Выступление по теме: «Нормы и практика предупреждения кризисных угроз, планы действий»
(Шепель Н. И.)
(«Право и политика», 2006, N 4)
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «НОРМЫ И ПРАКТИКА
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КРИЗИСНЫХ УГРОЗ, ПЛАНЫ ДЕЙСТВИЙ»
Н. И. ШЕПЕЛЬ
Шепель Николай Иванович — заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.
Из существующих факторов, способствующих возникновению кризисных ситуаций, для Южного федерального округа, являющегося самым многонациональным и многоконфессиональным в России, в настоящее время наиболее актуальным является национальный и религиозный экстремизм и его наиболее опасная форма — терроризм. Приходится в очередной раз констатировать, что полностью исключить саму возможность проведения терактов невозможно, тем более если террористы решают провести их любой ценой, то самое страшное ценой своей жизни, не жалея на это ни сил, ни средств. Однако существенно затруднить осуществление актов терроризма, постараться минимизировать тяжесть их последствий и жертв государство и органы правоохраны обязаны.
Поэтому необходимо усилия всех субъектов, осуществляющих антитеррористическую деятельность в России и, в частности, в ЮФО, направить на борьбу против проявлений любого вида экстремизма и ликвидацию причин и условий, способствующих его возникновению. При этом органы прокуратуры округа не только осуществляют возложенную на них законом координацию деятельности правоохранительных органов, но и принимают самое непосредственное участие в борьбе с этим злом.
Необходимо отметить, что одним из необходимых условий терроризма как социально-политического явления служит наличие специфической среды, порождающей и воспроизводящей лиц, способных на совершение преступлений этой категории. Пока наши усилия в разрушении этой среды явно недостаточны. Позиции радикальных исламских течений на юге России по-прежнему сильны. Это следует из материалов расследованных и расследуемых уголовных дел. Ваххабизм стал изворотливее, ушел в подполье, надел кое-где одежду традиционного ислама либо спрятался под вывеской легальных общественных организаций и наращивает число своих сторонников. Совершение самых крупных и кровавых терактов в основном ваххабитами это подтверждает.
Прошедший год для нашего государства был непростым. Новые кровавые вызовы терроризма, теракты в Москве, Грозном, Ингушетии, Беслане, на авиалайнерах не могут не настраивать нас на активное продолжение беспощадной борьбы с этим злом. Основной удар Южный округ принял на себя. Этим было обусловлено наше приоритетное внимание к расследованию уголовных дел, возбужденных по данным фактам. И если пока мы не научились эффективно предотвращать акты терроризма, то успешный опыт раскрытия и расследования этих преступлений нами уже накоплен.
Управлением на Северном Кавказе завершено расследование взрыва дома правительства в г. Грозном, совершенного 27 декабря 2002 г., в результате которого погибли 71 человек, а несколько сот получили ранения. Трое организаторов теракта уже осуждены Верховным Судом Чеченской Республики к пожизненному заключению. К 23 годам лишения свободы приговорен четвертый соучастник теракта — Адамов А. М.
К 20 годам лишения свободы осужден Исрапилов Б. А., соисполнитель акта терроризма 3 сентября 2003 г. на железнодорожной ветке «Кисловодск — Минеральные Воды», в результате которого погибли 5 человек.
Верховным Судом Республики Северная Осетия — Алания осуждены к длительным срокам лишения свободы Кодзоев М. М., Арахов А. А., Илиев И. Д. и Ганиев Р. С, организовавшие подрыв автобуса с военнослужащими 5 июня 2003 года в г. Моздоке, в результате этого жестокого преступления погибли 19 человек. Кроме указанных лиц, к различным срокам лишения свободы приговорены по данному делу еще 5 соучастников преступления.
К 10 годам лишения свободы Верховным Судом Дагестана осужден Тагаев М. С., автор написанных в 1998 — 1999 гг. ваххабитских книг «Наша борьба, или повстанческая армия ислама» и «Газават, или как стать бессмертным», направленных на возбуждение межнациональной и межконфессиональной ненависти и вражды. Эти книги в ходе расследования уголовных дел изымались у ваххабитов в Кара-Махахе в Дагестане и в Чечне в ходе контртеррористической операции. В 2004 году Управлением Генеральной прокуратуры России в Южном федеральном округе были приняты к производству уголовные дела о самых тяжелых актах терроризма. Это дело о нападении на населенные пункты Ингушетии в ночь с 21 на 22 июня, повлекшее гибель 78 человек, в том числе 57 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Было ранено 113 человек. Сумма ущерба превысила 100 миллионов рублей. Преступление было раскрыто в самые сжатые сроки. Первое уголовное дело в отношении 5 лиц было направлено с обвинительным заключением в суд уже 1 августа. В настоящий момент Верховным Судом Ингушетии уже осуждены двое участников бандитской акции, рассматриваются уголовные дела в отношении лиц, принимавших участие в совершении преступления. Необходимо отметить, что, кроме того, 10 бандитов, оказавших сопротивление, были уничтожены при задержании. В том числе иностранный наемник, т. н. Абу Кутейб, правая рука Басаева. Были в ходе расследования установлены и факты прямого предательства со стороны сотрудников милиции, активно помогавших террористам, двое из них арестованы.
Теракт в Беслане расследуется тоже Управлением на Северном Кавказе. Самое трагическое событие новейшей российской истории… 330 погибших, из них 186 детей, раненых. Сумма ущерба превысила 34 миллиона рублей. Установлено, что из 31 уничтоженного террориста 14 принимали участие в нападении на Ингушетию.
Уголовное дело единственного оставшегося в живых исполнителя теракта Кулаева Н. А. 01.04.05 направлено с обвинительным заключением в Верховный Суд РСО — Алания. Дело назначено к рассмотрению на 17 мая. Группу государственных обвинителей на процессе я возглавлю лично.
Практика расследования уголовных дел следственно-оперативными группами Генеральной прокуратуры показывает, что максимальная концентрация усилий правоохранительных органов, сочетаемая с правильной координацией их действий, в подавляющем числе случаев дает положительный результат. При этом, как правило, раскрываются и преступления прошлых лет. Так были раскрыты теракты 1998 — 2002 гг. во Владикавказе в ходе расследования нападения банды Гелаева на РСО — Аланию и Ингушетию в 2002 г. и другие преступления.
В ходе расследования теракта в Беслане раскрыты взрыв военного госпиталя в г. Моздоке в августе 2003 г., а также нападение на дежурную часть Управления ФСНК по Кабардино-Балкарской Республике. Кроме того, только за последние две недели в ходе следственно-оперативных мероприятий в рамках расследования уголовного дела по Беслану было обнаружено 7 тайников-схронов с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, иным снаряжением. В них изъято около 60 автоматов различных конструкций, три пулемета, 670 гранат Ф-1, пять готовых к использованию взрывных устройств, более 25 тысяч патронов, гранатометы и выстрелы к ним. На территории Чеченской Республики обнаружен электронный архив экс-президента самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия А. Масхадова. Его изучение позволяет нам по-новому взглянуть на его роль в организации и деятельности международного террористического подполья на Северном Кавказе.
Хочу подчеркнуть, что все это — результат грамотно организованной органами прокуратуры координации деятельности правоохранительных органов в расследовании уголовных дел и предупреждении актов терроризма и других кризисных угроз.
Прошедший год характеризовался устойчивой тенденцией снижения общего числа преступлений террористической направленности на фоне увеличения тяжести их последствий. В то же время общее снижение данных преступлений в округе с 416 до 255 произошло практически полностью за счет снижения зарегистрированных преступлений о терроризме в Чеченской Республике (на 165 преступлений, или с 386 до 221). Причина этого явления, на наш взгляд, в положительной динамике социально-экономической ситуации в Республике, а также изменении состава незаконных вооруженных формирований (НВФ). В ходе проведения контртеррористической операции значительное число бандитов уничтожено либо арестовано и осуждено. Низовое звено НВФ практически полностью обновилось, и в него входит молодежь, прежде всего руководствуясь корыстными мотивами и в меньшей степени религиозными или национальными. В настоящее время практически не осталось идейных поборников независимости Чечни, ее исламского определения. Корыстная ориентация большинства членов НВФ приводит к их трансформации в организованные преступные группы общеуголовного типа. Это просто становится экономически более целесообразным. Статистика данную тенденцию подтверждает: в Чечне за год организованная преступность выросла на 25,6% (в округе на 3,4%), а ее удельный вес составил более 14% в общей статистике преступлений. На наш взгляд, эта динамика в ближайшее время должна сохраняться.
В то же время мы отдаем себе отчет в том, что пресечение, предупреждение и раскрытие преступлений террористического характера, а значит, и предупреждение иных кризисных угроз невозможно без серьезной перестройки оперативно-розыскной работы. Без твердых оперативных позиций среди населения, в негативной среде бороться с этой категорией преступлений невозможно. Банда «полковника» Расула Хучбарова перед Бесланом несколько дней стояла лагерем в 800 метрах от сел Пседах и Сагопши Малгобекского района Ингушетии. Без сомнения, жители сел об этом знали. Один сигнал сотрудникам правоохранительных органов — и страшной трагедии могло бы и не быть.
Другой пример — нападение на дежурную часть УФСНК по Кабардино-Балкарии 14 декабря, когда были убиты четверо наркополицейских и похищено значительное количество оружия и боеприпасов. Невозможно себе представить, чтобы следы этого преступления не были никем замечены в центре Нальчика, что о подготовке к нему не было известно в криминальной среде. И тем не менее никакой существенной информации от населения либо агентурной сети не поступило.
Но и здесь, как говорится, лед тронулся. Установить местонахождение Масхадова в с. Толстой-Юрт ЧР стало возможным после информации, доведенной до сведения спецслужб Республики. Этот человек в настоящее время находится в безопасности. Ему выплачено обещанное вознаграждение в размере 10 млн. долларов США. Не единичны и случаи обнаружения тайников с оружием на территории Чечни и Ингушетии при участии местного населения.
Существенным моментом в предотвращении кризисных угроз является взаимодействие правоохранительных органов со средствами массовой информации и общественными организациями, а самое главное — доверие к их работе со стороны населения. Открытость правоохранительных органов, разумеется, в разумных пределах, информированность граждан о нашей работе по раскрытию преступлений, вызвавших большой общественный резонанс, предотвращению актов терроризма, пресечению деятельности религиозно-экстремистских групп формируют у населения убеждение в неотвратимости наказания за совершаемые и совершенные преступления и способствуют консолидации общества по противодействию возникновения кризисных угроз.
——————————————————————