Ответственность за нарушение санитарно — эпидемиологических правил
(Малеина М.)
(«Российская юстиция», N 7, 2000)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ
М. МАЛЕИНА
М. Малеина, профессор МГЮА, доктор юридических наук.
Статья 236 УК РФ установила уголовную ответственность за нарушение санитарно — эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание, отравление людей или смерть человека.
Видовым объектом данного преступления является здоровье населения. Для оценки здоровья группы людей (населения) целесообразнее использовать термин «санитарно — эпидемиологическое благополучие населения». Его можно охарактеризовать как состояние здоровья группы людей и среды их обитания на определенной территории в конкретный период времени, при котором учитывается положительное и негативное воздействие факторов среды обитания на человека. Анализируемый состав является бланкетным, поскольку УК не дает определения преступления, а ограничивается ссылкой на нормы санитарного законодательства.
С объективной стороны преступление выражается в активных действиях и бездействии.
Активные действия могут состоять в выпуске пищевых продуктов, представляющих опасность для человека; нарушении научно обоснованных физиологических норм при организации питания в образовательных учреждениях; использовании опасных способов захоронения отходов производства; превышении предельно допустимого уровня воздействия на человека шума, вибрации в период работы; спуске сточных вод на территории зоны санитарной охраны водопроводов хозяйственно — питьевого назначения; проведении дезинфекции в учреждении в присутствии людей, не имеющих отношения к обработке; нарушении предельно допустимых концентраций химических веществ в водном объекте, используемом для занятия спортом; использовании при вакцинации медицинских иммунобиологических препаратов, не прошедших сертификацию, и проч.
Бездействие проявляется в неосуществлении обезвреживания отходов потребления, необеспечении безопасных условий труда, непроведении ограничительных мероприятий (карантина) на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и пр.
Альтернативным является такой элемент состава преступления, как последствия — массовое заболевание или отравление. Ранее действовавшая ст. 222 УК РСФСР 1960 года юридически значимыми считала только эпидемические и другие заразные заболевания. Толкование ст. 236 УК РФ позволяет говорить о любых массовых заболеваниях или отравлениях.
Преступление признается оконченным, если нарушение санитарных правил повлекло массовое заболевание (эпидемию) или отравление. Поэтому создание лишь угрозы возникновения указанных последствий не влечет уголовную ответственность (в отличие от ст. 42 КоАП РСФСР, допускающей наступление административной ответственности за нарушения санитарно — гигиенических и санитарно — противоэпидемических правил и норм независимо от наступивших последствий).
Отмечу, «эпидемия» означает инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения. Эпидемия считается начавшейся, если количество заболевших на 100 тыс. человек превышает установленный эпидемический порог. Так, объявление эпидемии гриппа в Москве происходит, если на 100 тыс. населения заболевают 1317 человек (по нормам Всемирной организации здравоохранения эпидемия гриппа начинается с 400 случаев заболевания на 100 тыс. человек).
Понятие «массовое заболевание» нуждается в толковании для отграничения от таких последствий, как «причинение вреда здоровью двух или более лиц» (ст. 238 УК) или «иные тяжкие последствия» (ч. 2 ст. 219, ч. 2 ст. 220 УК и др.).
Массовым может быть любое заболевание (инфекционной и иной природы) большого количества людей, превышающего средний уровень заболеваемости в данном регионе, в аналогичный период времени. Очевидно, что показатели среднего уровня заболеваемости и соответственно массового заболевания в разное время года и в разных административно — территориальных образованиях не совпадают.
Причинная связь в данном составе существует, если массовое заболевание (отравление) вызвано факторами, возникшими в результате нарушения санитарно — эпидемиологических правил. Если нарушение санитарных правил вызвало причинение вреда здоровью отдельного человека или даже нескольких лиц, то ответственность может наступить по ст. 238 УК («Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») или по статьям главы 26 УК («Экологические преступления»).
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. К их числу могут относиться как сами заболевшие, явившиеся источником распространения инфекции, так и специальные лица при невыполнении требований, обусловленных спецификой должностной или профессиональной деятельности.
Должностные лица за нарушение санитарных правил должны отвечать не только по ст. 236 УК, но и по ст. ст. 285, 286, 293 УК, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной негосударственной, немуниципальной организации (органе), — по ст. 201.
Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины по отношению к последствиям.
Часть 2 ст. 236 УК предусматривает один квалифицирующий признак, характеризующий последствия рассматриваемого преступления: наступление смерти хотя бы одного человека. При такой формулировке квалифицирующего признака для привлечения к уголовной ответственности не имеет значения, наступила ли смерть лишь одного человека или умерло несколько лиц.
Развитие медицины и появившиеся возможности снижения риска инвалидности и наступления смерти, лечения заболеваний, ранее считавшихся неизлечимыми, а также существование обычно ряда косвенных причин, способствующих возникновению и (или) распространению массового заболевания, обусловили снижение размера ответственности в действующем Уголовном кодексе за это деяние. Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 236 УК, относится к категории преступлений небольшой тяжести, а нарушение санитарно — эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 236 УК), рассматривается как преступление средней тяжести.
——————————————————————