борьбы с организованной преступностью и коррупцией, защиты экономики от преступного влияния, противодействия незаконному обороту оружия и наркотиков. Значительная часть этих мер не может быть подвергнута широкому общественному обсуждению по причинам, связанным с оперативными особенностями методов, способов и приемов правоохранительной деятельности. Следует отметить, что большинство мер борьбы с организованной преступностью и коррупцией разрабатываются и будут реализованы Министерством внутренних дел совместно с ФСБ, ГТК, ФСНП России и органами прокуратуры Российской Федерации. Речь идет о комплексе межведомственных мероприятий по реализации информации в отношении преступных групп и сообществ, их лидеров, активных участников, пособников и контролируемых ими хозяйствующих субъектов. При этом планируется интенсифицировать проведение специальных мероприятий, направленных на обезвреживание преступных группировок, осуществляющих давление на финансовую и народнохозяйственную сферу государственной жизни. Уже начата масштабная работа, направленная на выявление и пресечение крупномасштабных преступлений, угрожающих экономической безопасности страны, установление жесткого правоохранительного контроля в сфере финансово — кредитных отношений, экспортно — импортных операций, особенно по сырьевым ресурсам, в обороте подакцизных товаров, в оптовой торговле и иных наиболее доходных отраслях экономики.

Внедрение усовершенствованных и вновь разрабатываемых мер борьбы с преступностью будет сопровождаться реформированием и развитием системы МВД России. Уже начата отработка новых организационных структур, осуществляется проверка на практике правильности выбранного курса. Очевидно, что без развития инициативы снизу, повышения роли и ответственности всех звеньев государственного устройства, в первую очередь — органов местного самоуправления, трудно добиться желаемых результатов от деятельности правоохранительных органов.

Министерство внутренних дел уделяет повышенное внимание каждому конструктивному предложению, позволяющему решить ту или иную задачу правоохранительной практики. У нас есть все основания надеяться, что основным итогом такой работы станут реальные сдвиги в борьбе с преступностью, которые ощутит в повседневной жизни каждый гражданин.

——————————————————————