Социальные приоритеты муниципального строя России в рамках Концепции национальной безопасности государства

(Булатов Р. Б.) («Социальное и пенсионное право», 2006, N 1)

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО СТРОЯ РОССИИ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Р. Б. БУЛАТОВ

Булатов Р. Б., докторант Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

В современной рыночной России гарантируются «единство экономического пространства, свободное передвижение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ст. 8) <*>. ——————————— <*> Конституция Российской Федерации. М., 1993.

На смену «однополярной» государственной собственности пришла экономически властная — «разнополярная», где «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (включая землю и другие природные ресурсы) — ст. ст. 8 — 9 Конституции Российской Федерации. Модификация форм собственности, безусловно, сказывается и на конструкции содержания сфер жизнедеятельности российского общества, социальной — в том числе. «Многополярность» предметов собственности в социальных сферах просматривается и в рамках Концепции национальной безопасности Российской Федерации <*>. ——————————— <*> Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 52. Ст. 5909.

В разделе «Национальные интересы России» читаем: «На современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии». И далее: «Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обеспечить всем гражданам достойные условия и качество жизни, возможность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Бедность как социальное явление, должна быть исключена из жизни российского общества. Необходимо обеспечить достойную жизнь ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения возможностей образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг». В числе национальных приоритетов: «духовная жизнь, культура и наука», «многовековые духовные традиции», «защита национальных духовных ценностей»… Иной аспект — в разделе III — «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации». Здесь мы читаем следующее: «Негативные процессы в отечественной экономике, обострение межнациональных отношений и социальная поляризация российского общества создают прямую угрозу национальной безопасности страны». «Угрозой безопасности в социальной сфере, как следствие кризисного состояния экономики, является увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности». «Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний» <*>. ——————————— <*> СЗ РФ. 1997. N 52. Ст. 5909.

В числе угроз национальной безопасности: «…разрушение единого духовного пространства…», «…угроза физическому здоровью нации…», «…резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшение здоровья людей, деформация демократического и социального состава общества… ослабление фундаментальной ячейки общества — семьи»… Завершающий раздел IV — «Обеспечение национальной безопасности…» прежде всего ориентирует на совместную целенаправленную деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан, участвующих в выявлении, предупреждении различных угроз безопасности личности, общества и государства. Определены и основные направления обеспечения национальной безопасности, в частности: — объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их проявления; — совершенствование законодательства, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности, государственности, федерализма и местного самоуправления; — концентрация финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, поддержка ведущих научных школ, стимулирование привлечения частного капитала, развития частного предпринимательства во всех сферах… <*>. ——————————— <*> СЗ РФ. 1997. N 52. Ст. 5909.

Значимость Концепции невозможно переоценить. В частности, для углубленного понимания «окружающей среды». Будучи «единой» с точки зрения «среды обитания человека», она может быть представлена и альтернативно: лишь природной (изначально созданной, естественной) средой; либо «второй природой», т. е. рукотворной средой, создаваемой человеком (жилище, искусственные каналы, заповедники); или же в сочетании первой и второй среды, взятых в комплексе. Существуют, конечно же, и другие модификации «среды человеческого обитания», что обусловлено самим существованием общества (социальной системы). В их числе, полагаем, можно обозначить «социальную среду обитания муниципального строя». В смысле сочетания «людности» (социального состава населения) муниципальных территорий и совокупности «макро»(«микро-«)сфер социального свойства. Возможна и классификация, основанная на уровне российской Конституции (ст. 7), <*> а также — иного законодательства. Первая создает юридическую основу нормативного регулирования. Вторая, следуя конституционным установлениям, предполагает дальнейшую их предметизацию. Наглядный пример — упомянутая Концепция с ее «макро»(«микро-«)социальными ценностями. ——————————— <*> Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Анализируя проблемы социальных «параметров» муниципального строя, мы исходим из непреложного конституционного факта, что Российская Федерация: а) провозглашена социальным государством; б) взяла на себя социальные обязательства «создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека»; в) объявила социальное пространство сферами национальных интересов России и их государственной защиты от угроз национальной безопасности. «Социальное пространство» — едва ли не самая многосложная, разномасштабная совокупность системных понятий. Производное в общей сложности от российского общества, его институтов «пространство» представлено многообразными «макро»(«микро-«)сферами, иными «параметрами» и социальными ценностями (наряду с иными, т. е. экономическими, экологическими…). Так, согласно Конституции гарантируется «единство экономического пространства» (ст. 8) <*> и в то же время закреплены понятия «культурная жизнь», «культурные ценности». Зафиксировано — «единое духовное пространство», предусмотрена «защита национальных духовных ценностей» (см. Концепцию <**>). Общеизвестны в системе социального пространства такие сферы (области действия, пределы их распространения), как «образование», «наука», «культура», «многовековые духовные традиции…» и др. ——————————— <*> Там же. <**> СЗ РФ. 1997. N 52. Ст. 5909.

При любом подходе к познанию среды обитания точкой отсчета был и остается человек с его жизнедеятельностью (созидательно-потребительской и иной) во благо людей, а иногда — вопреки их интересам. Следовательно, ключевым потенциальным субъектом отношений в социальных сферах являются человек, люди, их жизнь. Человеку как биосоциальному существу свойственна многогранная характеристика. Вместе с тем ему присущи собственные закономерности существования и развития со всеми вытекающими последствиями. Скажем, одно дело — понимание угрозы физическому здоровью человека (адресуются нравственным и иным социальным свойствам). В этом же ключе правомерно понимать «физические угрозы» «здоровью» той или иной социальной сфере, духовным традициям, духовной жизни и т. д. Еще один подход к социальным ценностям: «Каждый имеет право на жизнь» — установлено в ст. 20 Конституции России <*>. Это объемная по содержанию норма. Сведена же она лишь к проблеме смертной казни; ликвидации, так сказать, биолого-физиологического состояния человека. ——————————— <*> Конституция Российской Федерации. М., 1993.

А в социальном смысле? Даже представить невозможно существование нормы о «праве человека на бедную жизнь». Наоборот, «Бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни» (Концепция). Прямую угрозу национальной безопасности представляют прежде всего кризисные факторы экономики и материального производства. Это же относится и к социальным интересам людей. В частности, «социальное расслоение (поляризация) общества» (на узкий круг богачей и многочисленный слой малообеспеченных граждан, оказавшихся нередко за чертой бедности); удручающая «средняя продолжительность жизни»; «деградация демографического и социального состава общества» и т. д. Иными словами, российское социальное государство оказалось недееспособным по многим социальным обязательствам перед своими гражданами. Главная несостоятельность: не обеспечены достойные условия и качество жизни, необходимый ее уровень. Общество остро нуждается в концептуальных национальных программах по целому ряду социальных направлений в целях обеспечения достойной жизни граждан. Это такие программы, как: «Инвалиды, ветераны и пожилое население»; «Материнство и детство»; «Молодая семья — фундаментальная ячейка российского общества»; «Исключение бедности из жизни общества»… Названные проблемы и угрозы национальной безопасности в социально-духовном пространстве должны быть заботой в конечном итоге не только российского государства в целом, но и бизнес-сообщества, муниципальных образований.

——————————————————————