Обязанности адвокатов, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

(Бардин Л. Н.)

(«Адвокатская практика», 2004, N 6)

ОБЯЗАННОСТИ АДВОКАТОВ, А ТАКЖЕ ЛИЦ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ, ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,

И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Л. Н. БАРДИН

Бардин Лев Николаевич, адвокат, кандидат юридических наук, руководитель Высших курсов повышения квалификации адвокатов Российской академии адвокатуры, член Американской ассоциации адвокатов.

С 1 февраля 2002 г. в Российской Федерации действует Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (далее по тексту — Федеральный закон).

Этот Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Он регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Кроме того, в соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в частности, обязаны: идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента), и установить следующие сведения: в отношении физических лиц — фамилию, имя, а также отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридических лиц — наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

Документы, подтверждающие сведения, указанные в статье 7 Федерального закона, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет. При этом указанный срок для копий документов, необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.

К вышеуказанным организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся:

— кредитные организации;

— профессиональные участники рынка ценных бумаг;

— страховые организации и лизинговые компании;

— организации федеральной почтовой связи;

— организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

— организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимные пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

— организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

— организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

1) операции с денежными средствами в наличной форме:

— снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

— покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

— приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

— получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

— обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

— внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме;

2) зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).

Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и подлежит опубликованию;

3) операции по банковским счетам (вкладам):

— размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

— открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

— перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

— зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

4) иные сделки с движимым имуществом:

— помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

— выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

— получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

— переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

— скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

— получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) или других основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

— предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3000000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей, или превышает ее.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения организации или физического лица в указанный перечень являются:

— вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности;

— вступивший в законную силу приговор суда Российской Федерации о признании физического лица виновным в совершении преступления террористического характера;

— решение Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора о приостановлении деятельности организации в связи с его обращением в суд с заявлением о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность;

— постановление следователя или прокурора о возбуждении уголовного дела в отношении лица, совершившего преступление террористического характера;

— составляемые международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом, или уполномоченными ими органами и признанные Российской Федерацией перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями или террористами;

— признаваемые в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами приговоры (решения) судов и решения иных компетентных органов иностранных государств в отношении организаций или физических лиц, осуществляющих террористическую деятельность.

Статьей 13 Федерального закона предусматривается, что нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований, предусмотренных статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона, может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

28 июля 2004 г. в соответствии с Федеральным законом N 88-ФЗ были приняты, 31 июля 2004 г. официально опубликованы и по истечении 30 дней со дня официального опубликования вступили в силу изменения Федерального закона. В частности, Федеральный закон дополнен статьей 7, в соответствии с которой требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

— сделки с недвижимым имуществом;

— управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

— создание организаций, обеспечение их деятельности или управление ими, а также куплю-продажу организаций.

При наличии, в частности, у адвоката, а также лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в п. 1 ст. 7.1 Федерального закона, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган, т. е. Федеральную службу финансового мониторинга.

В соответствии с п. 2 ст. 7.1 Федерального закона адвокат вправе передать такую информацию как самостоятельно, так и через соответствующую адвокатскую палату при наличии у этой палаты соглашения о взаимодействии с уполномоченным органом.

Порядок передачи адвокатами, а также лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, вышеуказанной информации о сделках или финансовых операциях устанавливается Правительством РФ.

При этом адвокат и адвокатская палата, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в п. 2 ст. 7.1 Федерального закона.

Вместе с тем, как утверждается в п. 5 ст. 7.1 Федерального закона, положения Федерального закона, обязывающие адвокатов уведомлять уполномоченный орган о сделках и финансовых операциях клиентов, не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства РФ о соблюдении адвокатской тайны.

Представляется, что квалифицированная оценка вышеуказанных изменений Федерального закона и появившихся в связи с этими изменениями новых обязанностей адвокатов должна учитывать требования Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В частности, обязанность адвоката уведомлять уполномоченный орган о том, что имеются основания полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в п. 1 ст. 7.1 Федерального закона, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, должна также основываться на п. 4 ст. 6 Федерального закона об адвокатской деятельности, в соответствии с которым адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер. Оказывая клиенту юридическую помощь в сделке или финансовой операции, которая заведомо для адвоката осуществляется или может осуществляться в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, т. е. имеет заведомо незаконный характер, адвокат уже подлежит ответственности в соответствии с Федеральным законом об адвокатской деятельности, включая и лишение статуса адвоката. Вместе с тем адвокат, оказывающий на основании заключенного соглашения юридическую помощь клиенту, например, в создании или купле-продаже организации, не может заведомо знать, что эта организация в дальнейшем будет использована для отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (особенно если его юридическая помощь ограничится содействием клиенту в создании или покупке этой организации). Соответственно, отсутствует обязанность адвоката уведомления уполномоченного органа о такой юридической помощи.

Отказ адвоката принять поручение, имеющее заведомо незаконный характер, означает отсутствие между адвокатом и обратившимся к нему лицом соглашения об оказании юридической помощи. Следовательно, не принявший заведомо незаконное поручение адвокат не готовит и не осуществляет предусмотренные ст. 7 Федерального закона операции с денежными средствами или иным имуществом. В этом случае также отсутствует обязанность адвоката уведомления уполномоченного органа.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона об адвокатской деятельности адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. Кроме того, адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя (подп. 5 п. 4 ст. 6).

Истребование от адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается (п. 3 ст. 18). Таким образом, можно сделать вывод, что адвокатской тайной являются любые сведения, полученные адвокатом от доверителя после заключения с ним соглашения об оказании юридической помощи.

В то же время п. 2 ст. 8 Федерального закона об адвокатской деятельности гласит, что адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Нельзя не отметить также, что в соответствии с п. 22 Основных положений о роли адвокатов, принятых восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений (Нью-Йорк, 1990 г.), «правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих процессуальных обязанностей». В одном законе не может быть норм, по-разному трактующих понятие адвокатской тайны, поэтому такие разночтения должны быть устранены.

Неукоснительное выполнение адвокатами своих профессиональных обязанностей является достойным вкладом в противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

——————————————————————